Logo Logo

Так депозит или страховка?

#Майстер-клас #Чартерний депозит

Эту проблему вам предстоит решать перед стартом каждого чартера. И тут есть над чем подумать — ведь речь о незапланированных расходах. Может статься — бОльших, чем стоимость самого чартера…

О чём вообще речь?
Для нормального функционирования яхта укомплектована огромным количеством всяческого снаряжения: спасательного, швартовного, заправочного, навигационного… Хорошо, если всем этим пользуются бережно и возвращают после отдыха на арендованном судне в целости и сохранности. Увы, так бывает далеко не всегда.

Экипажи теряют кранцы, роняют за борт ручки от лебёдок, топят палубные вёдра и отпорники, отрывают петли надувной лодки, калечат о камни винт подвесного мотора, наконец, топят и сам моторчик… Однажды видел, как команда лихо «отдала» за борт якорь вместе с непривязанной якорной цепью. А ещё можно побить борт яхты при неудачной швартовке, «покоцать» форштевень собственным якорем…

Конечно, все яхты застрахованы — закон требует. Но такие «мелочи» страховка на целостность судна не покрывает. А расходы яхтенной компании на восстановление/закупку всего испорченного/утерянного порой складываются в тысячи евро (один якорь с цепью — уже больше этой суммы).

Словом, именно для покрытия таких вот непредвиденных расходов чартер-операторы и берут с вас денежный залог. В одном из трёх видов.

1. Возвращаемый депозит (deposit)
Это именно залог, обычно порядка 1500-3000 евро. Оставляется в офисе наличными или «заморозкой» денег на карточке. Если по возвращении из чартера оказывается, что «есть потери» — из этих денег вычитают на ремонт/доукомплектование. А когда всё ОК — деньги возвращают полностью.

“Плюсы” депозита: при удачном исходе (в моей практике — в 95% случаях, как минимум) денежных потерь нет в принципе.

“Минусы”: риск попасть на деньги. И ладно бы “по делу”, когда сам виноват… Увы, попадаются чартерные компании, которые ремонтируются за счёт клиентов. Самые “популярные” прецеденты:
– при сдаче судна водолаз обнаруживает сколы на руле или киле: «Вы садились на скалы!» Для ремонта нужно судно поднимать и инспектировать, а это уже минимум 1000 евро. Хотя команда точно знает, что они на мель не садились, нигде не “чиркали»;
– при усилении ветра порвался парус. Чартер-оператор неумолим: «Платите за ремонт!» Хотя он знает, что не менял его уже 4 сезона, а вы знаете, что ткань порвалась при ветре порядка всего 15 узлов. Но ничего не докажешь;
– «У вас на борту свежие царапины — видимо, где-то неаккуратно швартовались, надо шпаклевать…» А вы точно знаете, что бетона ни разу не касались, но вот на приёмке яхты этот борт почему-то не проверили…

Словом, риск реален. А насчитать могут — будь здоров! Тем более, что депозит иногда бывает и 5000 евро (я дважды нарывался)…

2. Невозвращаемый депозит (insurance)
Чартерные компании давно посчитали, что абсолютное большинство клиентов если что и ломают/теряют, то на сотню-другую евро, не больше. А потому обычно предлагают альтернативу: заплатите 350 евро (бывает больше, бывает меньше) — и свободны от расходов, даже если ущерб больше.

“Плюсы” — вы не рискуете солидной суммой;

“Минусы” — эти 350 евро не возвращаются в любом случае, даже если ничего не сломали/утопили.

3. «Гибридный» депозит
Его практикуют некоторые чартер-операторы. Например, я встречал такой: 800 евро возвращаемый и 150 — невозвращаемый. Мол, «если не хотите рисковать тысячами евро, рискуйте меньшей суммой, но небесплатно». Вроде и подход разумный, но тоже позволяет недобросовестным компаниям вас «нагреть» (хоть и не очень ощутимо).

4. Банковская страховка
Самый цивилизованный вид невозвращаемого депозита. На «чек-ине» клиент подписывает договор с банком о страховке возвращаемого депозита, гарантируемого этим банком (никуда ходить не нужно, у чартер-оператора фирменный бланк и соответствующие полномочия). Стоит это дело порядка 150-200 евро. А если что — за ремонт платит банк.

Увы, такой вид покрытия рисков встречается очень редко.

Итак, что выбрать? Считаю, возвращаемый депозит можно оставлять в случае:
– вы в этой компании яхту уже арендовали;
– за этой компанией не числилось случаев мошенничества с депозитом (в Фейсбуке и не только есть группы/форумы на эту тему, погуглите);
– экипаж грамотный;
– яхта нестарая;

– предстоит яхтинг в относительно спокойных условиях.

Но чем дольше переходы, сильнее ветер, незнакомее чартер-оператор и старше яхта, тем больше смысла подумать об альтернативе риска большой суммой. Равно как и в регатах или на тренаже новичков.

Богдан ПАРФЕНЮК, инструктор IYT (smilesailing.bogdan@gmail.com).