Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Финике-Фазелис-Мармарис под парусами большого кэча
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 84;

Это был уже наш третий чартер за прошедшие 12 месяцев:
- в июне 2009 мы ходили на Cyclades 50.5 по маршруту Финике–Финике,
- в октябре 2009 – на First 37 по маршруту Мармарис–Бодрум–Гечек,
- в июне 2010 – на Dragut 63 по маршруту Финике–Фазелис–Мармарис.
Все три раза пользовались услугами компании PUPA-Yachting.

Вместо предисловия – полезные советы
Чем раньше планируешь чартер, тем шире выбор. Мы остановились на Dragut 63 – кече постройки 1986 года (длина 19 м, ширина 5,3 м, площадь парусности 350 кв.м, двигатель 130 Квт).
Прежде чем подписать контракт, экипаж надо полностью укомплектовать, взяв со всех невозвращаемый депозит на чартер (мы 100% его стоимости оплатили сразу). Далее никаких колебаний. Экипаж получился интернациональный – Украина, Россия. Окончательный состав – 10 человек (из них две девушки и двое мальчишек 9 и 10 лет).
Заблаговременно чётко проработали маршрут и составили посуточный график похода. Также подготовили собственный Pilot: по каждой интересующей нас точке из Google Earth сделали копии карт разного масштаба, подобрали выложенные на общих ресурсах фото. Подготовили и альтернативную систему навигации: нэт-бук и ноутбук (укомплектованные, кстати, преобразователем напряжения с 12В) «зарядили» картами на платформах Ozi Explorer и Blue Chart, «связали» их с GPS. Эти приготовления, с одной стороны, полезны и капитану, поскольку карты, точки, маршруты помнишь в любое время дня и ночи. С другой стороны – мы уже знали, что на чартерных яхтах штатные комплекты карт не всегда покрывают район плавания, а судовые Pilot-ы зачастую на немецком…
В походах всегда востребованы ручные рации. Для больших яхт рекомендую иметь минимум три – одна у рулевого, вторая у матроса на баке при спуске/подъёме якоря, третья у матросов на динги при завозе швартовых в «диких» местах. При такой схеме не надо перекрикивать работающую якорную лебёдку или подвесной двигатель на динги, нет лишней суеты. Кроме того, рации очень удобны при прогулках по городу, когда многочисленный экипаж разбредается в разные стороны.
На случай, если якорная цепь не маркирована, мы взяли набор коротких цветных шкертиков и маленькую ламинированную табличку с цветовой идентификацией глубин.
Для крепления спиннингов при троллинге ребята использовали куски пластиковых сантехнических труб, которые крепятся к леерным стойкам нержавеющими хомутами. Спиннинги с различными блёснами у нас были заброшены почти всегда! (В предыдущем походе ребята поймали даже марлина).
За месяц до похода распределили все роли и обязанности на яхте. Капитан составил посуточный график дежурств на камбузе, который соблюдался неукоснительно: все – от капитана до юнги – отработали свои вахты. И каждая пыталась удивить команду своими кулинарными шедеврами.
Светлана Тинникова подготовила прекрасную экскурсионную программу по всем историческим местам, которые мы посещали.
Большая часть наших стоянок проходила в «диких» местах. В этом случае капитан должен быть готов к зацепам, когда якорь в панере не сможет освободиться. Чтобы этого избежать, советую поднимать якорь, предварительно дав самый малый ход вперёд, и выбирать цепь без нагрузки. Если всё-таки поймали зацеп, не паникуйте, стравите часть цепи, постарайтесь подобрать нужный плавный манёвр и освободить якорь.
Швартовка. В новом месте вначале чётко выбираю место стоянки, осматриваю берег – откуда может подуть сквозняк. Делаю пару кругов, чтобы оценить окружающую акваторию. В это время матросы на динги проверяют обстановку возле берега, выбирают места, где можно подвязать уже перебранные швартовы. Вначале вяжут наветренный швартов. Договариваемся о месте, где он будет передан на яхту. Отойдя на необходимое расстояние, опускаю якорь, начинаю вытравливать цепь и одновременно иду к месту встречи. Отдав на яхту наветренный швартов, матросы крепят к берегу и передают на яхту конец подветренного швартова. Отрегулировав и закрепив на кнехтах швартовы, начинаю набивать якорную цепь. В результате швартовы равномерно набиты, якорная цепь набита и уходит в воду под углом не больше 45 градусов. Если швартовы сильно провисают, а якорная цепь уходит вертикально вниз – будьте готовы, что в любой момент откуда-то из ложбины/склона дунет крепкий порыв и вас выдавит на скалу или мелководье. В регионе были случаи, когда даже в порту внезапный порыв кидал яхты на камни (а посему и там старайтесь выбирать самое безопасное место).
Ну, а теперь – о путешествии.

День 1-й
Между прилётом и стартом у нас были целые сутки. Остановились в Анталии: отель забронировали за несколько месяцев до поездки, причём в стоимость включили трансфер аэропорт–отель, отель–Финике. Купание в бассейне, прогулка по улочкам старого города, ужин в ресторанчике с видом на море и приятной музыкой помогли экипажу быстро акклиматизироваться.

День 2-й
Дорога Анталия–Финике заняла 2 часа. Когда прибыли в Setur Finike Marina, «Драгут» ещё не был готов к чартеру. Посему капитан остался принимать яхту, а остальные пошли на закупки.
В Финике в субботу действует «колхозный рынок», который охватывает несколько кварталов. Цены здесь одни из самых низких на побережье. Рядом супермаркет.
Несколько слов о приёмке: в Финике нет офиса Pupa-Yachting. На приём-передачу приехал представитель из Бодрума – Николь. К сожалению, он не знал всех особенностей яхты и некоторые вопросы мы выясняли в телефонном режиме с другими его коллегами (например, особенности работы якорной лебёдки, холодильников, были вопросы по электрощиту и проч.).
Приняв матчасть, перешли к бумагам. И тут возникли недоразумения: Николь заявил о другой стоимости страхового депозита, запросил дополнительный «космический» депозит, завысил стоимость обратного трансфера... Не вступая с ним в спор, мы позвонили нашему менеджеру Кате в Одессу. Вопрос решился за 15 минут. Николь подтвердил все наши условия и мы подписали необходимые бумаги.
Был ещё нюанс по заправке топливом. При приёме яхты стрелка индикатора топлива показывала, что около 100 л не долито. Николь клялся, что танк полный. Он поставил свою метку положения стрелки и гарантировал, что при заполнении танка на сдаче яхты стрелка дойдёт именно до этой отметки. Но при сдаче яхты в Мармарисе стрелка индикатора показала полный бак, существенно превысив отметку Николя… Вывод: если есть возможность, перед стартом лучше лично проверить заправку топливных танков.
На мой вызов по УКВ администрация не прислала катер сопровождения для выхода из переполненной марины – менеджер подошёл к пирсу, сказал, чтобы выходили самостоятельно, отдал кормовые и помахал нам рукой…
И вот мы в походе. Проходя Финикийский залив, ощутили боковую качку – волнение около 3-х балов, волны приблизительно 1,5 м прямо в правый борт, появились первые барашки. Внутри яхты все незакреплённые предметы начали перемещаться, особенно «хороши» были арбузы, пролетающие по кают-компании.
К 19.30 бросили якорь рядом с маленьким пляжем в бухте Karaoz (за утёсом прятался пиратский город Корсан, история которого насчитывает более ста лет…

День 3-й
В 7.00 подняли якорь и пошли к острову Sulu Ada. У восточной стороны острова на динги осматриваем сквозной грот. Место очень красивое, но коварное – сильное течение. Даже хорошему пловцу в ластах очень трудно его преодолеть.
Свежий ветерок быстро примчал нас в залив Ceneviz koyu. Днём здесь довольно много гюлетов и яхт. Они заходили, как и мы – на ланч и купание.
Переждав жару, двинулись на Фазелис. Ночевали в его южной бухте. Стоянка была тихой и комфортной.

Историческая справка:
Фаселис (Фазелиз) был основан выходцами с Родоса задолго до становления Ликийского союза – в 690 г. до н.э. Расположен на склоне лесистых гор гряды Тавра. Удобное пересечение сухопутных и морских торговых путей во многом способствовало развитию города. С 6 по 5 в до н.э. находился под властью персов, чуть позже в результате войн перешёл на сторону греков, войдя в Ликийский союз в 167 г. до н.э. В составе Ликии город имел право голоса и право печатания монет. В 333 г. до н.э. во избежание разрушений и кровопролитий жители отдали Фазелис за одну золотую монету Александру Македонскому и провозгласили его своим правителем, что было мудро и дальновидно. После смерти Александра город оставался под правлением римлян, неоднократно подвергаясь нападениям пиратов, которых соблазняли географическое положение и защищённая гавань Фазелиса. Одно время город даже находился под правлением знаменитого пирата побережья Зеникатеса… И тем не менее в 42 г. до н.э. Брут возвращает Фазелис под крыло Римской империи. На протяжении полутора тысяч лет город имел большое политическое и торговое значение, но в 1158 г., после перехода под власть Османской империи и развития портов Анталии, постепенно утратил свою значимость.
Большая часть сохранившихся памятников Фазелиса относится к римскому периоду. Если остановиться в южной (торговой) бухте, то в древний город (большая часть его находится на полуострове Асар) мы входим через ворота римского императора Адриана (129 г. н.э.) и сразу попадаем на центральную улицу, вымощенную мрамором и соединяющую три главных порта города. Вдоль улицы достаточно хорошо сохранились развалины римских бань с фрагментами мозаичного пола, руины домов, агора – торговая площадь. Отлично сохранился римский театр (II в. н.э.) на 20 рядов зрительских мест (акустику, правда, проверить не удалось – певец отказался, ссылаясь на маленькие кассовые сборы). Водоснабжение Фазелиса было обеспечено акведуком, остатки которого также ещё не до конца развалились. Покровительницей города считалась Афина: существовавший храм в её честь и другие значительные сооружения города всё ещё скрыты землёй. В верхней части города – руины некрополя. Весь полуостров был окружён крепостными стенами для защиты от нападений с моря (самые древние построены в III в. до н.э.); сохранились древние волнорезы, и по сей час неплохо справляющиеся со своей основной ролью.

День 4-й
Утром посетили острова Uk Adalar. На южный остров высадили нашего фотографа и провели фотосессию, дефилируя под парусами. Через несколько миль бросили якорь у северной части пляжа Cirali и пошли на экскурсию к огням Химеры.
От залива до склонов Химеры пара километров (если вам не лень топать по жаре). Обычно туристов привозят туда на автобусе. Правда, при этом они лишены возможности выпросить у местных жителей зелёных лимонов, сфотографироваться на фоне кактусовых деревьев (почти домашний кактус, только размером с дерево)…
Но если вы всё-таки добрались до горы Химера, то посмотреть есть на что. Светло-серый каменный склон с обугленными дырками в горе, из которых вырывается пламя. Можно, конечно, поискать газовую трубу, которой нет. Но тем не менее газ есть и концентрации его достаточно для периодического воспламенения.

Историческая справка:
С этим местом связана замечательная легенда, которая дошла до нас благодаря Гомеру и его «Илиаде»: именно здесь древнегреческий герой Беллерофонт победил огнедышащее чудовище с головой льва, телом козла и хвостом дракона – Химеру, заточив её в горе. С тех пор пленённая Химера злится и норовит выбраться наружу, испуская пламя и дым. Кстати, Википедия указывает четыре варианта, кто же на самом деле Химера: неудачный генетический опыт богов с козлом, львом и змеёй; действующий в те времена вулкан с богатой на своих склонах фауной в виде змей, коз и львов; вероломная женщина в сопровождении своих братьев – Льва и Дракона или пират по имени Химар, обладавший кораблём с необычной отделкой в виде льва, дракона и змеи.
Поднимаясь на гору, ожидаешь увидеть, помимо «ноздрей» чудовища, из которых идёт пламя, ещё и богов, вот уже несколько тысячелетий обсуждающих судьбу Химеры. Ну, или хоть парочку костей Беллерофонта… Но всё оказывается очень по-турецки – гостеприимный чай, сваренный в чайничке на пламени Химеры, и руины храма с остатками фресок византийского периода.
После прогулки все устали, однако двинулись дальше и, пройдя ещё несколько миль, бросили якорь возле Олимпоса. Ночевали в заливе Sazak koyu.

Историческая справка:
Олимпос (современный Чирали) расположен у подножия горы Олимп (Тахталы) – одной из гор, претендующих на место сборища богов. В переводе с догреческого Олимп означает «высокая гора». Но не нам, смертным, развенчивать мифы, и к тому же так хотелось эту гору высотой в 2400 м считать настоящим Олимпом!
Олимпос основан в III в. до н.э. и был одним из шести основных городов Ликийского союза. Имел право на три голоса и выпускал серебряные монеты, первые из которых датируются 178-168 гг. до н.э. В первом столетии до нашей эры город служил основной базой пиратов во главе с Зеникатесом на Ликийском побережье с развитой судоверфью и надёжными укреплениями со стороны моря. Долгое время римляне пытались взять город под свою власть, и только в 78 г. до н.э. римский командир Сервилиус Ватия, после морского сражения и победы над Зеникатесом, провозгласил город римской государственной землёй. В 129 г. н.э. в городе отметился также император Адриан, после чего Олимпос на некоторое время переименовывают в Адрианаполис. В это время Олимпос достигает своего расцвета – многие богатые горожане строят общественные здания и занимаются восстановлением города. В III веке н.э. вновь возобновляются нападения пиратов, город переходит под их власть, постепенно утрачивая своё значение. В XI-XII вв. генуэзские и венецианские купцы и рыцари пытались возродить город, восстанавливая его здания и сооружая на мысу крепостные стены, но после XV века (со времени господства Османской империи) город опустел окончательно.

При входе в Олимпос со стороны моря сразу видны древние опоры моста через реку, разрезающую весь город. Если пройти по старым, отлично сохранившимся акведукам (сперва мы долго гадали – зачем древние выстроили такие замечательные, ровные, огороженные и при этом очень узкие улицы?), можно найти храм, выстроенный в честь Марка Аврелия в 161-180 гг. н.э. – вернее, переднюю стену храма с дверью в ионическом стиле. Судя по размерам одной лишь двери – сооружение было грандиозное!.. Бродя по зарослям, периодически натыкаешься на ликийские саркофаги. Также среди зарослей олеандра и лавра сохранились руины некрополя, бань, театра, городских построек и базилика с фрагментами мозаики. С византийского периода остались городские укрепления и крепостные стены.

День 5-й
Интересный морской переход Sazak koyu – залив Kapakly в районе острова Kekova.
Проходя мыс Yandimci Br., остров Devecitasi Ad. и острова рядом, будьте внимательны и осторожны – даже в штиль ощутимо влияние прибрежного течения. В свежую погоду рекомендую обходить этот район мористей. И ещё: у пляжа Demre – хорошее место для купания детворы.
Залив Kapakly – удобное, закрытое место для ночной стоянки. Но старайтесь не занимать излюбленные стоянки гюлетов, лучше швартуйтесь немного в стороне.
В Kapakly-заливе удивительно прохладная вода. Похоже, это влияние впадающего ручья. Так что при планировании стоянки проверяйте по карте наличие впадающей реки, ручья – в малых закрытых бухтах температура воды может оказаться существенно ниже средней.

День 6-й
Пройдя несколько миль, бросили якорь среди гюлетов на рейде Andriake. Это очень интересное место, рекомендую посетить. К нам сразу подошла моторная лодка и её хозяин предложил доставить в древний город Мира: перевоз экипажа на берег и трансфер – на комфортабельном микроавтобусе. Цена приемлемая – мы согласились. Это оказалось очень удобно и оправдано. В акватории возле берега очень оживлённо, а на берегу суетно – отсюда отправляются дневные экскурсии на Кекову. А по жаре пешком с детьми идти в Миру было бы очень утомительно.

Историческая справка:
С I в. до н.э. Мира (чуть позже – Кале, современное Демре) входила в шестёрку основных городов Ликийского союза, имела право на три депутатских голоса и была прозвана «жемчужиной побережья». Помимо монет союза Мира выпускала и собственные монеты из электра (сплава золота и серебра) с изображением Артемиды, покровительницы Миры. Из Андриаке, главного порта Миры, в остальные города Ликии суда отправлялись по расписанию, о чём свидетельствуют высеченные надписи на руинах портового склада.
С римских времён поражает воображение театр на 35 рядов зрительских мест, украшенный множеством фресок. Позже театр был перестроен и ещё использовался как арена для гладиаторских боёв.

Наскальные захоронения Миры созданы по принципу домов – с портиками, барельефами и колоннами в эллинистическом стиле. Чем выше расположена могила, тем легче душа умершего приближалась к богам.
Мира знаменита и как место служения Святого Николая, родившегося в Патаре в конце III века и в 300 г. н.э. ставшего епископом Миры. Как известно, Св. Николая считают прообразом Санта-Клауса и покровителем детей и сирот, он покровительствует также путешественникам и морякам. В Мире находится церковь, построенная в начале II века и позже названная в его честь.
Сейчас церковь Св. Николая – место ежегодного паломничества верующих и проведения торжественной службы 6 декабря (предположительная дата смерти Николая-Чудотворца).

В районе Kale Simena есть ряд отмелей, заход в Ucagiz узкий, много мелких островков. Более безопасное место стоянки – в тихой западной части залива.
Обедали в ресторане у Хасана – уютное местечко, нормальная кухня. Городок маленький, симпатичный. Приятно пройтись по улочкам, купить сувениры, при необходимости удобно произвести закупки (нам доставили продукты прямо на борт).
В этом районе много уютных бухт для ночевки – можно провести много интересных дней, исследуя побережье. На ночь мы пришли в бухту Karalos на острове Kekova. Заход со стороны моря. Бухта тихая и закрытая.

День 8-й
В Kale simena пришвартовались к бону крайнего ресторанчика слева. Рядышком, прямо в воде, стоит ликийская гробница. Поднялись на самый верх крепости, откуда открывается прекрасная панорама всего района. Невдалеке – полузатопленная мельница: небольшой островок с высеченными каменными ступенями.

Историческая справка:
Симена (позже – Кале, ныне – современный Калекёй) известна примерно с IV в. до н.э. Дома местных жителей среди скал перемежаются остатками ликийских захоронений в виде храмов. Иногда жилища мёртвых приспосабливаются для вполне нормального жилья живых.
На побережье расположены руины римских бань постройки 79-81 гг. н.э. Поднимаясь к крепости, по пути можно увидеть ликийские гробницы в виде саркофагов. Из крепости видна часть некрополя с обширными захоронениями.

Не поленитесь подняться в крепость над Сименой. Минимум – будете вознаграждены отличным видом на бухту Учагиз, остров Кекову и уютные руины небольшого театра в самой крепости. Примечательно, что ступени театра не сложены из блоков, а высечены в самой скале.
Один из памятников Симены – саркофаг, наполовину стоящий в воде. В результате нескольких землетрясений в I-II вв. н.э. часть Симены погрузилась в море, и до сих пор, ныряя, можно увидеть очертания затонувшего города.
Дальше переход в залив Yesilkoy Koyu возле города Kalkan. По пути прошли рядом с древним городом Aperlay. Останавливались на пляже Kaputash, посетили пещеры Mavimag.
Kaputash – огромный сказочный каньон и чудесный галечный пляж. Сюда специально приезжают на автомобилях, автобусах.
В пещеры Mavimag доступ только с моря. Был штиль и нам удалось проникнуть туда на динги (при волнении заплывать внутрь сложно и опасно!).
Вечером бросили якорь в заливе Yesilkoy Koyu.

День 9-й
Зашли в порт Kalkan для экскурсии в Патару. Нас никто не встретил, поэтому самостоятельно выбрали место, бросили якорь и пришвартовались. Представитель местной транспортной компании предложил микроавтобус для поездки на пляж, к развалинам города Патара и обратно.
Пляж прекрасный. Есть кафе, пункт проката шезлонгов и зонтиков, дальше просто дикая местность – никаких отелей, магазинов и пр.
Совет: для экскурсии выбирайте микроавтобус с кондиционером.

Историческая справка:
Патара (современный Гелемиш) известная с V в. до н.э., до сих пор занесена песком. Только небольшая часть города отрыта археологами Анталийского университета. И то немногое, что сейчас открыто взглядам туристов, несёт на себе отпечаток великолепной древности.
Патара была одним из основных городов Ликийского союза: имела право трёх голосов и выпуска монет. В Патаре хранились все архивы того времени. Знаменитый храм Аполлона – одно из чудес света (храм до сих пор, кстати, не обнаружен) – по описаниям, также находился в Патаре.
Во времена Александра Македонского (333 г. до н.э.) город играл важную морскую роль из-за удобства расположения гавани. Со 196 г. до н.э. город перешёл под власть короля Сирии Антиоха. В 42 г. до н.э. жители Патары, желая избежать кровавой участи соседнего Ксантоса, без сопротивления сдали город Бруту.
Площадь города более 10 кв.км и большая часть античных руин расположена на 4-метровой глубине, под песком. Из откопанных достопримечательностей на въезде в Патару высится триумфальная арка, построенная в честь римского прокуратора Меттиуса (100 г. н.э.), по бокам дороги встречаются ликийские саркофаги. Недалеко от холма – большой театр римского периода (147 г. н.э.), построенный на деньги ликийских аристократов, до сих пор реставрируется. Бани, названные в честь императора Веспасиана (поскольку построены на его пожертвования), состоят из пяти отделений, соединённых между собой дверьми. Отлично сохранилась центральная широкая мраморная улица со ступенями и колоннами по бокам, ведущая к старому порту.
Если остальные города потеряли своё значение в результате войн, разрушений и перехода под власть Османской империи, то в Патаре над уменьшением значимости города поработала природа – пески занесли почти весь город, ликвидировав большую часть гавани и уничтожив порт. Зато, на радость туристам, возник пляж длиной 21 км – с прозрачным морем, пологим дном и без морских ежей; а из-за своей длинноты – и без особого скопления народа. (Напоминает побережье нашего Азовского моря, но без людей – очень красивое и на удивление чистое).

День 10-й и прочие
С первыми лучами солнца бросили якорь в Фетхие, рядом со входом в Ece Marina. Мы любим этот город. На сей раз основная цель прихода – закупка морепродуктов: на рыбном рынке всегда свежий товар.
После дней, насыщенных экскурсиями и переходами, экипажу требовался «простой человеческий отдых» – все уже насмотрелись древностей, руин, гробниц. Посему этот и следующий день провели в купаниях у островов, прогулке по ночному Гёджеку, приятно ленились, посетили древний город Каунос…
Была ещё ночёвка в My Marina – хорошее место, рекомендую. Завершили поход в Мармарисе.
В целом всё прошло отлично, спасибо PUPA Yachting за хороший сервис.
Желающим повысить шкиперскую квалификацию рекомендую пройтись на «Драгуте» – своеобразная, интересная яхта.
А любителям экскурсий советую обратить внимание на регион от Фазелиса до Патары.

Андрей ЛУЦЕНКО.
г. Киев
моб. +380 50 310-74-19