Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Finnboat Floating Show 2010 - Nauticat 441
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 40;

Продолжение. Начало в №4-5/2010.

Если кто подумал, что минувшим летом в маленькой финской деревушке Науво я тестировал одни мотолодки, то он крупно ошибался. Очередной рассказ – о парусных яхтах. Начну с брэнда, который стоит в одном ряду с "эталонами качества" Swan или Oyster.

Nauticat 411
Верфь, основанная почти 50 лет назад, имеет прочное реноме заповедника лучших в мире традиционных мотор-сэйлеров и круизеров с рулевой рубкой. Каждое из её судов исключительно мореходное, легко управляемое, безопасное и очень защищённое – именно такие предпочитают путешественники-трансатлантики. Корпус – толстый монокок тщательной ручной прикатки (никакого сэндвича!), очень мощный руль с заформованной нержавеющей "опорой" солидной площади и обязательным скегом, весь периметр ограждён релингом с ухватистым краснодерёвым поручнем поверху, неизменно уютный кокпит. Словом, «мой дом – моя крепость». Причём "крепость", сделанная по индивидуальным предпочтениям: почти полный "кастэм", верфь не начинает постройку, пока с будущим владельцем не согласует все данные судна, начиная с внутреннего расположения и заканчивая мельчайшими подробностями оснастки. Деньги, вложенные в Nauticat, работают десятилетиями – из более чем 3000 построенных яхт до сих пор ни одна не списана на слом!
Заказчик волен выбирать из 10 базовых проектов в двух модельных линейках: традиционные мотор-сэйлеры с вооружением кэч (2 мачты) и одномачтовые с рулевой рубкой ("пайлот-хаус"). В последние десятилетия всё больше путешественников выбирают вооружение шлюпом, что не могло не сказаться на маркетинге верфи: одномачтовых моделей в "арсенале" уже 7 против всего 3-х двухмачтовых. Но знающие толк в океанских странствиях "просоленные" капитаны говорят: «Истинный Nauticat – это кэч». Потому я был очень рад возможности обкатать именно новенький мотор-сэйлер.
Впрочем, Nauticat 441 новинкой не назовёшь – это улучшенная версия заслуженных Nauticat 44, флот которых, начиная с 1974-го, хорошо известен во всех океанах. Судно, снискавшее уважение и очень долгое время имеющее устойчивый спрос – зачем его менять?! Принципиально пропорции корпуса, план вооружения и очертания надстройки остались теми же, но видна и разница: "пайлот-хаус" понизили, стараясь улучшить поведение лодки под парусом. А самое существенное: кокпит теперь отформован заодно с палубой и по ширине как бы продолжает надстройку (в предшественнике на просторной кормовой палубе кокпит формировали краснодерёвой "мебелью", размещённой по всей ширине).
Nauticat 441 имеет длинный киль со всеми сопутствующими выгодами: стабильность на курсе, отсутствие вентиляции пера руля (длиннокилевые яхты не брочингуют) и повышенную защищённость подводных частей при посадках на мель. "Обратная сторона медали" – относительно невысокие лавировочные характеристики и поворотливость. Хотя журналисты-тестеры с удивлением отмечали именно "послушность" лодки рулю.
Широкий бак (нос "развален" по-морскому) в сочетании с высоким фальшбортом и жёстким поручнем по всему периметру дают удивительное ощущение настоящего корабля. Этому способствуют "крупнокалиберные" дельные вещи и палубные механизмы, а также развитая двухступенчатая надстройка с выходом на оба борта. А вот кокпит, наоборот, кажется мелковатым в сравнении с классической кормовой конфигурацией. Хотя именно его "неглубокость" и расположение на приподнятой корме – гарантия безопасности при ходе с обрушивающейся попутной волной.
Кокпит удобен для экипажных трапез: сидения огибают бизань-мачту, к которой можно прикрепить стол, при этом вход в каюту остаётся свободным (в отличие от яхт с кормовыми кокпитами). Но та же бизань-мачта не даёт держать над сидящими постоянно открытый бимини-топ. Зато высокая корма позволила закрепить здесь шлюпбалки – владелец избавлен от привычных прибрежному круизеру хлопот с втаскиванием динги на палубу. Для купальщиков имеется полноценный тиковый кринолин с забортным трапиком.
Штурвал – в ДП (диаметральной плоскости). При рулёжке под мотором стоящий на возвышенной (в корме) палубе рулевой отлично видит всю лодку, работать по глазомеру (в тесной марине, например) очень комфортно. Но та же "возвышенная посадка" закрывает на крутом бейдевинде сектор горизонта под генуей (приходится периодически заглядывать с подветра). А вот крутить главную шкотовую лебёдку очень удобно – она на комингсе между участками палубы, при работе можно хорошо распереться ногами на любом крене. Все лебёдки и стопора – на расстоянии вытянутой руки рулевого, яхта замечательно приспособлена для одиночного управления. Этому способствует и вооружение кэч, разделенное на большее количество парусов – с каждым из них легче справиться в сильный ветер.
Рулевая рубка – мечта круизера в шторм, дождь и холод. Большие окна обеспечивают хороший круговой обзор, с лобовых секций дождь и брызги сметаются дворниками, центральное расположение штурвала (в ДП) гарантирует рулевому психологический комфорт на кренах и манёврах, боковые выходы на оба борта позволят быстро закрепить конец на швартовке – это очень важные преимущества Nauticat 441. Гости капитана расположатся на небольшом угловом диване за столиком и, если нет крена, будут комментировать увиденное через окна, похлёбывая чай.
Очень удачно расположен штурманский стол – слева от рулевого. Во-первых, рулевой может моментально взглянуть на разложенную карту, а во-вторых, работающий штурман в любой момент сравнит "картинку" за окном с изображением на дисплее чартплоттера (а это в сложных для навигации водах дорогого стоит!).
Вперёд и вниз по ступеням – я в салоне. Большой обеденный стол с трёх сторон охвачен мягким диваном. Второй (у противоположного борта) – для посиделок с друзьями. За полупереборкой с удобным вырезом (чтобы посуду подавать) – большой, хорошо организованный камбуз. Пожалуй, единственный его недостаток – в самом месте расположения: здесь на волне будет сильнее качать, чем в районе рулевой рубки (для кока, подверженного морской болезни, весьма существенно).
Дальше в нос – санузел и привычная здесь каюта V-конфигурации. Гостевая, конечно. Владелец расположится в просторной кормовой, с большой двуспальной кроватью и обилием шкафов, ящиков и полок (чтобы разложиться действительно по-домашнему). Рядом – раздельные туалетная (у правого борта) и душевая (у левого) со встроенной стиральной машиной.
Чувствуется, что лодка сделана для путешествующих много и со вкусом. Здесь нет "американского" пространства внутри – на волне да под креном это только минус, можно далеко улететь и больно удариться. Зато много рундуков и шкафчиков, полок и ниш, причём очень удачно размещённых – «всё, что нужно, под рукой – именно там, где оно может понадобиться». И… царство массива тика, которым здесь отделано всё!
На тестовые испытания выходим в компании Патрика и Мартина Густавссонов, сыновей основателя верфи Кая. Спокойные и основательные, они очень подходят этой яхте по характеру – все операции выполняют не спеша, явно получая удовольствие от самого процесса, и равнодушно взирают на скоростные "прикидки", регулярно устраиваемые "гончаками" Finn Flyer и Finngulf (о них – в следующих "Фарватерах"). Впрочем, сама яхта способствует "лености" команды: почти все лебёдки – с электроприводами, на швартовках помогает носовая "подрулька", а двигатель – вообще "надежда и опора" даже в сильнейший лобовой шквал. Напомню, что большая часть флота парусных круизеров оснащается силовой установкой из расчёта 5 л.с. на тонну водоизмещения. Линейка одномачтовых Nauticat с "пайлот-хаус" оборудована более мощными машинами – порядка 7 л.с./т. А свои мотор-сэйлеры верфь вооружает "до зубов" – 9 л.с./т! Perkins 150 наверняка вытолкает Nauticat 441 из любых погодных передряг, а ёмкий бак обеспечивает пробег под одним двигателем 480 м.миль. И это при полноценном парусном вооружении: удельная площадь парусности (отношение квадратного корня парусности к кубическому корню водоизмещения) – приличные 4,06, как у типичного семейного круизера. А начиная с полного бейдевинда можно добавить внутрений стаксель, затем – геннакер…
Ещё один "бонус" в пользу скорости: яхта относительно узкая. При длине по КВЛ 11,25 м, ширина – всего 3,75 м! При этом с остойчивостью всё в порядке (проверили основательно – ветер был порывами 10-12 м/с): парусность ведь разделена между двумя мачтами и её центр ниже обычного. И, конечно, возможности регулирования центровки (бизанью) на разных курсах и управления общей движущей площадью (с меньшими парусами в сильный ветер легче "воевать") здесь широчайшие – не зря дальние путешественники так любят кэч.
Лодка на курсе стабильна, идём, как по рельсам – сказывается непузатый корпус и длинная килевая линия с навесным рулём (с такой конфигурацией подводных перьев брочинг яхте не грозит). Нет и больших усилий на руле при крене до 25 градусов (больше нас не "ложило", несмотря на полную парусность). Резкую шхерную волну до 1 м высотой судно просто игнорирует, "морской" клиперштевень с развалом бортов легко режет гребни и не пускает брызги на палубу. На галфвинде Nauticat 441 стабильно держит 7,5 узлов (ветер 10 м/с).
Удивила отзывчивость судна повороту штурвала – яхта весьма маневренна, длинный киль ей совсем не мешает. Даже на малом ходу – полный контроль. Но вот на заднем ходу капитана, привыкшего к современным круизерам, ожидает пренеприятнейший сюрприз: судно крайне вяло реагирует на поворот штурвала, зато нос легко поворачивает порывом ветра в скулу. Скажу честно: зная об этом хроническом недостатке "длиннокилевиков", я минут 15 пытался освоить управление на заднем ходу, но тщетно. Ситуацию спасает подруливающее устройство: в порывистый ветер именно им надо выравнивать и удерживать на курсе яхту, которая подходит кормой к причалу.
У рулевого отличная видимость, сидит он справа или слева от штурвала, рубка прикрывает нижнюю часть туловища – уютно, особенно в сильный холодный ветер это ощущается. Вот только упоров для ног на крене не хватает – видимо, заказчику они были не нужны (многие пожилые яхтсмены просто не лавируются – включают дизель). А в рулевой рубке вообще не к чему придраться: и видимость отличная что стоя, что сидя; и ногами есть куда упереться даже на кренах; и вообще «тепло, светло и мухи не кусают» даже в шторм и холод (для обогрева стоит лишь щёлкнуть тумблером и повернуть ручку…).
Честно говоря, сомневался в удобстве боковых входов в рубку на кренах. Проверил – нет проблем, удобно и безопасно, хватает и поручней, и упоров для ног. И последнее: даже на полном ходу Perkins работает негромко, в ближайшей к нему каюте владельца – комфортная тишина.

Подытожу
Nauticat 441 – замечательная яхта для путешествий неограниченной дальности. На таком судне живут годами, степенно переходя из залива в залив, от марины к марине, наслаждаясь природой и познавая "прекрасное далеко". Купив такую яхту, свой "сухопутный" дом можно продать или оставить детям – он уже не понадобится. Ведь Nauticat создан не для отдыха – именно для жизни на борту, полноценной и увлекательной…

 


Компаниям, которые заинтересованы в налаживании партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, редакция журнала «Фарватер» готова помочь консультациями и связями на высшем уровне.