Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Воспоминания о грядущем, или Bavaria Cup. Часть вторая: Гонки-2008

#------

На гала-ужине закрытия Регаты-2007 (о ней – в «Фарватере» №2/2009) ещё вовсю играла музыка, а я уже выспрашивал у организаторов даты следующей. Наверное, это и есть высшая оценка удавшегося мероприятия.

…Но сначала был созвон с друзьями – кто присоединяется? И когда в судовой роли были заполнены все 8 строчек, стало ясно – нужно резервировать Bavaria 46 Cruiser (благо, организаторы ввели этот дивизион, обнаружив, что далеко не все экипажи «продвинуто-гоночных» Bavaria 42 Match ставят спинакеры). Ибо команда подобралась на редкость душевная, но настроенная круизно. В «гоночную» помощь капитану (автору этих строк) из «проверенных в боях рэйсеров» – только Ваня Трачук, а наши девушки так и вообще на яхте без году неделя. «Мы едем убиваться на результат или получить кайф от процесса?» Саша Тарасенко, сам бывший спортсмен (мотогонки), хорошо понимает разницу. «Без фанатизма, – отвечаю, – просто переходы по интересным местам будут азартнее обычного».
Клянусь: перед стартом настроение было именно такое – просто получить удовольствие от динамичного сэйлинга в компании друзей. Оно (настроение) тем более окрепло, когда в Муртере (именно там «гнездилась» наша яхта – выпавшая по жребию Marina Hramina 6) я застал команду, приехавшую накануне, в столь блаженно-умиротворённом состоянии, что грех было не восхититься умением отдыхать душой и телом. Впрочем, расслабляться времени не было – переходим в Биоград, «в тусовку».
Очередное новшество от Александра Маркарова: на гала-ужине открытия был устроен конкурс экипажных частушек-кричалок (почти по Винни-Пуху). Снимаю шляпу перед стремлением «родителя» регаты придуманное им мероприятие сплотить, расцветить и разнообразить – в сравнении с прошлогодней организацией (позволю себе забежать наперёд) немало приятных изменений/дополнений.
Итак, утро первого старта. Армада из 17-ти Bavaria 42 Match, 11-ти Bavaria 46 Cruiser и судейского катера покидает марину Корнати – действо начинается. Ярко светит солнце, развеваются флаги, экипажи в нетерпении. Не готов только ветер – похоже, спит ещё. Судьи мудро решают двигаться по запланированной дистанции под моторами – гонка гонкой, а по плану до заката мы должны ошвартоваться в Скрадине. Виктор включает свой «трэкер» (у нас все ходы записаны!) – поехали.
Впрочем, шли недолго – ветерок проснулся. Судьи выставили пару больших красных буйков и заняли позицию. Дистанция – для ленивых: пол-мили лавировки на верхний знак, потом 10 миль «трамвая» и ещё парочка – фордевиндом. Дивизион Bavaria 46 Cruiser стартует первым, что логично – 42-е под спинакерами догонят и перегонят.
У нас на борту – «притирка» к обязанностям («Ты на правой лебёдке? Тогда я на левой»), парочка тренировочных поворотов – вроде готовы. Отсчёт дублируется по радиостанции: 5 минут… 4 минуты… 1 минута… Старт!
Первый старт чартер-регаты – всегда немного сумбурный: лодки ещё незнакомые, экипажи не сработанные, глаз рулевого – «непристрелянный», чего от соперников ожидать – тоже непонятно. Тем более, в нашей группе, где, по большому счёту, у всех команды типа «сборная солянка». Пронумерованные утром (нам на борт налепили №1) круизёры разбежались по дистанции каждый в поисках каждый своего галса и снова сошлись на верхнем знаке, который мы обогнули, кажется, пятыми.
Вроде, не так плохо: только лидер (№5, экипаж Алексея Тихонова) оторвался солидно, остальные на десятимильном отрезке вполне досягаемы. Сейчас тоненько настроимся под галфвинд и догоним! Опытный Иван задвигал каретками, Сергей с энтузиазмом принялся закрывать задние шкаторины, остальные расселись на подветре, с любопытством поглядывая на наши телодвижения – «и шо ж оно нам даст?»
Вроде настроились, замерли, поехали. Наша группа расползлась вправо-влево («слева ветра вроде больше», «с наветра не перекроют» – у каждого свои резоны), мы остались примерно посредине. И началось… Сначала нас объезжали с подветра. Переглядываемся с Ваней – похоже, там ветра чуть больше. Да, так и есть, этот порывчик уже закончился. Но теперь «поехали» с наветра. У нас точно всё в порядке? «Чуть потрави стаксель… ага, и грот чуток». Подветренная яхта снова ускорилась, помалу ушла вперёд, за ней подтягивается следующая. Да что ж такое, в самом деле??! «Мы вам место в марине займём!» – это весёлый Игорь Ващенко, гордо восседающий на релинге обгоняющей с наветра №9 (земляки, киево-днепропетровский экипаж). На руле улыбается Андрей Ганин – хорошо идут! На финише они будут четвёртыми…
Наверное, в небесах решили, что сегодня – не наш день. Вперёд помалу ушла вся группа, затем начали под спинакерами обходить подтянувшиеся 42 Match. Кстати, неприятный факт: идущий с большим отрывом №50 (будущий победитель регаты, ведомый самим Андреем Арбузовым) прошёл с наветра в каких-то 6-7 метрах (естественно, перекрыв нам спинакером «кислород») не то, что не уйдя в сторонку (места у него было валом), но даже не извинившись. М-да, высокая гоночная квалификация далеко не всегда означает столь же высокую яхтенную культуру…
Единственное, что нам удалось, так это перед самим финишем отыграть на фордевинде одно место у колоритного (моряцкие бакенбарды, окладистая борода, фуражка с «крабом») Валентина Ганкина (№2). С судейского судна сочувственно поаплодировали. Финита! Заводим двигатель, идём по красивейшему фиорду в Скрадин.
Нет, какая же замечательная у меня команда! Девушки как ни в чём не бывало громко восхищаются красотами природы, Дима вдохновенно повествует о древностях наблюдаемого справа Шибеника, Виктор со счастливым лицом держится за штурвал, а Саша готовит к трапезе «специально обученные ложки». И только от моей постной физиономии, кажется, даже мотор сбоит. Наш философ Сергей искренне удивился: «А чего ты не в духе? Солнышко, водичка, ветерок – классно ж как проехались!» Каюсь: неисправимо азартный есмь.
И снова замечательный маленький (здесь обитают лишь 500 семей) городок Скрадин, с симпатичной набережной, небольшим фортом (его потихоньку реставрируют) на холме и уютными ресторанчиками. Мы облюбовали тот же столик той же «Бонаки», где гостили и год назад – что еда, что внимание к нам здесь действительно отменные. А россияне пригласили меня в небанальный винный магазинчик, где в открытых бадьях настаивается «Дионисово зелье», – пьянеешь от одного запаха.
Отдельная тема – водопады в национальном парке. Отдых души! Но сейчас программа более разнообразна, чем год назад, и после обеда автобус подвозит нас к музейчику «Аутентична хорватська садиба»: длинная каменная хата с деревянной мебелью и простейшими орудиями труда, очаг с полукруглой крышкой (для выпекания хлеба), увесистые кусманы вяленого мяса (пршут) под подволоком, площадка для обмолота… И вот что хочется сказать: по размерам и «богатству» экспонатов всё это и рядом не стояло с киевским Пироговым или музеем в Переяславе-Хмельницком, но за счёт качественной экскурсии, в процессе которой «хозяин» квалифицированно отвечает на вопросы (даже станцевал по старохорватски!), а ещё возможности попробовать (входит в стоимость экскурсии) тот же пршут, сыр и вино (и в итоге отобедать в ресторанчике здесь же) КПД этого мини-музея поразительно высок.
Пока большая часть экипажей расхаживала по магазинам и кабакам, наши молодожёны Ваня с Лесей успели покататься на арендованных в Скрадине велосипедах, а потом осмотрели симпатичные скалы с лодки (преимущество 46-х: в комплекте – привычная чартерникам надувнушка с подвесным двигателем) – активно отдыхать ещё уметь надо!
Но гадкие мыслишки не покидали: в чём же причина нашего отставания? Может, с корпусом что? И перед стартом следующего дня мы с Сергеем по очереди ныряли под днище с ревизией. Ничего существенного, не считая десятка небольших ракушек (тормоз ли это для тяжёлой 14-метровой яхты?!).
Вторая гонка: лавировка, затем снова длительный галфвинд. Уже жёстко распределены роли, капитан заряжен злостью от первого поражения, экипаж излучает решимость «сегодня всех порвать». Старт!
Уже лучше: ушли с линии в числе первых. Ваня контролирует соперников и генерирует тактические идеи, ребята исправно гремят лебёдкой и таскают шкоты, я ворочаю штурвал. Вроде всё получается – возглавляем гонку. С каждым галсом добавляется уверенности, что прошлый раз – то был «глюк», а на самом деле мы круты. Ещё пара поворотов, мы всё ближе к проливу между островами, за которым – увалиться и трамваем на финиш. Справа вроде ветер выгоднее – поворот! Хороший же галс! Тянем, затем контримся… Как?! Бывшие в полутора сотнях метров за кормой соперники дружненько ушли влево и, прижавшись к острову, одним галсом уходят в пролив. А нам туда же – лавироваться… Когда за островом мы легли на генеральный курс к финишу, то были уже шестыми. Вот она, расплата за единственный самоуверенный манёвр! Флот монотипов растянулся в линию, что-то изменить уже шансов нет… Помощь пришла, откуда не ждали: ветер снова сдох, и судьи гонку попросту отменили. Получилась тренировочка… М-да. Идём в уже знакомую (по прошлогодней регате) Кремик-марину.
Утром повторяются расклады первой гонки: ветра снова нет, идём по предписанной дистанции (в сторону Трогира) под двигателями. Вообще в «небесной канцелярии» словно решили нам доказать, что прошлогодние прохлада и ветер – это исключение, а обычно Хорватия в октябре тёплая и спокойная. Вот только как по штилям гоняться?..
Но ветер пошёл, и судьи снова выставили уже привычный «треугольник». Старт! Вроде всё, как вчера: неплохо разложили галсы, на знак вышли в лидерах синхронно с №11. И хотя его рулевой азартный Пётр Шубравый вклинился на повороте явно не по правилам, дивидендов от этого он не получил – мы ушли чисто вперёд.
Что было дальше, могут понять лишь те, кто достаточно долго ходил фордевиндом без спинакера и без реи (низзя!) генуи в слабенький ветерок. Мы «лавировались» на попутняке – то бакштаг, то фордевинд с «бабочкой». На бакштаге ещё жить можно, а вот на «бабочке»… Тяжёлый передний парус то и дело «схлопывается», его руками ставят на место, пол-минутки – и он снова падает. Немилосердно печёт солнце, пот градом, экипаж разваренный – «долгая дорога в дюнах», да и только. Но осознание, что соперники в таких же условиях и (главное!) что они ЗА нами, добавляет энергии. Поворотный маячок у скалы воспринимается, как подарок судьбы – на галфвинде «пытка опадающей бабочкой» заканчивается, вымпельный ветерок освежает, яхта явно разогналась – песня! Одно омрачает: обогнувшийся вслед за нами №4 явно приблизился. А до финиша ещё один фордевинд, за вторым поворотом! Он превращается в сражение нервов и ловлю малейших дуновений. По проливу разносится зычный голос рулевого с №4 – азартные ребята! Но в итоге всё же мы пересекаем финишную линию первыми – и надо было слышать, каким победным воплем отметил это событие экипаж, какой радостью светились лица! Ради этих эмоций стоило выкладываться на дистанции, честное слово.
Рядом проходит №4: «Ну что, не дали мы вам спокойной жизни, а?» «Да уж, спасибо, без вас действительно не так интересно было бы», – отвечаю. Очень колоритная команда: из пяти человек три священника! Капитан – отец Михаил Ялов из Ногинска – настоятель церкви с немалым приходом, в бывшем – военный моряк. На стоянках батюшки (так их любовно называла вся регата) часто вынимали гитары и синтезатор (всё с собой привезли!) и хорошо поставленными голосами выдавали целые концерты с морским, старорусским и духовным репертуаром («Обычно мы и колонки берём, но сейчас поленились…»!!!). Кстати, «батюшки» не забыли и рабочий инвентарь – когда их попутно попросили освятить новую яхту, то на её борт поднялись три степенных священника в рясах, с солидными крестами и кадилом!
…Трогир – маленький исторический городок с неповторимым шармом узких улочек и отполированным за века булыжником под ногами. С моря он встречает гостей оборонительным фортом, с его смотровой площадки вечером потрясный вид. В центре старого города – колокольня и концертная площадка, вечерами здесь играют джаз и хиты 80-х… Короче: здесь очень хочется задержаться.
Но утром – очередная гонка! Флот регаты уходит на открытую воду, подальше от частых на подходе к Трогиру скал (кстати, на «том самом» поворотном маячке, как оказалось, 42-я с одесским экипажем «нашла» килем камень). Теперь будем двигаться в сторону Биограда (Трогир – самый южный пункт всего маршрута), сегодня – переход в Водице. А по ходу оба украинских экипажа в 46-х сделали одно и то же: купили у рыбаков рыбу и зажарили её, чтобы сравнить с «фирменной», поданной накануне в ресторане. Блюдо нашего Саши понравилось больше. Кок скромничает: «Это всё ром».
Первый старт завершился ничем: спустя минут 30 ветерок сдох и по радио поступила команда включить двигатели. Спустя часик – второй старт, как обычно, с лавировкой вначале. И гонка запомнилась.
Ветер чуть усилился, яхты наконец-то пошли резвее. Мы лавировали, целясь в тот самый пролив между островами, где так бесславно «сгорели» во второй гонке. Вновь возглавили регату и вновь нам прокладывать путь для всех – на этот раз в полный бейдевинд. Прижимаюсь к лысому и пологому подветренному острову. Замечательный ход, метров 70 опережения ближайшего соперника – пока всё хорошо. Иван: «Ты видишь, они идут чуть круче, по центру пролива». Вижу. И думаю, что так хуже: наветренный остров – с высокой «шапкой» растительности, от него нужно подальше. Ещё сотня метров – и яхта попадает в его «тень». Скорость резко упала, ползём. И, что гораздо хуже – ветер зашёл! Таким курсом я уже не выхожу одним галсом за следующий остров. По идее, соперники должны «зависнуть» в тени надольше. Должны!!! Но… не зависают – мы почти синхронно ползём в «тени» острова. Его влияние постепенно ослабевает, яхты разгоняются, но по-прежнему идут в берег! Лавировка?! А соперники – с убийственным запасом наветренности!..
Неужели я снова одним самоуверенным маневром угробил выигрышную гонку??! После такого команда (по идее) должна протащить виновника под килем. Ребята в мою сторону деликатно не смотрят. Многоопытный Ваня тоже молчит, наблюдая вроде бы конфликт теории с практикой. Мне остаётся максимально качественно идти по передней шкаторине. В берег…
Испытание «на прочность» длилось минут 20. А потом «наш» ветер начал плавно отходить и усиливаться – остров перед носом неторопливо «ушёл» с курса, вот мы уже и паруса притравили!.. И красиво, полным ходом ушли от соперников на безопасных метров 300 – остров с «шапкой» таки отпустил нас первыми!!! На финише вкусившие сладость победы ребята не сдерживали эмоций. А лучшим комплиментом прозвучала фраза восхищённого соперника: «Ну, вы отожгли!..»
Отличный способ познакомиться с сильным соперником – обогнать его. Вечером на пирсе нас встречает Пётр Шубравый (москвич, КМС): «Заходите, виски продегустируем. Хорошо гоняетесь, заслужили».
А ещё позже идущий по причалу развесёлой походкой (с фуршета, вестимо) матрос, миновав уже надцатую яхту с «заседаниями» в кокпитах, узрел три тёмных силуэта на рубке «Баварии» №1 – каждый со светящимся монитором на уровне гика. Это наш Дима обнаружил слабенькое покрытие «шарового» беспроводного И-нета и пол-команды ломанулось писать родным и близким. Слегка протрезвевший от необычности увиденного матрос после паузы выдал: «Офигеть!»
Утром засвистело, заработала знакомая по прошлому году «бора». Метающиеся по стартовой зоне яхты рифят гроты, 42-е меняют генуи на стакселя. Сейчас главное – выбрать «правильную» площадь парусности перед лавировкой. Оставишь мало – пойдёшь медленно, оставишь много – будешь дрейфовать «на брюхе» при усилениях. Настоящими моряками оказались «батюшки»: максимально подкрутив стаксель, они ни разу не «зависли» в брочинге (как все остальные) и красиво вышли на верхнюю марку первыми. За ними – №8 (москвичи, с мастером спорта Дмитрием Самойловым за штурвалом). Третьими обогнулись мы, с москвичами (№10) «на хвосте».
Наконец-то ветер соответствует мощности нашей немаленькой яхты – за кормой бурун, на лаге стабильные 9 узлов, в глазах ребят восхищение. Проскочив между островами, мы привелись на полный бейдевинд и полетели вдоль острова Муртер. Помудрив с настройкой, обогнали №8 и пытаемся тянуться за «батюшками» – вроде получается. Но нет, до финиша всего пару миль, их уже не достать. Но и мы в безопасности: ближайший соперник (№10) – в 200 метрах. Только финиша что-то не видно – где же судейский катер? Ладно, догонят, а мы пока идём вдоль острова, не прижимаясь (ветер по диагонали с него дует). Может, судьи вообще решили финиш во-он на тот мысок перенести?.. Как вдруг! На всех парах прилетел катер и лихо «воткнул» финишные буи почти у берега! Нюанс в том, что нам (первым трём яхтам) туда уже в чистую лавировку идти, а отставшим соперникам – просто в бейдевинд!!! Вот это «подстава»!.. «Батюшкам» запаса хватило, чтобы первыми и финишировать, а вот мы уже шестые… А №10, уверенно шедший третьим, – девятый…
Иван настроен решительно: «Будем протестовать». И вяжет красную футболку (за неимением штатного флажка) на ахтерштаг. Заявляем по радиостанции протест, то же самое делает №10. И надо отдать должное судьям: после длительных «разборок» (уже вечером, на берегу), судьи признали, что наши требования небеспочвенны. И вынесли соломоново решение: не изменяя финишный протокол, начислить двум нашим яхтам в сводной таблице места согласно положению на дистанции перед выставлением финиша. А лично я получил бесценный урок от рулевого №10 Алексея Сафонова: как нужно спокойно, грамотно и аргументированно отстаивать свою правоту при рассмотрении протеста.
Не могу обойти вниманием судейский комитет. Возглавлял его Ален Кустич – хорватский рефери национальной категории, с 1990-го профессионально работает на регатах (в среднем – порядка 38 в год!) высочайшего уровня (вплоть до чемпионатов Европы). Александр Маркаров не зря считает, что нам повезло: у Алана именно в это время «окно» в расписании и он согласился отсудить Bavaria Cup. Второй судья (и глава протестового комитета) – также очень квалифицированный Андрей Латинов: Судья России, отработавший множество чемпионатов, первенств и Кубков России в олимпийских, детских и крейсерских классах, привлекавшийся в международное жюри чемпионата мира.
Как они работали – любо-дорого было глянуть. Перед каждой гонкой капитаны неизменно получали картографические распечатки маршрутов с перечнем контрольных точек. Очень правильно выбирались акватории стартов, линия и наветренная марка (ВСЕ гонки начинались лавировкой) выставлялись безупречно – ни разу какой-либо из стартовых знаков не имел преимущества. Все сигналы дублировались по радиостанции, очень грамотно и своевременно учитывалась ветровая обстановка на дистанции – план переходов ни разу не был в опасности. Всего лишь один минус – судьи пару раз просто не успевали на финиш (причина – единственный катер), на чём именно мы и погорели. Но и эта проблема была «разрулена» грамотно.
Когда на первом старте Алан увидел, что многие капитаны создают аварийные ситуации явно по незнанию Правил, он на следующем совете ненавязчиво объяснил основные ошибки. «Распальцованные» профи, конечно, воротили нос («нечего нас тут учить»), но Кустич поступил мудро (регата ведь любительская) и, судя по дальнейшим «чистым» стартам, большинству уроки явно пошли на пользу.
Но возвратимся к острову Муртер, который стал лишь промежуточным финишем – по плану сегодня две гонки, и к вечеру мы возвращаемся в Биоград. Снова рифим паруса и на этот раз с оставленной площадью «попадаем в точку»: на верхний знак выруливаем первыми, на галфвинде лучшей настройкой парусов отрываемся от «хвоста» (№8) и, так никому и не уступив, бодрым ходом врываемся в марину Корнати, заработав уже третий «Малый кубок» (ими награждают победителей каждого этапа в обеих группах).
Привычный к «регатным» калькуляциям Иван помудрил над таблицей результатов и торжественно объявил, что из аутсайдеров группы (после первой гонки) мы нежданно-негаданно стали её лидерами. И чтобы получить «Большой кубок», в последней гонке нам нужно прийти в первой шестёрке, проиграв «батюшкам» (основные конкуренты) не больше 4-х мест. С тем и пошли на старт.
…Ох, и тяжёлой получилась гонка! Условия – лёгкий ветерок, бродящий «пятнами» по дистанции и «тасующий» яхты, словно шулер – колоду карт. По ходу гонки мы были и в середине флота, и безусловно первыми (с большим отрывом), и снова скатывались в середину… Проходящий мимо Пётр Шубравый философски изрёк: «Это игра такая – угадай-ка». Наших основных конкурентов мы всё время держали по корме, но на самом финише (досрочном – судьи решили укоротить это мучение) «батюшки» таки «сделали» нас на пол-корпуса (как пошутил кто-то из капитанов, «с их-то спонсором…»). Мы – пятые. Усталые и слегка расстроенные. А почему, собственно? Мы ведь выполнили главную свою задачу! И выиграли «круизный» дивизион регаты Bavaria Cup-2008!!!

После каждого чартера так не хочется покидать яхту, к которой успеваешь привыкнуть. А тем более, если она помогла нам (лично я воспринимаю это именно так – яхта или помогает, или мешает) выиграть регату. И вообще, грустно было уезжать с этого замечательного действа. От очаровательных девушек, которые неизменно встречали нас вином и поздравлениями на каждом «пит-стопе». От конкурентов, со многими из которых мы успели подружиться. От маленьких прелестных городков Хорватии с пропитанным историей средиземноморским шармом и радушными хозяевами кабачков.
Мне импонирует формат регаты: здесь интересно и мастерам спорта, и гонщикам-любителям, и семейным экипажам. Мне нравится стремление организаторов устроить разносторонне интересное действо, что сильно отличает Bavaria Cup от других русскоязычных. А ещё то, что оргвопросы (вплоть до расчётов с маринами и записей в крю-листах) устроители тоже сняли с нас (участников). И «проникся» не только я: на странице осенней регаты-2009 (а уже проведена и первая весенняя!) из 29 яхт осталось только 3 вакантных (это в кризисный-то год!)
«Воспоминания о грядущем» – именно так! Прокручивая в памяти перипетии двух прошедших регат, я снова планирую сюда вернуться. Возможно, не в этом году (работа может помешать) и ещё не знаю, какой компанией (может, с друзьями-рэйсерами, а может наоборот, с детьми) – но обязательно. Оно того стоит.

Фото: Леся ТРАЧУК, Дмитрий ХРИЖАНИВСЬКИЙ, Сергей СТУПНИЦКИЙ, Богдан ПАРФЕНЮК.

P.S. Наша умница Леся создала замечательный ознакомительный ролик – прочувствуйте драйв регаты! Стоит лишь зайти на www.youtube.com и набрать в поиске «Bavaria Cup 2008».


Марины Хорватии

Сказать, что яхтенная инфраструктура здесь развита очень хорошо – ничего не сказать. Марины в Хорватии поразили обустроенностью: за всю регату нам ни разу не пришлось отдать якорь – на каждой стоянке заведены штатные гостевые муринги. Даже в Греции такого нет. Из всех увиденных нами яхтенных стоянок только в одной на берегу не было душа (временно) да ещё обнаружился муниципальный пирс без заправки водой (дешевая альтернатива марине рядом). А работник в Водице сказал, что иногда за летние сутки через их марину проходит до 190 (!) яхт. Вот это размах!
Все стоянки работают круглогодично, практически везде «в комплекте» – заправка пресной водой и электроэнергией. В каждом офисе утром вывешивали свежий метеопрогноз на 4-х языках, стоило лишь спросить – и мне тут же копировали английскую версию. Связь с офисами по 17-му морскому каналу – тоже в каждой марине.

Kornati marina 43grad 55’N 15grad 25’E
Яхтенный центр в Биограде, у входа в архипелаг Корнати – известнейший национальный парк, насчитывающий 150 островов и 200 рифов.
800 мест стоянки на воде (для яхт с осадкой до 4 м) и 60 на берегу. К услугам яхтсменов – душевые, заправка топливом, ресторан, магазины, прачечная, техсервис, 10-тонный кран и 50-тонный подъёмник, офисы чартерных компаний (с общим флотом 300 яхт!) и прочее.

Tribunj marina (www.marina-tribunj.com) 43grad 45’08”N 15grad 44’39”E
Современнейшая марина, отмечена «голубым флагом» (нечто вроде 5 звёзд в отельном бизнесе). Все, кто туда заходят, восклицают: «Вот это да!». 250 мест на воде (глубиной до 4 м) и 150 на берегу. К каждой яхте, кроме воды и электричества, подведены антенны кабельного и спутникового ТВ. 80-тонный подъёмник, собственная гостиница и полный «стандартно-маринный» сервисный набор. Отличные подъездные пути, собственная парковка, а в радиусе 70 км два международных аэропорта – Задар и Сплит.

Vodice marina 43grad 45,2’N 15grad 47,0’E
Ещё одна марина с «голубым флагом». 290 мест на воде (глубина до 3,8 м), 60 на берегу. Подъёмник до 40 тонн, все сервисы, включая чартерные офисы. Единственное неудобство: для пользования санузлами (с душевыми) на экипаж выдают магнитную пластиковую карточку – для многочисленного экипажа это, конечно, неудобно. Зато марина в самом центре городка, где есть куда сходить и на что посмотреть.

Skradin marina 43grad 49,0’N 15grad 55,6’E
В живописном заливе среди крутых берегов глубоко вдавшегося в материк фиорда, прямо у ворот в национальный парк Крка. Пресноводна, поэтому здесь предпочитают ставить на долгую стоянку деревянные яхты (у одесситов это называется «погонять древоточца»). 153 места на воде, с водой и электричеством, глубиной до 4 м. Офис с валютной обменкой (как и в предыдущих маринах, кстати), кафе-бар, ресторан, санузел. Заправки нет (ближайшая в порту Шибеник – 8 миль). Яхты стоят на набережной маленького городка, в котором очень интересно прогуляться (узкие улочки, здания с необычной архитектурой, на холме реставрируется форт). Рядом магазинчики и рестораны с рыбными деликатесами.

Kremik marina 43grad 34’02”N 15grad 50’06”E
Тоже с «голубым флагом», расположена в одной из самых защищённых на Адриатике бухт, принимает яхты с осадкой до 15 (!) м. 393 места на воде, 150 на берегу. 80-тонный подъёмник, офисы чартерных компаний (флоты выстроились рядами, яхты «с иголочки» – загляденье). Заправка топливом, паркинг, ресторанчик, магазин яхтенного оборудования… Единственное «но»: марина в совершенно пустынном месте, до ближайшей «цивилизации» добираться надо. 30 км от аэропорта Сплит.