Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Volvo Ocean Race (Этапы 2, 3, 4)
Тема: Volvo Ocean Race; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 124;

Life at the extreme воспринимается ценителем автомобилей Volvo как привычное маркетинговое явление. Но для команд-участниц Volvo Ocean Race «Жизнь на пределе» – реальность, ставшая на долгие месяцы работой для всех, кто смог выдержать это. 4-часовой режим вахт и сна со стартом второго этапа снова стал нормой. В реалиях цунамиподобного Южного океана шторм в Атлантике перед финишем в Кейптауне вспоминался как тёплый тропический ливень. Но и это была только первая проверка на прочность. По-настоящему Посейдон показал свой нрав на переходе от тропического Сингапура в снежный Циндао. Сдались даже самые стойкие, включая карбоновые корпуса яхт. Горстку финишировавших называли просто везунчиками. Вот как это происходило.

Проектировщики были удивлены количеством поломок после первого этапа. Все лодки вынули из воды! Ericsson 3 повезло – ей поставили новый киль (за свой модернизированный она уже имела -4 очка). И все жаловались на отсутствие времени. Кроме устранения поломок нужно было разработать тактику гонки, так как предстоял путь, которым ранее никто не ходил.
В командах произошли замены состава. В частности, Delta Lloyd пригласила нового шкипера. Им стал ветеран Volvo Ocean Race Роберто Бермундес де Кастро из Испании. Также в эту команду пришёл опытный гонщик с Alinghi Питер ван Никерк.
15 ноября лодки стартовали из Кейптауна в Кочин. Свою роль сыграла коварная Table Mountain: в её ветровую тень попали как ранние лидеры (Puma), так и уверенные середнячки (Team Russia). Весь флот помахал им ручкой, и Ericsson 4 возглавил выход в океан. Вторым стал Green Dragon. «Косатка» шла последней, проиграв маневры Delta Lloyd. Но до сенсаций было ещё далеко, тем более, что на этом этапе остаться целым и невредимым – уже большая удача. Пока синоптики обещали на первые дни южный ветер в 10 узлов, а комментаторы – тяжёлую тактическую борьбу на длинном пути в Индию.
Индийский океан встретил флот, как подобает: он просто заливал яхты, добавляя ко всему сильнейший ветер. Уже утром третьего дня лодки подхватили развивающуюся зону низкого давления и шли в ветре в 25-30 узлов против течения в 2 узла. Но это была только разминка.
18 ноября началась настоящая мясорубка. Волнение значительно усилилось. Перед шкиперами встал шекспировский вопрос: «быть или не быть»? Идти медленней или разнести лодку в щепки?
«Несмотря на разорванный геннакер, мы сохранили скорость, так как поставили новый в течение 10 минут. Классно? Нет! Потому что ещё через 10 минут все услышали ТИШИНУ, которая сопровождает свободный полёт. Сорвавшись с волны, Puma неслась в бездну. Грохот приземления был не такой, как предыдущие 10872 удара, которые мы пережили за последние 48 часов…», – так шкипер Puma описывал условия, предшествовавшие тяжелейшей травме, которую переживёт яхта. Телекомментаторы назвали повреждение корпуса в центральной части лодки не иначе, как «сломанный хребет у Кошки». Неужели Puma уже не боец, хотя на 19 ноября она лидировала?
Как бы не так! Ведь и другие лодки шли не по речной глади. Green Dragon попадает в брочинг, а затем ломает гик. «Самая большая проблема – мы не можем теперь взять рифы. В порывах до 35 узлов постоянно идём полным гротом. А когда в шквале освобождаешь гика-шкот, грот наполняется ещё больше!». Кроме этого у «Дракона» течёт корпус и сломано рулевое управление. «Но мы не сдаёмся!», – сообщал 18 ноября Ян Вокер. И это правда: на зачётной марке они третьи!
«Косатка» в полёте с волны совершает свободный поворот фордевинд и как результат – брочинг с полным парусным вооружением на воде. Ещё повезло, что это случилось в светлое время суток. «Косатка» остановилась, в то время как именно от неё ждут невероятного. Ведь Вербраак и Ханакамп задумали опасную игру: пройти Зону восточнее всего флота. 19 ноября они отставали на 99 миль от лидера, но надеялись, что в Зоне всех нагонят.
Наслышанный о кошмарах коллег, метеоролог Ericsson 3 сообщил, что его команда сделала ставку на сохранение матчасти. Но человек предполагает…В ночь на 19 ноября Ericsson 3 накрыл порыв в 40 узлов. Лодка опрокинулась. Бакового Андреаса Дальсо ударило о лебёдку. «Теперь у нас ещё один человек сидит на болеутоляющих», – резюмировал медиаофицер Ericsson 3 Густав Морин.
Telefonica Black 18 ноября столкнулась с неопознанным предметом. В кокпите никто не удержался на ногах. Менее всех повезло шкотовому Чио. «Он уже 24 часа как вышел из строя. Нам пришлось привязать его к койке, чтобы он мог отдохнуть», – сообщил медиаменеджер Майк Пасабант.
Telefonica Blue, Ericsson 4 и Delta Lloyd чудом ещё держались.
Первым, кому открылась прямая дорога на Кочин, был Торбен Граэль. 20 ноября Ericsson 4 положила в копилочку 4 очка за прохождение знака. Следующей (через три часа) была Ericsson 3 (+3,5 очка). Ещё через три часа обогнул знак Green Dragon (+3 очка). Это проигрыш для Вокера, хотя, учитывая список поломок, его можно только поздравить. Зато для «Косатки» прийти четвёртыми на знак означало +2,5 очка и сокращение дистанции до лидера.
Сообщения с бортов 22-24 ноября были по-детски трогательными. «Идём в 10 узлах ветра. На палубе сохнут вещи. Все щеголяют в шортах. Вокруг нас плавают киты», – писал медиаменеджер Ericsson 4. Остальной флот также загорал и чинил поломки.
Но... Не успел Боу Беккинг выбраться на третью позицию, как Telefonica Blue столкнулась с чем-то в воде и разнесла правый шверт в щепки. «Нам пришлось остановиться на 45 минут, чтобы очистить остаток шверта от обломков и поднять его, – сообщил 23 ноября Боу. Жаль, что это произошло сейчас, когда мы имели реальный шанс вплотную подобраться к лидерам».
Но фортуна только уравняла шансы Боу и остального большинства. С запада к лидерам подходили Green Dragon (+53) без гика и Puma (+34) со «сломанным хребтом». Чем не подходящая компания для лодки без шверта? Однако после расправы с испанцами злой рок взялся за Team Russia.
Днём 23 ноября «Косатка» поймала на перо руля канат толщиной с руку. К полудню 23 ноября «Косатка» уже проигрывала лидеру +135 миль. Дальше неё была только Delta Lloyd. Впереди были везунчики Торбен Граэль и, в миле от него, Андреас Лавендер. Они и вошли в Зону первыми.
Тут вступил в силу коварный план Ханакампа и Вербраака. «Косатка» пошла восточнее и начала выигрывать милю за милей. 25 ноября Team Russia уже боролась за третью позицию с равными себе по невезению Puma, Green Dragon и Telefonica Blue, которые решили пересечь Зону с запада. Более того, последний прогноз погоды как раз на востоке обещал самый выгодный путь для пересечения Зоны. То есть, россиян ожидали только 5 часов тихого ветра, в то время как лидерам Ericsson, которые расположились посередине, предстояло провести в Зоне 24 часа.
Кто знал тогда, что вся судьба 2-го этапа решится в ночь 26 ноября? И кто вообще доверяет прогнозам ветра в Зоне? Утренний отчёт о позициях команд ещё раз подтвердил статус Зоны как чистой рулетки. Это был чёрный четверг для Андреаса Ханакампа. Торбен Граэль, как настоящий Гудини, вышел из Зоны первым. Западный флот также в целом сохранил свои позиции, а Delta Lloyd, как чёрт из табакерки, нарисовалась на четвёртом месте рядом с Puma и Telefonica Blue. «Косатка» была на последнем месте и проигрывала лидеру 350 миль. Для неё это был приговор: ведь до Кочина оставалось всего пара сотен миль.
Ericsson 4 финишировала ночью 30 ноября, получив 26 очков из 28 возможных и на 6 очков опережая Telefonica Blue, которая финишировала второй.
Третьей пришла Ericsson 3 – очень неплохой результат для лодки, команда которой практически не имеет опыта участия в VOR. За ней были Puma, Telefonica Black, Green Dragon, Delta Lloyd и лишь 3 декабря – Team Russia.
Нет худа без добра: россияне пришли как раз к церемонии открытия посёлка VOR. Их встречали толпы гостей, а также много официальных лиц гонки и правительства Индии. По некоторым оценкам, в день посёлок посещали более 50 000 человек. Министр туризма Индии заявила, что в следующей регате обязательно будет участвовать индус.
Не до праздников было только техникам. Старт 3-го этапа запланирован на 13 декабря, а список ремонтных работ довольно длинный. Награждение победителей 2-го этапа было проведено в день закрытия посёлка. Кроме Ericsson 4 были отмечены также Green Dragon – «за волю к победе» и медиаменеджер Telefonica Blue – «за лучшие репортажи с борта».
К 3-му этапу команды произвели некоторые замены в составах. Из значительных: Team Russia покинул Олег Жеребцов, и к команде присоединился новый медиаменеджер из Москвы. Испанцы поменяли обоих рулевых; Green Dragon – навигатора. Экипажи обеих Ericsson и Delta Lloyd остались без изменений.
«С точки зрения ветра третий этап будет трудным, – оценивал предстоящий путь в 1900 миль Боу Беккинг. – Ожидается лёгкий бриз на выходе из Кочина, затем немного сильных ветров в районе Шри-Ланки и долгий путь во встречном ветре к Суматре. Оттуда, вероятно, мы уже будем дрейфовать к Сингапуру, и тогда может случиться всё, что угодно».
И оно случилось…
Старт 13 декабря из Кочина прошёл по привычной схеме: Puma и Ericsson’ы вырвались вперёд. Испанцы шли следом. «Косатка» была на шестом месте. Расстояние между первой и последней лодкой в течение первых двух дней гонки редко превышало 5 миль. 15 декабря лидеры поменялись местами, а флот начал растягиваться, хотя почти все лодки ещё могли видеть друг друга. Расстояние между лидером Puma и последней Delta Lloyd составляло 57 миль.
Андреас Ханакамп: «Великолепно, что мы впервые имеем возможность сравнить скорости лодок. Несмотря на то, что, по общему мнению, «Косатка» заточена для сильных ветров, мы неплохо справляемся и в лёгких бризах. Хотя наш облегчённый киль даёт о себе знать».
16 декабря флот разделился на две группы. Это произошло из-за раннего поворота лидеров на север. Они искали более сильного ветра. Лодки Puma, Ericsson 4 и Telefonica Blue повернули ещё 15-го, причём Telefonica Blue ушла на юго-восток и, с точки зрения дистанции до финиша, возглавила флот.
Боу Беккинг так комментировал свои действия: «Ветер имеет значение, но также важно выбраться из неблагоприятного течения. Поворот на юг позволит это сделать даже при том, что на севере больше ветра».
Но 17 декабря Telefonica Blue оказалась в полном одиночестве на южном окончании флота. Остальные яхты пошли на север и получили до 20 узлов ветра, тогда как у Боу только 11 узлов. Неужели всё потеряно для испанцев?
Однако и основная группа на севере не очень радовалась жизни. «Идти против ветра на Volvo 70 просто ужасно, – с негодованием писал Ян Вокер. – При условии, что угол лавировки у лодки не очень большой, продвижение вперёд занимает целую вечность. Я уже начинаю сомневаться в разумности выбора такой дистанции для гонки». Землякам Вокера на Delta Lloyd было ещё хуже: 18 декабря сломался пьедестал под гидравлическим приводом киля. Команде удалось поставить киль по центру и продолжить путь. Хотя были мысли зайти в ближайший порт для ремонта.
С Delta Lloyd внимание опять переключилось на лидеров, которые находились в 130 милях от контрольной точки Палау Вэ. Ночью 19 декабря Ericsson 4 вышла вперёд, в то время как Telefonica Blue вынужденно сменила галс, чтобы обогнуть участок суши. На 4.00 утра Ericsson 4 уже опережала Telefonica Blue на 3 мили. На самом деле преимущество Торбена Граэля было ещё больше, так как он шёл в 15 милях севернее Telefonica Blue и имел лучший угол к ветру.
За кормой у лидеров шла жёсткая борьба за 3 место. Всего 23 мили отделяет Ericsson 3 от Green Dragon, Puma и Telefonica Black зажаты посередине. Green Dragon идёт шестой, но имеет все шансы сократить отставание, если лидеры будут вынуждены заложить галс на север, чтобы обогнуть участок суши. Team Russia находилась севернее всех, и благодаря этой позиции выход на контрольную точку на одном галсе был ей гарантирован. 19 декабря команда Андреаса Ханакампа находилась в 85 милях от лидера и в 43 милях от Green Dragon.
Через несколько часов все вопросы были сняты. 4 очка достались Граэлю. «Для нас второе место на знаке – тоже результат», – комментировал ситуацию Боу Беккинг. Третей пришла Ericsson 3, за ней – Puma, Telefonica Black, Green Dragon. «Косатка» была седьмой, проигрывая лидеру 71 милю. Впереди ожидался коварнейший Малаккский пролив...
Флот опять сильно сжался. Прогноз на ближайшие дни говорил о легких переменчивых ветрах – в этом заливе других и не бывает. Первыми прочувствовали все прелести, конечно, лидеры: Telefonica Blue пошла ближе к малазийскому берегу и опередила Граеля. Сразу же после огибания знака Puma опередила Ericsson 3. Когда ветер стихал, флот становился на якорь, иначе сильные течения сносили назад, а при возобновлении гонки яхты снова менялись местами. И так бесконечно...
На утро 22 декабря Puma Ocean Racing и Ericsson 4 подошли максимально близко к побережью Малайзии. Ближе к центральной части пролива находилась Ericsson 3, за ней в одной миле Telefonica Blue. Пятая – Telefonica Black. Ещё в 35 милях от лидера – Green Dragon. Team Russia всего в 7 милях за кормой у Green Dragon, и имеет более высокую скорость.
В течение дня даже сообщения о позициях лодок давались как бы для двух флотов. Те, кто пошел ближе к берегу, шли за своим лидером – Telefonica Blue. Вторая группа держалась средины залива во главе с Telefonica Black. Пелотон оказался более сжатым, расстояние до финиша измерялось десятками миль, а скорость была ужасно маленькой.
Финиш 3-го этапа был просто фантастическим по своей непредсказуемости. Поздно вечером 22 декабря Боу Беккинг завоевал первую победу в этапе на VOR 08/09. Можно ли придумать себе лучший подарок на Рождество? Вторым пришёл Кен Рид («Монстр»). Но на этом сенсации не закончились. Ericsson 3 вытолкала своих коллег по синдикату с третьего места. «Косатка» и Green Dragon ещё боролись в море за шестое место. Но хотя «Косатка» шла в хорошем ветре и почти догнала ирландцев, Ян Вокер сумел финишировать на час раньше. А на носу было Рождество…
И вдруг, словно гром, грянула весть о приостановлении участия в гонке российской команды: деньги, которые выделил Олег Жеребцов на подготовку и старт в VOR, были исчерпаны, а спонсор за это время так и не нашёлся. Стоит ли напоминать, что конец декабря 2008 года стал началом тяжелейшего финансового кризиса? «Нам больно видеть, как смелый проект россиян провалился, – писал 23 декабря известнейший американский парусный блог «Sailing Anarchy» – Их чудесная лодка, их смелый яхтинг, их великолепные вечеринки – всё это заставило нас действительно полюбить россиян. Будем надеяться, что россияне найдут спонсора и «Косатка» продолжит борьбу». Организаторы регаты подтвердили, что Петербург остаётся в маршруте соревнования и VOR финиширует именно в России. В начале января 2009-го Андреас Ханакамп повёл лодку обратно в Кейптаун, где «Косатка» будет ждать возможности присоединиться к флоту на атлантических этапах.
Финиш в Сингапуре прибавил работы судьям гонки. Nordic Team был лишён одного очка за вторжение в эксклюзивную зону Шри-Ланки. Ericsson 4 чуть было не дисквалифицировали из-за изменений в носовой части лодки, сделанных без уведомления Мерительного Комитета. Боу Беккинг подал протест на действия Ericsson 3 в Малаккском проливе, но, поразмыслив, отозвал его.
В переполненной судами акватории Сингапура состоялись портовые гонки. В первой из них гонок победил Кен Рид, во второй – Торбен Граэль. Кардинально турнирная таблица не изменилась, но вследствие заработанных очков разрывы между командами сократились.
Старт 4-го (и пока что самого крутого) этапа был запланирован на 18 января. «Нам придётся надеть на себя семь слоёв одежды. Каждое одевание-раздевание будет занимать не менее 25 минут, что означает сокращение времени на сон», – прогнозировал вахтенный начальник Ericsson 4 Стю Баннатин. Сильное понижение температуры также означает увеличение веса лодки: больше шоколада, горячих напитков и еды, больше термосов, и так далее.
И снова замены. На Delta Lloyd место навигатора Метью Грегори (США) занял голландец Фриц Коек. Шкипером на Ericsson 3 стал самый опытный в экипаже Мангус Ольсон, заменив травмированного Андреаса Лавендера. К Green Dragon снова присоединился навигатор Ян Мур.
Команда Telefonica приняла решение заменить рули на Telefonica Black. Это влечёт за собой штраф в 3 очка, но, по словам Фернандо Кампоса, «впереди ещё 80 очков, которые надо заработать, и я уверен, что мы наверстаем упущенное». Новые рули будут такой же формы, как и старые, только на 27% длиннее и шире. Если замена будет оправданной, Telefonica Blue тоже заменит рули.
Старт 4-го этапа был дан в 13.00 по местному времени 18 января. Олимпийское мастерство Граэля снова вывело команду в лидеры флота. Puma также занимала привычные позиции. Неплохо показал себя новый шкипер Ericsson 3. Лодок уже было 7, и долгосрочный прогноз показывал шторм впереди флота.
Покидая Сингапур, команды осторожничали и примерялись к новым условиям. Воды в этом регионе полны банок и рифов – нет точных карт местности. Вокруг шныряет масса рыбацких посудин и в избытке крупный торговый флот. Кен Рид: «Мы подходим к Лукомским мелям. Глубина на эхолоте сменилась с 1000 м до 3. У нас есть три карты этой местности. Одна указывает, что мы можем здесь пройти, другая – возможно, можем. А третья – не можем совсем. Мы поверили последней».
Учитывая прогнозы по шторму и волнению, организаторы установили для участников специальную точку, которую надо пройти левым бортом. South Rock Light расположен близко к берегу, таким образом заставляя команды идти ближе к Филиппинам. По замыслу организаторов, это даст флоту возможность укрыться от плохой погоды. 22 января, в 170 милях от этого знака, Green Dragon теряет штаг. «Слаженные действия команды, которая ослабила все фалы и шкоты, дали возможность не потерять мачту. Мы продолжаем идти в Циндао», – писал Ян Вокер.
Выбывшая лодка – это потеря ещё и для любителей гонки: ведь Green Dragon всегда мог преподнести сюрприз и добавить интриги в расклад сил на дистанции. Сейчас без Яна Вокера надежда появилась у Delta Lloyd и Ericsson 3 – они заняли соответственно четвёртое и пятое места. Лидером оставалась Puma, за ней шли испанцы, а замыкал флот Ericsson 4 с DTL (расстояние от лидера – Ред.) +48 миль. Как видно, флот ещё был достаточно плотным. Неистово лавируя перед South Rock Light, первой его достигла Telefonica Black. Жаль, что за это очки не насчитываются.
«Мы наслаждаемся последним днём спокойной погоды. Завтра начнётся ад. Этот шторм решит, кто победит в Циндао», – рассуждал в радиоинтервью Боу Беккинг. Флот вышел из укрытой берегом безопасной зоны в Лузонский пролив прямо навстречу шторму, сила ветра в котором прогнозировалась на уровне 40 узлов против течения. Все понимали, что волнение будет нешуточным. А вот Green Dragon имел повод для радости: их единственный возможный J4 стаксель будет как раз впору при таком ветре.
Может, метеорологи не хотели пугать команды? Уже через день, 24 января, Puma сообщала о 50 узлах встречного ветра. Весь флот укрылся у берега, но и там условия были жестокими. При смене галса на «Пуме» ломается гик. «Сейчас мы в укрытии на севере Филиппин. Нельзя сравнивать наш случай с «Грин Дрегон». Они шли по ветру, а нам нужно лавироваться. Мы решили, что нужно подождать «окна» в ветре, чтобы вернуться на дистанцию. Тут недалеко пристроилась и Delta Lloyd», – сообщил Кен Рид на берег.
В группе лидеров Telefonica Black продолжает агрессивно продвигаться вдоль побережья, не удаляясь от него более чем на 10 миль. Telefonica Blue идёт всего в 2 милях за ней. Предположительно, у берега высота волны меньше, чем в открытом море.
Шкипер Боу Беккинг сообщил, что ближайшие 36 часов пройдут в режиме борьбы за выживание. Ericsson 4 быстро продвигается на север и в ближайшее время обойдёт Puma. Ericsson 3 и Green Dragon идут на одной линии, причём Green Dragon особенно сложно маневрировать в таких условиях с порванным передним штагом.
Согласно информации с яхт, весь флот идёт в ветре 40 узлов, а Telefonica Black зафиксировала порыв под 60 узлов. Без сомнения, события сегодняшнего дня окажут влияние на расстановку сил и итоговый результат на этом этапе.
Через несколько часов Delta Lloyd сообщает о приостановке гонки. По правилам это означает, что яхта должна остановиться на 12 часов. Delta Lloyd стала на якорь севернее Вигана для замены порванного грота, сломанного штурвала и повреждённой мачты. Фактически, кроме ирландцев приостановили гонку и Telefonica Black, у которой повреждён корпус, и Green Dragon. Но официальные сообщения о приостановлении гонки от их шкиперов не поступали. В действительности на ходу осталась только Telefonica Blue. К вечеру 24 января яхты отчаянно лавировали в Лузонском проливе. «Telefonica Blue пошла на риск. Это будет либо победа, либо самая большая глупость, если они сломают лодку, – писал Гай Салтер с Ericsson 4. – Мы пытались пройти залив под триселем, но повернули назад».
25 января паника миновала. Green Dragon сообщил о приостановлении гонки. «Эти 12 часов – как раз то, что нам нужно для проведения ремонта на лодке», – сказал Вокер. Степень повреждений можно оценить хотя бы по тому, что даже после обязательных 12 часов остановки Delta Lloyd и Green Dragon оставались на якоре. Трещина в линии соединения корпуса и палубы заставила команду Telefonica Black сообщить о схождении с дистанции.
25 января Puma покинула своё убежище и начала медленно пересекать пролив. От лидеров её отделяли 200 миль. Второй шла Ericsson 3, ведомая невозмутимым Ольсоном. В 100 милях от Беккинга находился Граэль. Прогноз обещал лишь незначительное ослабление шторма.
26 января Telefonica Blue сообщила о столкновении с предметом. К тому же на борту было два человека с повреждениями: Боу Беккинг так и не восстановился после травмы спины, Дарел Висленг также был прикован к койке с травмой плеча. Сзади уверенно сокращали расстояние Ericsson 3 и 4, да и Кен Рид, несмотря на травму, набирал скорость. Green Dragon и Delta Lloyd шли очень осторожно и не претендовали на победу. Финиш первой лодки в Циндао ожидался не ранее 29 января, но мало кто верил в эту дату.
Ночью с 26 на 27 января ветер снова усилился с 10 до 40 узлов. На Ericsson 3 подняли все вахты и начали майнать грот, чтобы замедлить ход и сберечь лодку. Но было уже поздно: от ударов произошла деламинация носовой части, и вода хлынула внутрь. Через несколько часов течь удалось остановить, но команда приняла решение выйти из участия в 4-м этапе и направиться в Тайвань для ремонта. Этот же день лишил флот и другой лодки: носовая часть Delta Lloyd также вскрылась, грот порвался в клочья. Шкипер Роберто Бермундез также решил идти в Тайвань для устранения повреждений.
Неужели финиш никогда не наступит? За четыре дня все, кто до этого не верил в высшие силы, вероятно, стали религиозны донельзя. Но больше всех Боу Беккинг. Только вера в себя, лодку, команду и провидение могла заставить его пересечь Лузонский пролив, когда все команды сочли лучшим укрыться в заливах. Последние два дня подарили флоту хорошую погоду. Но «флот» – это громко сказано: 29 января только три лодки из семи стартовавших наконец-то увидели Циндао. Telefonica Blue финишировала в 15.00 по местному времени, получив выстраданные 8 очков. Через час пришла Puma – уже третий раз второе место. Торбен Граэль пересёк финиш ещё через несколько часов.
Green Dragon остался в море один. Казалось бы, родные для ирландско-китайской команды воды должны помогать. Но всё случилось наоборот: два дня Ян Вокер не мог развить скорость, чтобы добраться до финиша. Без штага, со сломанными переборками в носовой части и перештопанными парусами Green Dragon постоянно терял ветер. 31 января вечером команда, наконец-то, сошла на берег. Это был последний экипаж, который смог вынести все испытания, выпавшие на долю яхтсменов в 4-м этапе.
Кто же найдёт в себе силы выйти опять на старт самого длинного 5-го этапа VOR 08/09 14 февраля?