Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Страхование яхт
Тема: Международная юридическая служба; Автор: Маланчий Надежда; Страница в журнале: 52;

При экспуатации яхт управление рисками возможно в двух основных вариантах: физическом и финансовом. Наиболее важный способ финансового управления – страхование. Риски, возникающие с приобретением яхты, весьма ощутимы, поскольку яхта – дорогостоящее имущество. Таким образом, страхование яхт стало восприниматься как существенная часть их содержания.
Мы много писали о морском страховании, но не можем отказаться от возможности ещё раз напомнить о его особенной разновидности – страховании яхт.
Обозначившееся оживление рыночной конъюнктуры означает тенденцию к росту объёмов рынка, к чему должны быть готовы его участники. Поэтому обращение к вопросам, связанным со страхованием яхт, вполне своевременно.

Современные особенности рынка страхования яхт
К сожалению, украинский рынок страховых услуг остаётся столь неразвитым, что для организации страхования яхт мы можем рекомендовать нашим клиентам только иностранные компании. В частности, заслуживает внимания растущий рынок Российской Федерации, на котором можно застраховать яхту практически любой стоимости. Страховщик определяет рыночную стоимость яхты, исходя из цены договора купли-продажи у дилеров. Если же рыночную стоимость яхты определить не удаётся, поскольку нет соответствующих доказательств, например, по расходам на её постройку, то производится экспертная оценка, которая согласуется с клиентом страховой компании – страхователем.
Для того, чтобы застраховать яхту, страхователю нужно подать страховщику соответствующее заявление. С этого момента начинаются отношения по поводу страхования между страховщиком и страхователем. Страховые компании обычно внимательно подходят индивидуально к каждому страхователю. Они помогают определить страховую сумму, которая при страховании каско не может быть выше страховой стоимости. При страховании ответственности за причинение вреда имуществу, жизни или здоровью третьих лиц также определяется некоторый лимит страхования ответственности. От величины такого лимита (страховой суммы) зависит размер страховой премии. Собственник яхты обычно страхует её полную стоимость.
Страховое покрытие, как правило, не распространяется на период участия яхты в гонках, регатах и трансокеанских переходах. Для покрытия дополнительных рисков, возникающих в подобных ситуациях, требуются отдельные договорённости между страховщиками и их клиентами. Если на борту яхты имеются ценные произведения искусства, они также не охватываются обычным страховым покрытием и их страховка становится предметом отдельной договорённости.
Отдельное страховое покрытие предоставляется на период постройки яхты – от момента закладки киля до проведения окончательных ходовых испытаний судна и принятия его собственником или его представителем. Страховое покрытие, как правило, охватывает период навигации яхты в обычных условиях. Убытки, которые могут возникнуть при хранении яхты в межнавигационный период, при перевозке яхты, а также при подъёме/спуске её, требуют отдельного страхового покрытия.
Яхтенное страхование, как и морское страхование вообще, предполагает наличие франшизы. Она бывает условной и безусловной. Условная франшиза означает полное возмещение убытков, возникших в результате страхового случая, если их сумма превосходит размер франшизы. При безусловной франшизе её сумма вычитается из суммы страхового возмещения, превышающей франшизу, то есть денежная сумма в размере франшизы никогда не выплачивается страховщиком, за исключением полной гибели судна. Франшиза может быть выражена в твёрдой денежной сумме, а может – в процентах от страховой суммы либо в процентах от суммы убытка. Условия о франшизе в догоре страхования могут быть достаточно сложными. Оценить их неподготовленному страхователю часто бывает довольно трудно, так что обращение к независимому консультанту для выяснения нюансов условий договора о страховании, в частности, условия франшизы, вполне уместно.
Цель договора страхования – это получение от страховщика возмещения убытков, возникших в результате страхового случая. Оценка таких убытков – важнейший момент в развитии страхового правоотношения. Установление величины убытков и причин их возникновения – обязанность аварийного комиссара (сюрвейерской компании), который независим от сторон договора страхования, но состоит в договорных отношениях со страховщиком. Он может действовать как на основании заявления страховщика, так и на основании заявления страхователя о происшествии, которое можно квалифицировать в качестве страхового случая.
Исходя из нашей практики, можно сказать, что страхователи или застрахованные лица должны как можно скорее извещать страховщиков о страховом случае. Если же такое извещение запоздает по времени, это послужит формальным основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
Для получения страхового возмещения необходимо доказать в общем случае наличие имущественного интереса заявителя претензии, убытков (заключение независимого сюрвейера или аварийный сертификат) и расчёт претензионной суммы, в том числе понесенные расходы и предварительная смета будущих расходов. Выплатой страхового возмещения завершается процесс ликвидации убытка, что исчерпывает страховое правоотношение. Рентабельность и эффективность страхования зависят во многом от ликвидации убытка. Здесь страховщики должны проявлять объективность, не допуская перекоса ни в какую сторону: ни в сторону собственных интересов, ни в сторону интересов противоположной стороны. Если страховщик будет удовлетворять и оплачивать необоснованные претензии, он скоро «вылетит в трубу», а если он не будет удовлетворять обоснованных претензий или устраивать неосновательные споры, то скоро приобретёт такую репутацию, что вынужден будет уйти с рынка.