Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Bavaria Yachts: перезагрузка

#Bavaria #Огляд

Одна из самых “горячих” тем 2018-го — безусловно, кризис верфи Bavaria Yachts. Казалось бы: один из “столпов” немецкого яхтенного производства, очередная феерия (стенд в пол-павильона!) на Boot Dusseldorf, анонс нового парусного флагмана, очередь на поставку “бортов” на месяцы вперёд… И вдруг, как гром среди ясного неба: «Региональный суд Вюрцбурга передаёт верфь под управление временной администрации». Иными словами — компания под угрозой ликвидации. Как??!

Впрочем, ещё тогда мой знакомый инсайдер бесстрастно прокомментировал: «Настолько мощный и хорошо отлаженный бизнес, производящий столь востребованную продукцию, просто так не исчезает».

Бизнесы — как человеческие организмы. Большие и малые, здоровые и больные, развивающиеся и деградирующие… Столь же аналогично зависимы они и от менталитета владельца: под разумным управлением благоденствуют, в обратном случае — как получится.

Бессменный (до 2008-го) директор верфи Виннфрид Херманн стартовал в 1978-м как частный судостроитель-энтузиаст, а уходя на пенсию, оставил потомкам яхтостроительный гигант, производивший на пике мощности до 3200 единиц ежегодно! Рыночную нишу он выбрал безошибочно: недорогие семейные лодки, аналог “Фольксвагена” (либо “Форда”) на воде.

Из года в год — новые проекты и заказы, заказы, заказы… В развитых яхтенных регионах невозможно найти марину без моторных и парусных “Баварий” — это факт. Покупатели и профессионалы рынка обсуждают то радикальную смену дизайн-стиля, то принципиально новые модельные линейки…

А хоть кто-нибудь заметил, что верфь дважды (в 2007-м и в 2009-м) меняла владельца?! Да почти никто: бизнесы продаются-покупаются так же, как дома или автомобили. Только не для личного пользования, а для извлечения прибыли. Но от перепродажи крепкий и красивый дом таким же и останется, не правда ли? Ну, может, новый владелец крышу перекрасит или балкон застеклит. Главное, чтобы мастер, приглашённый для поддержания дома в порядке, сделал всё так, как хозяин хочет.

Именно на этом уровне и произошёл на верфи в Гебельштадте конфликт интересов год назад: хедж-фонды Oaktree и Anchorage Capital хотели получать прибыль “сейчас и большую”, а генеральный директор Лутц Хенкель втягивал Bavaria Yachts во всё новые амбициозные проекты, требующие очередных инвестиций. Американским акционерам это надоело, и владельцы перестали “платить по счетам”. Как следствие — стандартная в правовом государстве процедура: суд и временная администрация.

Кстати, некорректны те, кто писал о “банкротстве” — его не объявляли. Разница огромна: передача под управление временной администрации означает, что все строящиеся в данный момент лодки будут закончены (может, с некоторой задержкой). Так и было: о кризисе объявили 23 апреля, а уже 27-го продолжилась отгрузка яхт заказчикам. Производство не останавливалось. Информация от 22 мая: все 600 рабочих на месте, цеха работают в привычном режиме, и только за последние 2 недели отгружено 30 яхт. С 25 мая дилерам снова разрешили размещать заказы в обычном порядке. Поставщики не остановили снабжение — они уверены в надёжности компании, хоть руководство последней и предупредило о задержке платежей. Все понимали: на поиск нового инвестора нужно время. Суд определил срок до июля…

Но нестандартная (через суд) смена владельца взбудоражила прессу. И ладно бы “пугательные” слухи и версии распространял русскоязычный интернет — я ведь знаю, что один из авторов “версий” просто не любит брэнд Bavaria (это его право, в конце концов). Более странно, что даже сами немцы (журнал Yacht) писали, якобы причина кризиса — «неудачи» с продажами C57 и C65. Хотя что такое единичные (пусть и кастомные) постройки на фоне тысячи регулярно отгружаемых серийных корпусов?! Думается, проблема не в проектах, как таковых (новая C65, кстати, на прошлогоднем Boot Dusseldorf собрала заказы на 2018 и 2019 годы!), а в маленькой хорватской верфи, где их собирали. Недавно купленное производство катастрофически не справлялось со “свалившейся” на него нагрузкой, и требовались немалые инвестиции, чтобы “поднять” этот новый проект. И тут владелец отказывается инвестировать…

Переговоры с инвесторами растянулись на всё лето — у части рабочих “сдали нервы” и они ушли с завода, хотя Bavaria ни единого сотрудника не увольняла (кроме ответственных за кризис руководителей, конечно). Немцы не привыкли жить в “неопределёнке”. А потому все облегчённо вздохнули, когда 15 сентября был, наконец, назван новый владелец: CMP Capital Management-Partners GmbH (Берлин). Выкуплены все отделения компании, включая производство катамаранов. Заводы в Рошфоре (Франция) и Гебельштадте (основное), которые так и не останавливались (за время кризиса отгружено более 200 бортов), продолжают работу тем же составом. Вот как прокомментировал текущую ситуацию Ральф Кудл, управляющий директор, опытный кризис-менеджер:

— Мы абсолютно спокойны за будущее компании. Брэнд Bavaria очень сильный, производство отлаженное и продукция востребованная — вот ключевые условия успеха реструктуризации. Производство работает на полную мощность, мы снова наняли 50 человек и будем нанимать ещё — заказы растут.

Чтобы оздоровить производство, мы отказались от всего проблемного. Остановлен хорватский завод, сняты с конвеера моторные модели серии Е. Мы снова сосредоточились на основе успеха брэнда — катерах и яхтах в диапазоне от 30 до 60 футов. И вернулись к производству только в Гебельштадте (катамараны не в счёт — Прим. автора), куда из Хорватии перенесли R55. Точнее позиционироваться на самом необходимом рынку очень помогает недавно созданный консультативный совет дилеров.

Правильность новой стратегии была продемонстрирована на Boot Dusseldorf-2019. Мы не представили ни одной новой модели, тем не менее набрали заказов по июль. Конечно, такому успеху помогли новинки прошлого года — Bavaria C 45, C 50 и R 55 и ныне “свежие”. А ещё мы постоянно улучшаем всё выпускаемое: ставим модерновые двигатели, новейшую электронику. Через год представим уже следующих дебютантов. Постоянное развитие — один из залогов крепости брэнда. Как и точное выполнение договорных обязательств: наши катера и яхты всегда доставляются в срок. Могу лишь подтвердить: в 17-м павильоне “сборный” (моторно-парусный) стенд Bavaria занимал без малого половину площади. И визитёров на 18-ти её моделях было столько, что среди дня я даже не пытался там что-то фотографировать… Словом, Bavaria вернулась, она по-прежнему надёжна и сильна.

Богдан ПАРФЕНЮК.
Фото — Messe Dusseldorf, Constanze Tillmann.