Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Parsun: большая днепровская обкатка

#Parsun #Огляд

В начале июня на берег Кременчугского водохранилища под Чигирином «десантировалась» весёлая компания с лодками и палатками. Ловили рыбу, катали девчонок, жарили шашлыки… А на самом деле — массово обкатывали новенькие “подвесники” Parsun. Иногда — жёстко, с пристрастием.

…Человек — заложник собственных предрассудков. Мы привычно считаем всё китайское дешёвым и недолговечным, забывая, что безотказный iPhone в кармане — тоже родом из Поднебесной. Мы видим ВАЗ 2101, конструкция (и пороки) которого не изменились с брежневских времён, и считаем другие большие производства примерно такими же консервативными…

Но Китай — страна, где учатся и совершенствуются поразительно быстро. И современные “подвесники” оттуда — совсем не те “гадкие утята”, о которых ещё 10 лет назад водномоторники рассказывали анекдоты. Мои знакомые механики, которые раньше просто брезговали связываться с “этой недотехникой”, теперь штатно обслуживают китайские моторы наравне с японскими, без тени сомнения рекомендуя их друзьям — “Бери. Мы отвечаем!”.

Конечно, речь не о всех брэндах (коих не счесть), ибо “китаец китайцу рознь”. Профессионалы ручаются в первую очередь за Parsun — изделие самого мощного в Китае современного моторостроительного завода с американским управлением. Не зря эти двигатели — на вооружении в армиях Великобритании, США, Индонезии и России, их заказывают международные организации и государственные службы целого ряда стран…

Подробно я писал о них в “Фарватере” №1/2018.

Влад Скаля, киевский дилер:
Parsun — один из самых доверительных китайских брэндов. Достаточно надёжный, оперативно сотрудничающий по запчастям, чётко выполняющий гарантийные обязательства. Проблемные детали меняют быстро, без вопросов. Ведь просто продавать — мало, нужен хорошего уровня сервис, ТО, склад… Пробовали другие брэнды — много нареканий. А с Parsun взаимодействие отличное: клиент получает добротный продукт, и мы не портим себе репутацию.

У Влада — магазин и развитая сервисная сеть (вторая по представительности в Украине), он работает давно и “правильно”. Я у него купил и обслуживаю уже 2-й мотор, для меня его слово авторитетно. В частности и поэтому я сейчас под Чигирином — грех было отказываться от столь шикарной возможности “пощупать” технику самому.

Мероприятие организовано на самом высоком уровне — днепровским дистрибьютором (с 9-летним стажем) моторов Parsun. Цель — обкатать технику лично (региональными дилерами), собрать о ней максимум информации для себя и производителя. Налицо — вся самая востребуемая (в первую очередь — рыбаками) номенклатура, от 2,6 до 20 л.с.

Кстати, откуда она взялась?

Вячеслав Коваленко, дистрибьютор (parsun.ua):
— Всё очень просто: патент на новый мотор по международным правилам действует всего 10 лет. После чего можно абсолютно законно копировать. Китайцы так и делают. Их моторы — это лучшие модели Tohatsu, Yamaha и Mercury прошлых лет. Причём, многие из этих моделей всё ещё в производстве — конструкции настолько удачные, что нет смысла менять. В итоге параллельно продаются и они, и их китайские копии, большинство запчастей взаимозаменяемы.

В моём распоряжении — несколько “надувнушек”, самых распространённых ныне рыбацких плавсредств. Жаль, нет расходомера — сравнить потребление топлива Parsun и его “эталоном” не получилось. Зато получилась весьма информативная таблица с ответами на самый частый вопрос по таким моторам: «А на глиссирование выйдет?»

Понятно, что младшая модель (2,6 л.с.) — для неторопливого плавания в “Архимедовом режиме” до ближайших камышей, для выхода на глиссирование она слишком слаба. Её “плюсы” — лёгкость, портативность и дешевизна: стоит порядка 300 долларов, потому и продаётся “как семечки”. А вот с 5-сильного мотора начинаем мерить.

Четырёхтактные Parsun F5 и F6A BMS — откровенно “рыбацкий” выбор. Они идеальны для многочасового троллинга, экономичны, малошумны, их легко переносить (25 и 27 кг соответственно). Но (обратите внимание): мощности Parsun F5 (копия Yamaha F5) хватает на одного рыбака с небольшим грузом — в таблице “нагрузка 94 кг”. Когда я брал на борт ещё и школьника (плюс 37 кг), лодка на глиссирование не вышла. Сферу применения этого мотора расширяют яхтсмены: 5 л.с. вполне достаточно, чтобы толкать среднестатистическую днепровскую яхту (6-9 м). Разумеется, двигатель нужен с длинной “ногой” и, по возможности, с грузовым винтом.

Плюс всего лишь 1 л.с. — и “надувнушка” устойчиво глиссирует уже с двумя взрослыми (в таблице — “нагрузка 178 кг”). Parsun F6A BMS можно рассматривать, как универсальный рыбацкий мотор минимальной мощности (следовательно, относительно лёгкий и недорогой).

Что нам даёт “умощнение” до 9,8 л.с. (Parsun T9.8 BMS)? Для двух взрослых — увеличение скорости на 3-4 км/ч, вроде немного. А вот в одиночку я разогнался до 35 км/ч — любители ездить быстро, возьмите на заметку. Бонус — резвый старт и лёгкость (26 кг), столь характерные для 2-тактников. В “минусах” — ограничения при троллинге (с этим мотором нужно регулярно прогазовывать, снимая таким способом нагар со свечи). Этот двигатель — “клон” замечательного во всех отношениях Tohatsu M 9.8 BS.

Parsun T15 BMS Pro — копия двухтактника Yamaha T15 Enduro. Думаю, если поменять винт на более скоростной, то с одним седоком лодка превысит 40 км/ч. Только надо ли? Меня впечатлила именно универсальность комплекта (Parsun T15 BMS Pro плюс “кильсонник” 3,6 м) — устойчивое глиссирование на 28 км/ч с четырьмя людьми на борту! Оперативно забросить друзей на рыбалку или семейство на остров — вот его назначение. Мотор вполне “носимый” — 36 кг. У него цифровое зажигание, которое обеспечивает ровный холостой ход (троллингисты это любят). Бонус — генератор 12 в.

Все моторы вели себя стабильно, запускались парой рывков — особого отличия от моторов “большой шестёрки” не заметил. Единственный казус — инородное тело в карбюраторе одного из T9.8 (все двигатели только получены, распаковывали при мне), механики устранили проблему за 10 минут.

Наконец, 4-тактный Parsun F20 ABMS (“срисован” с Yamaha F20 BMS), который мы обкатывали на RIB с рулевой консолью. Лодка короткая, на глиссирование выходит нехотя (нужно дифферентовать нос), зато потом легко носится на скоростях “за 40” с разной нагрузкой. Мотор уже не из “носимых” (вес 51 кг), с такой лодкой ему место на слипе возле домика либо на палубе моторной яхты (в качестве динги).

Что я могу сказать по итогу испытаний? Вероятнее всего, мой следующий двигатель будет Parsun. Вполне надёжная техника за умеренные деньги.

Богдан ПАРФЕНЮК.
Фото: parsun.ua и авторские.