Logo Logo

Boot Dusseldorf: 50 лет истории

#Boot-Dusseldorf #Огляд

Забавно осознавать себя одногодком с крупнейшим ныне европейским бот-шоу. И, соответственно, в этом году оба мы отпразднуем юбилей. Не правда ли — весомый повод покопаться в архивах и уточнить, как у мого “сверстника” всё начиналось?!.

Оказалось, начали с небольшой уютной бухточки местной марины, что невдалеке от нынешнего выставочного центра — именно там в туманном ноябре 1969 года открыли первую выставку. И с первых же шагов немцы показали, что они, оказывается, весьма активные “боатеры”, а во-вторых — незаурядные организаторы: 116 экспонентов и 34000 посетителей! Согласитесь: более чем неплохо для первого раза.

Основную экспозицию немцы разместили под крышей — в павильоне на Фишерштрассе, рядом с Рейном. Их новаторство оценили: год спустя, заняв вдвое больше площадь, “выставились” уже 183 компании. Предвидя дальнейшее расширение экспозиции, в 1972-м всё действо перемещается в ультрамодерновый выставочный центр (Messe) на севере Дюссельдорфа. С тех пор не меняются ни “координаты” Boot (как называют выставку сами немцы), ни расписание (последняя полная неделя января), ни её длительность (9 дней).

Кстати, в том же 1972 году экспонентов уже 307, а посетителей 85 751 (!). И — свежая “изюминка” — первый “экшн” внутри павильона: большой рукотворный бассейн с вентиляторами, где дети могли вдоволь погонять на парусных швертботах.

“Сухопутное” расположение организаторы разумно компенсируют креативом. А ещё энергично подхватывают и “раскручивают” любые перспективные новшества: в 1973-м, к примеру, на бот-шоу активно рекламировался первый борд для сёрфинга…

В олимпийский год (1976-й, Монреаль) возникла и с тех пор неизменно поддерживается традиция международной опеки бот-шоу. Первым таким партнёром, разумеется, стала Канада.

В свою десятую годовщину Boot Dusseldorf “подхватил” растущую популярность дайвинга — основал новую экспозицию, “эпицентром” которой стала искусственная дайвинг-башня.

В 1980-м для Boot Dusseldorf приобрели знаменитый Big Willy — колёсный судовой кран грузоподъёмностью 100 тонн. «Большой Вилли» революционно облегчил доставку больших яхт в павильоны выставки, пришедших своим ходом по Рейну.

В 1991-м Италия, очередной партнёр выставки, преподнесла её посетителям необычный подарок: с борта почти 30-метрового Jongert 2900 S звучала скрипка легендарного Никколо Паганини, специально для этого доставленная из музея в Генуе. А в 25-ю годовщину выставки посланец княжества Монако в качестве подарка вручил её организаторам морскую реликвию — якорь 18-го века. Его и сейчас можно потрогать руками: якорь установлен на внутренней площади Messe, перед 4-м павильоном.

В 2001 году открыли самый большой и “пафосный” 6-й павильон — этакое “второе дыхание” для экспозиции прибывающих по Рейну супер-яхт. Правда, река порой “возмущается”… Так, разлив Рейна в 2003 г. на много дней застопорил судоходство, сорвав приход к выставке нескольких больших яхт. (Впрочем, именно в этом году все 17 павильонов впервые оказались заполненными). Словно издеваясь, через год Рейн экстремально усох, пообнажав там и сям мели… Но организаторы уже привыкли к его “шалостям” — доставили флотилию суперъяхт мелкосидящими речными баржами. Вот так нарабатывается репутация.

В 2005-м я, тогда ещё молодой “начинающий” главный редактор «Фарватера», впервые попал в Дюссельдорф и, два дня “отпахав” на знаменитом бот-шоу, разродился о нём большой восторженной статьёй. С тех пор я здесь ежегодно; иной раз целую неделю метаюсь от павильона к павильону со своей фототехникой…

Самую большую (и по сей день так!) мега-яхту привезли на выставку в 2006-м. Это был 41-метровый Catwalk. Чтобы завезти его в павильон, пришлось даже демонтировать верхнюю часть надстройки.

Очередная “тема”, подхваченная Boot Dusseldorf — Classic Forum, то есть выставка ретро-судов (основана в 2007-м). А в бесчисленных (возможности Messe огромны) конференц-залах на том бот-шоу провели 150 различных конференций и мероприятий! Среди последних — “Выставка встречает школу”, новая кампания для города: экспозицию организованно посетили более 700 местных учеников. Причём, детям не просто “дали посмотреть” на большие яхты сбоку — их водили на тематические площадки выставки, коих на тот момент было основанно уже 14! К примеру, “пляжный мир” (Beach World) с его “стоячими” гребными досками и “ским-стайл” серфингом. “Мир дайвинга”, где построили уже второй глубокий бассейн. “Морской клас”, знакомивший школьников с обитателями океанов. “Капитанский день”, на котором представляли юных спортсменов водных видов спорта… Вот так, с младых лет стимулируя нацию к активным видам отдыха, и растят себе будущих клиентов!

В года евро-кризиса выставка, хоть и заметно “похудела”, но осталась самой стабильной на континенте: все её корпуса по прежнему полны яхт и их зрителей. А организаторы не уставали “креативить”, привлекая всё новых посетителей. Так, в 13-м павильоне появляется 90-метровая кольцевая “река” 40-сантиметровой глубины (причём с течением!) — для байдарок и каное. Это не просто замкнутый “жёлоб” — там реально гребут среди камней, песчаных пляжиков, деревьев!.. В дайвинг-центре, кстати, также углубили “башню”, сделав погружения ещё увлекательнее.

Очередной пример “оживления экономики” правительство Германии преподало, отменив в 2013 году лицензии на управление лодками с мотором до 15 л.с. Бот-шоу тут же “в унисон” ответило, сосредоточив на этом сегменте внимание под девизом “Mobile watersports”. Попутным трендом пошли экшн-камеры в тематической экспозиции “Water Pixel World”. Впрочем, “старшие” разделы выставки функционировали всё так же исправно: в павильоне №6 вновь красовались 40 больших люксовых яхт…

Естественно, с экономической “перезагрузкой” Европы стал набирать обороты и основной бизнес Boot Dusseldorf, то есть катера и яхты: в 2016-м — 1800 экспонентов, в 2018-м их уже 1923… Казалось бы, тут можно бы слегка и “расслабиться”, но нет: к очередному бот-шоу организаторы монтируют “The Wave” шириной в 9 метров и высотой 1,5 м — для вейксёрфинга. А “гладкий” бассейн для гребли удлинили уже до 65 м…

Продолжаем наблюдать за этой, очень поучительной, историей. До встречи на Boot Dusseldorf-2020!

Мне кажется, вот эта постоянная нацеленность на развитие, неутомимая генерация новых идей и (конечно же!) безупречная организация всех-всех составляющих собственно бот-шоу — вот настоящие ключи успеха Boot Dusseldorf. Свой 50-й ювилей выставка отпраздновала новым рекордом: 2000 экспонентов! Растёт и посещаемость — уже 250 000 за 9 дней бот-шоу. Да, цифра не рекордная (в 2008-м было более 267 000), но с таким умением привлекать и заинтересовывать немцы её скоро перепишут.

Богдан ПАРФЕНЮК.
Фото — Messe Dusseldorf, Constanze Tillmann.