Logo Logo

Boot Dusseldorf 2018: Европа пошла на взлёт!

#Boot Dusseldorf 2018 #Огляд

Если год назад доминирующими настроениями на выставке были стабильность и умеренный оптимизм, то в этом году — активный рост продаж. «Водные» регионы мира активно покупали в 2017-м и намерены купить ещё больше в году нынешнем. Правда, для «сонных» рынков, включая украинский, эта новость ничего хорошего, увы, не сулит…

Руководители крупнейшего еврофорума не скрывают удовлетворения: бизнес растёт!

Выставка уже побила один рекорд: 1923 компании-экспонента, столько участников никогда раньше не было! И количество посетителей (уже 247000) подбирается к рекордной отметке 2008 года. Причём, они приехали не просто «на посмотреть»…

Цитата с пресс-конференции Absolute: «Наши продажи растут по всему миру, но самая большая динамика — именно в Европе. Если за 2016-й год мы «выросли» на 22%, за прошлый — уже на 34%!»

Три «моторных кита» судостроительной Великобритании вообще заявляют о прямо-таки взлёте бизнеса. Princess Yachts в 2017-м продали почти в 2 раза больше, чем год назад. Fairline ещё пару лет назад была банкротом, а сейчас не просто преуспевает, но ещё и закладывает новую строительную площадку (в Саутгемптоне) для старших моделей.

Sunseeker стал крупнейшим в мире производителем моторных яхт от 85 футов (более 30 «бортов» в год), а 90% всего, что будет произведено в 2018-м, заказано УЖЕ — некоторые модели доступны вообще не ранее 2020-го…

Конечно, англичанам помог Brexit (выход Британии из Евросоюза): после его анонса сильно упал их фунт, что удешевило английские яхты для иностранцев (а почти весь «крупняк» уходит на экспорт). Но к такому успеху они вовремя и грамотно подготовились внушительными инвестициями в производство и креативными сервисами для клиентов. К примеру, Princess учредила программу долевого владения: можно купить яхту «на четверых», разделив эксплуатационные расходы и получив от верфи «бонусом» профессиональную команду. Так привлекаются всё новые клиенты.

Снова ярко проявилась тенденция: на кризис или оздоровление экономики наиболее сильно реагирует моторный сектор. Директор по продажам Hanse Yachts AG Максим Неуманн: «Впервые в истории мы продали за год больше моторных яхт, чем парусных». А статистика этой группы (самой продуктивной в Германии на сегодня) охватывает 5 парусных брэндов и 2 моторных — в Дюссельдорфе они выставились шестью стендами…

Но и парусники (как минимум, у «тиражных» верфей) продаются, как горячие пирожки. Тут ещё и осенний ураган Ирма «подсобил», уничтожив целые чартерные флотилии на Карибах. На деньги страховых компаний уже строится новый флот, верфи (французские в первую очередь) трудятся, не покладая рук. У компании Beneteau настолько «всё в порядке», что она не проводила обязательных в прежние годы презентаций, а её руководители вообще на выставку не явились. Им некогда…

Словом, мощности большинства именитых верфей расписаны наперёд, дилеры крупных рынков (Англия, Австралия, Голландия, США…) повыкупали строящиеся «лоты» заранее. А потому не удивляйтесь, если, обратившись к украинскому дилеру евроверфи за новой лодкой, услышите в ответ: «Извините, не раньше 2019-го, а то и 2020-го». Он бы и продал, да нечего…

Скажу больше: с финансовой точки зрения есть смысл заказать хоть на 2019-й, но сейчас. В таком случае договором будет зафиксирована нынешняя цена. Ибо верфи дважды в год стабильно повышают прайсы (каждый раз на два с лишним процента) по причине инфляции. А могут и на больше повысить — спрос ведь превышает предложение. И дай Бог, чтобы быстрый рост рынка не спровоцировал общее снижение качества, как это было в середине 2000-х…

Увы, украинцы сейчас в роли Остапа Бендера с Кисой Воробьяниновым в Пятигорске: «Мы чужие на этом празднике жизни». Но вариантов у нас всё же больше, чем у великих комбинаторов.

Уже созревшим к покупке стоит обратить внимание на продукцию менее известных верфей, большинство из которых заказами не завалены (обычно в силу слабой «раскрученности»). Если не знаете таких, мы (редакция) подскажем, ведь знать этот рынок — наша обязанность.

Недостаточно денег на лодку желаемых размеров? Так почему бы не купить её вскладчину с друзьями?! Простой факт: большинство плавсредств месяцами простаивает в маринах и яхт-клубах, владельцы пользуются ими от силы пару недель в году. Инициатива Princess (выше упоминал) опирается именно на эту статистику. Кооперируйтесь, составьте договор, «распишите» недели отдыха пропорционально инвестиции каждого — вуаля!

Наконец, идея для руководителей марин, подсказанная компанией Jeanneau. Эта верфь заключила договор с сетью Freedom Boat Club, которая уже насчитывает более 150 лодочных клубов в США и Канаде, а теперь расширится (с помощью Jeanneau) и на Европу.

В клуб может вступить любой желающий, заплатив разовый вступительный и затем оплачивающий ежемесячные членские взносы. Член клуба получает доступ к флоту, обычно состоящему из катеров «семейного» размера (открытых и кабинных), пользуясь любой из лодок когда пожелает (по предварительной брони, понятно). Для члена клуба это обходится существенно дешевле покупки и содержания собственного плавсредства, к тому же не нужно следить за исправностью и своевременным обслуживанием — этим клуб занимается. А для клуба это альтернативный «прокатный» бизнес и потенциальные клиенты-собственники в будущем.

P.S. О всём новом-интересном на выставке смотрите на нашем YouTube-канале (#farvatermedia). И читайте в журнале.

Богдан ПАРФЕНЮК.
Фото: автора и Messe Dusseldorf/Сtillmann.