Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Вот мчится тройка.., или Новое поколение Beneteau Oceanis

#Beneteau

Надо быть гигантом мирового яхтостроения, чтобы так лихо снять с производства весьма востребованный сегмент модельной линейки. Надо быть эстетами-французами, чтобы заменить его троицей в едином, весьма щегольском, стиле. И надо быть Beneteau, чтобы поднять при этом "планку" комфорта и функциональности на новый уровень – догоняйте, конкуренты!
…Начало марта, тихий городок Ла-Сьота (родина братьев Люмьер, кстати), тест-ивент Beneteau для журналистов со всего мира – все условия, чтобы обстоятельно изучить новичков.

Общие "фишки"
Ошвартованные рядышком, новые лодки смотрятся не просто родственницами – близняшками. Решительно подчёркнутые скулы в широченной кормовой части корпуса, ряд приличного размера окон по всей длине борта, длинные плоские приземистые рубки, над кокпитом – симпатичные арки, на которые заведены гика-шкоты. И ни намёка на угловатую техногенность, столь популярную нынче – лодки по-французски изящны.
Одна из главных "фишек" всей серии – откидной (на электроприводе) транец. Тонкость в том, что откидывается он заодно с лавкой в корме кокпита. На ходу эта лавка перекрывает кокпит с кормы, обеспечивая психологический уют и сидения рулевому с друзьями и подругами. А на стоянке она опускается (оставаясь горизонтальной!) почти до уровня воды – теперь это купальная платформа! Откровенно умное решение: платформа не "откусывает" часть полезной длины. А стационарное сидение в корме не упадёт за борт, как закладные вставки на большинстве "одноклассников".
Минусы? Электропривод – это, конечно, удобно, но вдруг бортовая энергосистема выйдет из строя… И ещё: лавка сделана плоской. В режиме площадки это хорошо, а вот в режиме сидения – только при отсутствии крена. При длительной лавировке в сильный ветер рулевой замучится на "горке" сидеть. Тем более, что и стоя не лучше: "креновые" упоры небольшие и разнесены, по моему мнению, недостаточно.
А вот открытые со стороны кокпита рундуки под боковыми сидениями рулевого откровенно понравились – на длинном переходе ходовые концы шкотов (а также брасов и закруток) будут "жить" там, а не валяться под ногами. И шкотовые лебёдки стоят удобно: оперируются как из кокпита, так и рулевым (пробовал). И комингсы кокпита сверху широкие и плоские – сидеть на них удобно. И кокпитный стол с поворотным чартплоттером в кормовом торце и двумя (а не одним) ёмкими рундуками (один из них – полноценный холодильник!) – тоже хорошо.
На всех трёх яхтах рядом с рукояткой реверса красуется и джойстик – манипулятор парковки Dock&Go (она же, расписанная в "Фарватере" №2/2012 система 360 Docking от Jeanneau, – верфи имеют общий технический отдел, который трудится сразу на два брэнда). Система настолько упростила швартовку, что шкиперы действуют порой ну очень небрежно – тот самый случай, когда умная техника "расслабляет".
Арка поистине многофункциональна: на неё заведены блоки гика-шкота ("точечно", без погона), к ней закреплены очень уместные в этом месте поручни, она же – опора тентовых козырька-брызговика и бимини-топа. И на неё же выведены плафоны освещения кокпита. Что правильно: штатные здесь "настольные лампы", конечно, симпатичны, но рано или поздно сбиваются локтями входящих в каюту.
Уже упоминал, что рубки у всех новых Oceanis длинные и плоские. Читай – обитаемые: на стоянке (а в слабый ветер – и на ходу) здесь будут разложены матрацы солярия или игрушки детворы. Люки – не помеха: они сделаны заподлицо с палубой. Было бы ещё лучше, если бы бегучий такелаж с мачты спрятали под пластик.
Вант-путенсы разнесены широко – на борта. И проходя здесь по палубе, лучше всего ощущаешь размер лодки: на Oceanis 48 достаточно лишь отклонить голову от основной ванты, на 45-й уже убираешь плечо, а на 41-й лучше "обойти" ванту, шагнув по рубке.
На носу предусмотрены мощные закладные для внутренних штагов и (перед релингом) – для геннакера. Каретки генуи – с вполне "взрослыми" талями настройки положения. Фаловые лебёдки на рубках – с электроприводами. И очень важный пункт: проектировщики отодвинули мачту в корму (с привычных в последнее время 42% длины от форштевня до 47%), соответственно урезав грот и увеличив геную. Считаю, для круизёра это плюс: стаксель мобильнее в уборке и рифлении, а чем меньше грот, тем проще с ним справиться при недостатке квалифицированных рук.
Внутри лодки стали ещё просторней и "воздушней". Визуальный эффект усиливается обилием белых зашивок и большими бортовыми иллюминаторами. Носовые каюты просто преобразились: в них теперь не ощущаешь себя оторванным от происходящего наверху – всё в окна видно. Аналогично и в кормовых, в каждой из которых есть большое окно в кокпит. Очень понравилось.
Освещение везде светодиодное плюс декоративные фоновые подсветки (тоже дань эстетике). Открытые двери фиксируются магнитами, а каждый люк укомплектован парой шторок – затеняющей и "москиткой". Значительно добавилось зеркал. Одно из них оформлено очень по-домашнему: у входа, с полочкой (явно для расчёсок) и тумбой. Поручней хватает, а где их нет – отбортовка столов толстая и ухватистая. Единственное замечание: поручни трубчатые, со свободными торцами, на которые я несколько раз "надевался" то карманом, то ремешком фотокамеры. Опасно. И фурнитуру качественной не назову: на всех новых Beneteau (включая Sense и моторные) обязательно находились неработающие кнопки-защёлки… Зато практически во всех шкафчиках и ящиках – либо доводчики, либо смягчители удара.
Основная "фишка" салона – трансформируемый штурманский уголок. Его столик по рельсу движется вдоль судна: можно прижать столик к камбузу или переборке, а можно оставить посредине. Соответственно передвигаются (тоже по рельсу) "табуретки" под столом. Редкая вариативность. Мне представляется, что на дальнем переходе штурман выберет себе одно из крайних положений (лицом по ходу или спиной – как удобно), а на стоянке столик можно поставить в среднее положение и использовать как кофейный (компьютерный, для игры в шахматы…).
Решение интересное, но не однозначное. Как для штурманского, столик откровенно маленький – даже "половинные" карты, распространённые в Средиземноморье, туда не лягут. Красные фонарики подсветки укреплены на самой тумбе, по краям: получается, если столик в центре, – они слишком далеко от рабочей поверхности. А если в столик сложены карты и лоции (как обычно), то кофейным ему лучше не быть – рано или поздно прольют… Впрочем, согласен с тем, что в режиме неспешного круиза по бухтам и маринам от Турции до Испании графическую прокладку сейчас мало кто использует, потому значимость добротного штурманского места резко упала.
Носовые каюты на всех трёх яхтах – оунерские. Там и полок, и шкафов хватает, – вполне можно обосноваться по-домашнему. А вот складские объёмы в кормовых каютах, увы, не восхитили. Явно "чартерные", не для долгой жизни на борту. Повод для потенциальных покупателей задуматься о 2-каютной планировке, где мест для хранения явно больше.
Кстати, о кормовых каютах: далеко не все замечают, что они асимметричные! В правой каюте двойное спальное место явно шире, чем в левой. Соответственно, влево сдвинут "парадный" трап (очень комфортный, кстати, его наклон 45 градусов!) и сам выход в кокпит. Конструкторы, считаю, решили разумно: люди ведь очень разные по комплекции и требованиям к спальному простору. Любители спать раскинув руки/ноги – направо, а отдыхающие "солдатиком" (или дети/подростки) – налево!
Санузлы просторные, с отдельными душевыми кабинами за прозрачной дверцей. Единственное замечание: в душе хотелось бы видеть скобу на подволоке – "непромоканцы" сушить. Французы мысль записали – надеюсь, прикрутят…

Oceanis 41
Для этой яхты предусмотрено 3 планировки: 2- и 3-каютная, с одним и двумя санузлами. Если в оунерской (носовой) нет санузла, там есть дополнительный шкафчик и рабочий (под ноутбук) столик с табуреткой. Именно такую (3-каютную) модификацию я и рассматриваю.
Рабочий столик – хорошая опция: каюта без санузла смотрится по-настоящему ёмкой, и в функциональности прибавила (в столике ещё прячется трюмо). В изголовьях кровати прикручены мягкие спинки – можно, опершись, читать, поглядывая в окно. Если вечер – индивидуальные лампы есть.
В салоне за обеденным столом сядут четверо-пятеро; напротив, за штурманским столиком – ещё двое. Общаться за чаем вполне приятно, а вот отобедать за общим столом не получится – только каждый за своим. Расширить бы его откидной секцией, но мешает мощная труба подмачтового пиллерса. Некорректно получилось.
Камбуз хорош: две большие раковины, 2-конфорочная плита с духовкой, вполне ёмкий холодильник с вертикальной и боковой загрузками. И ящиков для утвари должно хватать на 6 человек экипажа. Г-образная форма камбуза почти исключает удары ногами о педаль водяной помпы (обычная проблема в проходе).
Ширина кроватей в изголовье: в правой каюте – 156 см, в левой – 138 см. На этой лодке асимметрия наиболее выражена. Но, повторюсь: мне идея нравится.
Широченный кокпит: от комингса до комингса 233-250 см! Соответственно, стол большой площади и ёмкая тумба в его центре. За арку очень удобно держаться на кренах, этим немного компенсируется отсутствие "коридорчика" перед входом в каюту.
Под обеими рулевыми местами – здоровенные рундуки. Но если правый используется нормально (мы туда кранцев набросали), то левый можно открыть только при откинутой площадке – неудобство. Спасательный плот – в соседнем рундуке, тоже под лавкой. Конструкторы снабдили его съёмной (а не откидной) крышкой, чтобы не зависеть от аккумуляторов (вдруг "коротнут" в самый ответственный момент…), но каково в экстремальных условиях вытаскивать из-под лавки тяжёлый плот, я с трудом представляю.
На ходу лодка хороша: чуткая и отзывчивая, при этом отлично уцентрована и вплоть до больших кренов отлично лежит на курсе. Забегая наперёд – эти же комплименты применимы и к Oceanis 45. Обе лодки хорошо отыгрывали волны, неплохо разгонялись на порывах – даже в полуштилевой ветер (был у нас и такой) я бы их "тупыми" не назвал.

Oceanis 45
Здесь кокпит ещё шире: 260-280 см! Работается в нём удобно как на штурвалах, так и со шкотами. И на руле лодка очень послушна – ещё не First, но недалеко от него.
В носу устроена глубокая шкиперская кладовая для бухт и парусов. И палуба заметно просторнее. В остальном – близняшка 41-й.
Под палубой предусмотрено 4 варианта расположения: 2, 3 или 4 каюты; 2 или 3 санузла. Если при каждой из кормовых кают "свой" санузел, то оба они совмещённые (но приятнее, когда душевая кабинка отдельная). У нас, считаю, оптимальная компоновка – с тремя каютами, Г-камбузом и парой больших туалетных.
Самое заметное отличие от "младшенькой" (кроме возросшего объёма, конечно) – сдвинутый к переборке пиллерс и появившаяся двойная лавочка у стола. Теперь за обедом соберётся весь экипаж, 6-7 человек. Ещё 2 места за штурманским столом – само собой. Скрытый под лавочкой пантограф позволяет переставить её под стол, освободив проход. Практично придумано. Как и небольшой бар в тумбе, с холодильником на 4 бутылки – горлышки под руками у сидящих. Смущает только наклонное положение ячеек без дополнительной фиксации – при брочинге на левом галсе бутылки могут вывалиться…
Камбуз явно добавил в объёмах, в одном из шкафов обнаружилась микроволновка. Единственное: выдвижной ящик только один, без перегородок, и низковато расположен: оперировать столовыми приборами будет не очень удобно.
Кровать в носовой каюте (владельца) дополнена входами с обеих сторон – на неё уже не надо влезать. А в корме увеличилась левая каюта: ширина её кровати в изголовье 149 см, тогда как правая осталась 156, как на Oceanis 41. Ещё раз отметил, до чего всё же замечательная идея – окна из кормовых кают в кокпит: встал с койки и, даже не выходя в салон, сразу оценил обстановку (заодно удостоверившись, что рулевой на вахте не уснул). Кстати, приватность этих кают не страдает: окна затемнённые и расположены так, что лежащего на кровати не видно в принципе, у стоящего – только лицо и шею.

Oceanis 48
Самая просторная из "сестричек" и самая вариативная по количеству кают: от двух до пяти (в последнем, откровенно чартерном варианте нет, правда, штурманского стола и все 3 санузла совмещённые). А у нас 3-каютник: большие апартаменты владельца в носу и две кормовых с широченными (справа 170 см, слева 153) кроватями. Но основная "фишка" планировки, безусловно, в носу.
Мало того, что каюта действительно очень просторная (в центре – хоть лезгинку танцуй!), а туалет вынесен в отдельное от душа помещение. Так ещё сама душевая сделана прозрачной кабиной внутри каюты! Мечта влюблённой пары, да и только. В душевой откидывается тиковый стульчик, а рядом с кабиной – отдельный умывальник с зеркалом.
Кают-компания идентична 45-й модели, только тут пошире (8 человек обедать сядут). В тумбе за штурманским столом встроены практичные ящики (как же их не хватает на "младших"!): туда удобно сваливать ручные р-станции, фонарики, горн и другую подручную снарягу. В баре уже 7 ячеек и они вертикальные – брочинги не страшны. Камбуз стал больше, в его тумбе уже два холодильника, резко добавилось и шкафов/ящиков для утвари. А мойки вынесены на отдельную стойку, у входного трапа.
Добавилось и одёжных ящиков в кормовых каютах. Единственное, что сильно испортило настроение, – нижняя ступенька трапа: при выходе из левой кормовой об неё непременно бьёшься голенью левой ноги. Срезать бы у ступени уголок – и все были бы довольны.
При входе в кокпит уже есть короткий "коридор", в специально отформованные ниши открываются створки входной двери: удобно и нет шансов штаны о них порвать. В носу и корме (под рулевыми местами) – глубокие шкиперские рундуки (и здесь по левому борту крышка слишком большая, поднимается только при опущенной сидушке-платформе).
Ширина кокпита: 260-280 см.
Лодка мощная, довольно остойчивая – ощущается. Но вот с центровкой у нас "не сложилось": яхта постоянно лежала на руле, а на порывах приходилось упираться, чтобы удержать её от брочинга. И это при постоянно взятом первом рифе (сломалась нижняя каретка грота, потому даже в полуштиль полный не ставили)! Наверняка стоячий такелаж будут перестраивать, а у меня, соответственно, не вышло яхту полноценно прочувствовать. Но и с такими огрехами 8 узлов на лавировке – очень хороший ход.

Резюме
Мне представляется, у Beneteau получилось. Их новая серия, безусловно, элегантна; лодки просторные, ходкие и удобные. Правда, носовые каюты владельца, кровати на подиумах и длинные плоские сидения рулевого подсказывают: дальние переходы в открытом море – не их формат. А вот в средиземноморских круизах новые Oceanis обещают очень достойный уровень удобств и комфорта. А откидная купальная платформа – и вовсе новый стандарт функциональности для всего сегмента рынка.

Фото автора и из официальной фототеки Beneteau.