Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Швартовка в удовольствие или Jeanneau 360 Docking
Тема: Jeanneau; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 48;

Мой коллега, австрийский журналист и в то же время яхтенный инструктор, испытав новую систему, произнёс: «Эта инновация может оставить без работы многих капитанов – теперь даже большую яхту сможет ошвартовать и школьник...»

Из официального пресс-релиза Jeanneau: "Технический прогресс упростил управление современной яхтой до предела. Работу штурмана выполняет GPS; на курсе удерживает автопилот; паруса можно убрать, не выходя из кокпита; шкоты добираются электролебёдками, а штаги – гидравликой. Даже 50-футовиком без труда управляет один капитан… Но только в море. Швартовка в тесной марине остаётся делом столь же сложным и ответственным, как и десятки лет назад, даже носовые подруливающие устройства радикально проблему не решили…" По мнению маркетологов верфи, многие и купили бы для семьи лодку побольше, да опасаются не справиться с ней именно при манёврах в гавани.
Творцы моторных судов свои проблемы решили, в результате чего мир медленно, но верно "вооружается" системами IPS и Zeus. Заманчиво ведь, вместо напрягающих манипуляций на руле и одновременно нескольких рукоятках, уверенно направлять большую лодку лёгкими (пальчиками) отклонениями джойстика – не работа, а компьютерная игра! Но "моторное" решение парусной яхте не подходит – привод здесь только один, "управляющему рычагу" неоткуда взяться. Более того: если пара приводов с трудом двигает против ветра бескилевой корпус катера (не зря ведь на больших моторных яхтах в дополнение к IPS ставят и носовую "подрульку"), то с поперечным упором яхтенного фальшкиля система даже с парой приводов не справилась бы.
Инженеры Jeanneau задумали проще и гениальнее: а почему бы не объединить одним контроллерным управлением два хорошо "обкатанных" механизма – днищевой поворотной колонки и носовой "подрульки"?! Выигрыш двойной: и принципиально новых приводов не требуется, и рычаг разворота, в отличие от кормовых систем, здоровенный – вся длина корпуса! Алгоритм работы был расписан и запатентован, а привод (поворотный sail-drive) заказан одному из мировых лидеров в этой области – немецкой ZF Marine. Вот так и появилась 360 Docking – система парковки парусных яхт.
Я знакомлюсь с ней в Каннах, на "тестовой неделе", организованной компанией Jeanneau. В ряду новеньких парусников – Sun Odyssey 45 DS с большим интригующим логотипом на борту. И хотя за всё время парус на мачте так и не появился, а сама яхта за пределы аванпорта практически не выходила, её двигатели вряд ли успевали остывать – журналисты и дилеры, что называется, дорвались…
Единственное, что выдаёт наличие новой системы на борту, – небольшой чёрный блок с кнопкой и джойстиком. Чуть ниже – привычная двухкнопочная панель носового подруливающего устройства. Кстати, при выключенной 360 Docking им можно пользоваться, как обычно.
Система включается длинным нажатием кнопки на чёрном блоке. Короткий писк, загораются два зелёных "глазка" – это внешние проявления. А вот чего мы не видим: одновременно с включением на автопилот (Raymarine) поступает команда заблокировать руль в центральном положении (чтобы на ходу не вносил "коррективы"), а ещё выключается рукоятка газа-реверса. Зачем? А вдруг, увлёкшись манёврами, рулевой коленкой заденет эту рукоятку… Умно.
Теперь все манёвры выполняются джойстиком. При его отклонении вперёд-назад привод соответственно толкает лодку в одну или другую сторону, при необходимости развернув винт (sail-drive свободно вращается на 360 градусов). Отклоняя рукоятку вправо-влево, мы активируем одновременно sail-drive (развёрнутый в нужную сторону) и носовую "подрульку". Поворот джойстика – привод и "подрулька" толкают в разные стороны.
Усложняю задачу: отклоняю джойстик вперёд и одновременно поворачиваю вправо. Электромотор в носу молчит, но яхта послушно уходит вправо! Действительно, на ходу центром вращения работает обтекаемый водой фальшкиль и для манёвра достаточно лишь повернуть sail-drive. То же – на заднем ходу. Хотелось ещё убедиться в способности 360 Docking двигаться бортом против сильного ветра, но с таковым, увы, не сложилось...
Пробую припарковаться к дебаркадеру заправочной станции. Даже с первого раза – точный подход "на спичечный коробок" до кранцев (не хотел касаться – они из чёрной резины), столь же уверенный отвал лодки в сторону и уход. Кстати, консультирующий нас директор по продажам парусников Jeanneau Эрик Стромберг советует движение боком выполнять поочерёдными толчками нос-корма: «Так даже при длительном использовании носовой электромотор будет успевать охлаждаться».
Тест на лёгкость освоения: на "руле" австрийский журналист, никогда такого джойстика в руках не державший (пользовавшись IPS неоднократно, я тут не гожусь – навыки очень схожи). Без труда повторяет подход к заправке, только с меньшей точностью – пальцы ещё не привыкли к миниатюрным движениям небольшого рычажка, который "запускает" двигатели тем сильнее, чем больше его отклонить. Со второго раза – почти идеально.
Но уверенные в своей системе французы ставят эксперимент, на который владелец обычной яхты точно не решится: за джойстик поставили вообще "не яхтсмена" – диктора телегруппы, которая пришла заснять яхту, способную плыть боком. И этот напрочь сухопутный парень под прицелом телекамеры с первого раза завёл лодку кормой в просвет между двумя соседними корпусами! Не идеально, конечно (немного потолкал соседей кранцами), но стало очевидно: система интуитивно понятна даже начинающему, с её помощью парковка действительно перестаёт быть сложным манёвром.
...
Напоследок – факт от Эрика Стромберга: «Уже сейчас более 70% яхт, которые могут комплектоваться 360 Docking, заказывают именно с новой системой». Похоже, французы попали "в точку" и их детищу гарантировано большое будущее...