Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Чартер — это маленькая жизнь! или В отпуск на яхте

#Майстер-клас #Чартер

Уже вкусившие поистине наркотическое удовольствие от чартера (проверено: попробовавшие раз возвращаются ещё и ещё…) — не читайте: здесь известные вам аксиомы. Но они станут настоящим открытием для «отельеров», пресытившихся «звёздами» и «всё включено», ищущими отдыха поактивнее да поинтереснее.

Что такое чартер?
Как водитель может арендовать автомобиль, так и яхтсмен может взять напрокат яхту или катер. Такую аренду и называют чартером. Разница лишь в том, что чартерное судно – не только транспорт, но и “жилой дом”: в нём есть спальные каюты, камбуз (кухня по-моряцки), салон с большим обеденным столом, санузлы… Представьте себе путешествие в мини-отеле – мечта!

«Как на круизном теплоходе, только не шикарно» — скажет скептик и… будет не прав. Ибо теплоход везёт по утверждённому маршруту, не считаясь с предпочтениями и желаниями пассажиров. Яхтсмены же сами выбирают маршрут и ритм движения, по ходу меняя планы как заблагорассудится. Понравился остров – задержимся там дольше. Шумноватая стоянка – уходим на другую. Хотим целый день купаться – пожалуйста. Душа требует пения ветра и шелеста волн – да хоть круглосуточно! Полная свобода действий, которой так не хватает в нашей зарегулированной жизни!

Как проходит чартер
Обычный режим дня: неспешно завтракаем (на борту или в ресторане), поднимаем паруса и переходим на следующую стоянку. Там осваиваемся, обедаем, купаемся. Затем – обход/осмотр местных “примечательностей”-магазинов-красот. Вечером — ресторан или романтический (под плеск волн и стрекот цикад) ужин при свечах/фонариках прямо на борту.

Стоянки. Знающий местность капитан покажет своей команде такие «интересности», о которых «отельные» туристы даже не подозревают: останки исторических фортов и храмов, уютные бухты, красивейшие гроты, захватывающие дух пейзажи… И купаемся мы в удивительно прозрачной воде невероятного лазурного цвета, а не в мутной субстанции на многолюдных пляжах.

Переходы. Постоянно меняется пейзаж, удовольствие от самого движения (особенно под парусами), все охотно стоят ходовые вахты, тягают шкоты. Яхта сама по себе – уже активный отдых и совершенно необычный для новичка процесс. Тем более, здесь полно развлечений, о которых мало кто догадывается. Например, купание на канате (на ходу, конечно), массаж пяток (свесив с кормы ноги на приличной скорости), «бегание» по борту (зависнув в боцманской беседке над волнами) или даже «лежание на носу». Последнее – просто высунуть голову за борт и смотреть, как форштевень режет волны. Что тут такого? А попробуйте! Никогда не забуду горестный возглас 13-летней «матроски»: «Как жаль, что лежание на носу мы открыли только на 5-й день. Не насмотрелась – ещё бы недельку!..»

Как организовать чартер?
Процедура аналогична заказу отельного тура: связываемся с внушающим доверие чартер-агентом, выбираем время/яхту/команду из его “коллекции”, вносим предоплату и ждём отпуска. Главная рекомендация – сделать это как можно раньше (опытные чартерники бронируют за полгода), тогда и выбор будет достойный, и скидку можно получить побольше. Всё просто? Да, но есть нюансы.

Во-первых, яхтенный чартер – занятие экипажное. Даже в отеле неприятные соседи гарантировано испортят отдых, а в ограниченном пространстве яхты (от носа до кормы всего-то 11-15 м) проблема совместимости ещё значимее. А потому подбор однородной (по менталитету и интересам) команды – первая «архиважность».

Вторая – опытный капитан. От него на чартерной яхте зависит намного больше, чем от водителя арендованного автомобиля. Как правильно спланировать маршрут? Что важно при приёмке яхты? Как минимизировать укачивание команды? Где можно стать на якорь, а где – ни в коем случае? Как отреагировать на изменение погоды? Что делать, если “намертво” зацепился якорь или остановилась его лебёдка, не качает помпа или двигатель “захватил” воздух?.. Это лишь малая толика того, что должен знать и уметь капитан.

«Свой человек» за штурвалом
Если у вас давно «спевшаяся» компания и в ней есть грамотный и знающий выбранную акваторию яхтсмен с сертификатом шкипера от IYT или RYA – вариант почти идеальный с точки зрения психологической совместимости. Идеальный, но крайне редкий: у каждого из нас дома семья, бизнес и «обстоятельства», даже две недели чартера в году мало кто себе позволяет. А потому и маршруты шкиперу обычно мало знакомые (изучает по ходу, зачастую пропуская «изюминки»), и риск судоводительских ошибок повышенный (а они «влетают в копеечку» всей команде), и экипажи всё равно сборные (у кого-то из друзей поехать «не получилось», а пустующие каюты – дорогое удовольствие). Результат – как повезёт…

Чартер с наёмным шкипером
“Правильный” агент наверняка не рискнёт предложить клиенту капитана недостаточно опытного и/или плохо знающего выбранный маршрут. Соответственно, вам покажут все «сливки» по ходу движения, выберут самый подходящий режим, посоветуют, что посмотреть и даже в каком ресторане поужинать (где дешевле/вкуснее/разнообразнее/колоритнее…). Ещё один «плюс»: полная ответственность наёмного шкипера за сохранность и работоспособность судна – в случае любых поломок и происшествий спрашивать будут гарантировано не с вас.

Единственный «минус»: это человек не из вашей компании – не факт, что общение с ним получится “душа в душу”. Впрочем, ладить с командой – его профессиональная обязанность, а предпочтения в маршруте и ритме движения определяет заказчик, потому проблемы маловероятны. В любом случае желательно познакомиться с капитаном заранее, причём, всем экипажем. Тут же изложив желаемый для вас стиль отдыха (насколько активно хотите “яхтить”, где останавливаться, как питаться, что желательно посмотреть и пр.) и выяснив, какие дополнительные опции возможны. Хороший шкипер также сразу расскажет, что обязательно взять с собой и что, наоборот, брать не стоит. И предложит варианты маршрутов «под» оговоренный стиль отдыха.


Из практики: в более чем 95% случаев к концу недели яхтинга шкипер – уже близкий друг, с которым потом и «по пиву» в Киеве, и, конечно же, в следующий чартер. Ибо сама философия движения под парусом «фильтрует» и объединяет людей активных, интересных и позитивных, живущих полнокровной жизнью и обожающих путешествия и романтику. И если вы дочитали до этих строк, то, скорее всего, вы из таких. Попробуйте, оно того стоит! Я попробовал в 2002-м, с тех пор отпуск иначе уже не провожу.

Богдан ПАРФЕНЮК.

Команда журнала “Фарватер”- 18 лет организовывает незабываемые путешествия на яхте в любой точке земного шара.
+380 99 709 28 13
+380 67 441 51 22
farvater13@ukr.net