Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Гениальный узел для швартовки

#Майстер-клас #Швартовка

Пройдитесь по понтону любой марины или яхт-клуба, посмотрите, как привязаны к рымам швартовые концы. В большинстве случаев — беседочным узлом, угадал? А ведь на каждой волне незатягивающаяся петля беседочного активно трётся о рым (он нередко из арматуры и ржавый) — в моей «яхтенной юности» конец как-то даже перетёрся… Итак, чем швартовать яхту? Ответ однозначный: штыком.

Штыки — это целое семейство узлов для закрепления конца на берегу. Их общее свойство: плотно обжимать предмет, препятствуя трению. Ходовой конец штыка прихватывается к коренному полуштыками. Минимально — двумя, если сомневаетесь — добавьте ещё один. Англичане говорят: «Трёх полуштыков более чем достаточно даже для королевской яхты».

За сотни лет парусной практики моряки придумали множество штыков: простой, со шлагом, рыбацкий, коечный… Но для швартовки я особо рекомендую штык с обносом.

Обнос — это охват коренного конца ходовым. Именно он (обнос) воспринимает 70-80% тяги швартова, не давая сильно затянуться полуштыкам. Поэтому узел легко развязывается даже после большой тяги.

Более того: узел легко развязывается ПРИ большой тяге! А это бывает чрезвычайно важно, если нужно «отстрелить» швартов с одновременным быстрым уходом с места швартовки — обычно в сильный боковой ветер при помехе (другая яхта, мель, скала…) с подветра. Матрос развязывает полуштыки, без особых усилий удерживая ходовой конец после обноса. По команде достаточно просто отпустить — швартов «улетит».

И ещё. Мечта капитана, швартующего яхту в сильный боковой ветер, — мгновенно закреплённый наветренный конец. Грамотный матрос не станет задерживать процесс вязкой узла — он просто пропустит конец в рым и, сделав обнос коренного, будет удерживать ходовой руками. Всего несколько секунд — и капитан может дать передний ход, компенсируя снос тягой винта. Яхта статична, теперь можно спокойно завести второй швартов, поднять на палубу муринг. А если что-то пошло «не так» — матрос отпускает ходовой конец, и яхта мгновенно «отскакивает» от причала, ни на что не навалив.

Просто, надёжно, практично.

Богдан ПАРФЕНЮК, инструктор IYT (smilesailing.bogdan@gmail.com).