Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Regal 3860: скромный размер – королевские удобства
Тема: Regal; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 96;

О таких лодках говорят «изнутри она больше, чем снаружи». Действительно: на целых 6 футов короче «флагмана» (4460), но при этом практически с теми же удобствами! Мне она понравилась сразу.

Впервые Regal 3860 я увидел спокойно подходящим к понтону. Гармоничные пропорции корпуса, плавные линии, стремительные скосы. Большая носовая палуба (бак), лобовое стекло начинается лишь с миделя. И – солидность, характерная для моторных яхт. Яхта необычайно резво крутнулась (к этому свойству мы ещё вернёмся) напротив своего «стойла» и плавно подошла кормой на штатное место.
Вхожу на борт через широченный кринолин (маленькая танцплощадка). На корме душ, трапик под люком, «прячущиеся» утки (чтобы ногу при купании не поранить). Большой ахтерпик для кранцев и другой «мокрой» утвари. А сбоку ещё один лючок – оттуда кабель берегового питания выматывается. Кстати, вматывается он электроприводом, а контролируется этот процесс дистанционным управлением (этакий брелок).
Прохожу дверкой (справа) в двухзонный кокпит. На корме Г-образный диван образует «беседку» (при желании ставится стол). Шагаем на ступеньку (носовая часть кокпита на уровень выше) и оказываемся у барной стойки: раковина, холодильник, мини-бар и рундук-ледник; в лицевую стенку вмонтирован мультиплеер "Kenwood". Слева – полукруглый диван, который как бы сфокусирован на двойное кресло рулевого. В центре полукруга можно установить либо столик, либо матрац, чтобы получить большой полукруглый лежак. Ближе к корме расположен Г-образный диван "второго" кокпита.
Над кокпитом – мощный хардтоп, изящно вписанный в радарную арку. Он гораздо выше ветрового стекла – в роли бимини. Но можно установить прозрачный прочный тент, который превращает открытый кокпит в «пилот-хаус». Что понравилось: в передней и боковых частях тента есть откидывающиеся форточки – очень удобно поток воздуха (и брызг) регулировать.
Пост рулевого. Большая развитая панель с приборами («по стандарту» эхолот Raymarine, GPS и VHF, дополнительно – цветной 10-дюймовый радар Raymarine, автопилот). Руль с регулировкой угла установки и гидроусилителем, сидение тоже регулируется по высоте – капитан волен настроить всё максимально «под себя».
Бак ограждён мощным высоким релингом, в центре палубы – матрацы сан-дека. Рядом подстаканники и страховочные поручни. На носу – небольшой дельта-якорь и развитое якорное устройство под крышкой люка. В комплекте – омыватель якорной цепи.
Обратно в кокпит можно попасть через откидную дверцу (фиксируется магнитом) в ветровом остеклении. Интересная деталь здесь же: дистанционно управляемая (кнопкой на пульте управления) форточка, позволяет точно отрегулировать комфортный поток воздуха в кокпите.
По центру, под лобовым стеклом – вход во внутренние помещения 3860-го (кстати – задвинув пластмассовую дверь, вместо неё можно выдвинуть такую же противомоскитную сетку!). В салоне – царство вишнёвого дерева и кожаных (LeatherCrest) диванов. Деревянный столик с откидными «крыльями» регулируется по высоте. Выше бортовых илюминаторов – ряд полочек. Отделка – класса «люкс».
Напротив обеденного уголка – развитый камбуз: раковина из нержавеющей стали, электрическая плита, микроволновая печь, холодильник/морозильник, кофеварка. Плиту можно закрыть мраморной крышкой, выдвинув ту из-под столешницы (Corian) – площадь для разделки значительно увеличится. Просторные рундуки и полный набор бытовых приборов включены в стандартную комплектацию.
Плоский экран телевизора эффектно врезан в рундук над кухонным столом: получилось очень функционально, и объём не пропал. Здесь же мультиплеер (FM, DVD, CD, MPEG...).
Изолированная от салона раздвижной дверью мастер-каюта – в носовой части. Асимметрично установленная двуспальная кровать, с объёмными рундуками под ней, шкафчики, ниша с полочками... Световой люк над кроватью, всюду – мягкое сияние галогеновых ламп. Рядом – дверь в туалетную комнату с выгороженной душевой кабиной. Та оборудована раковиной, гальюном и душем (прикреплен на двери). Фен, зеркала во весь рост, туалетный шкафчик – всё по полной программе.
Вход в гостевую каюту, что в средней части судна, – через раздвижные двери. Тут имеется подвесной шкафчик из кедра, две кровати (их можно объединить в большую двуспальную). «Своя» туалетная комната и умывальник, правда, без душа.
Если нажать на пульте специальную кнопку – электроподъёмник поднимет кормовую часть кокпита. Доступ в моторный отсек получается шикарный – очень удобно работать с кринолина. А вот с чем придётся работать… слово Станиславу ВОДОЛАЗОВУ.


IPS
На тестовых заездах два 40-футовика стартуют одновременно. И изумлённые зрители воочию убедились: несмотря на заявленную испытателями идентичность корпусов и силовых установок, один из катеров значительно маневреннее и быстрее другого. Он раньше начинал глиссировать, круче разворачивался на полном ходу, заметно превосходил соперника в скорости...
Вот так эффектно Volvo Penta начала эпоху нового пропульсивного комплекса – IPS (Inboard Performance System)! Было это в 2004 году.
Идея IPS – винт работает в невозмущённом потоке.
Схема IPS – две колонки (с парами винтов противоположного вращения, типа угловых Duoprop) крепят к днищу лодки симметрично ДП, движущими винтами вперёд. Подводные части колонок поворачиваются вокруг вертикальной оси, выполняя рулевую функцию.

Что же вызвало к жизни такую конструкцию?
Факт: спрос на спортивные круизёры неуклонно растёт, современный любитель водного отдыха желает "отдыхать" ещё комфортнее, быстрее и экономичнее. Но традиционный пропульсивный комплекс – с угловой колонкой или наклонным валопроводом – быстро теряет к.п.д. на скоростях выше 30 узлов. И причина давно известна: из-за работы винтов в "тени" дейдвуда/валопровода возникают вредные циркуляции набегающего потока, кавитационные явления и т.п.
Конструкторы Volvo Penta решились первыми. И... развернули колонку винтами вперёд!!!

Монтаж IPS: в днище катера вырезают овальные отверстия (по шаблону "от Volvo"), устанавливают IPS и поджимают его мощным фланцем. Две резиновых прокладки (их ставят при монтаже) гарантируют водонепроницаемость и шумо/виброизоляцию привода.

Прочие особенности IPS: двигатель установлен на амортизаторах, впритык к гидравлическому реверс-редуктору. Этот редуктор – неотъемлемая часть EVC, Electronic Vessel Control (система электронного управления, вытеснившая в современном флоте рулевые тросы, цепи, тяги дроссельной заслонки и пр. Volvo Penta, кстати, стандартизовала EVC с момента её создания).
EVC не позволяет на полном ходу повернуть IPS-привод больше, чем на 22 градуса – по соображениям безопасности. На малом ходу, при швартовке – пожалуйста. Другие контрольные функции EVC уменьшают риск поломки мотора или самого IPS: в случае отклонений от нормы мощность просто снижается — до устранения неисправности.
Привод IPS (муфты, подшипники, шестерни и т.д.) изготовлены с хорошим запасом прочности – для беспроблемной длительной эксплуатации. Контактирующие с морской водой детали сделаны из нержавеющей стали, бронзового и NiAl-сплава.
IPS конструктивно рассчитан так, чтобы при перегрузках (скоростной наезд на мель, прочие препятствия) подводная часть привода ломалась в плоскости днища: при этом теряется только привод, герметичность лодки и целостность её корпуса не нарушаются!

Преимущества IPS

  • Подводная часть поворотная: руль не нужен, маневренность лучше.
  • К.п.д. тянущих винтов примерно на треть выше, чем толкающих! (см. график 1)
  • Уровень шума заметно ниже.
  • Выхлопные газы, отводимые через IPS-колонку, потоком воды отбрасываются далеко назад: корма не загазована.

А недостатки?!.

  • Неуниверсальность: IPS оптимизированы под скорости 25-45 узлов и предназначены только для глиссирующих судов с двумя двигателями. Кормовые обводы должны иметь плоскости достаточного размера для установки приводов.
  • IPS-привод не регулируется в вертикальной плоскости: для изменения ходового дифферента нужно иметь транцевые плиты (TRIM) или интерцепторы.
  • Нет возможности поднять привод, подобно колонкам, и зайти на мелководье. Кстати, инженеры Volvo Penta позиционируют IPS именно как замену «вальным» приводам.

Что получает потребитель, приобретая IPS?

  • Скорость установки: при монтаже IPS на верфи экономится до 50% времени.
  • Скорость на воде: в диапазоне 25-45 узлов прирост скорости, по сравнению с "наклонным валопроводом", – 6-8 узлов (при той же мощности).
  • Снижение расхода топлива: при 30 узлах лодка с IPS-приводом сжигает топлива на 30% меньше, чем если бы она имела наклонные гребные валы.
  • Более быстрый выход на глиссирование.
  • Прекрасную управляемость на малых скоростях (можно вертеться на месте!..)
  • Уменьшение вибрации и шума (до 50%).
  • Простое сервисное обслуживание (за всё отвечает одна компания – Volvo Penta).

Реалии IPS
Пока что Volvo Penta выпускает две модификации – IPS 400 и IPS 500. Они рассчитаны на работу в паре с шестицилиндровыми рядными дизелями (см. таблицу 1).

Перспективы
IPS 400 и IPS 500 испытаны ведущими мировыми судостроителями.
Результат: Fairline, Princess, Sealine, Benetau, Тiага и другие известнейшие верфи немедленно перепрофилировали многие из своих новых 35-50-футовиков под IPS! За ними будущее?!!


Проверка боем
Возвращаемся на Regal 3860. Итак, мы "вооружены" парой двигателей Volvo D6 Diesel IPS 400 (620 л.с.).
Моторы прогреты, швартовы отданы и – на простор!
Так получилось, что именно этот катер мы гоняли долго и сурово, а кроме обычных тестовых упражнений с вдохновением выполняли роль «примадонны» в экстремальной фотосессии.
Случился солнечный ветреный день, в Тампа-бэй разошлась волна – условия, приближённые к «голливудским». Глиссируем с регулярными влетаниями в гребни (от удара тяжелой яхты они разбивались на атомы), подскоками и нырками с приличной амплитудой. Все держались – волна ого! Не раз и не два мы на этом высоком судне получали удары в лобовое стекло (благо, тент был пристёгнут). Великолепный тест! Судно ведёт себя с подобающей солидностью, жёстких ударов не зафиксировано, толчки достаточно комфортные для экипажа. Скуловая волна практически не сбивает с курса, хотя раскачивает неприятно.
Капитан нашей яхты выполняет «заказанные» фотографами манёвры, проносясь совсем рядом с другой яхтой на высокой скорости. Ещё раз убедился: волна не вносит коррективы в управление, никакого зарыскивания на гребнях и излишнего раскачивания – лодка цепко «держит воду» на любых манёврах. Да, «модифицированное глубокое V повышенной мореходности» (автор – «фирменный» конструктор Regal Michael Peters) – не пустой звук.
Принимаю управление. На полном ходу убедился в действенности EVC – как резко руль ни крутил, лодка входила в одинаковый вираж. Мудро.
Зато на малом ходу радиус поворота становится неправдоподобно маленьким (для привыкших к обычным колонкам). Руль лёгкий, лодка чрезвычайно послушная – маневрировать одно удовольствие.
Резкая остановка, затем резкий старт. Ещё раз убеждаюсь в «аристократических» манерах яхты: выход на глиссирование настолько плавный, что я так и не определился с точным временем разгона. Толчка при остановке тоже нет. Всё это – залог безопасности и комфорта, особенно если на борту новички и дети.
Медленный набор скорости с брошенным рулём – никаких тенденций и зарыскиваний, невзирая даже на волну. Достойно.
А вот когда я пустил двигатели враздрай (так проверяют способность лодки разворачиваться на месте), стоявший рядом капитан улыбнулся: «Нет, надо иначе – ведь это же IPS!» – «Хм, тогда показывай». Итак: левая ручка на нейтрали, правая – "средний вперёд" и выворачиваем руль до упора влево. Лодка резво крутанулась волчком на месте! Аналогичное видел только когда пускали враздрай носовой и кормовой трастеры…
К необычным методам управления привыкаешь быстро: лодка на манёврах в узостях просто восхитительна. Подход, элегантный разворот «на пя'точке», чуть назад – и мы «в стойле». О боу-трастере (носовом подруливающем устройстве) можно не вспоминать. Разве только сильный боковой ветер…

Резюмируем
Компоновка и стиль интерьера характерны для яхт «постарше», эргономика проработана превосходно. На ходу – очень удачный симбиоз солидной яхты и маневренного спорт-бота. В эту лодку можно влюбиться.