Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Катамараны против однокорпусников: плюсы и минусы

#Катамаран #Огляд

В парусном сообществе всё жарче разгорается спор: что лучше – катамаран или однокорпусник? Непререкаемого ответа на этот вопрос нет, ибо идеальных яхт не существует! И всё же, ограничившись круизным (в большей части, семейным) направлением яхтинга, попробуем беспристрастно оценить достоинства катамаранов и однокорпусных яхт одного типа.

Плюсы катамаранов
Вместительность
Кокпит, ключевой фактор для катамаранов, как правило, огромных размеров, так как охватывает оба корпуса.

Кокпит и салон находятся на одном уровне, что наряду с панорамными окнами огромных размеров усиливает ощущение света и простора. Площадь баковой части также очень большая, между корпусами натянута пара больших сеток (пресловутые трамполины) – отличная площадка для наблюдения за морем и дельфинами, любимое место детей. Посему на катамаране редко можно устать от многолюдия, но при этом также довольно легко уединиться от других участников круиза и побыть в тишине.

Большинство катамаранов оснащены шлюп-балками на транце, что вообще здорово: нет более необходимости в буксировке лодки, значит и скорость движения катамарана не снижается. Подъём-сброс тузика занимает буквально минуту (вспомните такую процедуру на однокорпуснике).

Готовить еду гораздо проще и приятнее на катамаране: вы находитесь на одном уровне с остальными, а не «глубоко внизу». Большинство катамаранов не оборудованы подвесными плитками и духовками – попросту в этом нет необходимости.

Ваши гости будут менее подвержены морской болезни, т. к. катамараны, в отличие от однокорпусников, почти не качает на волнах. Прогуливаться на палубе катамарана при движении гораздо легче, поскольку лодка движется ровно. Изменять положение парусов и производить рифление также гораздо безопаснее и проще. И опасность падения за борт катамарана значительно меньше, чем на однокорпусном судне.

Наконец, гораздо приятнее спать на лодке, которая не кренится.

Практически в любой части катамарана вы получаете больше пространства в сравнении с однокорпусным судном. Кроме того, высота потолков везде достаточна. В типичном 43-47-футовом катамаране есть 4 больших каюты, с прямоугольными двуспальными кроватями, в каждой каюте – санузел. Катамаран от 38 до 42 футов будет иметь 3-4 каюты и 2-3 санузла.

В большинстве катамаранов есть огромный салон. Объединённый с кокпитом, он способен с шиком вместить около 20 человек!

Из-за конфигурации катамарана каждая каюта полностью уединённа: из каюты по соседству ничего не слышно.

На ходу
Остойчивость
Катамараны феноменально остойчивы: они не кренятся. Это исключает морскую болезнь как на ходу, так и на якоре, а также создаёт дополнительную безопасность для резвящихся на палубе детей.

И на якоре, и в движении катамаран всегда более устойчив, чем однокорпусное судно, а это большое преимущество для пожилых людей и/или новичков в яхтинге.

Благодаря тому, что катамаранам не нужно тащить внизу тяжёлый свинцовый киль для поддержания вертикального положения, они, как правило, быстрее, чем однокорпусники подобного размера.

Скорость и маневренность
Катамараны, не имея большущих яхтенных фальшкилей, не могут идти так же круто к ветру, как однокорпусники. Однако, двигаясь менее острыми курсами, они, как правило, прибывают в пункт назначения примерно за то же время, поскольку идут намного быстрее. Они проходят большее расстояние на гораздо более высокой скорости. Катамаран со швертами и парусами хорошего качества будет идти так же круто, как и однокорпусник подобного размера. Скорость его также будет значительно выше, поэтому в точку назначения он прибудет раньше.

Нет сомнений в том, что скорость движения катамаранов выше на двигателях или под парусом. Крейсерская скорость у катамарана, как правило, окажется выше, чем у однокорпусного судна.

У катамаранов мелкая осадка. Это означает, что им доступны места, часто недостижимые для однокорпусных судов, а также то, что якорь можно бросить ближе к берегу.

И, наконец, лично я в восторге от феноменальной маневренности катамаранов. С двумя разнесёнными двигателями вы можете развернуть катамаран любого размера буквально вокруг его центральной оси – и без помощи руля. Тогда как однокорпуснику для такого манёвра нужны скорость и акватория.

Владельцы однокорпусников в течение многих лет спорят о том, что многокорпусные суда не так уж и безопасны. Я не согласен с этим. Один из первичных законов физики – «Всё в природе стремится к своему наиболее устойчивому положению». Самое устойчивое положение для катамарана – на самой поверхности океана. Но самое устойчивое положение для однокорпусника – на дне океана. Правильно спроектированный и хорошо построенный катамаран очень сложно потопить – разве что его переедет танкер или на борту вспыхнет серьёзный пожар.

Многокорпусные суда приобрели плохую репутацию (мол, переворачиваются) в 60-70-х годах, потому что большинство из них были плохо спроектированы, построены кустарным способом, с недостаточным опытом. Но современные круизные многокорпусные яхты очень сложно опрокинуть. Чтобы перевернуть такое судно при ветре до 70 узлов, нужны титанические усилия.

Если вы настолько смелы, чтобы выходить в открытое море в ураганных зонах, тогда, конечно, вы серьёзно рискуете. Но это же касается и шкипера однокорпусного судна. Дело в том, что однокорпусные яхты тонут чаще, чем опрокидываются катамараны, что в принципе объясняет, почему страховая политика Lloyd’s почти не отличается для катамаранов и однокорпусников подобного ценового уровня. Можно цинично пошутить, что экипажи однокорпусных яхт снимают со спасательных плотов. А экипажи многокорпусных после опрокидывания остаются на нём до прибытия спасателей. Так где бы вы хотели скорее оказаться?

Более быстрые лодки также и более безопасны, так как быстрая лодка легче может избежать шторма. Катамаран, который запросто «даёт» 220 миль в сутки, на переходе от Панамы до Гавайев гораздо меньше подвержен штормовому риску, чем однокорпусник, с трудом покрывающий 170 миль при тех же ветроволновых условиях. С хорошим прогнозом синоптиков по маршруту многокорпусник может избежать самой неблагоприятной погоды и, в худшем случае, всё равно окажется в более выгодном положении, чтобы избежать главного удара бури. Поскольку большинство многокорпусников может идти в шторм со скоростью 10-15 узлов, они значительно безопаснее, чем лодки, не могущие идти в аналогичных условиях более 9 узлов.

Отказ двигателя на однокорпусном судне означает конец движения под двигателем. Крейсерские катамараны обычно оборудованы двумя дизельными двигателями (в каждом из корпусов). Хотя большинство яхтсменов используют только один из них – для экономии топлива во время долгого перехода.

Повреждение корпуса на однокорпусном судне более серьёзно и опасно, чем такое же повреждение на многокорпусном. Если один из корпусов катамарана будет повреждён, у вас остаётся другой для поддержания плавучести.

Минусы катамаранов
Один закоренелый сторонник однокорпусных судов как-то сказал: «Когда я управляю катамараном, ощущение такое, будто я за рулём моей гостиной!» Мол, катамаран не передаёт реального ощущения яхтинга – «на рельсах под водой», как говорят моряки. Это потому, что катамаран не кренится, в то время как однокорпусники кренятся, и порой весьма ощутимо. Так что, если вам нужно реальное, полное ощущение яхтинга, выбирайте однокорпусное судно.

Катамаран обычно плохо идёт против ветра и требует применения другой техники пришвартовывания и постановки на якорь.

Очевидно, что для катамаранов также необходимо в полтора раза больше места у причала, чем однокорпусным судам.

Часто говорят, что катамаран сложнее поставить на якорь. Это связано с тем, что катамаранам присуща бОльшая «парусность», чем у однокорпусников, и без киля и балласта они склонны «подпрыгивать» при сильных порывах ветра.

И всё-таки статистика свидетельствует: несмотря на кризис, количество продаж катамаранов растёт. Парусные яхтсмены переходят с однокорпусников на катамараны, но не наоборот. Да и владельцы моторных глиссирующих яхт частенько меняют один корпус на два, если могут продать своего «пожирателя топлива».

Александр Горон