Logo Logo

Чек-лист при покупке б/у яхты

#Консультація #Покупка яхти

Если Вы приняли решение приобрести подержанную лодку, стоит обратить внимание на целый ряд важных факторов, от которых зависит удобство и комфорт дальнейшей эксплуатации. Благодаря богатому опыту работы в сфере яхтинга, специалисты Interlegal рассматривают ключевые моменты технического и юридического характера, на которые покупателю следует обратить внимание.

Юридические аспекты

Избегайте устных договорённостей
Сделанное Вами предложение покупки должно сопровождаться письменным договором. Таким образом Вы обозначите свои намерения, защитите свои права, а лодка не сможет «уйти» к другому покупателю. Часто (особенно когда брокером по сделке является член MYBA) используется стандартный договор купли-продажи MYBA – проформа, разработанная Средиземноморской Ассоциацией Яхтенных Брокеров (Mediterranean Yacht Brokers Association – MYBA). Стандартные договоры MYBA хорошо известны на международном уровне. Важными условиями договора являются: покупная стоимость лодки, размер депозита и условия его возврата, дата завершения сделки, место доставки лодки, последствия неудовлетворительного технического осмотра лодки и т.д.

Существуют и другие стандартные формы договоров, доступные в интернете, однако любое изменение условий стандартного договора может исказить содержание остальных его положений. В связи с чем мы рекомендуем обращаться за юридической консультацией и сопровождением сделки.

Всегда проводите инвентаризацию
При осмотре лодки рекомендуем составить опись/спецификацию предметов и оборудования, которое находится на борту яхты (inventory list) и которое должно быть включено в продажу яхты. Опись оформляется в виде письменного приложения к договору, подписывается продавцом и покупателем и является неотъемлемой частью договора.

Согласовывайте размер депозита
Депозит является «авансовым» платежом за лодку, который выплачивается покупателем либо сразу, либо в течение нескольких дней после подписания договора. Депозит в размере 10% от покупной стоимости лодки – это отраслевой стандарт, однако Вы можете договориться о другой, меньшей сумме.

В соответствии с договором MYBA депозит выплачивается на счёт третьей стороны – держателя (stakeholder), где и хранится до момента завершения сделки. При наступлении определённых условий (к примеру, при дефолте продавца – когда на дату завершения сделки лодка не доставлена по месту, указанному в договоре), депозит возвращается покупателю.

Проверяйте продавца
При покупке лодки необходимо убедиться в том, что продавец является действительным собственником, имеет право на её продажу (не зарегистрирован залог) и по яхте нет задолженностей перед судовым реестром. Для начала запросите у продавца документы, подтверждающие право собственности. Желательно, чтобы они отражали всю цепочку владения с момента постройки лодки/передачи её от верфи и до настоящего момента. Документы должны включать строительный сертификат (builder’s certificate) и купчие (bill of sale). Право собственности продавца на лодку и отсутствие обременений также возможно проверить, запросив соответствующее извлечение в реестре флага. Также мы рекомендуем запросить доказательство оплаты стоянки в марине, действующий страховой полис и последние счета по ремонту лодки.

Завершение сделки не является завершающим этапом приобретения лодки
После фактической передачи лодки и подписания акта приёма-передачи данные о новом собственнике необходимо внести в текущий реестр флага или произвести рефлагацию (исключить из текущего и зарегистрировать в новом реестре). При проведении рефлагации подготовка сертификата исключения (deletion certificate) лодки из текущего реестра является обязанностью продавца.

Ещё один важный момент – оформление страхового покрытия на лодку. Страховка имеет большое значение для защиты лодки, её пассажиров и экипажа при несчастном случае и нанесении ущерба. Также важно помнить, что страховка – это первый документ, который запрашивают в европейских маринах.

Вид страхования в значительной степени зависит от типа лодки, района эксплуатации и т.д. Удостоверьтесь, что страхование покрывает стоимость яхты (включая её содержимое) и ответственность перед третьими лицами.

Настаивайте на техническом осмотре
Делая продавцу предложение, всегда чётко указывайте, что лодка будет куплена только при условии удовлетворительного технического осмотра (а в некоторых случаях – также и ходовых испытаний).

Совет: Лодка может иметь хороший внешний вид и положительные отзывы, однако лучше провести осмотр квалифицированным сюрвейером. Дата и условия проведения технического осмотра указываются в договоре. Любые существенные дефекты, выявленные сюрвейером, могут быть использованы для снижения стоимости лодки, проведения ремонтных работ силами и за счёт продавца или же для отказа от сделки и возврата депозита.

Технические аспекты
Экстерьер пластиковой яхты Внимательно проверьте состояние гелькоута (не «болеет» ли лодка осмосом), целостность рубки (нет ли трещин на бортах и в местах стыковки рубки) и состояние иллюминаторов. Особенно внимательно осмотрите лодку в самой широкой её части – если к лодке плохо относились, Вы заметите трещины и пузырьки в гелькоуте, царапины и вмятины на бортах.

Интерьер
Откройте всё, что можно открыть на судне – шкафы, пайолы…; осмотрите все внутренние поверхности на наличие плесени, грязи и подтёков. Обивка, неприятный запах и пятна скажут многое об эксплуатации судна. Лодка старше 15 лет не может быть в идеальном состоянии, ведь даже самые качественные материалы подвластны времени.

Состояние дерева/ламината
Все морщины, прогибы, плесень или сколы краски или лака говорят о том, что лодку содержали в ненадлежащих условиях – зимой под открытым небом или в неотапливаемом ангаре. Это не только эстетические минусы, но прежде всего минус в вопросе безопасности: если лодка зимовала на улице, влага в виде осадков, попавшая в микротрещины пластика и дерева, ухудшает их износостойкость и долговечность.

Двигатель
Обязательно получите ответы на вопросы о том, сколько наработано моточасов и как регулярно производилось сервисное обслуживание двигателя, проверьте состояние сухости и отсутствие подтёков. Запустите двигатель и проверьте его работу на разных режимах. Помните, что замена двигателя – это значительные траты, которые могут подстерегать вас в будущем.

Паруса
Проверьте, нет ли потёртостей, плесени и неприятного запаха от парусов.

Управление яхтой
Провести тест-драйв важно для того, чтобы проверить на ходу яхту, её управляемость и ходкость, лёгкость работы штурвала и пера руля (нет ли люфта). Для парусной яхты важно проверить исправность стоячего и бегучего такелажа. В подводной части необходимо проверить состояние анодной защиты корпуса.

В завершение остаётся пожелать будущим мореходам удачного приобретения яхты и незабываемых морских приключений!
За помощью и советами относительно выбора и сопровождения покупки лодки, её последующей регистрации и страхования Вы можете обратиться к специалистам Interlegal. Мы всегда готовы подсказать, как выбрать и купить яхту, чтобы покупка была удачным вложением и радовала владельца долгие годы. Добро пожаловать на борт!

Навигационное и иное оборудование
Продавец может предлагать лодку вместе с дополнительным оборудованием – чарт-плоттером, огнетушителями, якорями, баграми… Зачастую нет смысла переплачивать за старый чарт-плоттер и проще купить новый самому. Проверьте состояние и срок годности огнетушителей.
Совет: не стесняйтесь попросить продемонстрировать, как работают все системы. Причём лучше записать всю работу на видео, так как часто потом многие покупатели не могут вспомнить, как включается и работает та или иная система.
Самое нежелательное повреждение яхты – последствия посадки на мель и удар килем. Поэтому желательно осмотреть лодку в поднятом состоянии и убедиться, что у неё нет трещин на месте крепления киля, повреждений вала и лопастей винта. Также обязательно поднимите все пайолы и осмотрите изнутри крепления киля. Проверьте состояние флор: если был серьёзный удар килем, Вы увидите отслоения, «вспученность» и паутину трещин. Не спешите выбирать яхту, исходя из технических описаний и отзывов на форумах. Обязательно походите по лодке, почувствуйте, как она ведёт себя в разных погодных условиях. Мы рекомендуем взять лодку в чартер или заказать тест-драйв, чтобы понять её характер и ощутить атмосферу.

Рангоут и такелаж
Во время сюрвейерского осмотра осмотрите внешний вид и работу лебёдок, стопоров; детально изучите, не была ли погнута или сломана ранее мачта, проверьте фиксацию вант и штаг-путенсов (нет ли подтёков ржавчины и деформации в местах закладки). Обратите внимание, не болтаются ли заклёпки на мачте, проверьте леера, штаги и прочее оборудование.

Системы
Независимо от размеров каждая яхта оборудуется целым комплексом инженерных коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность как самой яхты, так и её экипажа. Обязательно проверьте водяную систему: откройте и закройте все краны, проверьте работу гальюна и помпы забортной воды. Проверьте топливную и газовую системы – всё ли исправно работает и отвечает вопросам безопасности? Тщательно осмотрите состояние помп и проверьте в работе осушительную систему. Для наших широт система климат-контроля исключительно важна. Наличие печки и кондиционера – важный фактор комфорта на борту. Чтобы проверить электрику и оборудование, лучше возьмите с собой специалиста, который профессионально оценит состояние электрических цепей и навигационных приборов.

Кирина РЯШЕНЦЕВА, старший юрист, Interlegal
Марта СВЕРДЛИКОВСКАЯ, младший юрист, Interlegal
Геннадий ПЕТРОВСКИЙ, эксперт по яхтам, менеджер по работе с клиентами, Interlegal