Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Однажды в Америке...
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 120;

Повезло необычайно. ""Большой сбор" семейства Regal" (см. "Фарватер", №6/2005) совпал по времени и месту с самым крупным бот-шоу Мексиканского залива. Грех было не полюбопытствовать, чем живут и на чём отдыхают "водные активисты" юга США.

Прав ли Задорнов?
Итак, я в США. Впервые. Прелюбопытно сравнить собственные наблюдения "свежим взглядом" с рассказами горячо любимого мною Михаила Задорнова.
Первое потрясение - аэропорты. Их грандиозность можно оценить хотя бы по тому, что из терминала в терминал приходится ездить (!) на "шаттлах", система которых напоминает трамвайную сеть небольшого города. В Чикаго до одного из многочисленных "гейтов" внутри терминала пришлось бежать (уже опаздывал) почти километр. Самолётное сообщение внутри страны здесь столь же привычно и обыденно, как у нас автобусное.
А в Тампе весь аэропорт вымощен ковролином – не лень же им пылесосить! И красивые панно на стенах…
Основной вид транспорта в США - частные автомобили. Поэтому - и хорошие дороги, и частые большие парковки, и редко расположенные магазины. Междугородний и городской транспорт слабо развит, такси достаточно дорогое. Для приезжих самое разумное - арендовать автомобиль. Незнание местности не помеха: рядом с водителем укреплён GPS-плоттер с подробными картами. Ввёл пункт назначения - и следуй по стрелкам на экране.
Сами авто большие и "прожорливые" (топливо относительно недорогое), привычных европейцам малолитражек просто нет. Нередко встречаются большие открытые машины дизайна середины прошлого века - местные жители просто влюблены в эти "чемоданы".
Двухэтажная Америка... Это про Сэнт-Питерсберг (штат Флорида, 20 миль от Тампа, 60 миль от Орландо), небольшой ухоженный городок на берегу Тампа-бэй. Размеренный и неторопливый, прилично ориентированный на отдыхающих из северных штатов (Флорида - "американский Крым"). Много одноэтажных вилл с английскими газончиками. Заборов почти нет: соседи не отгораживаются друг от друга и от дороги. Смотрится непривычно.
Планировка города параллельно-перпендикулярная. Всё "по Задорнову": "Вдоль - стрит-стрит-стрит, поперек - авеню-авеню-авеню". С названиями никто не озадачивается: стрит №1, №2, №3... Собственные имена - у десятка улиц на весь город.
Наш 5-звёздный отель "Renaisence" - один из самых крутых в городе. Помпезный холл с колоннами, швейцары в ливреях, дежурные мальчики (машину в гараж отогнать, вещи занести) перед входом. Просторные номера "под ретро": тяжеловесная тёмная мебель с завитушками, огромная кровать с высокой деревянной спинкой, "старинное" зеркало с виньетками. И тут же вопиющая эклектика: настольная лампа из банального оргстекла, модерновые шторы на окнах...
Официант в ресторане - классический Дядя Том. В ресторане высокий респектабельный негр – классический Дядя Том. Из-за плеча регулярно появляются его белоснежные перчатки для ликвидации очередной грязной тарелки. Вроде всё "на уровне". Но меню! Вот один из обедов: макароны в соусе, макароны по-флотски, холодная закуска из мучных колечек, хлеб и на десерт - торт! Из "ещё" - только салат (какие-то лопухи) и густотёртый супчик (его разливают в чашечки размером с чайные)... "Они не едят, они заполняют пустоты организма. Едой это назвать нельзя..." (Задорнов). Вечерние посещения центрально-городского "стэйк-хауса" и прочих кафе только усилили впечатление - гурману в Америке делать нечего. К жареной рыбе или мясу скорее всего подадут "не тот" соус (если вообще подадут), а в "греческий" салат натолкают картофельного пюре и польют какой-то гадостью.
Кстати, безвкусица царит здесь во всём, не только в пище. Надо видеть, как многие одеваются. Мне всегда казалось, что столь интернациональное общество, как это (за 5 дней успел пообщаться с недавними выходцами из Польши, Сербии, России, Литвы, Албании, Ирландии...) должно отфильтровать для себя всё лучшее от каждой привнесённой культуры. Случилось наоборот: стиль и вкус в этом "миксте" исчезли как класс.
Зато умению делать бизнес следует поучиться. В кармане банного халата нахожу визитку: "Оденьте после ванны, вам будет уютно. А хотите забрать его домой - всего 55 долларов...". На журнальном столике ещё одна: "Хорошо ли вам спалось? А хотите и дома так хорошо спать? Звоните нам - изготовителям матраца для этой кровати..."
Кстати, в каждом номере - отличной полиграфии фолиант с историей отеля. Вот один из "значительных" эпизодов: "В 18… году у нас собственной персоной ночевал мистер ……." (как по-нашему - мэр Бердичева). М-да... Через пару страниц: "В 19… рядом (именно рядом!) с отелем прошагала рота солдат, переночевала в палатках, расставленных в близлежащем парке, и утром отбыла на корабль воевать". На полном серьёзе и подробно - на полтора разворота! Умора.
Но вместе с тем трепетное отношение американцев к своей скудной (200 лет всего!) истории внушает уважение. Город, который за всё это время толком ничем не прославился, имеет собственный музей истории. И баннеры по городу, рекламирующие его. Нам бы такую бережность к своим историческим ценностям.
Ещё в городе есть музей Сальвадора Дали - жаль, не попал. Говорят, не оставляет равнодушным даже неценителей его творчества.
..."Американцы всегда улыбаются" (снова Задорнов). Ну, почти что так: если на кого-то посмотреть прямо, в ответ обязательно улыбнутся. А в Сэнт Питерсберге зачастую ещё и поздороваются - как в хорошем украинском селе.
Да, у них просто так принято. "Это не потому, что они вас любят, они вас терпеть не могут..." (опять из Михал Николаича). Но вот факт: совершенно случайная типично американская тётка не поленилась обнести свои 130 кг вокруг здоровенного стола, чтобы налить мне сок. Просто потому, что: "Вы ещё не пробовали? Вкусно..." Вернулась на место и продолжила общение со спутником такой же комплекции. У нас вы такое видели?..
Ещё парочка больших "увы нам": американцы бросают мусор в урны, что у нас почему-то уже не принято. И ПРАКТИЧЕСКИ НЕ КУРЯТ. Может быть, именно поэтому они живут на 20 лет (официальная статистика!) дольше...
А теперь вспомните себе нашу классическую первомайскую демонстрацию. Транспаранты, колонны "от школ, заведений и предприятий", оркестры, "загримированные" автомобили, дети с воздушными шариками... Именно это я и увидел субботним утром. Впереди несли большой лозунг-обоснование парада - "День льва" (?!). Тут же на машине ряженый "лев" (почему-то синей расцветки). А дальше - кто во что горазд: и специально сшитые (просто "для парада", ничего общего со львом) костюмы, и размалёванные средства передвижения, и целые клоунады, и просто строй школьников в форме... Длиннющая процессия, участвуют в ней с явным удовольствием. "У всех патриотизм в глазах и флажки в руках..." (опять-таки Задорнов). Такие парады здесь обычны - народ любит праздники и не ленится их себе организовывать. Поглазеть приходят целыми семействами, с раскладными стульчиками и, конечно же, "тормозками" с пищей. "Американцы едят везде и всегда..." (Задорнов).
Парад прошёл, но остались наскоро смонтированные в небольшом парке аттракционы для детей. Наряду с обычными надувными "прыгалками" и "попади мячом в корзину" предлагались и подвижные конкурсы (прыгания в мешках, ходьба на руках и пр.), и небольшой каток (вместо льда - пластик, но коньки настоящие), и рукоделие для малышей (конечно же, взрослые помогали), и даже... настоящая снежная (!) горка (между прочим, на улице +20 по Цельсию). А интереснее всего, пожалуй, изготовление красочных бумажных тарелочек: ребёнок капает красками из тюбиков на крутящийся диск, центробежной силой капли разносятся по тарелке - классные картины получаются! Просто и эффектно - в желающих отбоя нет. Да, наши дети о таких праздниках могут пока только мечтать...
Если судить по разукрашенному городу, Рождество уже на пороге, хотя ещё даже не декабрь. Наряженные ёлки, свисающие гроздьями гирлянды и "бегущие огни", народ в колпаках Санта Клауса... Всё стандартно до примитива, зато очень обильно.
Очень много полиции. Целый автопарк машин с мигалками у полицейского управления наверняка ввергнул бы нашего милиционера в транс. Кстати: случилось спросить дорогу у встречного полисмена, так он бросил свои дела, подробно всё рассказал, вызвал для нас такси и попрощался по-русски. Вспомнилась фраза знакомого канадца: "У нас полиция помогает, а у вас - штрафует"...
Что удивило - музыка в кафе, такси, радио- и телеприёмниках - совсем не то засилье современной безвкусной попсы, как у нас. Много джаза, мелодий 60-х, "классики" рока. Уши и психику не напрягает.
"В Америке люди не наслаждаются природой..." (Задорнов). Ну, не знаю, может быть. А что природа засорена меньше и живности здесь вольготнее - факт. Пронёсся на катере мимо пеликана - тот и клювом не повёл.
К набережной примыкает солидный по размерам муниципальный яхт-клуб. Никакой кастовости: рядом ошвартованы и лоснящиеся дорогущие моторные яхты, и видавшие виды парусники, и разнообразные "рыбаки", и даже такие угрюмые, давно не крашеные "корыта", которые и у нас ещё поискать надо. Парусных яхт очень много - не меньше, чем моторных (!), почти все суда пластиковые. В клубные здания не входил - остановила суровая надпись: "Только для владельцев лодок".
Следующая марина - наш главный объект исследования: именно в ней и на примыкающих территориях проходит "St.Petersburg Boat Show".

"Гвоздь сезона" Мексиканского залива
Выставка (ежегодная, уже 28-я по счёту) не столь масштабна, как известнейшие бот-шоу в Маями или в Форт Лодердейл, но в немалом Мексиканском заливе является "гвоздём сезона" и хорошо отражает предпочтения здешних водномоторников (у парусников есть "своя" выставка).
Экспонируются более 500 судов всех типов от 10 до 70 футов - как новых, так и секонд-хэнд. Всё это колышется на воде или стоит на большой открытой площади вдоль пирсов. Плюс комплектующие, снаряжение и всяческие сопутствующие товары - в большом павильоне. С него и начнём.
Сразу отмечаю широкие проходы - поток посетителей движется абсолютно свободно, группки у стендов не загораживают проход (как у нас зачастую). Ассортимент "водного профиля" широчайший - палубное оборудование, электроника, рыбацкие снасти, пресса... Как в Европе. Зато в смысле "сопутствующих товаров" полёт фантазии не хуже, чем в Украине: тут и драгоценности, и всякие пляжные зонтики, и одежда. А уж сувениров с "моряцкой" символикой - пруд пруди (вот с этим у нас бедно).
Очень много стояночных подъёмных устройств для лодок. Разных форм, видов и мощности. Чаще всего это подъёмные платформы, реже - кран-балки. Хранение судна над водой, видать, очень популярно. На одном из таких стендов - прагматичный американец с неплохим знанием географии:
- Откуда?
- С Украины.
- О, так вы там по Чёрному морю ходите?
- Да.
- Вам такие штуки тоже нужны! Можем поставлять...
Работают они гораздо активнее, чем у нас принято: только голову к товару повернул, сразу вежливо "Что подсказать?". Но сами не навязываются, как на турецких рынках.
Ещё понравилась подъёмная аппарель (на большой катер) для бортового динги. Вынутая лодка ставится плашмя к транцу, а её подвесной мотор при этом остаётся в вертикальном положении. Разумно.
Со всех сторон плакаты призывают посетить семинары по пресноводной и морской рыбалке - невиданная (пока) у нас опция.
Выхожу на околопирсовую площадь. И первое, что вижу, - нечто вроде нашего классического "прокатного" педального катамарана, но с мощным подвесным мотором. Именно так: низкие поплавки, сверху два кресла, спереди декоративное ветровое стекло и столик "для кока-колы", сверху "бимини" и даже есть магнитола. По "игрушечности" затмевает даже аквабайк. Крупная надпись гордо гласит, что этой конструкции даже присвоен титул "лодка года"! Всего $ 6000 - и играйтесь на здоровье.
Катера и лодки для рыбалки, которых на рынке Украины не так много, здесь доминируют. В большинстве своём это классические американские "фишботы": открытая лодка, свободные проходы вдоль бортов, центральная консоль управления с небольшим ветровым стеклом, сверху небольшой тентовый бимини, обычно рыбацкие кресла на носу и корме, много стаканов-держателей для удилищ. Из чисто прагматичных соображений палуба на некоторых судах явно "не из матрицы", смотрится почти кустарно - видимо, снижают себестоимость (и цену) на исключении ряда технологических операций (действительно, на кой рыбаку "палубный лоск"?!).
"Плэжеботы" (в смысле, круизные) и "спортботы" (для полёта "с ветерком") характеризуются обилием загорательных плоскостей с обязательными матрацами; каюта маленькая или отсутствует вообще (боурайдеров очень много); уединённость в каютах символическая (спящие отгораживаются максимум занавесочкой); большое внимание подстаканникам и другим удобным мелочам.
О формах днища. Доминируют "развёрнутые" обводы с острым входом и малой килеватостью на транце. Обязательны реданы. Очень много катамаранных конструкций (корпуса' достаточно глубокие, слабо разнесены по ширине у "фишботов" и гораздо шире у круизёров) и различных "вариаций на тему". Одна из примечательных: носовые катамаранные обводы к корме плавно переходят в тримаранные с центральным корпусом типа "морской нож".
Заметил несколько катеров стиля "траулер". Выходит, не только в Европе это востребовано.
Попадаются совершенно необычные лодки - с очень низким бортом. Воспринимается почти как платформа. В остальном - обычная атрибутика: рыбацкие кресла, центральная рулевая консоль и здоровенный Меркюри на транце!
Ещё глаз зацепился за длинные гребные пластиковые лодки - точь-в-точь, как известные в Украине "для народной гребли". Несколько видов. У нас они практически вымерли, а здесь - гребите на здоровье.
Выбор гидроциклов и скутеров аналогичен украинскому.
Деревянных корпусов и архитектуры "ретро" не увидел вообще - полная противоположность Европе. Американцы увлекаются размером, модерновостью, мощью двигателей и мелочами "для комфорта".
Перехожу к "плавучей" части экспозиции. Сразу замечаю, что большинство катеров и яхт ошвартовали, а затем обставили понтонами по периметру. Т.е., ходить по экспозиции так гораздо удобнее, но о тест-драйвах нет и речи. Может, именно поэтому Regal выставился отдельной группой (после окончания слёта дилеров арендованная марина стала локальным бот-шоу).
Кстати, о понтонах. Выполнены они весьма "нахально": на алюминиевом каркасе деревянный настил, а снизу прибиты блоки пенопласта. Все понтоны очень плотно обставлены палатками, стойками с печатной информацией, баннерами и прочей выставочной атрибутикой. Техника пришвартована впритык к краю и очень тесно - порой даже не ощущается, что ты на воде.
В основном на плаву выставлены крупные катера и моторные яхты. В дополнение к увиденным на берегу здесь немалая группа "спортфишеров" - классических американских тунцеловов с "глухим" баком, высокими пирамидами-мостиками, длиннющими стрелами и "боевыми" рыбацкими креслами (по навороченности - просто технические шедевры).
Очередной раз отмечаю: весь флот собран исключительно из пластика, алюминия и нержавейки. Дерево встречается только на круизёрах-люкс. Предельная прагматичность.
Из "находок": одна компания, чтобы подчеркнуть "люксовость" своих яхт (84 фута и более), даже построила на понтоне декорации фрагмента загородной виллы с английским газоном и цветами... А вот оригинальная реклама: надутый аэростат (облепленный рекламными баннерами) стоит прямо на баке моторной яхты.
Что ещё? Тут же, у пирсов, дорогие автомобили - сопутствующий товар. В смысле выставочного ассортимента здесь гораздо больше выдумки, чем в Европе.
Кафе и закусочных - на порядок больше, чем на любом нашем бот-шоу. Покушать американцы любят. Очень зазывающе смотрится кафе с высоким маяком прямо на крыше.
Входной билет - $ 8, для подростков - $ 6, дети бесплатно, выставочный каталог прилагается тоже бесплатно.
Что нужно для такого бот-шоу? Хорошая марина с большой площадкой рядом. И неподалёку - конечно же, вместительная парковка.

Так какая она, Америка?
Положа руку на сердце - совсем не "тупа", как часто повторяет Задорнов. Примерно треть моих наблюдений с его "постулатами" здорово конфликтуют.
Но тысячу раз прав маэстро острого слова, когда изо всех сил пытается отбить у неискушённых масс охоту бездумно её копировать: "Я не хочу, чтобы наши люди поменяли нашего Деда Мороза на Санта Клауса - фригидное бездетное холодное существо...". Почти все мои друзья и знакомые, живущие и жившие в США, дружно подтверждают: души в Америке нет, она сохранилась только у нас...
И есть ещё одно богатство, о котором Америка может только мечтать. В полной мере я это осознал, когда снова приземлился в родном Борисполе: как же красивы наши девушки! После "штатов" - пир для глаз...
Так что какое бы плавсредство вам ни приглянулось, в какой бы стране вы его ни купили, главное его украшение - душевную и очаровательную спутницу - надо искать здесь, в Украине.