Logo Logo

Доставка яхты от верфи до марины

#Interlegal #Консультація

Что нужно сделать будущему владельцу яхты, чтобы покупка лодки стала для него действительно праздником? Для начала ему стоит определиться с выбором – соотнести свои желания с возможностями. И для этого совсем не лишне некоторое время помониторить яхтенный рынок, изучить специфику и особенности разных производителей и брокеров.

Строительство новой яхты
Выбрав желаемую модель на верфи, стоит озаботиться техническим сопровождением строительства, организацией сюрвейерского осмотра, сервисного обслуживания и доукомплектования новой яхты необходимым оборудованием. Время – деньги, а при строительстве яхты – большие деньги. Посему ещё до окончания строительства важно максимально быстро заказать и доставить оборудование, комплектующие и запасные части; желательно – от производителя.

Несмотря на гарантийные обязательства и профессионализм верфи, не будет лишним организовать юридическую поддержку и техническое сопровождение строительства яхты независимыми консультантами для соблюдения верфью всех необходимых стандартов и возможных изменений в них на каждом этапе строительства.

Выбор и покупка б/у яхты
В случае приобретения неновой яхты будущему владельцу необходимо глубоко разобраться в её техническом состоянии. Для этого следует организовать сюрвейерский осмотр судна перед сделкой. Естественно, результатом такого осмотра должно стать заключение о техническом состоянии яхты.

Транспортировка или перегон яхты
После строительства или покупки судна перед владельцем встаёт вопрос доставки его в нужную марину. Для этого может использоваться автотранспорт, морская перевозка или яхта может прибыть своим ходом по морю. Перегон яхты по морю должен обязательно производиться силами профессионального экипажа – капитанов, механиков или опытных яхтсменов. В дальнейшем владельцу необходимо подобрать квалифицированную команду на постоянной основе (от капитана до кока или стюардессы), члены которой будут иметь сертификаты, соответствующие национальным и международным требованиям, в частности (и особенно!) – конвенции STCW.

Организация таможенного оформления яхты
В силу чрезвычайной запутанности украинского таможенного законодательства иностранные, да и отечественные, яхтсмены не очень любят заходить в наши порты и, в целом, пересекать границу Украины.

Часто владельцу яхты трудно понять, какие законодательные нормы являются обязательными для исполнения в той или иной стране, а какие только желательны к исполнению. Как правило, для понимания юридических нюансов лучше проконсультироваться с опытной юридической компанией, однако самому владельцу яхты важно понимать хотя бы сущность правового режима его судна. Это позволит существенно уменьшить расходы и избежать непредвиденных простоев по причине ареста яхты или запрета выхода из базы.

Основные правовые нормы, которые применяются к яхтам, можно разделить на два правовых статуса:
а) режим государства флага, т.е. государства, в котором яхта зарегистрирована и под флагом которого она ходит. Именно поэтому судовладельцу стоит внимательно отнестись к выбору флага;
б) правовой режим государства порта, т.е. государства, в порт которого заходит яхта.

Нарушение требований любого из рассмотренных правовых режимов может привести к запрету на выход яхты в море. Это касается и требований классификационных обществ, поскольку в их компетенции находится аннулирование или приостановление классификационных документов судна, что также сделает невозможным дальнейшее законное использование яхты и приведет к её задержанию.

Организация стоянки яхты в яхт-клубе
Представим, что вы счастливый владелец яхты и преодолели тысячемильный путь, чтобы сделать остановку в украинском порту.

Для того, чтобы любая яхта под иностранным флагом зашла на территорию Украины, необходимо:
1. Подойти к порту, где есть пограничный контрольно-пропускной и таможенный пункты (порты указаны на морских картах и лоциях), и стать на рейде.
2. Сообщить диспетчеру порта по телефону или по рации о своём намерении зайти в порт или яхт-клуб. Телефон диспетчера или радиочастоты также указаны в лоции.
3. Получить информацию от диспетчера, где и как пройти пограничный и таможенный контроль.
4. Пока вам не назначат место и время контроля, заходить в порт или яхт-клуб запрещено. Вам необходимо ожидать на рейде, в противном случае ваш заход будет признан нарушением государственной границы Украины.

Страхование яхты
Не секрет, что яхта – это ценное приобретение, которое требует больших затрат на содержание и обслуживание. Вполне естественным представляется желание владельцев защитить столь дорогое имущество от различных рисков.

При страховании яхт наших клиентов мы в Interlegal обращаем внимание на условия страхования, цену услуг и репутацию компании, а также наличие разветвлённой сети представительств по всему миру, чтобы обеспечить страховое покрытие в любом регионе мира. Мы страхуем яхты клиентов у европейских страховщиков, хотя, разумеется, выбор страховщика может быть и иным.

Основными видами страхования являются:
Hull&Machinery (H&M) – страхование корпуса и оборудования, которое  бывает следующих разновидностей:
Third Party Liability (TPL) – страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими лицами.

TPL – включает в себя страхование ответственности судовладельца за вред, причинённый третьим лицам и/или их имуществу, окружающей среде, а также жизни или здоровью человека. TPL является очень важным элементом страхования, так как для захода практически в любой европейский порт требуется наличие TPL покрытия, иначе яхте может быть отказано в судозаходе.

При выборе яхты и уже во время её эксплуатации стоит всегда помнить, что море не прощает ошибок, и ко всем решениям – от выбора яхты до страховых вопросов – стоит подходить со всей ответственностью, не стесняясь обратиться за помощью к профессионалам.

А команда экспертов компании Interlegal готова осуществлять технический и юридический надзор на всех этапах владения яхтой, отстаивая законные права владельца в любой точке земного шара.

Геннадий ПЕТРОВСКИЙ, эксперт яхтенной практики, Interlegal
Кирина РЯШЕНЦЕВА, старший юрист, Interlegal.