Logo Logo

Mastercraft — мечта вейксёрфера

#Mastercraft #Огляд

Кто из нас не засматривался на спортивных молодых людей “на гребне волны” (фильм знаете, кстати?), свободно скользящих на своих сёрфах к берегу, умудряясь при этом выделывать захватывающие трюки? Кто не мечтал попробовать?! «Но это же на Гавайи лететь надо…», — скажете вы. А вот и нет: сёрфить теперь можно в Киеве, Днепре, Одессе… Достаточно обзавестись “правильной” лодкой.

“Океанский сёрфинг в городе” — тема относительно молодая, но стремительно набирающая популярность. Ещё бы! Вместо одного-двух недельных вылетов “на моря” в год (только к доске начал привыкать, а уже и домой пора) появилась возможность “поймать кайф” сёрфинга в каждые выходные, а то и ежедневно после работы! Не преувеличиваю: в Киеве до Adrenalin Wake Club (где и прокатят, и научат…) — всего 10-15 минут езды из центра.

Кстати, не надо думать, что вейксёрфинг (так это называется) — только для молодых и спортивно развитых. На самом деле этот вид активного отдыха очень демократичен и доступен буквально всем. “Спросите” у YouTube — и увидите не одно видео, где катаются не только стоя, но и сидя, и даже лёжа, практически без усилий и трюкачества. Даже термины (и доски) соответствующие имеются: катание в Surf Style (на крутой волне, как в океане) и Skim Style (на пологой но длинной волне, наслаждаясь размеренным слаломом). Было бы желание.

Как уже говорилось, главное — нужна “правильная” лодка. Способная создать волну, причём — желаемой высоты и формы. В этом смысле, пожалуй, самые “продвинутые” в мире — катера Mastercraft. Американская компания с самого основания (1968 г.) имеет репутацию новаторской, постоянно внедряя всё новые решения на благо воднолыжников, вейкбордеров, а теперь и вейксёрферов.

Основа основ каждого их вейк-катера — Gen 2 Surf System, этакий набор инженерных конструкций для создания нужной волны для райдера. Физика процесса требует для этого глубокосидящего (чем больше осадка корпусом — тем выше поперечная волна за кормой) судна, дополнительно снабжённого погруженными “лопатами” (транцевыми плитами), профилирующими гребень.

“Загрузку” обеспечивают балластные баки солидного объёма: к примеру, один из лучших катеров для вейксёрфинга Mastercraft X24 при собственной длине всего 7,37 м принимает на борт почти 2 тонны воды! Причём принимает очень быстро: мощным насосам катера на полную бункеровку нужно менее 5-ти минут. В зависимости от желания сёрфериста волна может быть “левая” и “правая”, для чего катер балластуется неравномерно, чтобы создать крен на соответствующий борт. А поскольку в арсенале вейксёрферов есть так называемые трансферные трюки (переход с “левой” волны на “правую” и наоборот), то бортовые баки соединили туннелем большого диаметра, и перелив (трансфер) происходит буквально в считанные секунды.

Для профилирования (райдеры говорят “шейпа”) волны на транце катера укреплены 3 управляемые пластины — те самые “лопаты”. Инженеры Mastercraft подошли к вопросу “шейпа” волны прецизионно: мало того, что для каждой модели “лопаты” делают индивидуального размера и геометрии, но и пластины левого-правого борта также отличаются! Направление вращение винта и расположение водителя вносят лепту в параметры правой-левой волн, а ведь сёрферисту важна их одинаковость — отсюда и асимметрия.

Всё это хозяйство (балласт и положение транцевых пластин) управляется бортовым компьютером, который задаёт необходимую конфигурацию по запросу каждого райдера. Причём, параметры (длина, высота) волны выбираются в диапазоне от 1 до 100% с точностью до 1%. Только Mastercraft внедрил такой “тюнинг”, попутно “научив” компьютер компенсировать неизбежное рыскание катера в момент трансфера (что весьма небезопасно — так ведь и столкнуться можно…). Управление компьютером дублировано: если на стоянке удобен сенсорный экран, то на ходу (если, к тому же, пальцы мокрые) — кнопочная панель.

Толкать тяжело гружёный катер, да ещё с пластинами-тормозами призван лучший для этих целей двигатель Ilmor — американский, очень надёжный и производительный (выбор гонщиков-профессионалов), при этом экономичный и с чистым (“5 звёзд”) выхлопом. Привод вальный, на грузовой винт, отнесённый на почтительное расстояние от кормовой платформы (для безопасности пловцов). Основной недостаток такой схемы — заброс кормы на заднем ходу — инженеры компании свели “на нет” установкой двойного второго пера руля (перед винтом).

Всё вышеописанное — “базис” каждого катера из 12-ти моделей Mastercraft. Чем же они тогда отличаются?

Во-первых, размером. Чем больше судно и чем ёмче его балластные танки, тем большую волну оно способно “выдавить”. Первые шаги в вейксёрфинге можно делать за любой моделью, а чем ты “круче”, тем “повзрослее” лодки тебе интереснее.

Во-вторых, высотой борта. Если на реке приятнее быть ближе к воде, то морское катание требует лодок максимально мореходных — вот как в высокобортной линейке Mastercraft Х.

В-третьих, бортовым комфортом. Профи-вейкбордист способен “трюкачить” порядка 7 минут (энергоёмкое это занятие), осваивающий трюки продержится минут 15, катающийся расслабленно — порядка 25. Сеанс же вейксёрфинга длится от 20 минут до 2 часов, а если на борту своей очереди ждут ещё 5-6 желающих “оторваться”… Словом, люди проводят в лодке чуть ли не целый день и, конечно, для них очень важны бытовые удобства судна: простор в кокпите, удобные диваны, туалет, термоящик, мусорник, зарядки для мобилок, подогрев сидений, качество акустики, раздача Wi-Fi… Кстати, именно при длительном катании ярко проявляется разница в скорости наполнения баков — на протяжении дня минуты, которые занимает “перенастройка” лодки, складываются в часы.

Несколько подробнее — о “меблировке” кокпитов. В линейке Mastercraft Х кормовые диваны способны разворачиваться в сторону кормы, а во время отдыха — трансформироваться в сплошной солярий. На корме — пара утопленных в корпус (это только у Mastercraft-а) кресел, боковины которых не позволят даже расслабленному седоку выпасть на манёвре (в бюджетных линейках эти сидения накладные). В один из рундуков подаётся горячий воздух для сушки комбинезонов. К предстоящей навигации подготовили новую классную акустику и заменили обивку диванов, которая не нагревается на солнце (даже тёмная).

Ещё предлагается выбор из множества вариаций расцветок и суперграфики, две встроенные видеокамеры (изображение выводится на дисплей водителя), самая длительная на рынке гарантия, которая (кстати!) не пропадает при перепродаже… В арсенале компании есть даже электробуксировщики (первые серийные в отрасли), уже сегодня способные катать “с полной выкладкой” (то есть — в максимальном балласте и с опущенными “лопатами”) не менее 4-х часов…

Подробности по конкретным моделям лучше спросить в www.adrenalinwake.club моя же задача — в целом рассказать о возможностях, которые у украинцев буквально “под носом”. По словам профессионального вейкбордиста и вейксёрфериста Андрея Крикуненко, природа даровала Киеву прекрасные вейк-возможности: «В мире таких многоводных городов единицы. Столице Украины откровенно повезло!».

Короче, надо лишь оторваться от бизнеса (или социальных сетей) и захотеть жить активно. Яркие эмоции и бодрость тела того стоят.

Богдан ПАРФЕНЮК.
Фото автора.