Logo Logo

Премьеры Jeanneau Sun Odyssey

#Jeanneau Sun Odyssey #Тест-драйв

Сезон журналиста-испытателя традиционно начинается в Каннах: именно туда в конце марта Jeanneau привозит всё созданное за год. В этот раз я летел с особенным интересом: верфь выставила на тесты первенца 8-го поколения «Сан Одиссеев» — модель 490. Кокпит его — нечто принципиально новое в яхтенной архитектуре, и мне не терпелось узнать, «как это работает».

Но сначала — о втором дебютанте, не менее значимом для почитателей брэнда.

Sun Odyssey 319
Яхта «entry-level», то есть для новичка. Основные требования к такой — универсальность, безопасность и простота в оперировании.

По размеру судно уже достаточно солидное для моря, но ещё не слишком громоздкое для реки. В первом случае его укомплектуют фальшкилем, во втором к месту будет «компромиссная» версия: осадка с поднятым швертом — всего 75 см.

Корпус широкий, остойчивый, со скулой. Современное (с примерно равными по площади парусами) вооружение эффективно на всех курсах и легко управляется. Для круиза предусмотрен автоматический стаксель (перед мачтой есть отформовка для погона). Для участия в клубных гонках — performance-комплектация. Правда, в неё входят паруса той же площади (только уже композитные) и регулируемый ахтерштаг — это всё. При энерговооружённости всего 4,03 о ходкости в несильный ветер можно только мечтать — всё же яхта «entry-level»… «Код 0» (для него есть штатный бушприт) спасёт положение лишь частично. А вот в свежий ветер это явно остойчивое судно вполне порадует азартного владельца.

Палуба незагромождённая, перед мачтой можно разложить матрац-солярий. Кокпит просторный и толково спланированный. В передней его части на крене упираешься ногой в противоположную банку (сидение), в задней — мимо штурвала легко проходишь (не нужно взбираться на сидение, как обычно). Сами банки длинные (2 м) и широкие, при желании тут спать можно (летней душной ночью — это счастье). Лебёдки установлены так, что удобно работать как в одиночку (из-за штурвала), так и парой. Умно спланированный столик можно:
– разложить для обеда (он большой, квадратный);
– сложить (боковины), оставив центральную секцию (с бортиками) в спокойном круизе (для снеков, бинокля, мобилок…);
– вообще опустить (перед гонкой).

Остроумно решён вопрос с закладной доской, которую обычно негде пристроить: она просто ложится на кап (входной люк) и вместе с ним задвигается в нишу рубки. Очень удобно!

Под палубой — стандартная для этого размера планировка: носовая каюта, симметричный салон, в корме вторая каюта и санузел. Порадовал хорошо обставленный камбуз с карго, ящиками и холодильником с двумя люками доступа. Сохранён полноценный штурманский стол (последнее время им всё чаще пренебрегают). Обеденный стол — с откидными боковинами.

Помещения светлые: окон-иллюминаторов хватает, и отделка из светлого дерева. Санузел комфортных размеров, не стесняет в движениях.

Честно говоря, полноценный тест-драйв под парусами не сложился: ветер выше 4 узлов не поднимался, да ещё и волна ход сбивала. Оценил лишь простоту постановки/уборки парусов и эргономичность проводок. Не понравилось лишь отсутствие «карманов» или ниш для ходовых концов бегучего такелажа — шкоты и фалы путались под ногами. Открытая корма безопасна для людей (леерное ограждение вполне надёжно), но всё, что в свежую погоду упало на дно кокпита, может оказаться за бортом…

Стандартный двигатель 21 л.с. разогнал судно до 5,5 узлов на 2500 оборотах и до 4,3 узла на экономичных 2000 оборотах.

В целом — простой и удобный семейный круизер. Такой и должна быть «моя первая яхта».

Sun Odyssey 490
Это уже солидный морской крейсер, просторный и комфортный. Филипп Бриан «нарисовал» ему ёмкий широкий корпус со скулой от носа до кормы. Парусное вооружение — тот же шлюп с почти одинаковыми по площади парусами. Но энерговооружённость этого судна значительно выше: 4,68 в «стандарте» и 4,88 — performance-комплектация. Плюс «код 0» (для него имеется штатный бушприт) — итого имеем очень неплохой потенциал для клубных гонок. А для «ленивого» круиза есть опциональный стаксель-автомат.

В корме — большая откидная платформа с электроприводом (удобно, хоть каждый механизм и понижает надёжность). Под большими люками в корме кокпита — спасательный плот и очень ёмкий рундук для кранцев и другого шкиперского имущества. Здесь же — пара привычных рулевых постов. А вот палубу у этих постов обычной никак не назовёшь.

Вместо «тупика» с сидением здесь (у борта) начинается глубокий проход, который повышается до уровня палубы примерно на 1/3 длины яхты от кормы. Т.е., когда капитану понадобится пройти на бак, ему не нужно взбираться на кокпитные сидения и переступать через комингсы. У него — комфортная «дорожка» от самого поста управления, мимо кокпита. Я несколько раз обошёл судно по периметру, просто-таки наслаждаясь — ну до чего удобно! И гостям в кокпите не мешаешь.

Решение революционное — никто так ещё не делал. Насколько оно безупречно — только всесторонняя практика покажет. На тест-драйве не случилось сильного ветра, кренов и запрыгивающих на палубу волн — подозреваю, в таких условиях под ногами постоянно будет мокро. Надо проверять.

Второй сюрприз — комингсы кокпита. На стоянке они раскладываются пополам (на петлях), закрывая бортовой проход, и вместе с сидением образуют шикарные солярии. Жаль, что откидываются секции не в полную длину сидения — получалась бы полноценная двуспальная кровать под открытым небом.

Практика покажет, насколько долговечна будет раскладная конструкция комингса. Но задумка, безусловно, остроумна и, думается, очень практична. Лично для меня такой функционал будет весомым пунктом «за» эту лодку, например, в чартере.

Вот что мне всегда нравилось у Jeanneau — ёмкие кокпитные столы с несколькими рундуками («сухими» и «мокрыми»). Вот и здесь: в кормовую оконечность стойки стола врезаны компас и панель двигателя, а дальше — рундук и портативный холодильник. В кокпите предусмотрен ещё и опциональный портативный гриль, который можно как использовать на борту, так и вынести на берег.

Под палубой предусмотрены различные планировки для разнообразного использования. Для чартера — симметрично расположенные две носовые и две кормовые каюты, каждая с санузлом. Либо же в корме вместо одного санузла — ещё одна каюта, «пульмановская» (2-этажная). В носу — компактные апартаменты капитана (с санузлом).

В приватном использовании носовая часть судна отведена владельцу. А в корме — две каюты (либо каюта и большая кладовая), плюс санузел и штурманский стол. На тест-драйв верфь выставила 3-каютную «оунерскую» планировку.

Кают-компания салона укомплектована большим столом с откидными боковинами. Стол опускается до уровня диванов и закладывается подушками — получаем запасную двуспальную кровать. У противоположного борта — отлично распланированный камбуз, включающий (кроме обычных плиты, холодильников, карго…) посудомоечную машину и микроволновку, которая поднимается из специальной ниши.

Штурманский стол стоит между штурманским сидением и диванчиком — на стоянке его можно использовать как чайный или шахматный. Понравилась целая система полок и ниш над штурманским местом — здесь это очень нужно.

Самое «выдающееся» в кормовых каютах — прямоугольные (!) кровати полноценного «домашнего» размера (200х160 см). Такая же — в носовой каюте владельца. Но там она дополнена тумбой с ящиками, телепанелью и книжной полкой (платяные шкафы — само собой). А ещё у владельца душевая и туалетная, в разных помещениях.

Яхта оказалась весьма лёгкой на ходу: при ветре 5,5-6,0 узлов (здесь и дальше направление и скорость ветра — истинные) с гротом и генуей мы шли в крутой бейдевинд (45-50 градусов) 5-узловым ходом. Увалились до 100 градусов — добавили ещё пол-узла.

В слабый ветер с «кодом 0» лодка вообще показала недюжинную способность «обгонять ветер»: 3,0-3,2 узла хода при 2,8-2,9 узла ветра в примерно 100 градусов.

Отмечу «лёгкий» и чуткий штурвал — на яхте применили «планочную» рулевую систему, трение в которой меньше, чем у штуртросовой. Рулить — в удовольствие.

Очень необычно установлены приборы (дублированные, на обоих бортах) — в наружных торцах рулевых стоек, причём, диагонально. С центра кокпита их не видно. Зато при ходе под парусами, когда рулевой сидит в самом углу, прибор прямо перед лицом.

А вот ручку газа я бы защитил чем-то или перенёс в другое место — она прямо в проходе, очень велик риск зацепиться за неё одеждой или шкотами. Ходовые концы шкотов и брасов покоятся в специальных сумках. Все основные проводки выходят к рулевому — беспокоить сидящих в кокпите придётся в очень редких случаях. Под мотором яхта идёт 7-узловым ходом при экономичных 2000 оборотов.

Для манёвров в гавани судно оборудовали носовым подруливающим устройством. При включении его питания электромотор выдвигается из корпуса — на ходу устройство не тормозит.

Подытожу: яхта понравилась. Лёгкая на ходу, послушная в управлении, комфортная под палубой. Её ноу-хау (бортовые проходы на корму и раскладные комингсы кокпита) на первый взгляд очень практичны, но для окончательных выводов хотелось бы проверить их в разную погоду и подольше. Широкий выбор компоновок и «гоночные» опции обеспечивают универсальность в использовании.

Словом, неординарный проект, достойный внимания.

P.S.
Отдельно — про работу пары рулей, которыми снабдили обоих дебютантов.

Преимущества такой схемы под парусами очевидны: на крене подветренное перо не «подсасывает» воздух, вероятность брочинга минимальна. А вот под мотором — есть нюансы. На заднем ходу мне всё понравилось: яхта отлично слушается руля, манёвры (при средиземноморской швартовке) надёжные. При этом торможение (передним ходом) не вызывает бросок кормы в сторону повёрнутого штурвала, что бывает некстати. Зато капитану стало невозможно повернуть яхту струёй от винта, направленной в перо руля — как по мне, большой недостаток. Соответственно, отойти от стенки, к которой вы ошвартованы лагом, классическим способом («обкатка кранца с носовым шпрингом)» на двухперьевой яхте невозможно. Отсюда вывод: для такого судна носовая «подрулька» — не роскошь, а действительно необходимость.

Богдан ПАРФЕНЮК.