Logo Logo

Практика морского бизнеса: советы «бывалого» при покупке яхты

#Interlegal #Консультація

Хождение под парусом доступно людям любого возраста и достатка. Представьте: брызги солёного моря, лёгкий бриз, живописно угасающий закат, и вы за штурвалом белоснежной яхты. Это ли не полная свобода и безграничное счастье?!

Эта статья поможет найти ответы на вопросы, ведущие к взвешенному решению о владении яхтой вашей мечты. Выбор яхты — это всегда компромисс.

Давайте примем за аксиому высказывание: «Совершенная яхта ещё не построена, но лучшая — та, которой владеете вы», и тогда часть спорных вопросов отпадёт сама. Яхта — она же как женщина!.. На какие-то минусы и недостатки мы готовы закрыть глаза, если в целом с ней «на одной волне».

Яхту своей мечты важно выбрать правильно. Для начала расставим приоритеты и дадим себе ответы на следующие вопросы:

Имеет ли для меня значение размер яхты?
Ответ: размер яхты — дело сугубо индивидуальное. И большие 47-футовые яхты отправляются в одиночные кругосветки (Томаш Чихоцки на Delphia 47 в 2014 году) и 27-футовые яхты ходят в кругосветные путешествия с экипажем из 4-х человек («Берсерк»), а энтузиаст Евгений Гвоздёв построил на балконе лодку длиной 3,7 м и успешно обогнул на ней земной шар, нисколько не жалуясь на неудобства.

25-30 футов
Меньший размер — это меньшие скорости и уровень комфорта, но зато лёгкость в управлении и малые расходы по содержанию. Яхты до 3,5 м шириной можно перевозить на прицепе с разрешением, но без сопровождения. Малые яхты часто хранят на трейлере и специально оборудованных стоянках или даже на автостоянках. Обитаемая часть таких яхт довольно разная: от небольшого рундука для пляжных принадлежностей — до полноценной каюты. Современное яхтостроение значительно шагнуло вперёд в плане эргономичности и обитаемости лодок. Яхта 29 футов может быть замечательно комфортной — с тремя полноценными каютами, гальюном с душем, и человек в 185 см встанет в кают-компании в полный рост.

30-40 футов
Самый популярный размер, благодаря сочетанию цена-размер-уровень комфорта-мореходность. Обычно это 2-3 каюты и 1-2 гальюна. Экипаж из 2-4 человек будет чувствовать себя более чем комфортно. Но при желании можно разместить и 6-8 человек. В этих размерах уже поместится полноценный камбуз с холодильником, духовкой и мойкой.

Кокпит будет вполне просторным, на носу найдётся место для принятия солнечных ванн, есть и небольшая купальная платформа на корме.

Больше 40 футов
Даже внушительного размера лодку можно так оборудовать, что вы сможете легко справиться с её управлением самостоятельно. Для этого существуют всевозможные вспомогательные системы — закрутки парусов, автопилот и прочее. Яхты 40-47 футов — излюбленный размер для соло-кругосветок, даже безостановочных. Большой размер даёт тот комфорт пребывания в море, который делает морской поход приятным путешествием. Разницы по управляемости между лодкой 34 фута и 47 футов нет. И та, и другая могут иметь класс мореходности “А” (“Океан”). Вопрос только в бюджете и поставленных задачах.

Размер имеет значение при покупке яхты. Важно определиться с бюджетом, количеством экипажа и вашими предпочтениями по уровню комфорта. Большая парусная яхта — это высокий уровень комфорта, хорошие мореходные качества и престиж. В придачу к комфорту и престижу вы получите более сложные системы и оборудование, сервис которых потребует больших материальных затрат. Возрастут и ежемесячные расходы на содержание судна и зимнее хранение.

И надо сказать ещё о таком: как показывает жизнь, большие яхты меньше ходят. Чем больше яхта, тем больше хлопот, с ней связанных, а организация похода превращается в целую экспедицию. Поэтому походите по лодкам своих друзей и определите свой «золотой размер», чтобы лёгкость на подъём и страсть к приключениям не угасли в будущем.

Какой должна быть яхта: моторная, парусная или парусно-моторная?
Ответ: время диктует движение вперёд, причём — на всё возрастающих скоростях. Прогресс в яхтостроении также не стоит на месте, а идёт по пути увеличения скорости.

Гоночные, круизно-гоночные или круизные яхты — какую выбрать? Гонка или путешествие? В целом, правило таково: увеличение скорости судна обратно пропорционально уровню комфорта на борту. Назначение гоночных яхт — быть быстрыми. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Убранство салона таких лодок — самое аскетичное. Конструкторы, рассчитывая на высокую квалификацию экипажа, уменьшают вес яхты, усиливают элементы корпусных конструкций, чтобы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок и настроек парусов для того, чтобы яхта шла быстро во всём диапазоне ветров.

А вот яхты для путешествий имеют прочную, иногда утяжелённую конструкцию, оборудованы приборами для навигации и связи, пространствами для отдыха и быта экипажа, большими ёмкостями для запасов воды и топлива (особенно, если лодка предназначена для длительных походов).

Грань между круизно-гоночной и круизной яхтой весьма тонка. При сравнении парусных яхт можно углубляться в гоночные коэффициенты, системы обмера IRC и ORC, высоту мачты и площадь парусов. Меняя оснащение судна, можно гнаться за более высокими скоростями, если увеличение скорости в полузла-узел для вас принципиально. Однако, выбирая яхту, задайте себе вопрос: так ли уж вам важно, чтобы путешествие превращалось в гонку?

Если ваш приоритет — походы со значительным удалением от базы, обратите внимание на полноценные круизёры с крепкими корпусами, хорошим парусным вооружением, с высоким уровнем комфорта на борту и обводами, созданными специально для длительных путешествий. А когда очень захочется погоняться — всегда можно это сделать среди яхт своего класса.

Какую яхту выбрать — однокорпусную или многокорпусную?
Ответ: преимущества катамаранов — увеличенная площадь палубного пространства, бОльшая начальная остойчивость, меньшая амплитуда качки, значительная скорость хода благодаря меньшей смоченной поверхности и удлинённым корпусам. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем у обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает бОльшие скорости, нежели килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания, имеют весьма высокий ход и остойчивость. Целый ряд конструктивных мер свёл риск их переворота практически к нулю.

Парусные катамараны — это и выигрыш в пространстве, особый комфорт и возможность уединения — то, чего так часто не хватает на обычных парусных яхтах. Из недостатков можно отметить сложность хождения острыми курсами и стоимость стоянок в портах, которая практически в 2 раза выше, чем у однокорпусных яхт.

Что обязательно должно быть на моей яхте?
Ответ: это зависит от района плавания. По способности удаляться от берега различают яхты прогулочные и крейсерские. Прогулочные яхты предназначены для прибрежного плавания, поэтому как правило имеют лёгкую конструкцию, небольшой бак для воды, простое навигационное оборудование, рассчитанное на то, что экипаж и так видит и хорошо знает акваторию для прогулок.

Крейсерские яхты — более прочные и имеют максимум бытовых удобств, отвечая своему основному назначению — крейсерским плаваниям, то есть со значительным удалением от базы.

По условиям эксплуатации яхты разделяют на четыре категории:
1) “А” (“Океанская”). Касается судов, спроектированных для долговременного пребывания в море/океане, при условиях, где волна может быть более 4 м, а ветер — более 8 баллов по шкале Бофорта;
2) “B” (“Морская”). Район плавания — открытое море с высотой волны до 4 м и при силе ветра, не превышающей 8 баллов по шкале Бофорта;
3) “С” (“Прибрежные воды”). Для плавания в прибрежных водах и заливах, а также для внутренних водных путей при условиях, где высота волны не превышает 2 м, а сила ветра — 6-ти баллов по шкале Бофорта;
4) “D” (“Для внутренних водных путей”). Район плавания — закрытые воды, малые озёра, реки и каналы, где высота волны не превышает 0,5 м, а сила ветра — 4-х баллов по шкале Бофорта.

При выборе осадки яхты необходимо учитывать особенности акватории. Если вы собираетесь подходить к необорудованному берегу или ваш район плавания мелководный — осадка может быть поменьше. Длинный киль увеличивает остойчивость, однако много красивых, но мелководных шхер будут недоступны вашей яхте с большой осадкой.

Для несения парусов яхте нужна остойчивость, то есть способность противостоять опрокидыванию. Это достигается формой корпуса и балластом, которые в сумме создают восстанавливающий момент.

Длинный киль образован плавными обводами днища. Яхта с таким килем отлично лежит на курсе, хорошо противодействуя рысканию и брочингу. Такие обводы применяются обычно на килевых яхтах морского и океанского плавания.

Споры по поводу преимуществ и недостатков длинного и плавникового киля не прекращаются. Однако тенденция такова, что большинство современных яхт оснащается в настоящее время плавниковыми килями. Лодка с глубоким плавниковым килем обладает большой остойчивостью, отзывчива на руле и может нести большую площадь парусов. Такая яхта способна идти более круто к ветру и разворачиваться буквально на «пятачке».

Чем глубже киль — тем больше остойчивость, однако всё большей популярностью пользуются яхты с короткими килями и меньшей осадкой. Это неоценимо при путешествии по мелководью, для заходов в небольшие гавани и стоянке на якоре в мелководных бухтах.

Небольшая осадка значительно расширяет возможности посещения интересных акваторий.

Если нет планов гоняться, то стоит рассмотреть этот вариант. Глубокий киль даёт преимущество только в лавировке. Но если вы начинающий яхтсмен, то лавировочный угол и угол дрейфа — не первый вопрос, который следует решать. Помимо преимущества по осадке есть ещё один важный момент: при посадке на мель при укороченном киле удар распределяется по большей площади, и последствия, как правило, гораздо мягче…

Среди яхтсменов немало любителей швертботов. Это лёгкое парусное судно, отлично справляющееся с мелководьем. Боковое сопротивление обеспечивается благодаря шверту — плоскому или профилированному килю, который для уменьшения осадки убирается внутрь корпуса в специальный швертколодец, установленный в диаметральной плоскости яхты.

Масса шверта, даже если он изготовлен из стали, невелика и практически не оказывает существенного влияния на остойчивость лодки. Остойчивость швертботов обеспечивается за счёт конструктивных особенностей корпуса. На них активно используют вес самого экипажа, который перемещается, в зависимости от ветровых условий, на борт яхты — для эффективного откренивания. Имеются и промежуточные варианты. Это — яхты-компромиссы, имеющие так называемый «тяжёлый» шверт. Компромисс-швертбот подходит как для приливно-отливных океанических районов, так и для дальнего морского плавания. Из внешнего балласта, закреплённого снаружи корпуса, выдвигается подъёмный киль. Иногда корпус яхты снабжают двумя длинными, симметричными относительно ДП боковыми плавниками — для обеспечения остойчивости при посадке на мягкий грунт при отливе…

На все заданные вопросы легче ответить, если будут правильно сформулированы требования к вашей будущей яхте. Попробую дать некоторые рекомендации, исходя из запросов:
– «хочу Самую большую и Единственную в мире» — ищите свою яхту среди эксклюзивных мега-яхт;
– «я люблю скорость и драйв, при этом готов поступиться комфортом, и расходы на пополнение запасов топлива меня не волнуют» — ваша лодка находится в сегменте спортивных моторных яхт;
– «хочу на своей яхте обойти вокруг Земного шара или поставить новые рекорды» — тогда ваш амбициозный проект требует более взвешенного и профессионального подхода;
– «хочу отдыхать с семьёй или в компании друзей, передвигаясь по тёплому морю между островами в поиске новых впечатлений и рыбных мест, и при этом не расходовать много топлива» — выбираем между парусными яхтой или катамараном.

После того, как вы определились с типом лодки, встаёт следующий вопрос:

Покупать новую яхту или же бывшую в употреблении?
Ответ: если средства позволяют — берите новую лодку в максимальной комплектации. Преимущества покупки лодки с верфи — хорошая инвестиция на долгие годы, использование самых современных материалов и инновационных технологий, индивидуальный подход и отражение ваших предпочтений. Если нет возможности максимально оснастить лодку прямо на верфи, то часть оборудования можно докупить позже. Правда, о некоторых вещах лучше побеспокоиться сразу, чтобы потом не пришлось разбирать всю лодку при монтаже нового оборудования.

Покупка яхты — дело не простое. Обязательно походите на лодке, почувствуйте, как она ведёт себя в разных погодных условиях. Возможно, чтобы прочувствовать характер лодки и ощутить «атмосферу», стоит её взять в чартер или заказать хотя бы тест-драйв…

Опыт показывает, что лучшая яхта из имеющихся на рынке предложений в рамках вашего бюджета — которая соответствует вашим требованиям и хоть сейчас готова к выходу.

Рассматривая выбранное судно с точки зрения комфорта, безопасности, планировки, простоты управления, доступа основных узлов, сервиса, будьте придирчивы и взвешенны, но не стоит слишком увлекаться поиском «идеала» — его не существует. В противном случае покупка яхты может растянуться на годы, а через некоторое время ваши приоритеты изменятся, равно как и требования к яхте.

Однако можно найти плюсы и у бывших в употреблении лодок. Эти яхты прошли проверку временем. Недостатки, возможно, уже были выявлены предыдущим хозяином, и с ними научились бороться. Самую большую опасность представляют битые лодки, получившие серьёзные повреждения. Если вы не чувствуете себя достаточно компетентным — пригласите сюрвейера для проверки целостности корпусных конструкций, мореходности яхты и рабочего состояния двигателя и оборудования. Посоветуйтесь также с опытным яхтсменом, который на основании своего опыта сразу выявит минусы в оснастке, даст совет по необходимому оборудованию, посмотрит, на уровне ли обитаемость и комфортна ли будет лодка для пребывания на ней.

Опытные специалисты нашей компании всегда готовы подсказать, как выбрать и купить яхту, чтобы покупка была удачным вложением и радовала владельца долгие годы.

В завершение остаётся пожелать будущим мореходам удачного приобретения яхты и получения незабываемых впечатлений от морских приключений!

Геннадий ПЕТРОВСКИЙ,
Эксперт по покупке яхт.
Interlegal, Международная юридическая служба