Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Драккар нашего времени

#------

После кончины Союза вдруг оказалось, что хобби – это очень важная для человека вещь, почище основной работы. Если раньше можно было всемерно предаваться созидательному труду в надежде дожить до цветения яблонь на Марсе, то сейчас в космос уже можно слетать и так. Правда, если ты не просто ударник, а уже герой капиталистического труда. Для всех же прочих жизнь – это будни, наполненные безрадостным и часто бессмысленным трудом с 8 до 18 (время поставить любое), чтобы заработать на любимый «конёк», без которого вообще тоска.

Можно отдаться кулинарии или выращивать баобаб в консервной банке. Но многие предпочитают безумствовать в компании единомышленников. Часто ещё и потому, что в одиночку выходит вообще ни на что не похоже.
К таким хобби относятся исторические реконструкции. Действительно, если человек соорудит себе рогатый шлем, возьмёт меч, напялит кольчугу и в таком виде выйдет на улицу, дальше ближайшего милиционера ему не уйти. А среди множества таких двуногих весьма уютно и даже мечом можно помахать.
Почему именно рогатый шлем? Потому, что эпоха викингов длилась немало и была везде – от Гренландии до Сицилии. Славное время, когда за провинности, вроде нанесения тяжких телесных, ссылали из Исландии на Средиземное море. Где задолго до России открыли, что поэт – это больше, чем поэт. Клубы, занимающиеся реконструкцией именно этой эпохи, имеются в каждой европейской стране. В России, если верить Интернету, их три десятка, да и в Украине не меньше. Ещё бы, ведь сами позвали когда-то Рюрика с командой порулить нами. Однако пророка в своём отечестве нет, и в деле восстановления дел давно минувших дней мы сильно уступаем западным коллегам в главном.
А что для викинга главное? Как человек, испортивший зубы пятилетним грызением гранита истории, рискну предположить, что это всё-таки корабль. Без «коня волн» викинги – всего лишь тяжеловооружённые пехотинцы Тевтонского ордена, которых Александр Невский в своё время учил моржеванию. Но погрузиться в эпоху Харальда Синего Зуба хочется везде, не только на берегах Балтики. Возле родного дома может не оказаться даже заслуживающей упоминания речушки. Фестивали же проводят обычно в местах, где вода есть. Появиться там в ладье, даже если её привезли на трейлере, – признак хорошего тона. И способ вызвать дикую зависть у «безлошадных» клубов.
Викингов можно поблагодарить – о незадачливых потомках они позаботились.
Конечно, у них были не только «длинные» морские суда, но и небольшие речные кнорры. Постройка такого судна ещё достаточно дешева, так что все члены клуба сразу по окончании её не отправятся на паперть. И мне не доводилось слышать резких доводов против того, чтобы восстановить какое-либо из известных судов в масштабе.
Хотя страна наша, конечно, речная и в принципе почти в любую точку можно добраться по воде, надо делать скидку на сегодняшние реалии. «Ярлы», «конунги» и рядовые «берсерки» не могут надолго отрываться от своего компьютера или бетономешалки. Путешествие же «из варяг в греки» в уик-энд не впихнёшь. Придётся воспользоваться грузовиком или трейлером. Конечно, при этом пропадает наполненная очарованием и исключительно раннесредневековой лексикой работа на волоках. Этим же вызвано и ограничение длины восемью метрами – дабы согласованиями не превращать поездку на праздник в операцию по доставке Гром-Камня.
В книге Фон Фиркса, которая является Библией в вопросе о судах викингов, приведены эскизы небольших лодок. Целесообразнее, однако, их не копировать, а поступить иначе. Поскольку шпангоуты у них близки к дуге окружности небольшого радиуса, судно получится валким. Если в лодку набьются все, чьё право за место у весла трудно оспаривать, сидеть им придётся, не шелохнувшись. Где уж тут устраивать абордаж… Гораздо практичней, хотя с делом реконструкции это слово вяжется плохо, построить упомянутое в той же книге судно из Гокстада. А непонятливым просто объяснять, что сие есть точная копия известной ладьи в масштабе 1:3. Такое решение имеет целый ряд преимуществ.
Во-первых, судно обладает прекрасной остойчивостью формы, хорошей грузоподъёмностью и мореходностью. Человек шестнадцать поместятся там легко. Во-вторых, подробно описано парусное вооружение, и можно его сделать, ничего не домысливая и не греша против истины. Такое судно может ходить достаточно круто к ветру, если, конечно, разобраться с такелажем. Зачем надрываться на вёслах, когда можно поставить парус? Наконец, выйдет полноценное судно, а не только музейный экспонат, с которого сдувают пыль и спускают на воду, затаив дыхание…
При постройке, конечно, придётся пойти на некоторые упрощения – например, отказаться от клампов на досках. Подобная роскошь была возможна во времена, когда на каждого викинга приходилось по двадцать дубов, а доски тесались топором. Сейчас вам их не сделают ни на одной пилораме, а вырезать вручную – каторга почище галерной. Несоответствие, конечно, не укроется от опытного взгляда изнутри, зато снаружи совершенно незаметно. Плюс значительно ускорит и удешевит строительство. Всё-таки это не крайность вроде драккара из стеклопластика, который был представлен этой зимой в Хельсинки. Они бы ещё двигатель внутрь запихнули.
Обшивка «кромка на кромку» – традиционный северный способ, и ещё живы старые и не очень мастера, хорошо с ним знакомые. Железные гвозди можно оцинковать, а затем накалить докрасна и опустить в дёготь, как это делали и викинги, дабы они (гвозди) не сияли бесстыдно. Определённую сложность представляет изгиб досок в оконечностях, и для чистоты эксперимента их придётся выпиливать из кривых брёвен, причём, скорее всего, вручную. Однако при известной выдержке и это реально.
Но сами ли вы втянетесь в строительство или найдётся мастер, согласный вам помочь, понадобятся чертежи корпуса с размерами. То, что судостроители называют таблицей плазовых ординат. Не у всех есть возможность метнуться на пару дней в Норвегию, в музей в Осло-Бигдё, и обмерить ладью. Ещё и не факт, что это вам позволят. И оцифровывать эскизы фон Фиркса – работа тоже неблагодарная. Но её мы уже провели. Так что если кто почувствует, что его жизнь без драккара – не жизнь, и пора закладывать киль, цифрами мы поделимся. Безвозмездно. То есть, даром.