Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Готовимся в чартер

#------

Как его планировать в принципе – я писал в «Фарватере» №4/2008. Надеюсь, что желающие провести отпуск на яхте этим летом уже всё забронировали… А сегодня – ответы для друзей капитана, уже вписанных в судовую роль и без конца достающих его вопросами: «А как всё это будет?» и «Что с собой взять?».

Что взять из дому
Начнём с того, ВО ЧТО паковать. Вопрос не праздный: на яхте объёмы рундуков ограничены и (главное!) чаще непрямоугольной формы. Потому жёсткие габаритные чемоданы или саквояжи с колёсиками зачастую просто некуда засунуть! Лучший выход – мягкие сумки или рюкзаки, которые после выгрузки (на полки и в шкафчики – как в отеле) можно будет свернуть и уложить на дно рундука.
Ещё напомню, что при посадке в самолёт в ручной клади не пропустят ничего колюще-режущего (даже ножнички!), а также бутылочки с жидкостями объёмом больше 100 мл каждая (подробнее – на сайтах авиаперевозчиков).

Документы
Загранпаспорт. Убедитесь, что он не просрочен и со свободными страничками (для визы и пограничных отметок). Если берёте детей от 5 до 16 лет (т.е., «беспаспортного» возраста), нужно в ОВИРе вклеить их фотографии в паспорт родителя (с которым они едут, естественно).
Водительские права – если по ходу планируете арендовать автомобиль или мотоцикл.
Шкиперскую лицензию – в идеале, международно признаваемого образца (от RYA или IYT). Капитану (шкиперу) – обязательно, ещё для одного члена команды – желательно.
Чартерный контракт и «Crew list» с ФИО, датами рождения и номерами паспортов всей команды (оба документа заранее высылает чартерная компания).
Деньги – с запасом на непредвиденные расходы.

Одежда
Наш чартер летом, правда? В таком случае ориентируемся на теплынь, а то и зной, но не забываем о возможном вечерне-ночном «свежачке» и брызгах на ветреном переходе – на воде прохлада всегда ощущается острее. Капитану (и тому, кто жаждет ему активно помогать) в дополнение к нижеперечисленному лучше запастись штатным непромоканцем. И ещё: на яхте стиральной машины обычно нет, посему тёплые вещи выбирайте из соображений практичности – Polartech или флис немарких расцветок. А вот нижнее бельё сполоснуть и развесить на леерах – обычная практика (только не в марине!).
Итак (это минимум, на запас берите по собственному разумению):

  • свободный (необлегающий) летний костюм (или лёгкий комплект брюки-рубашка). Должен закрывать всё тело – во-первых, от солнца, во-вторых, существуют заведения строгих правил (к примеру, рестораны), куда в шортах не пускают. Джинсовая ткань – не лучший выбор: парит и после намокания долго сохнет. Тенниску-рубашку с длинным рукавом, ещё одну сменную (если чувствительны к солнцу – минимум две);
  • шорты и футболки (когда солнцепёк миновал – самое оно). Плюс сменную футболку, лучше с длинным рукавом (от солнца). Имейте ввиду, что плавать-нырять с трубкой-маской на солнцепёке НУЖНО в этой футболке – под небольшим слоем воды нагрев кожи не ощущается, зато вечером вас придётся спасать (недобрый опыт есть);
  • трусы (3-4), плавки или купальники (2-3 комплекта);
  • носки (3-4 пары, минимум одна – тёплая);
  • на голову – обязательно бейсболку или панаму (она уши и шею закрывает). В любом случае, минимум одна запасная – в море бейсболки улетают на ура. Бандана – на любителя (лично я в ней парюсь), пробковый «колониальный» шлем – штука замечательная, но уж больно ломкая (дитё сверху село – и привет). Опытные яхтсмены дополняют головной убор стропкой с «крокодилом», который прищипывается к воротнику рубашки и гарантирует кепке долгую жизнь;
  • лёгкий свитер и непромокаемая ветровка – на случай прохлады. Есть туристические ветровки с подстёжкой из флиса – очень практичный комплект.

Специально для дам. Парэо – неплохая накидка, чтобы прикрыть плечи, не вылезая из купальника, а вот платья на яхте неудобны. И ещё хочу предупредить: в Турции девушкам не принято оголять плечи (о декольте просто умолчу), посему любительницы покрасоваться в откровенных вечерних платьях пусть приготовятся к весьма повышенному вниманию местного мужского населения.

Обувь
В идеале – три пары:

  • сандалии, лёгкие и прочные (для пеших прогулок, шопинга и ресторанов);
  • палубные туфли («топ-сайдеры»), кеды или закрытые тапочки – для яхты. Обязательно с мягкой светлой (чёрная пачкает рифлёную пластиковую палубу) и нескользящей (чтобы за борт не улететь) подошвой;
  • лёгкие береговые кроссовки (лазить по островам и «историческим каменюкам»).

Важно! Одна обувь (кеды с не тонкой подошвой или лёгкие кроссовки) должна надеваться при «купании с выходом на берег» – чтобы в подошву морского ежа не загнать.
Дополнительно капитану (и его помощнику) – резиновые сапожки (в комплекте с непромоканцем).

Гигиена
Зубная щётка, паста и бритва с кремом – как обычно, у каждого свои. Удобнее всего уложить их в один компактный прозрачный несессер – чтобы в условиях дефицита места не разбираться, где чьё. Полотенца берите, учитывая, что в комплекте яхты они тоже будут (по одному на каждого). Мыло, шампуни, гели, мочалки и шлёпанцы для душа тащить через авиаконтроли смысла нет – в местном супермаркете купите (заодно с бортовым запасом питания).
Длинные волосы на ветру развеваются и мешают – приготовьте достаточно резинок/заколок.

Здоровье
Самая большая опасность – солнце. Дико обгорев, можно напрочь испортить удовольствие от всего отдыха. Поэтому запаситесь солнцезащитными кремами, лучше с «фактором 30» (SPF, уровень защиты) и выше.
По этой же причине обязательны и солнцезащитные очки (тёмные, желательно с поляризованными стёклами). Возьмите парочку (ломаются и тонут), а ещё лучше – со стропкой, удерживающей очки на шее.
В аптечке (на борту есть, но свою – обязательно, можно одну на экипаж) ОБЯЗАТЕЛЬНЫ: пластырь (бактерицидный, несколько упаковок), дезинфицирующе-перевязочный комплект, противоожоговые, противоаллергенные и антисептические средства. Могут пригодиться также но-шпа, анальгетики, жаропонижающие, средства от насморка (от аллергического в том числе). Особ-статья в путешествиях – средства от желудочных расстройств. Отличное дополнение – гигиеническая помада (на жаре и губы, бывает, сильно трескаются).
Если кто принимает «свои» лекарства (а это, увы, сейчас не редкость) – предупредите капитана, с чёткой инструкцией, что и как в вас «вливать» в экстренном случае, включая и плохую переносимость качки… Впрочем, вероятность и значимость этого фактора обычно переоценивают: толковый шкипер подскажет, что делать, если начинает «мутить» (описано в «Фарватере» №5/2008), и до медикаментов обычно не доходит.

Техника
Фотоаппарат, видеокамера, мобильные телефоны. От электробритвы лучше отказаться – воспользуйтесь станком. Фен будет работать ТОЛЬКО в марине – когда судно подключено к сети 220 в. Утюг – не яхтенный девайс в принципе.
О зарядках: на борту обязательно будет гнездо прикуривателя, посему можно взять автомобильные. Но если помимо яхты предполагается жить и в отеле (до или после чартера), то лично я считаю более удобным прихватить небольшой инвертор (12=>220 в, он размером с пивную банку), дополнить его компактным тройником и пользоваться привычными зарядками на 220 в.

Остальное
Перчатки для работы со шкотами – шкиперу обязательно, его помощникам – смотря по серьёзности запланированных переходов (в общих случаях – работа, не слишком напрягающая руки).
Муринговые брезентовые рукавицы (очень желательно) – одни на экипаж. Если долго лежащим в воде тросом давно пользовались, он обрастает ракушками, которые запросто изрежут руки.
Боцманский нож (со стропорезом и свайкой) очень желателен, но не забывайте, что в аэропорту его придётся сдать в багаж.
Для души обязательно возьмите одну-две хороших книги. Можно и набор игр (шахматы-шашки-нарды).
Всё остальное – постельные принадлежности, посуда, карты, штурманский инструментарий, бинокль и пр., и пр. – уже на борту яхты. А расходные бытовые мелочи купите в супермаркете заодно с провиантом.

Наши апартаменты
Обычная каюта круизной яхты вмещает двуспальную (или двухъярусную) кровать (над которой не всегда просторно), шкафчик с плечиками для одежды, полки (в шкафчике и открытых) для подручного и рундуки (не всегда большие) под койкой и пайолами (так на судне называют пол). Объёмов шкафов и полок редко хватает для всего привезенного, поэтому туда выкладывают лишь необходимое, а взятое «на запас» (обычно тёплую одежду и непромоканец) оставляют в сумке, которую засовывают в рундук. Трюмы яхты не разделены герметично по длине и ширине судна, поэтому не исключено, что в рундуке может появиться вода (дождём или волной набрызгало и пр.), посему вещи лучше упаковать в полиэтиленовые мешки. Всё ценное и хрупкое (фото-видеотехнику, КПК, мобилки…) нужно ВСЕГДА класть так, чтобы они не сваливались при качке и сильном крене. На полке, над которой врезан иллюминатор, нельзя оставлять неводостойкие вещи.
Рядом с кроватью можно стоять в полный рост (например, чтобы одеться). Каюты редко запираются на замок (из соображений безопасности), само собой, перед входом в чужое обиталище нужно постучать. В каюте раскладывают личные вещи и спят, а основное время проводят вне её.
Двери из всех кают выходят в кают-компанию (или салон), где есть большой (на всю команду) обеденный стол, камбуз (кухня, по-моряцки) и место штурмана. На яхтах до 50 футов даже нанятый шкипер – редкость, а уж стюард – тем более. Поэтому все мы на борту – члены команды, которая сама себя обслуживает: закупает продукты, готовит пищу, убирает после себя. В нашем «доме» на воде (комфортабельном, но не слишком просторном) для этого есть горячая и холодная пресная вода, холодильник, газовая плита (как правило, с духовкой), посуда и приборы, а также прочая кухонная утварь.
Над штурманским столом обычно укреплена автомагнитола (CD, DVD, а то и с гнездом для «флэшки» – нужно уточнять у чартерной компании для каждой конкретной яхты), а ещё розетки на 12 (типа автоприкуриватель) и на 220 В (если на судне нет генератора или преобразователя, такое питание есть только на стоянках – когда береговой кабель подключен).
Санузлы (они же гальюны по-морскому). Их может быть от одного на яхту, до индивидуального при каждой каюте. По функциональности там всё, как в совмещённом «отельном», кроме одного – с непривычки тесно. Однако при пользовании душем помним о трёх существенных нюансах. Первый: вода поступает из бортовых баков, которые можно дозаправить ТОЛЬКО в марине (другими словами – экономьте воду!). Второй: горячая вода на борту судна бывает на ходу (её греет двигатель) или в марине (когда включен электробойлер). И третий: после себя нужно включать помпу, которая откачает воду из поддона (куда всё стекает) за борт. Зато в любой марине можно сходить в береговые души – там и просторно, и вода без ограничений.

Свежий воздух и техника безопасности
Удобный трап (это лестница, кто не в курсе) ведёт из кают-компании в кокпит – основное место на ходу для экипажа. Здесь уютно (тем более, над головой – тент от солнца, т.н. «бимини») и безопасно, но иногда может быть суетно, поскольку именно сюда сходятся почти все концы для управления парусами (к тому же под сидениями – объёмные рундуки со шкиперским скарбом). Поэтому не удивляйтесь, если перед поворотом или швартовкой вас попросят пересесть (перелечь), а то и удалиться. Зато на стоянке в кокпите открывается большой стол. И именно здесь самое подходящее место для обеда на свежем воздухе. Если на корме судна два штурвала, то нужно помнить, что второй крутится синхронно с первым (другими словами, не стоит сквозь него просовывать руку, чтобы взять, к примеру, банку с пивом).
Палуба – замечательное место для сидения и загорания. Но надо помнить, что для неподготовленного человека здесь полно опасностей: через систему блоков протянуты различные снасти, над палубой поднимаются и перемещаются паруса, она поката, что может быть опасно при крене, а ещё здесь в различных местах прикручены металлические фитинги, о которые запросто сбиваются пальцы ног. Поэтому, если вам на идущей яхте захотелось подышать ветром или позагорать на палубе: 1) обуйтесь; 2) спросите разрешения у рулевого; 3) ходите только по наветренному (верхнему) борту. На волне лучше вообще избегать лишних хождений по палубе. Если же вам нужно это сделать, то:

  • всегда одну руку держите свободной и перехватывайтесь ею за поручни, релинги и «статические» троса (леера, ванты) по всему маршруту передвижения (англичане говорят: «Одна рука – для судна, вторая – для себя»);
  • «прокручивайте» в голове маршрут своего передвижения: за что будете держаться, как перехватываться, куда ставить ноги, как разворачиваться и возвращаться в кокпит. Даже мелочная травма или ушиб могут стать проблемой в море, поэтому проще их избегать.

Всем, кто не умеет плавать (в первую очередь, детям) – одеть жилеты. Впрочем, шкипер наверняка проведёт небольшой инструктаж, «что на борту можно, а чего нельзя» (по пунктам – в «Фарватере» №5/2008). А ещё распределит обязанности каждого на швартовочных операциях – именно в этих случаях ему потребуется помощь 1-3 толковых членов экипажа.

О «злых» капитанах
У капитана на любом судне – особый статус. Он несёт полную личную ответственность за всё, что происходит на борту. В том числе административную и даже уголовную – не дай Бог несчастный случай. Именно поэтому и права у него исключительные: капитан может наложить вето на всё, что его не устраивает на судне. Демократия на борту допустима только в той мере, какую позволит капитан. Его приказы выполняются без задержек и в точности, а обсуждаются уже потом, и только на берегу. В случае неподчинения приказам капитан имеет полное право списать вас на берег, а в случае отказа (а тем более сопротивления) – вызвать полицию.
Помните о «дамокловом мече» ответственности над этим человеком и относитесь с пониманием ко всем его просьбам и указаниям – наверняка в них есть смысл даже тогда, когда вам так не кажется.

Дела меркантильные
Прибыв на лодку, каждый член команды делает взнос в судовую кассу, из которой потом оплачивается «стратегическая» заготовка продуктов, стоянки, топливо, а также различные непредвиденные расходы (мелкий ремонт). Обычно взнос в судовую кассу составляет 100 евро. Персональные удовольствия, типа ресторанов на берегу, каждый оплачивает сам.
Ещё один взнос – на покрытие возвращаемого страхового депозита. Из этих денег чартерная компания компенсирует расходы на ремонт и доукомплектование яхты в случаях, которые не покрываются общей страховкой (самые частые варианты: потеря кранцев, сколы и царапины на корпусе от неудачной швартовки…). Обычная сумма – 1000-1500 евро. Если «приключений» не было, деньги возвратят сполна. Кстати, осознание финансовой ответственности отрезвляет многие «горячие» головы, заставляет аккуратнее относиться к яхте и её оборудованию.
Лучшая практика – выбрать яхтенного казначея, который и будет контролировать приходы/расходы из судовой кассы, а после похода «подобьёт баланс», раздав поровну остатки.

Как проходит чартер
Пока капитан принимает судно (ответственная процедура, которая иной раз растягивается на пару часов), команде следует закупить продукты в местном супермаркете (не забудьте о «расходниках» и средствах для камбуза и душа). Естественно, с учётом индивидуальных предпочтений и непереносимостей (предупреждать заранее!). Расчёт – на плотное двухразовое питание (завтрак и ужин) плюс перекусы на переходах (в жару и кушать не особо хочется). Раз в два дня вместо ужина можно запланировать ресторан (это из усреднённой практики, а реально всё зависит от избранного района, режима переходов и личных предпочтений). Очень много потребляется напитков (днём жарко). Алкоголем лучше не злоупотреблять – на жаре он коварен и морскую болезнь стимулирует (особенно при похмелье).
Обычный режим: выход утром, после плотного завтрака, переход на очередную стоянку после обеда. Осваиваемся на новом месте, спокойно кушаем. Затем – обход/осмотр местных примечательностей-магазинов-красот-ресторанов.
На переходах скучно не будет – это не отель. Постоянно меняется пейзаж, удовольствие от самого движения (особенно – под парусами), все охотно стоят ходовые вахты, тягают шкоты. Яхта сама по себе – уже активный отдых и совершенно необычный для новичка процесс. Для «недоедающих» – чисто яхтенные развлечения, к примеру, плавание за яхтой на шнурке или же на доске-поплавке. Излишней активности (многие пытаются взять с собой виндсерфинг, акваланги и даже велосипеды) просто не нужно – на практике всем этим пользуются от силы раз. Тем более, что в цивилизованных местах, если очень приспичит, всё можно арендовать прямо на месте, и не надо тарабанить это через границы и таможни.
О приготовлении пищи: каждый старается «забацать» что-то особенное. А уж если вы умеете и любите рыбачить, то уверяю – весь экипаж будет рад свежей рыбе на ужин (только заранее предупредите шкипера, что вы собираетесь заниматься рыбной ловлей на борту, – есть нюансы).
Впрочем, много рассказывать здесь бессмысленно – лучше один раз попробовать. И уверен, что в следующем году всё вышеизложенное вы дадите прочесть вашим друзьям. Которых «заразили» собственными эмоциями после возвращения домой…


Чтобы не «пролететь» вообще
И всё же сначала напомню: опытные чартерники бронируют яхту заранее. И дело не только в экономии денег (впрочем, лишние несколько сот евро на дороге не валяются). Просто спрос на этот отдых такой, что можно остаться вообще без лодки. Да, это не шутка: ещё в середине апреля директор «Pupa Yachting» г-н Джан Эрертем лично искал яхту на нужные мне сроки июня. Это, на минуточку, в самой большой чартерной компании Турции! В итоге отпуск пришлось «сдвинуть» на неделю. Я поражался:
Неужели даже в кризисный год у Вас не убавляется клиентуры?
Наоборот, добавилось! Вот смотри (показывает мне график занятости яхт), насколько мало «окон» осталось. На сегодня у нас зарезервировано на 39% больше, чем в это же время год назад! Все понимают, что под давлением кризиса именно большие компании остаются потенциально надёжными. Лодки ведь зимой-весной заказывают, а вдруг к лету чартер-поставщик обанкротится?! Деньги-то, может, и вернут (хотя нервотрёпка обеспечена), а вот отпуск точно накрылся… У нас же налицо стабильность – отсюда и наплыв.
Т.е., люди реагируют именно на «сильные» компании?
Не только. Очень важно живое общение. «Pupa Yachting» участвует во всех крупных международных выставках – народ приходит, задаёт вопросы, обсуждает варианты… Рынок чартера очень плотный, у клиента широкий выбор, а больше он доверяет тем, с кем можно пообщаться «глаза в глаза». Один раз пропустили Бот-Дюссельдорф, в результате за год недобрали целых 20%! Но в этом году недобором не пахнет. И украинцы тоже именно сейчас начали гораздо активнее заказывать…


В чартер – всем семейством
…А ещё я сказал с г-ну Эрертему, что в этом году хочу взять в чартер своих детей (3-7 лет) и спросил, многие ли так делают. Джан оживился:
Да, очень многие! Голландцы часто семьями приезжают, французы… Но больше всего мне запомнилась компания из Норвегии: у них на яхте детей было столько же, сколько и взрослых, отходящее судно напоминало муравейник. И, знаете, я видел их лица по приходу – впечатления были написаны на них крупными буквами. Приезжайте семьёй – не пожалеете.
А спасательные жилеты для малышни брать?
Нет, конечно! В «Pupa Yachting» это штатные опции – и детские жилеты, и сетка по периметру леерного ограждения. Только предупредите нас заранее – всё подготовим…