Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
China International Boat Show 2005
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 72;

ФЕНОМЕНЫ КИТАЙСКОГО МАЛОГО СУДОСТРОЕНИЯ И ЯХТИНГА

В начале года автор получил приглашение Общества морских инженеров Китая (CSNAME) и Ассоциации судостроительной промышленности Шанхая (SASI) принять участие в международной конференции по быстроходным морским судам (HPMV-2005), проводимой совместно с выставками ‘China International Boat Show’ и ’China Fast Ferry & Commercial Craft Show’. Предлагаем читателям «Фарватера» некоторые впечатления об увиденном…

Итак, Китай. Казалось бы – надо ли нам, «новоевропейцам», смотреть на Восток? Давайте забудем про стереотипы и дешевые китайские шмотки… То, что производят в Китае сейчас, – это высокотехнологичные конкурентоспособные в мире продукты (около 40% экспорта страны), это машиностроение и электроника. Китай, как огромная губка вбирает в себя лучшие мировые технологии, инвестиции и, помножая на уникальные трудовые ресурсы, добивается колоссального роста экономики. Эксперты сходятся во мнении, что при таком темпе роста после 2020 года именно Китай займет место «мировой державы номер один», обогнав США. Важен и национальный менталитет китайцев - во многих странах Азии (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Камбоджа) немногочисленные китайские диаспоры контролируют до 50-80% экономики…
Место действия – Шанхай
Что такое современный Шанхай? Это огромный мегаполис с населением 13.2 миллионов человек (неофициальные данные, с учетом трудовых мигрантов – 20 миллионов). Скоростные поезда, курсирующие со скоростью 430 км/ч, автострады, частокол небоскребов «круче, чем в Америке», выросший за последние 10-15 лет…

Особенности бот-шоу
China International Boat Show 2005 (CIBS-2005) проходило с 8 по 11 апреля в Шанхае, на территории Shanghai International Exhibition Center, представляющем собой точную копию… небезызвестных зданий в Москве. Мероприятию уже 10 лет и оно преподносится как крупнейшее бот-шоу в Азии – 240 участников, экспонировалось 60 судов. Совместно с Шоу проводился ряд конференций и семинаров. Шоу проходило довольно далеко от воды, отсюда - отсутствие судов элитного класса «живьем».
Главная особенность CIBS2005 по-китайски"– это наплыв иностранных участников и посетителей. Собственные отдельные павильоны представили Франция, Италия, Австралия, Новая Зеландия. В основном дилеры европейских компаний предлагают 50-60-футовые модели моторных яхт. Рынок Китая потенциально огромен, и за последние несколько лет на него буквально ринулись Regal, Silverton, Pershing, Sunseeker и др. в расчете на сбыт «брэндовых» судов. Успеха особого пока нет, но присутствие свое на китайском рынке они обозначают очень отчетливо. Особая статья – круизные катамараны, парусные и моторные, информацией по которым был буквально завален французский павильон.
Мне, как конструктору, работающему в Азиатском регионе, весьма необычно видеть, что в выставке принимали участие дизайнерские фирмы “Warwick Yacht Design” (Новая Зеландия), “VPLP” (Франция) и др. – очевидный расчет на китайский судостроительный сектор.

Что строят в Китае?
Качество китайских судов значительно выросло за последние несколько лет. Дешевая рабочая сила, хорошее качество работ делают Китай привлекательным для иностранных компаний, выносящих сюда свои производства. Зарплата китайского рабочего судостроительной специальности – около 2500 USD в год, что очень недорого. В то же время трудовая дисциплина и обучаемость очень высоки. Результат – построенные в Китае суда на 30% дешевле европейских аналогов. И это при европейском дизайне и достойных комплектующих. Иностранные компании, инвестирующие в экономику Китая, в течение первых трёх лет своей деятельности освобождаются от уплаты налогов, а последующие два года платят 50% налогов…
На “Shanghai Double Happiness Yachts” идет строительство десяти 68-футовых яхт по проекту Эда Дюбуа для участия в Clipper Race 2005-2006. Четыре судна уже доставлены заказчикам в Англию. Консервативная морская держава заказывает суда для сверхтяжёлой по метеоусловиям гонки в Китае – это ли не показатель качества?
Совместная китайско-американская компания “Hansheng Yachts” с 1984 г. выпускает яхты, которые под маркой “Celestial Yachts” продаются в США. Есть у китайцев и недавно выкупленное и теперь полностью «свое» производство элитных яхт из армированных пластиков «Hansheng»: модели длиной 45-53 фута хорошо расходятся в США, а модели длиной 21-30 фута также поставляются в Голландию и Австралию. Одна из недавно созданных компаний – “Paramount Yachts” не так давно начала свою деятельность в Шанхае с выпуска 35-футовых круизеров для Азии и Австралии, планируется и выход на европейский рынок. Китайско-американская «Kingship» строит суда экспедиционного класса от 100 футов длиной под сертификаты Lloyd’s Register и LY MCA*… Но, пожалуй, наиболее впечатляющий проект – 52-метровая парусная мегаяхта, которая будет построена на китайско-итальянском предприятии “Blunauta”. Перечисление можно продолжать, а выводы напрашиваются сами собой…
Чисто китайские компании производят в основном катера для пассажирских перевозок, патрульные, разъездные и промысловые – это правительственные заказы, а также экспорт в Корею и Японию. Таких компаний, производящих только пластиковые суда, насчитывается по стране около 260! Но лишь 10% из них строят суда мирового уровня, базируясь на почерпнутых у «пришлых компаний» технологиях и кадрах. В любом случае, существование в Китае «выносных» производств «подтягивает» национальную судостроительную индустрию.
Еще одна характерная черта китайских верфей – это постройка копий судов известных производителей, в основном это относится к судам длиной менее 10 м. В выставленных на Шоу малых лодках отчетливо угадываются то Yamaxa, то Regal... Более того, сами производители охотно рассказывают, с какого судна снята матрица – для них это показатель качества. И, как ни странно, без всякой боязни ответственности за нарушение авторских прав. Внешне качество достойное, хотя исполнение не всегда соответствует оригиналу. Собственного яхтенного и лодочного дизайна достойного уровня у китайцев пока нет – то, что есть, напоминает «побочный продукт оборонной промышленности».
Примечательно, что к малому судостроению «прилагается» и собственное китайское производство материалов в достаточном количестве. Причем китайцы идут в ногу со временем в разработке и промышленном выпуске новых марок полимеров и сплавов.

Яхтинг в Китае
Нельзя сказать, что отдых на воде является массовым увлечением в Китае. В стране, где большая часть населения живет крайне скромно и ездит на работу на велосипедах, наверное, неуместно пока говорить о «культе яхтинга». Но уже появились достаточно состоятельные люди, владеющие личными плавсредствами, много судов являются собственностью компаний или иностранных граждан. К их услугам – строящиеся с китайским размахом марины…
Есть и «первые ласточки» в парусном спорте: на прошедшей Олимпиаде в Афинах китаянка Ин Чуан взяла «серебро» в классе «Мистраль». Это повторение успеха 1992 года в Барселоне, когда Цанг Хиаодонг завоевала серебряную медаль, тоже в виндсерфинге среди женщин. Пока у Китая 2 олимпийские медали в парусе за всю историю, но это пока…
К вступлению в роль ведущей мировой державы китайцы готовятся основательно и на государственной основе – сбор технологий, развитие науки, привлечение инвестиций… Такие же процессы можно отметить и в яхтинге, как неотъемлемом атрибуте процветающей страны. На волне популярности «олимпийцев» правительство Китая открыло бесплатные курсы виндсерфинга и паруса для всех желающих, действуют и парусные школы для детей.
Гао Йонг в 2002 г. стал первым из китайцев, обогнувшим в одиночку земной шар. С помощью французских инструкторов идет подготовка известного китайского яхтсмена Цзаи Мо к участию в Vendee Globe 2008. Уже озвучены претензии Китая на участие в Кубке Америки-2007, правда, детали программы не раскрываются… А пока Китай готовится принять Кубок Виттона-2006. Чемпионат мира в классе «Europe» также пройдет в Китае в сентябре этого года… Среди событий «азиатского значения» наибольшей популярностью пользуется гонка Гонконг-Хайнань, в которой в основном участвуют суда из Гонконга. К предстоящей Олимпиаде в Куингдао строится огромный олимпийский парусный центр…
Одно из интереснейших водномоторных событий – регулярное c 1995 г. проведение гонок скутеров в классе F1. Эти гонки собирают около миллиона зрителей! Идут переговоры о проведении в Шанхае в 2006 г. гонок 14-метровых катеров “Class One”…

Конференция HPMV-2005
Конференция High Performance Marine Vessels – это регулярно проводимое в рамках выставки CIBS мероприятие, собирающее специалистов отрасли со всего мира. Тематика – многокорпусники, быстроходные водоизмещающие суда, моторные яхты, глиссирующие суда, суда на воздушной подушке и подводных крыльях, а также аспекты их гидродинамики, конструкции, технологии судостроения и безопасности. Подобные мероприятия всегда способствуют обмену опытом и дают приток свежих идей для специалистов отрасли. Опуская узко специальные теоретические работы, попробуем дать обзор представленных проектов.
Открывшие конференцию англичане из BMT представили проект алюминиевого судна X-craft (рис.6), разработанного для ВМС США. Это судно – одна из наиболее интересных (и дорогостоящих) разработок подобного плана за последние несколько лет и предназначено для военных операций в устьях рек. Хотя его пригодность именно для этих целей сомнительна, учитывая значительную осадку, недостаточную управляемость (судно чрезвычайно неустойчиво на курсе) и высокий надводный борт, представляющий собой прекрасную мишень…
Норвежцы из SES Europe показали принципиально новое судно ASV (air supported vessel), поддерживаемое за счет нагнетания воздуха в область днища. Проект судна разработан международной группой специалистов из 8 стран и уже обкатан на прототипе длиной 15 м. Очевидно, такая концепция может найти применение как в военном судостроении, так и в проектировании судов для отдыха.
Мы представили проект 26.4-метрового экспедиционного моторсэйлера-многокорпусника VIP-класса (рис.7), сделав основной акцент на гидродинамику этого уникального судна – ходкость, оптимизацию пропульсивного комплекса, маневренность и безопасность. В ходе проектирования удалось добиться превосходной управляемости и снижения слеминговых нагрузок на мостовые конструкции. Судно будет сдано заказчику в этом году…
Пассажирский паром (рис.8), который демонстрировали китайцы, на поверку оказался… нашим соотечественником. Судно было построено в 2002 г. на заводе «Алмаз» в Санкт-Петербурге для заказчиков из Эстонии, которые в 2004 г. перепродали его китайцам. Подводные крылья для этого судна были изготовлены из титана на ПО «Море» в Феодосии, а система управления подводными крыльями FICS-3 разработана НПК «Аврора». Мы посетили это интересное судно и совершили на нем пробный выход по реке Янцзы, после чего состоялся обмен мнениями. Безусловно, уровень шума и вибрации на судне превышает допустимые для яхт элитного класса (luxury yacht), но вряд ли такая задача ставилась при проектировании. Тем не менее, китайцы эксплуатируют это судно на коммерческих линиях – это экономически выгодно и вполне приемлемо для них по уровню комфорта.
Кстати, очень интересный подробный анализ перегрузок при движении катеров на волнении был представлен американской проектной фирмой «Donald Blount». Так, озвученные стандарты для малых судов ВМС США допускают воздействие на людей вертикальных ускорений 10% обеспеченности 1.0g и 1.5g в течение 4-8 часов и 1-2 часов соответственно. Действительно, тема повышения уровня комфорта должна занять должное место у специалистов, ориентирующихся на проектирование судов для отдыха.
Китайцы, заполонившие второй день конференции, в основном выступали на «модную» тему анализа гидродинамики SWATH** с помощью CFD***-методов. Но были и другие интересные работы – проекты патрульных катеров, оптимизация обводов судов, новые композитные материалы, вопросы безопасности.
Какое впечатление производят китайские специалисты? Прекрасное знание советских и российских технологий – многие работы буквально напичканы знакомыми расчетными методами и даже системами обозначений. В то же время, значительно проникновение и англо-американской судостроительной науки, и сочетание подходов дает интересный результат. Опять же, уровень работ китайских морских инженеров и ученых, в том числе и молодого поколения, выглядит весьма достойно.

Резюме
В чем же китайский феномен? Не декларативное стремление к неким очередным «ценностям», а создание реальных условий для развития бизнеса, стабильность и трудолюбие, перенимание лучшего мирового опыта в сочетании с поддержанием достоинства, традиций и защитой интересов собственной страны. Это относится и к Китаю в целом, и к китайскому судостроению и яхтингу в частности.

Альберт НАЗАРОВ

Примечания:
*- LY-MCS (Luxury Yacht Maritime Coastguard Agency Code) – новые правила постройки и классификации супер-яхт, т.е. яхт более 24 м длиной
** - SWATH Small Waterplane Area Twin Hull – судно-катамаран с малой площадью ватерлинии
*** - CFD – Computational Fluid Dynamics – численное моделирование динамики жидкости