Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Руководство для владельцев яхт при наступлении страхового случая

При оформлении страхового покрытия для яхт, interlegal сотрудничает с европейской группой компаний marine services group, которая, среди прочего, имеет многолетний опыт в сфере морского страхования.
Наши партнеры подготовили руководство для владельцев яхт по принятию мер при возникновении происшествия с прогулочной яхтой, выдержки из которого мы приводим ниже.

Независимо от того, где находится Ваша яхта — в море, пришвартована или поднята из воды на берег для хранения, она неизменно нуждается в надёжном страховом покрытии.
Страховое покрытие яхт включает в себя как страхование корпуса и механизмов (Hull & Machinery), так и страхование ответственности перед третьими лицами (Third Party Liability), что дает владельцу яхты возможность обезопасить себя практически от всех возможных рисков. Такой тип страхования схож с комбинированным страхованием КАСКО и ОСАГО для автомобилей.
Главная цель страхового покрытия — восстановить яхту в том состоянии, в котором она находилась до возникновения происшествия. В соответствии с Законом о морском страховании 1906 года (Великобритания), страхователь имеет право на возмещение обоснованных расходов, затраченных на ремонтные работы. Полис страхования яхт основан и действует на основании английских правил страхования Institute Yacht Clauses Cl.328 (далее — Правила страхования яхт).
Предлагаем Вам рассмотреть некоторые обязательства страховщика, подтверждающие соблюдение и соответствие нормам Закона о морском страховании, обеспечивающих выполнение главной цели страхового покрытия.
Рассмотрение страхового случая, как правило, состоит из следующих стадий:
• Назначение сюрвейера: После возникновения происшествия страховщик назначает сюрвейера, который, проводит осмотр яхты, определяет степень и причины понесенного ущерба, издает отчет о проведении осмотра и предоставляет экспертное заключение о перспективах проведения ремонтных работ.
• Выбор подрядчика для проведения ремонтных работ: По результатам проведенного осмотра, страховщик собирает
и сравнивает предложения по ремонтным работам, чтобы найти наиболее целесообразный и разумный вариант.
• Установление объема страхового возмещения: После выбора наиболее оптимального предложения, рассмотрение страхового случая подходит к концу и согласовывается размер страхового возмещения.
Обязанности владельца яхты при возникновении происшествия:
1. Незамедлительно уведомить страховщика о любом событии, которое может стать причиной возникновения страхового случая (п. 13.1 Правил страхования яхт).
Как у владельца яхты, так и у страховщика могут возникнуть сложности при восстановлении цепочки событий, если с момента происшествия прошел определенный промежуток времени. Такими затруднениями могут быть невозможность определеия сюрвейером степени нанесенных повреждений и их причины, тот факт, что воспоминания членов экипажа не настолько свежи, как непосредственно после происшествия, а также проведение временного ремонта, что может существенно усложнить процесс восстановления последовательности событий. Уведомление об инциденте, как только оно происходит, является обязанностью, которая соответствует надлежащей
практике мореплавания.
2. Осуществитьразумныйвыборподрядчикадляпроведения ремонтных работ.
На основании п.13.4 Правил страхования яхт, страховщик
может требовать проведения тендера на ремонт яхты или же самостоятельно организовывать их. Всегда должен иметься выбор вариантов ремонтных работ, чтобы можно было сравнить цены, доступные на рынке, а также принять взвешенное решение о выборе поставщика ремонтных услуг.
Владелец яхты всегда находится в более преимущественном положении, чем кто-либо иной в отношении поиска предложений, так как это касается непосредственно его/ее собственности. Мы всегда рекомендуем владельцам яхт подавать заявку на несколько вариантов ремонтных работ и придерживаться активной позиции в своём выборе и оценке.
3. Принять разумные меры по предотвращению или минимизации убытков (п.15.1 Правил страхования яхт).
Существует два случая, когда такие меры являются особенно важными.
I) В случае возникновения риска страхователь должен принять соответствующие меры, направленные на минимизацию понесённых убытков.
II) Выбирая подрядчика для проведения ремонта, владелец яхты должен избегать вариантов с завышенными ценами и быть предусмотрительным в определении баланса разумной цены и качества.
Ниже приводим практический пример выполнения данного принципа. В момент неминуемого ущерба страхователь может действовать осознанно, организовав необходимые временные ремонтные работы. Но к тому времени, как страховщик будет уведомлен, яхта может быть уже доставлена на ближайший судоремонтный завод и поднята на берег.
И к тому моменту, когда наиболее приемлемый вариант ремонтных работ будет выбран, может выясниться, что перемещение яхты на новое место ремонтных работ экономически нецелесообразно, так как на данном судоремонтном заводе существенно завышены цены. В результате требуемой минимизации расходов не происходит, так как ремонт по заниженным ценам на другом судоремонтном заводе становится невозможным, хотя первичное действие владельца яхты (доставка к ближайшему судоремонтному заводу) было направлено именно на это.
Обязанность минимизировать убытки не ограничивает права владельца яхты на окончательный выбор поставщиков услуг ремонтных работ. Однако только разумное решение в отношении ремонтных работ может учитываться при возмещении убытков.
Следует помнить, что происшествие, которое может привести к возникновению страхового случая, может произойти не только во время плавания или стоянки у причала, но даже когда яхта находится на берегу — во время сезонного хранения или технического обслуживания. Правило незамедлительного уведомления с целью предотвращения или минимизации убытков действует при любых обстоятельствах возникновения происшествия.

Кирина РЯШЕНЦЕВА
riashentseva@interlegal.com.ua
Старший Юрист
Interlegal, Международная юридическая служба

Валерия ФЕТИСЕНКО
fetysenko@interlegal.com.ua
Юрист
Interlegal, Международная юридическая служба