Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Выбираем плоттер

#------

Электронные навигационные приборы доступны любому, готовому потратить на них несколько сот долларов. Но что купить: навороченный карт-плоттер или ПК с GPS-приёмником? И какой вариант лучше: переносной или стационарный?

У четырёх практикующих выпускников курсов Yachtmaster Instructors спросили, что они думают об использовании карт-плоттера. Первый сказал, что классическую навигацию он считает более важной. Второй – что опасно полагаться целиком на электронику, что шкипер, не умеющий работать с бумажными картами, ставит под серьёзнейшую угрозу жизнь экипажа. Третий считает, что плоттер произвёл революцию в навигации благодаря автоматической визуализированной прокладке на карте. И только четвёртый попал в точку, начав так: «всё зависит от того, что вы понимаете под карт-плоттером…».
Да, сегодня любой магазин навигационных товаров буквально забит экранами плоттеров – от изящных портативных до действительно больших карт-плоттеров, от ручных до стационарных. Можно даже встретить большой экран без всяких видимых источников информации – оказывается, он работает в паре со встроенным бортовым компьютером.
Что же взять? Первым делом, ещё до выбора производителя, следует определиться с типом плоттера. Это значительно сузит дальнейший диапазон поиска. Потом выбрать формат карт, чтобы глаз радовался и карман не отягощался. И, наконец, само устройство в плане дружелюбности интерфейса и удобства пользования, в рамках разумного бюджета.

Портативные плоттеры
«Портативники» грубо делятся на ручные (или карманные) GPS-навигаторы с функцией картографической информации и на большие плоттеры.
Ручные GPS
Они обеспечивают начальный уровень навигации. Хотя последние модели и позволяют достаточно быстро просмотреть карты, их экраны малы для полноценной навигационной системы. Пожалуй, это больше отличное дополнение к варианту «бумажные карты – GPS-навигация».
В современных устройствах уже есть все функции, которые раньше были лишь на дорогих стационарных GPS-приёмниках. Вы можете оперативно активировать дисплей отклонения от курса, записывать треки, использовать функцию «Человек за бортом», оперативно менять путевые точки маршрута. И, пожалуй, главное: теперь можно легко и просто наносить путевые точки и маршруты – намного легче, чем вручную «забивать» значения широты/долготы.
Далеко в море, когда обстановка меняется медленно, ручные приборы очень хороши. Но в непосредственной близости от берега, в канале или проливе всегда хочется смотреть на большой участок довольно подробной карты, а слишком малый экран именно этого и не позволит. Вам придётся либо часто менять масштаб, чтобы то сориентироваться в пространстве, то проконтролировать близлежащие опасности, либо постоянно сверяться с бумажной картой, что, в свою очередь, потребует очень быстро переносить на неё свои координаты. Именно поэтому, если вам придётся часто ходить в малознакомых стеснённых водах, изобилующих опасностями, пользоваться ручным плоттером не рекомендуется.
Большие «портативники»
Всё то же самое, но не в столь жёсткой форме, справедливо и для больших портативных плоттеров. Их экран гораздо крупнее – до 4 дюймов. Вместе с тем, при хорошей экономичности, прочности и водонепроницаемости корпуса они ещё не столь громоздки – можно носить в обычном непромокаемом кармане. При условии, что вы имеете полный комплект бумажных карт и регулярно вносите в бортовой журнал или отмечаете на карте ваши координаты, портативные карт-плоттеры можно рассматривать как автономные устройства. Будучи независимыми от бортовой сети судна, они станут отличной подстраховкой стационарного плоттера. Лучшие модели оснащены достаточно яркими дисплеями, что полезно при использовании в кокпите. Встроенная антенна может плохо работать внутри помещений – подключимся к внешней…
Лучшие образцы показывают всю многоуровневую информацию, доступную на больших плоттерах, включая высоты прилива, которые порой столь необходимы. Более того: на штурманском месте можно установить штатный кронштейн с разьёмом: прибор работает теперь в режиме стационарного (вплоть до взаимодействия с другим навигационным оборудованием, хотя не все модели на это способны – нужно проверять). Вдруг что – карт-плоттер оперативно извлекается и выносится в кокпит. Именно в этом его главное преимущество перед стационарным.

Плюсы и минусы:

  • Портативный плоттер большого размера может оказаться чрезвычайно полезной опцией. Функционально он почти не уступает полномасштабному прибору, в то же время его можно унести в кармане домой, где ещё спланировать маршрут на следующие выходные. Его вполне достаточно для небольшой яхты, такой хорош при работе в кокпите и/или как запасной вариант для больших яхт. У разных моделей качество экрана варьирует, поэтому перед покупкой оцените его на солнце.
  • Ручной GPS-плоттер – большой шаг в сторону улучшения потребительских свойств простого GPS-приёмника. Но он не заменит бумажную карту с почасовой штурманской прокладкой – слишком мал экран. Поинтересуйтесь стоимостью необходимого пакета электронных карт. Дело в том, что устройство может быть недорогим, а вот большая площадь нужных карт потребует и затрат немалых.

Стационарные плоттеры
Они крепятся на переборку или в кокпите. Ассортимент: от простых 6-дюймовых устройств до 12-дюймовых многофункциональных сетевых мониторов. «Стационарники» запитываются от бортовой сети, их внешние антенны обеспечивают стопроцентный приём.
Хотя карт-плоттер с полным интерфейсом рассчитан на профессионала, он довольно прост в использовании. Приборы с экраном 9-12 дюймов вселяют достаточную уверенность, и бумажные карты в штурманском столе – запасной вариант. Если вы ведёте бортовой журнал, «в случае чего» сможете восстановить свой путь на другом приборе или бумажной карте.
Продвинутые модели плоттеров можно подключать к автопилоту, который и поведёт вас от точки к точке, пока вы любуетесь меняющимися пейзажами. Для лодок, оборудованных радаром, я бы посоветовал модели, которые делят экран пополам – чтобы одновременно контролировать карту и показания радара. (На моём плоттере эти изображения накладываются непосредственно на карту – весьма нужная функция, ибо если данные с радара выводятся на отдельный экран, бывает трудно интерпретировать карту по картинке радара.

Плюсы и минусы

  • Постоянно находящийся на борту карт-плоттер – идеальное решение для любого судна. Не буду перечислять все преимущества, скажу только, что затраты времени и сил на освоение этих приборов несоизмеримо малы в сравнении с получаемым эффектом. Только помните: размер экрана имеет первостепенное значение.
  • Привязанность к месту установки прибора.

ПК-плоттер
С программами для карт и другими приложениями может работать и лэптоп (ноутбук). Такие программы идентичны или даже лучше «зашитых» в стационарные плоттеры, да и размер экрана у лэптопа не ограничен – преимущество налицо. Скажем, многие программы прямо на карты накладывают информацию о погоде – эта функция вне досягаемости «стационарников». Есть программы, по эмпирическим данным о приливах генерирующие наложенное векторное поле течений, некоторые могут даже спланировать ваш маршрут в соответствии с предполагаемыми погодными условиями… Ещё одно преимущество ПК-плоттеров в том, что на них можно использовать растровые сканы карт – цифровые копии бумажных, вплоть до серийного номера. Если вы предпочитаете карты с векторной графикой, такие тоже несложно найти в продаже, есть софт для работы как с растровыми, так и с векторными картами.
Однако установка и настройка ПК-плоттера сложнее, чем стационарных устройств. Вам придётся «познакомить» лэптоп с GPS-приёмником. А поскольку GPS оснащен последовательным портом, сразу возникает вопрос о согласовании устройств, ведь современные компьютеры ориентированы на USB…
Во многих отношениях лэптоп предлагает дешевое решение для штурманской работы с электронными картами, но ПК менее устойчиво работает, в отличие от стационарных плоттеров. И ещё есть угроза отказа ПК в условиях сырости.

Плюсы и минусы

  • Компьютерный софт более функционален, имеет разнообразные опции, возможность апгрейда… – во многих отношениях лэптоп гораздо удобнее и дешевле для штурманской работы с электронными картами. К тому же при огромном (сравнительно с обычным карт-плоттером) размере экрана ПК-плоттер остаётся, по сути, мобильным прибором.
  • В отличие от специализированного оборудования рядовой ноутбук не рассчитан на длительную работу в морских условиях. То есть, не стоит рассчитывать на его безотказную работу в длительном походе.

Заключение
Выбор плоттеров широк, и каждый может найти что-нибудь себе по вкусу. Какой бы карт-плоттер вы ни выбрали, убедитесь, что предлагаемые для него карты вам подойдут, что их информация для любой потенциально интересной вам области достаточно детальна.
Желаем удачи в электронной навигации, однако не забывайте вести проверенный временем бортовой журнал!

По материалам статьи Тома Канлиффа в Yachting Monthly.
Подготовил Борис ПОСТНИКОВ.


Растровая или векторная графика
Растровые карты – это фактически фотографии бумажных карт, которые можно выводить на экран компьютера, что облегчает жизнь людям, привыкшим именно к бумажным картам. Векторные карты интерактивны, благодаря многоуровневым слоям с данными можно подвести курсор к объекту (бую, навигационным огням, глубинам) и, выделив его кликом, получить дополнительную информацию. Наиболее продвинутые пользователи предпочитают векторные карты.


Портативные плоттеры
Работают от автономного источника питания, имеют внутреннюю антенну. Размер экрана (по диагонали) от 1,5 до более практичных 3,5 дюймов.

Стационарные плоттеры
Крепятся основательно, питаются от бортовой сети и обслуживаются внешней антенной. Некоторые модели могут быть полностью интегрированы в другие судовые системы.

ПК-плоттеры
Имея на борту компьютер и GPS-приёмник, вы можете использовать обширный багаж картографических программ, электронную почту, иметь доступ в Интернет, хранить фотографии.


Наладонники
Поскольку на маленьком экранчике карманного плоттера надо рассмотреть навигационную карту, то бумажные карты стоит считать не просто запасными.
У таких плоттеров, как правило, есть все функции обычных GPS-приёмников. Ошибка отклонения от курса допускается, как и в более дорогих устройствах. Прорисовка промежуточных пунктов или всего маршрута на карманном плоттере намного легче перерабатывания координат долготы/широты на цифровом GPS-ресивере.
Наладонники отлично подходят для быстрой сверки маршрута в кокпите, навигации вблизи берега или грубой фиксации точек для последующего переноса на основную карту.

Более крупные портативные карт-плоттеры
Размер экрана позволяет легко читать данные в дополнение к выведенной на экран карте. Многие портативники сейчас показывают полные данные о высоте прилива, включая персональную информацию по вторичным портам (информация по приливам высчитывается в них по данным для близлежащего основного порта). Крупный портативный карт-плоттер позволяет осуществлять доступ к многоуровневой информации на векторной карте.
Аппроксимированный трек покажет, где вы окажетесь, если курс, скорость и прилив не будут меняться (плоттер выдаёт такую информацию, если вы задействовали соответствующую функцию).