Logo Logo

Finnboat Small Boats’ Floating Show 2017

#Finnboat #Тест-драйв

Окончание (начало — в №№4-5-6/2017)

Buster Mini Sport
Длина 3,88 м, ширина 1,49 м, вес 119 кг, мощность мотора – 6-10 л.с.

Помнится, при первом знакомстве с этим корпусом в 2013-м я был восхищён удивительным свойством Buster Mini «порхать» с волны на волну, подобно мотыльку. Казалось, судёнышко играет с гребнями, причём практически без потери скорости!

Оценив незаурядную «драйвовость», казалось бы, предельно утилитарного судёнышка, креативные финны сделали её спортивную версию. Эдакое очень бюджетное «Феррари на воде», на котором в удовольствие разогнаться и позакладывать виражи. И чтобы сыну без опаски доверить, как «первую скоростную мотолодку» — пусть осваивает! Вот смысл Buster Mini Sport.

Всё отличие от Buster Mini — усиленный транец (под мотор 10 сил) и простенькая рулевая консоль (опционально — с ветровым стеклом). Хорошо бы её сдвинуть чуть вперёд для улучшения центровки, но… тогда пассажирское место на миделе пропадёт. Вот цена компромисса: для быстрого выхода на глиссирование приходилось нагибаться вперёд. Но это неудобство — единственное: лодка с 9,9 л.с. на транце превысила 20 узлов и, несмотря на волну и ветер, не слишком отставала от остальных соперников с их мощными «движками».

Что называется, «максимум кайфа за малые деньги». Алюминиевый корпус не требует обслуживания, а вес судна таков, что очень удобно переносить его вдвоём и возить на трейлере без тормозной системы за любым авто. Кстати: дождевая вода убирается из кокпита патентованной дренажной системой EasyBail.

Buster M
Длина 4,86 м, ширина 1,85 м, вес корпуса 390 кг, мощность мотора – 30-40 л.с.

Это уже 4-е поколение популярнейшей модели, обновлённой к навигации-2018. Назначение: заброска людей и поклажи на дачу, выезд семьёй на природу, рыбалка. И всё это — при минимальном бюджете.

Главное новшество — скругленные обводы без реданов (надо сказать, массовый финский тренд последних лет). Корпус чуть потерял в приёмистости (относительно долго на глиссирование выходит) и остроте маневрирования. Зато лодка стала менее шумной, исключительно мягко проходит волну — при длительных заездах это важно, особенно с женщинами/детьми на борту. Ход устойчивый, без рыскания и резких кренов даже при сходе с продольной волны.

Единственный нюанс: лодка не любит сильно отжатого мотора — начинает дельфинировать. В целом понравилась.

Модель выпускается в двух исполнениях: одноконсольном (М1) и двухконсольном (М2). Я обкатывал М2, где отмечу хорошую защиту от ветра и брызг (ветровое стекло высокое, с развитыми боковинами). В пассажирской консоли — ёмкий «сухой» (под прозрачной лючиной) рундук для карт и мобилок. Рулевая консоль в «стандарте» укомплектована 10-дюймовым дисплеем интерактивной новаторской системы Buster Q (навигация, ходовые приборы, AIS, состояние двигателя, сводки погоды, аудиоцентр и всевозможные инструкции — «в одном флаконе»!). На транце — ёмкий рундук с двумя отделениями: для тента с дугами и для, например, кранцев (резиновые защёлки и пневмостойки прилагаются). Плюс привычные грузовые рундуки-сидения в носу и корме.

Версия М1 интереснее рыбакам — здесь кокпит просторнее и доступ к борту почти по всему периметру.

Alucat W8
Длина 4,7 м, ширина 2,3 м, вес корпуса 560 кг, мощность мотора – 50-100 л.с.

Судно, вызвавшее наибольший поток дискуссий и противоречивых мнений. Журналисты-испытатели «смаковали» его, как мухи мёд. Ибо необычно — как архитектурой, так и свойствами.

Катамараны — всё ещё диковинка для любителей водного отдыха, да. А вот спортсмены-водномоторники давно на двухкорпусниках гоняются и отлично знают их лучшие стороны. И однажды группа финских гонщиков, оставив большой спорт, решила купить себе лодки для отдыха/рыбалки. Искали, понятно, катамараны. Не нашли в принципе! Тогда воодушевились построить сами — себе и людям. Так родилась верфь Alucat Oy.

Рассказывает один из «отцов» Alucat, Тимо Силвеннойнен: «Пришлось “изобретать велосипед” — мы не нашли никакой теории на тему малых моторных катамаранов. Доводим обводы методом проб и ошибок, от корпуса к корпусу. Первый проданный катамаран развивал 30 узлов. Наш тестовый (4-й) идёт заметно быстрее. Это моя личная рыбацкая лодка».

Мы стартуем против ветра и неприятной (крутой) волны в скулу. Плюс сплошные диагональные гребни от ушедшей вперёд (я замешкался, «настраиваясь» за рулём) Finnboat-флотилии — словом, предстояла «зубодробительная езда по перепаханному полю». И действительно: с разгоном судно начало ощутимо «бумкаться» то правым, то левым поплавками, непривычно резко покачиваясь. Было даже страшновато газу добавлять: интуиция же «настроена» на поведение однокорпусника, чем чреват разгон — непонятно… Но — о, чудо! — скорость уже 30 узлов, а амплитуда «бумкания» только уменьшилась. К резкому покачиванию быстро привыкаешь и уже начинаешь ловить кайф от удивительной «проходимости» катамарана: ему хоть поперечная волна, хоть продольная — проходит с лёгкими толчками, без привычного на «моно» удара или опасного крена. Лодки лупятся корпусами рядом — сравнение очень яркое.

Вот я уже сознательно направляю Alucat на волновую «толчею», проверяя и так, и эдак — проявится ли что-либо опасное или дискомфортное в поведении? А он себе слегка побумкивает боковинами, откровенно игнорируя все мои старания… Самый большой найденный «негатив» — обильные брызги из-под скулы, которыми боковой ветер щедро орошает палубу.

(Российский коллега с корабельно-дизайнерским образованием прокомментировал: «Им бы в носу обводы чуть заострить…»)

Честно? Впечатлён. Вот оно, очередное подтверждение, что «старушка Европа» зря игнорирует опыт Австралии, где процент катамаранов просто «зашкаливает»… Судостроители! Присмотритесь внимательнее: за катамаранами будущее! Причём, недалёкое.

Что касается внутреннего обустройства, то наш подопытный предельно утилитарен: центральная консоль, 4 кресла и люки, под которыми вместительные рундуки в корпусах. И ВСЁ! Мечта рыбака (большая площадь палубы, свободный по всему периметру борт, несравнимая с «моно» остойчивость…), но и только. Видел (на зимнем бот-шоу в Хельсинки) этот же проект в двухконсольном исполнении — вот на таком и семью на остров вывезти, и от непогоды укрыться (тентовка образует громадную кабину), и сплошной солярий в корме устроить…

«Вишенка на торте» — два упорных «пятака» в носу (подход к пирсу — до «тычка») и широкая откидная аппарель, по которой на борт не то, что зайти — заехать можно.

Marino Mustang
Длина 4,3 м, ширина 1,7 м, вес корпуса 230 кг, мощность мотора – 15-50 л.с.

Если предыдущий проект предельно утилитарен, то этот — откровенная «игрушка». Но определённую категорию водномоторников она тронет до глубины души…

Лодка напоминает советский «Крым» в пластиковом исполнении. Компоновка — архаичный «ранэбаут», с запалубленным носом. Пара диванов, от которых съёмными спинками отделены кресла рулевого и пассажира. Да тент с дугами поверх транца, как на старых мотолодках…

«Древность какая-то», — подумают многие. И будут правы: проекту 50 лет. И он до сих пор выпускается! А спрос есть по двум причинам: 1) Oy Marino Ab сделала из лодки просто «конфетку» (я о качестве и стильности); 2) выдающееся поведение лодки на ходу.

Представьте маленький стильный «кабриолет», в кокпите которого вы удобно развалились в кресле. Рука свободно лежит на борту (пальцы на рукоятке газа), вторая рука небрежно придерживает штурвал. Толкнули рукоятку — лодка легко выскакивает на глисс и «стелется» по водной глади. Красивенькая, сверкающая, с флажочком на носу — за такой головы непроизвольно поворачиваются. Отличная динамическая остойчивость, завидный отклик на штурвал, лодочка стабильна на курсе и манёвры просто обожает — словом, чистый «драйв»!

Никаких чудес: выверенные обводы и предельно низкий центр тяжести. Эдакий водный «спорт-кар» для любителей покрасоваться и «полетать» в удовольствие. Больше ни для чего не пригодна, если честно.

С 30-сильным мотором разгоняется почти до 30 узлов. Потребление топлива не замерял — приборов на лодке практически нет (только «циферблат» оборотов). Директор верфи Бен Фагерстрём говорит, что с 50-сильным двигателем скорость всего на 5 узлов больше. В экономичной же комплектации (20 л.с.) разгоняется до 21 узла.

Finnmaster S6
Длина 6,35 м, ширина 2,31 м, вес корпуса 1000 кг, мощность мотора – 115-150 л.с.

А это очень сильный конкурент описанному в прошлом номере Flipper 640 SC. Та же компоновка, то же назначение — водный спорт, пляжный отдых, рыбалка… Finnmaster на 10 см длиннее и на 15 см уже, вес — практически как у «Флиппера». Последний быстрее: 43,8 узла против 42,0. Но! Столь мизерное преимущество в скорости достигнуто с 200-сильным мотором — против 150 у конкурента! «Финнмастер» на полном ходу ежечасно сжигает на 12 л топлива меньше! Есть о чём подумать…

Лодка удобная, эргономичная и умно спроектированная. В носу — пара сидений, легко конвертируемых в сплошную лежанку солярия. Кранцы хранятся в специальной нише, на нос ведут ступени, под ногами — тик. Консоль сдвинута к правому борту — у левого широкий проход. Ветровое стекло с развитыми боковинами хорошо защищает от ветра и мелкого дождя (вот только «дворника» не хватает). В корме — удобный диван, между ним и креслами (они разворачиваемые) на стоянке можно поставить стол. На корме — платформы с забортным трапиком, мощная арка для фала воднолыжника, шкиперские рундуки.

Быстрая и универсальная семейная лодка.

Yamarin 57 Cross Bow Rider vs Yamarin 56 Bow Rider
Первый: длина 5,66 м, ширина 2,17 м, вес корпуса 680 кг, мощность мотора – 80-115 л.с.
Второй: длина 5,67 м, ширина 2,25 м, вес корпуса 670 кг, мощность мотора – 80-115 л.с.

Yamarin — эталон финского подхода к производству лодок. Каждый проект, прежде чем появится на рынке, подолгу «вылизывается» на всех уровнях — от эргономики до мелких деталюшек. А уж «морские» обводы — просто-таки религия и особая гордость конструкторов: все их лодки великолепно проходят волну, очень устойчивы на курсе и предсказуемы на манёврах, у всех у них великолепная динамическая остойчивость (транцевые плиты просто не нужны!) и скоростные характеристики.

Европейцы (в первую очередь северяне) это ценят: за последние годы Yamarin вышел на первое место по продажам в Финляндии и по экспортным продажам моделей с АМГ-корпусами (Cross). При том, что товар недешёвый (к примеру, тестируемый 57 Cross — 20 тыс.евро без двигателя и налогов). Ходовой «драйв» того стоит!

Впрочем, не только драйв. К примеру, обе тестируемые лодки — лидеры по объёму кокпитов в своём размере. На обеих удобно сидишь что на передних сидениях, что на кормовом диване: ноги не приходится поджимать и коленки не упираются. Длинные боковины ветровых стёкол отсекают ветер даже от пассажиров на корме, а у рулевого со «штурманом» — вообще тишь да гладь… Рундуки открываются одним движением (не нужно подушки снимать или придерживать), для тента с дугами — отдельный «гараж», у кранцев — свои «гнёзда», для прохода на нос и корму предусмотрены площадки и ступени. Ещё одно общее для Yamarin — богатая комплектация. К примеру, из всего, что я увидел на «56-м», опциональны лишь тиковые слани (в стандарте — «рабочие» алюминиевые), да кормовая буксировочная арка.

Обе лодки похожи не только размерами и в «деталировке» — у них и планировки идентичны. Это боурайдеры с асимметричными передними кокпитами и симметричными кормовыми. Кокпиты глубокие, кормовые — явно больше по объёму, по периметрам — нержавеющие релинги. Словом, практически единственное существенное различие — материал днища. Но после фразы одного из создателей «обводы лодок разные, поскольку алюминий потребовал других форм…» мне захотелось сравнить ходовые «повадки». Что и сделал.

Не вижу смысла повторять всё, что написал выше: обе лодки ведут себя отлично как по прямой, так и на манёврах. Yamarin — всегда пилотажное удовольствие, аксиома. Но разница действительно есть (хоть и «тоненькая»): Cross чуть «острее» на манёврах, так как его более острый форштевень заставляет лодку резче разворачиваться. «Пластик» же деликатнее к пассажирам, он немного мягче на волнах и чуть меньше шумит корпусом. Интересно, что при этом и скорость у последнего выше: 39,5 уз против 38,5 у Cross (см. таблицу). Хотя я бы ещё «поигрался» с винтами — двигатель Cross «недокручивает» 100 оборотов, возможно, винт ему чуть тяжеловат.

В который раз сожалею, что у нас (то есть — в Украине) нет дилера Yamarin. Мне кажется, украинцы давно «созрели», чтобы пользоваться и высококачественными плавсредствами.

Богдан ПАРФЕНЮК.
Фото автора и Kari Wilen, Oy Sea-Kari Ab.