Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Виды договоров между яхт-клубом и клиентами
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 52;

Основная деятельность яхт-клубов – оказание различных услуг владельцам яхт и катеров. Эти услуги можно разделить на два направления:

  • специальные услуги, свойственные только яхт-клубам (стоянка у причала, зимнее хранение плавсредств, оформление прихода/отхода);
  • сервисные услуги (снабжение и ремонт яхт, береговое размещение яхтсменов и гостей, общепит, услуги связи и т.д.).

Оказание яхт-клубом специальных услуг (особенно постоянных) желательно оформить через договор. Это может быть договор хранения (ст. 936 Гражданского кодекса Украины – далее ГКУ). Согласно статье, одна сторона (хранитель) обязывается хранить вещь, которая передана ей второй стороной (поклажедателем), и вернуть ее поклажедателю в сохранности, за исключением естественного изменения ее свойств. Главная особенность этого вида договора – обязательная передача вещи (в нашем случае судна) хранителю, а также ответственность хранителя за утрату или повреждение вещи, принятой за хранение. Процесс принятия и передачи вещи, во избежание дальнейших взаимных претензий, связанных с повреждением имущества или пропажи как судна, так и размещенного на ней имущества, требует тщательного контроля с обеих сторон. Именно эта ответственность зачастую и есть тем нежелательным фактором, которого хотят избежать яхт-клубы, поскольку обеспечить процедуру "принять/передать"при каждой швартовке судна затруднительно.
Необходимо отметить, что по договору хранения Хранитель имеет право требовать с владельца вещи компенсации дополнительных (чрезвычайных) расходов, которые стороны не могли предусмотреть при заключении договора.
Существует в договоре хранения и еще один инструмент, который отличает его от иных видов взаимоотношений рассматриваемых субъектов. Согласно ст.594 ГКУ Кредитор, владея вещью, подлежащей передаче должнику или лицу, указанному должником, в случае невыполнения должником обязательства по возмещению Кредитору связанных с вещью расходов и других убытков, вправе удерживать вещь у себя до разрешения конфликта. Таким образом, яхт-клуб может влиять на недобросовестного судовладельца с помощью удержания его судна, а в случае длительной просрочки даже может погасить свои расходы, реализовав судно.
Еще один подходящий вид договора – это договор аренды (найма). Согласно ст. 759 ГКУ наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.
Так же, как договор хранения, договор найма (аренды) предполагает передачу определенного имущества, однако в данном случае уже яхт-клуб передает имущество клиенту. Таким имуществом может выступать часть пристани или причала, эллинг и т.д. Эта процедура влечет за собой обязательную индивидуализацию такого имущества, с обязательной фиксацией факта передачи (акт приема-передачи).
Наниматель приобретает ряд существенных прав:

  • при изменении собственника вещи, переданной в наем, к новому собственнику переходят права и обязанности наймодателя (если стороны не оговорят иного в договоре);
  • наниматель имеет преимущественное право на повторное заключение договора найма.

Но есть и обязанности:

  • наниматель обязан содержать арендуемое имущество в должном состоянии, производить его текущий ремонт (в соответствии с нормами законодательства и Правилами, принятыми в данном яхт-клубе);
  • риск случайной гибели имущества возложен на нанимателя;
  • наниматель несет ответственность перед третьими лицами за ущерб, причиненный в связи с пользованием имуществом.

Также стоит обратить внимание на длительный период просрочки платежа, необходимый для расторжения договора по инициативе наймодателя: в случае несвоевременного вноса нанимателем платы он составляет 3 месяца.

Новый Гражданский кодекс Украины 2003 года закрепил такой вид договора как договор услуг (ст. 901 ГКУ). Согласно ему одна сторона (Исполнитель) обязывается по заданию второй стороны (Заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.
При этом законодатель лишь определил, что услуги должны потребляться в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности. То есть, если стороны договорились, что за определенные действия исполнителя заказчик согласен уплатить вознаграждение, мы имеем дело с услугами. Таким образом, яхт-клуб вполне может взимать плату за стоянку у принадлежащих ему причалов и пристаней, формализуя отношения со своими клиентами договором услуг без указанных в предыдущих видах обременений, передачи имущества и соответствующей такой передаче ответственности.
Сроки, качество и количество услуг (в указанный договор кроме платы за стоянку можно включить любые сопутствующие услуги), форму и порядок расчетов (наличные или безналичные, предоплата или оплата по факту оказания услуг), ответственность сторон за нарушение обязательств - стороны избирают самостоятельно и фиксируют все это в договоре. По факту оказания услуг стороны подписывают соответствующий акт, на основании которого и выставляется счет судовладельцу.

Теперь, когда с видом взаимоотношений определились, остановимся на условиях, которые необходимо оговорить сторонам в тексте договора.

При подписании договора судовладельцу, прежде всего, необходимо убедиться в правомерности осуществления яхт-клубом необходимых услуг, а яхт-клубу – в правомерности владения судном. Для этого первому необходимо ознакомиться с уставом яхт-клуба и соответствующими разрешительными документами, а второму – с сертификатом о праве собственности на судно.
Также обеим сторонам необходимо удостовериться в полномочиях лиц, подписывающих договор. В нашем случае это приобретает особую актуальность, так как лицо, управляющее судном, и собственник судна зачастую разные лица. Если это действительно так, то яхт-клубу необходимо потребовать у судоводителя документы, подтверждающие его право выступать от имени собственника (доверенность). Полномочия же представителя яхт-клуба требуют подтверждения только в случае, если договор подписывает не директор юридического лица (или частный предприниматель, оказывающий услуги), а доверенное лицо.
Заключая письменный договор, сторонам, кроме указанных в законодательстве обязательных условий (предмет договора и срок исполнения), желательно закрепить в договоре и иные условия и обязательства, которые при дальнейшем исполнении договора помогут сторонам избежать конфликтов.
Прежде всего, необходимо оговорить такие характерные нюансы как правила входа и выхода судна из акватории яхт-клуба, скорость и правила маневрирования, срок уведомления яхт-клуба собственником судна о выходе в море и отчетность последнего.
Для справки: п.5.5 Приказа Минтранссвязи Украины «Об утверждении Правил безопасной эксплуатации баз для стоянки маломерных (малых) судов» от 16 июля 2004 года N 642 содержит требование о фиксации выхода и возвращения судна в специальном «Журнале выпуска судов в плавание» с указанием обязательных данных (номер судна, фамилия и инициалы судовладельца; состав экипажа и пассажиров; маршрут плавания; время выхода судна; ориентировочное и фактическое время прихода судна) с подтверждением подписью судовладельца (судоводителя).
Следующее, что можно оговорить сторонам, это необходимость страхования взаимной ответственности друг перед другом и третьими лицами в случае причинения ущерба, а также лимиты такой ответственности. Яхты – дорогое удовольствие в самом прямом смысле, поэтому страхование – наилучший выход для обеих сторон.
Возможные разногласия могут возникнуть у сторон и в случае необходимости спустить судно на воду и/или обеспечить возможность судовладельцу выхода из акватории клуба в зимний период. Яхт-клуб не может воспрепятствовать желанию судовладельца распорядиться своим имуществом, однако сторонам желательно заранее оговорить такое понятие, как «ненавигационный период» и связанные с ним условия: срок упреждения яхт-клуба собственником о желании выйти в море в указанный период, принадлежность расходов за перемещение судов третьих лиц, связанных со спуском и выходом в море судовладельца и прочее.
Исходя из возможной необходимости перемещения яхт-клубом нескольких судов, в договоре желательно оговорить обязанности и права сторон при возникновении необходимости перешвартовать судно в отсутствие собственника и, в случае предоставления яхт-клубу возможности самостоятельно осуществлять указанные действия, принадлежность ответственности за причинение ущерба судну и имуществу третьих лиц, в случае возникновения такового.
Также стороны могут оговорить, выделяется ли судовладельцу определенное место стоянки (причал) либо предоставляется любое свободное. В первом случае также можно оговорить возможность эксплуатации яхт-клубом места стоянки судна в отсутствие владельца, необходимость и размеры компенсации такой эксплуатации.
В случае, если в процессе исполнения договора яхт-клуб собирается привлекать третьих лиц для оказания услуг судовладельцу, в договоре обязательно указать такое право яхт-клуба, иначе, в соответствии с законодательством, последний вынужден будет оказывать все услуги лично. И в том, и в другом случае яхт-клуб за нарушение договора остается ответственным перед заказчиком в полном объеме.
Новый Гражданский кодекс 2003 г. предоставил сторонам возможность закрепить в договоре право исполнителя в одностороннем порядке изменять стоимость услуг (ст. 632 ГКУ). В случае, если такая норма присутствует в договоре, сторонам следует оговорить, за какой срок и каким способом яхт-клуб обязан предупредить судовладельца о таких изменениях.
Вопросы ответственности сторон в договоре прежде всего зависят от вида договора, избранного сторонами, так как именно в зависимости от этого определяется, в чьём владении находится имущество во время стоянки у причала и кто понесёт ответственность в случае повреждения или гибели данного имущества. Рычагами, обеспечивающими выполнение сторонами своих обязательств, являются штрафные санкции за нарушение условий договора.
Стороны могут также оговорить, несёт ли яхт-клуб ответственность за сохранность судна и/или принадлежащего судну имущества (в случае заключения договора хранения яхт-клуб принимает на себя ответственность согласно акту приема-передачи). В договоре хранения стороны могут оговорить дополнительные условия касательно удержания судна и реализации его в случае невыполнения судовладельцем своевременных расчетов по договору.
Говоря о форме договора, стоит остановиться на проблеме, с которой достаточно часто сталкиваются яхт-клубы. Отдельные виды сервисных услуг (например, мойка и уборка судна), а также прочие разовые услуги яхт-клуб может предоставлять судовладельцу, используя устную форму договора.
Однако услуги, связанные с такими рискованными операциями, как маневрирование по марине, спуск, подъем, буксировка и стоянка (хранение в эллинге) судна требуют обязательной детальной регламентации, а соответственно письменной формы договора. Тут и возникает проблема, связанная с большим объемом самого договора. Действительно, собственники яхт и катеров крайне неохотно подписывают договоры с большим объемом информации, и их можно понять. Не разбираясь в юридических аспектах такого договора, они боятся быть обманутыми. Однако отсутствие четкого и ясного закрепления сторонами условий договора в случае возникновения в дальнейшем конфликтных ситуаций либо причинения ущерба имуществу может привести к значительному количеству проблем и финансовым потерям с обеих сторон.

Проанализировав данную проблему, рекомендуем договор, в основном устраивающий обе стороны, хоть и не являющийся таким надёжным вариантом, как подписание подробного договора. Яхт-клуб разрабатывает так называемые «Правила клуба», которые утверждаются его высшим органом и детально регламентируют нормы предоставления услуг клубом: правила входа в марину клуба и выхода из нее, права и обязанности сторон, форму и порядок расчетов, ответственность и прочие необходимые условия взаимоотношений яхт-клуба и собственников судов, о которых мы говорили выше. Судовладельцу, желающему получить услуги клуба, предлагается подписать небольшой договор, выполненный в «боксовой» форме, в котором клиент указывает характеристики и принадлежность судна, реквизиты клиента, индивидуальные условия (если клуб допускает отхождение от базовых условий), условия о страховании своей ответственности, а главное – письменно соглашается исполнять «Правила клуба». Текст Правил мелким шрифтом можно напечатать на оборотной стороне договора, а также разместить в доступном месте на территории яхт-клуба.
Взаимоотношения яхт-клубов и судовладельцев в настоящий момент еще только зарождаются. В дальнейшем они наверняка обретут четкие стандарты и обычаи, рождённые практикой, и оставлять яхту у первого попавшегося причала станет столь же привычно, как сегодня автомобиль на стоянке.
Однако не стоит забывать, что независимо от сферы отношений возможность как возникновения конфликтов, так и нанесения ущерба являются вечными проблемами, наиболее рациональный выход их которых – письменный договор, составленный профессиональным юристом.

Артем СКОРОБОГАТОВ,
ст. юрист
© Международная юридическая служба, 2005
Украина Киев – Одесса – Ильичевск - Николаев,
www.murs.com.ua
veritas@murs.com.ua
+38-048-7155855