Logo Logo

Канны-2017: три премьерных испытания

#Cannes boat-show #Тест-драйв

Это бот-шоу открывает осенний выставочный сезон и именно здесь традиционно презентуют большинство новинок, созданных евро-верфями с начала года. Вот за ними (плюс французская гастрономия, конечно) сюда в начале сентября регулярно съезжаются более 50000 заинтересованных.

Французы ювелирно точно выбрали время одного из двух главных своих бот-шоу. Раньше нельзя — пол-Европы в отпусках. Позже невыгодно — «покрывало с премьеры» под барабанную дробь сдёрнут в другом месте. Отсюда и феномен стабильного интереса к выставке в маленьком (всего 74 тыс. жителей) городке. Казалось бы, уже через пару недель в близлежащей (часа три электричкой) полумиллионной Генуе стартует гораздо более масштабный яхтенный фестиваль, где и плавсредств в 2 раза больше, и посетителей — почти втрое… Но Канны к тому времени свои «сливки» уже снимут: всех манит «первый показ»!

Есть, правда, на Le Festival de la Plaisance de Cannes и более веское преимущество перед большинством остальных бот-шоу: тест-драйвы. Если в Генуе на испытания выходят единицы (многочисленные «надувнушки», активно катающие всех желающих, не в счёт), то французы наладили в Старом Порту систему разводных понтонов и свободно выпускают лодки с выставки на простор. Чем мы, журналисты, активно пользуемся.

О нескольких испытаниях в Каннах-2017 «Фарватер» уже отчитался, а сегодня — самое интересное из оставшегося в редакционном портфеле.

Evo 43 Walk Around
Молодая (всего 2 года) инновационная итальянская верфь строит, по сути, единственную модель. Но из ряда вон выходящую.

Главная идея — трансформируемый кокпит. На стоянке достаточно нажать кнопку — и борта в корме разъедутся, увеличив кормовую площадку (самую обитаемую часть «дневного круизера») на 40%! Кормовая платформа на гидравлическом подъёмнике служит широкой сходней, «удлинителем» кокпита, «слипом» гидроцикла или даже погружённым пляжем. В «разложенном» варианте на корме получается морская терраса (пожалуй, самое востребуемое в дневном отдыхе на Средиземноморье) площадью порядка 25 кв.м!

Лодка прямо «нафарширована» конвертированной мебелью и механизмами. Большие свободно лежащие секционные матрацы позволяют сконфигурировать в кокпите сплошной солярий или различные сочетания лежанок с диванами. Здесь же в пайоле «спрятаны» два шезлонга. А в центральной части кокпита (под хард-топом) из пайола поднимается (электрически) обеденный стол. Для большого застолья можно поднять (уже вручную) также маленькие столики в концах диванов, вынув из-под них пару пуфов. Хард-топ удлиняется (также нажатием очередной кнопки) на полтора метра. Даже якорный ящик механизирован: нажатием кнопки открывается лючина и якорь с роульсом откидывается в «боевое» положение. Плюс ко всему этому — функциональный вэт-бар с грилем и холодильником на 140 л. Словом, как плавучая кают-компания (со столами, диванами и солярием) для ленивых — отличная лодка.

Собственно, «мировую премьеру» смотрите в носовой половине судна, потому как днища моделей — из одной матрицы. Если первенец верфи (Evo 43) имел запалубленый нос и помещения максимального объёма, то на Walk Around последним пожертвовали — ради глубоких и удобных бортовых проходов на нос, где ещё один солярий. Впрочем, судно достаточно большое и под палубой всё равно поместились полноценный внутренний салон (трансформируемый в двуспальное ложе), большой гостевой санузел и мидель-каюта.

Пара Volvo Penta по 435 л.с. с приводами IPS 600 разгоняет судно до 32 узлов (нас на борту было семеро). Налегке, как утверждает капитан, ещё пару узлов добавится. Круизная скорость — 27-29 узлов.

Что не понравилось. Глиссируем с заметным дифферентом, визуально — «носом вверх». И стОит даже не очень резко сбросить «газ», как на низкую кормовую палубу бурно запрыгивает кормовая волна, что означает — под матрацами частенько будут лужи. (На резких манёврах, кстати, мы эти матрацы несколько раз поправляли — фиксаторы бы им тоже не помешали…) А приборная панель, бесспорно, изящна. Но — ни полочки, ни подстаканника: куда класть мобилку, ключи, бинокль?..

Исполнение — «под клиента»; качество неплохое, верфь способна строить до десятка таких лодок в год. Базовый прайс — 570 тыс. евро без налогов, с «примочками и наворотами» цена возрастает до 750.

Подытожу. «Очень итальянское» судно: красиво проехаться по спокойному морю до ближайшего залива, красиво отдохнуть с шампанским, красиво вернуться… Возможно, с одной ночёвкой. Если это всё, чего летом хочется, — вполне Ваш вариант.

HOC 33P Cruiser
Принципиально это тоже уикэндер, как и Evo. Но по сути они отличаются столь же сильно, как итальянский менталитет от шведского.

HOC — шведский стартап с верфью на острове Висби. Его команда тоже сделала ставку на инновации. Но совсем другие. Соучредитель верфи Вильгельм Джурберг объяснил задумку так: «Оперировать нашей лодкой должно быть столь же просто, как и автомобилем. Чтобы всё больше людей могли окунуться в увлекательный мир боатинга».

Управление и диагностика этого катера похожи на работу с персональным компьютером: как администратор контролирует работу «железа» и периферии, не вставая из-за клавиатуры, так и в «мозги» HOC 33P интегрировано ВСЁ. Управление двигателями, их диагностика, автопилот, интерцепторы, подруливающие устройства, музыка, предохранители, освещение, вентиляция — всё это управляется с единственного сенсорного дисплея (29”!) перед рулевым. Туда же заведен и интернет: экипаж оперативно получает сводки погоды и навигационные данные, может прямо на отдыхе «скачать» музыку или фильм, может проконсультироваться (круглосуточно) у фирменных техников, автоматически получает уведомления об очередных ТО… Заодно система шлёт СМС-ки производителю о проблемах на лодке (снова-таки, как это давно реализовано у компьютерщиков). А ещё лодка дистанционно контролируется владельцем со смарт-мобилки или планшета…

Корпус и обводы столь же «продвинутые», как и управление. У команды стартапа много-многолетний опыт постройки финских парусных яхт — это уже обязывает. Шведы используют самые современные материалы и технологии, их лодка относительно лёгкая. Плюс инновационные обводы — получаем потрясающую экономичность: при крейсерских 29 узлах — всего 1,42 л/м.милю, вместо привычных для такого размера 2,4-3!

А обводы, кстати — уже описанные в «Фарватере» (№2-3/2016) Petestep. Коротко напомню: потоки воды, которые разлетаются из-под любого глиссирующего корпуса, механически перенаправляются в корму системой реданов, расходящихся от киля в форме «галочек».

Этот «водомёт», во-первых, прибавляет скорость (тестовый 8-метровый Yamarin 81 DC добавил 4 узла!); во-вторых, снижает шумность корпуса (набегающий поток теперь не «втыкается» в уголки входа продольных реданов в воду); в-третьих, повышает динамическую остойчивость, что заметно на резких манёврах (последнее стало сюрпризом для самих изобретателей).

Сразу скажу: на ходу лодка понравилась. Быстрая, послушная, мягкая на волнах (килеватость — 23 градуса), управлять такой — кайф! Хорошо заметно, что с обоих боков корпуса разлетается куда меньше брызг, чем обычно, причём здесь они «шумят» гораздо ближе к корме. Насколько их меньше и есть ли ощутимая разница в маневрировании — не берусь судить без «спарринга» с таким же судном обычных обводов. Но шумит HOC 33P действительно иначе: на волнах не слышно обычного «чух-чух-чух», корпус явно мягче работает.

Наконец, о планировке. Я бы назвал это судно «кадди-люкс» — длинный уютный кокпит плюс относительно небольшая каюта в носу. Последняя всего на двоих, зато высокая и удобная; плюс просторный санузел с душем. Глубокий кокпит поделен на две функциональные зоны: в корме — кают-компания (диваны по периметру борта, съёмный столик), а на миделе — рулевой пост и вполне функциональный камбуз. Всё это защищено ветровым стеклом с длинными боковинами и может быть плотно затентовано (сказывается всегдашняя готовность «северян» к резкой смене погоды).

Ещё о шведском менталитете, цитирую: «Эта лодка — наша собственная. Мы не хотим продавать несовершенное судно, потому испытываем и «доводим» нашу, уже несколько лет». Уважаю! Правда, и базовая цена тут вполне «шведская»: 325 тыс. евро без налогов…

Подытожу. Судно интересное и доставляющее удовольствие не только на стоянке, но и на ходу. Для дневного отдыха компанией либо романтического уикэнда пары. Ему место не только в Средиземноморье, но и гораздо севернее. А централизованный контроль с сетевыми возможностями, я считаю — будущее боатинга.

Zeelander Z55
Эта яхта — голландский вариант красивого отдыха на воде. Впервые воплощённый в Zeelander Z44, он явно пришёлся «ко двору» на рынке, потому и новая модель — уже побольше. Ничего революционного или экстравагантного — всего лишь удачный «микст» отличной мореходности, умной планировки и высокого качества (голландцы это умеют).

Архитектура корпуса — проверенная десятилетиями классика с высоким «морским» носом и погибью палубы. Плавные очертания рубки, «зализанная» полурубка, нержавеющие окантовки иллюминаторов, подчёркнуто-секционное ветровое стекло — судно выполнено в ретро-стиле. И при этом насыщено современными, «одолженными» у супер-яхт механизмами.

К примеру, здоровенная купальная платформа, которая откидывается из кормы электроприводом. Или внушительный бортовой люк, закрывающий гараж (который полностью скрыт под кокпитом) для тендера. Или полукруглое стекло, отделяющее (нажатием кнопки) салон от кокпита. Большой сдвижной хард-топ (также с электроприводом) — само собой…

Корма судна — образцово обустроенная кают-компания. Мягкие диваны опоясывают приличных размеров стол, над всем этим быстро растягивается штатный бимини. Альтернатива застолью — барная стойка с соответствующими высокими табуретами в корме надстройки. По ту сторону стойки — отлично оборудованный камбуз с большими столешницами. Именно между камбузом и барной стойкой электрически поднимается стекло, изолирующее кокпит от салона в прохладную погоду.

Сам салон — ещё одна обеденная группа плюс рулевой пост с парой кресел. Последний — по-современному лаконичен: два больших дисплея на всю приборную панель. Справа-слева от штурвала — очень разумно расположенные джойстик IPS-а и РУДы. Именно к последним у меня, пожалуй, единственное замечание: на полном газу рука на рукоятках касается дисплея — чуть отодвинуть бы их.

Под палубой — три каюты интересного дизайна. В носу — VIP с диагональной «двуспалкой» и большими палубными люками (голландцы пока игнорируют моду на большие носовые окна, весьма ослабляющие прочность корпуса). Мастер-каюта (под салоном) — с большим трюмо и раздельными помещениями туалета и душевой. Компактная гостевая с «пульмановской» парой кроватей может служить каютой экипажа. У неё с VIP общий санузел (он же дневной).

Насколько эффективно всё это «работает», сами голландцы показали прямо на выставке. На тест-драйвы судно гордо выходило с кучей (15 человек!) гостей, коктейлями на барной стойке и саксофонистом на носу — ну идеальный «тусовочный» круизер, так всем было комфортно и весело! Я несколько беспокоился за бутылки на камбузе и забытые бокалы — ведь в море выходим! Но — нет, даже на полном ходу (34 узла с такой загрузкой) Zeelander Z55 образцово резал носом волны и лишь плавно покачиваясь — никаких «зубодробительных» ударов не было. Очень мореходный корпус, на редкость.

При своих классических обводах лодка приводится в движение парой современнейших IPS, позволяющих в марине прецизионно маневрировать джойстиком. Единственный нюанс: почему-то именно на малом ходу двигатели жутко завывают в уши сидящим на корме. Голландцы толковали нам о выхлопе над ватерлинией, но я не уверен, что это правильно. Зато в остальном к судну сложно придраться. Одно образцовое исполнение мебели чего стоит…

Базовый прайс — 2 340 000 евро.

Подытожу. Zeelander Z55 многофункционален. Это замечательный «тусовщик» для увеселительной прогулки. Это образцовая представительская яхта для элитных «покатушек» и деловых переговоров с партнёрами по бизнесу. И, конечно же, это просто комфортное судно, чтобы отдохнуть семейством.

Богдан ПАРФЕНЮК. Фото автора и предоставленные верфями.
Компаниям, заинтересованным в описанных брэндах, редакция журнала «Фарватер» готова помочь консультациями и связями на высшем уровне.