Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Genoa 50th International Boat Show
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 14;

Италия — вторая в мире по производству яхт и катеров (по постройке яхт длиннее 24 м — вообще лидер). Это с одной стороны. А с другой — рынок потребления малых судов здесь тоже в числе наибольших (№4 в мире).
Зная эти факты, стоит ли удивляться, что величайшее бот-шоу Европы тоже проходит в Италии?! И что оно водное (макси- и мега-лодкам тесно на береговой экспозиции)!

Для страны важность события несомненна — отрасль весома для экономики в целом. Отсюда непременное присутствие министра транспорта (а то и самого премьера!) и других «сильных мира сего» на официальном открытии. Тем более такой повод — 50-е бот-шоу!
Впрочем, юбилейная выставка не впечатляла официальной статистикой:

  • 1400 компаний-экспонентов (против 1450 в 2009-м и 1500 в 2008-м);
  • 2300 выставленных плавсредств (2400 на бот-шоу №49 и 2500 — на №48);
  • 260300 посетителей (280500 год назад и 311300 — два года назад).

Для судостроителей к югу от Апеннин съезд в Генуе – кульминация года, пропустить её нельзя. А потому цифры говорят прямо: спад в отрасли продолжился. Но настроение самих итальянцев радикально изменилось: вместо обычного бравирования (это у них в характере – год назад было похоже на "пир во время чумы") звучали на удивление трезвые оценки и очень осторожный оптимизм. Это подчеркнула и "хозяйка" пресс-центра Сесилия: «Всё не так хорошо, как хотелось бы, но и лучше, чем можно было ожидать».
Конечно, лучше – люди снова начинают покупать. Концерн Azimut-Benetti только за воскресенье заключил 3 сделки прямо на выставке, их конкуренты тоже докладывали о "серьёзных клиентах"… Жизнь налаживается?
И да, и нет. Профессионалы единодушны в прогнозах: рынок будет восстанавливаться очень постепенно и об объёмах продаж 2008-го ещё несколько лет можно и не мечтать. А пока устроители Genoa Boat Show переняли немецкий опыт и на зияющие пустотой площади павильонов пригласили "левые" экспозиции (снаряды для бодибилдинга, "высокая мода"...) или оборудовали их как зоны отдыха (накидали подушек). А ещё подтянули (наверняка за символическую плату) Федерацию старинных судов – пусть народ изучает собственную историю. Только этот стенд был самым пустым: в отличие от североевропейских ценителей традиций местным жителям по душе модерн.
И не просто интересен – итальянцы прямо таки "поведены" на дизайне. Охи и ахи вызывают новые концепции, непривычные формы, оригинальные компоновки. В процессе "творческого поиска" иной раз даже жертвуют безопасностью (низкие релинги, отсутствие поручней, скользкие настилы...). Скорость тут ценят, потому ходовые характеристики обычно на уровне, а вот мореходность итальянцу особо и не нужна – когда на море шторм, он пойдёт в театр или ресторан.
На стендах сразу понятно, у кого "козырь" – низкая стоимость: цена крупно написана на табличках. Если прайс не указан, значит к вам сейчас подойдёт менеджер и закатит проникновенную поэму об уникальности судна.
Несомненно, здешнее бот-шоу – одно из самых жизнерадостных в мире: стенды блестят и сверкают декором, девушки (непременно модельной внешности) щедро одаривают улыбками (и рекламками), многочисленных "заседателей" в барах и ресторанчиках активно потчуют вином... Посетители приходят целыми семьями и зачастую как в музей – просто посмотреть и "прикоснуться к прекрасному". Нация жизнерадостных и легкомысленных эстетов. Которая, правда, приходит в полное смятение от любого форс-мажора: в понедельник "разверзлись хляби небесные", да так, что небольшая речка разлилась по ближним кварталам – и сразу жизнь в городе остановилась: километровые пробки на дорогах, брошенные в воде машины, паралич городского транспорта (и даже аэропорта), полная прострация официальных работников... Но утром грязь с дорог вымыли, машины свезли в ремонт – и как ничего и не было, все снова улыбаются.

Новинки и «изюминки»
На выставке в Генуе всегда особо выделяют наибольшие суда из выставленных – флагманы. Соблюдём и мы традицию: Blue Eyes от Ferretti Group – 60-метровая моторная мега-яхта со стальным корпусом и легкосплавной надстройкой очень изящных очертаний. Судно – плод совместных усилий верфи CRN, дизайнерской группы Zuccon International Project (экстерьер) и Studio Fabrizio Smania Spa (дизайн помещений), вмещает до 12 гостей плюс 14 членов команды. Пара двигателей Caterpillar разгоняют "корабль" до 14 узлов. Откинутая большая аппарель в корме образует пляж и сан-дэк, а открывающийся "балкон" в апартаментах владельца преподносит поистине фантастический вид на море. "Балконы" – очень модная сейчас опция, её взяли на вооружение многие верфи.
В парусном флоте флагман – 45-метровый алюминиевый шлюп от Perini Navi Group. Дизайнер – Рон Холланд. На 51-метровой мачте ставятся 1200 кв.м. парусов, судно крейсирует 13-узловым ходом с автономностью 4000 морских миль.
Переходим к судам поскромнее. Год назад я обратил внимание на Smartboat 23. Так вот: эту лодку выдвинули в претенденты на звание "Powerboat of the Year" – прямо на выставке отличительный знак приклеили.
Средиземноморский RIB, как он есть: длинный корпус, сан-дэки на носу и корме, центральная консоль с двойным сидением рулевого, санузел внутри консоли. Другими словами: выехать в море или безлюдный залив, искупаться/позагорать – и обратно. Типичный представитель: Zeta Elle 8.5 – со стационарным двигателем и большущим рундуком под кормовой лежанкой (часть которой на ходу "работает" сидением).
Альтернатива – Cruise 630 от W-Prestige. Здесь имеется столик под большим бимини и – главное! – опускаемая носовая аппарель для схода на берег. Чтобы даже ноги не напрягать, перешагивая через борт...
Другое направление – каютный RIB, например, Overboat Royal 23. На носу всё так же сан-дэк, в корме – стол, охваченный диваном. А в каюте широкая лежанка (конвертируется в стол с диванами), напротив телевизор, есть холодильник и изолированный санузел. Чтобы выехать на природу вдвоём...
Электроход от Garda Solar – 3,85 м в длину, 2 м в ширину, на 4 персоны. Сказать, что лодка непривычной формы – ничего не сказать: пузатенькая, со всех сторон обтекаемая и непонятно, где нос и корма. Пассажиры рассаживаются в двух кокпитах по бортам, лицом друг к другу. У "капитана" под рукой – джойстик управления. Лодка движется 4-узловым ходом до 6 часов на одних аккумуляторах. Но над головой – бимини с солнечной батареей, которая сразу возобновляет заряд... Для тихих озёр и мест, где движение с ДВС запрещено.
Вообще, "зелёные" тенденции из года в год всё сильнее. Причём, за эту нишу взялись "монстры" рынка. К примеру, на Magellano 50 от Azimut-Benetti установлен гибридный двигатель. Пара 20-киловаттных электромоторов в полной тишине движет судно 8-узловым ходом на одних аккумуляторах (как долго – не говорят). Альтернатива для длинных переходов – пара 425-сильных Cummins: максимальная скорость 22 узла, круизная – 19. Свою версию построила и Ferretti Group – Long Range 23. Обе яхты поощрены специальными призами от организаторов бот-шоу – как инновационные и экологичные. Но в целом итальянский рынок медленнее переходит на альтернативные источники энергии – это связано со снижением скорости, что несовместимо с местными понятиями красивого отдыха.
Парусные суда. Вот Baltic 65 Stig – мечта клубного гонщика. Спроектированная под IRC-обмер Рольфом Роликом и построенная одной из лучших в мире кастэм-верфей, она хороша как на дистанции, так и в круизе. Чтобы "совместить несовместимое", яхту оснастили двумя гротами, бакштагами и телескопическим килем. В круизе киль втягивается (осадка 1,2 м – чтобы парковаться в мелких маринах), бакштаги закрепляют "намертво" и ставят не конфликтующий с ними грот с малым серпом. Перед гонкой киль опускают (до 4,1 м осадки) и достают "серпастый" парус – теперь команде придётся на бакштагах работать. Лодку характеризуют как "вероятно, самую быстроходную из когда-либо построенных на Baltic Yacht".
У харизматичного круизера Amel 54 появился "старший брат": Amel 64. И именно в Генуе его решили представить публике. Если 54-й – явный "океанский стайер", то "старшенький" с его рулевой рубкой в полный рост и громадным кормовым сан-дэком выглядит более круизным.
Знатокам флота знаком термин "пакетбот" – небольшие быстрые парусные корабли 19 века, доставлявшие почту и посылки. Американцы термин использовали как брэнд для круизных яхт – Island Packets Yachts. По конструкции – мощные длиннокилевики, с уютным кокпитом, большим бимини и ёмкими рундуками. Несколько смутил невеликий штурвал с жёстко установленным креслом в центре кокпита – вряд ли на крене удобно. Зато оценил отделку, индивидуальные санузлы в каютах и – особенно – прагматичный пайол в салоне: от входа до камбуза и штурманского стола под ногами – рифлёный пластик, зато дальше – массив тика ручной укладки. Действительно, на штормовом переходе вплоть до штурманского стола обычно лужа, да и коку разлитый кетчуп с пластикового пола вытирать проще.
В52 sl – принципиально новый подход к дизайну клубного гонщика. Лодка совершенно лишена надстройки – сплошной кокпит почти до мачты! Ничто не закрывает обзор рулевому и не "парусит", электролебёдки позволяют рулевому "триммовать" паруса нажатием кнопок, широченный кокпит и пара штурвалов удобны при управлении. Во время отдыха и хозяева, и гости свободно и очень комфортно разместятся на матрацах сплошного сан-дэка. С 16-метровой ватерлинией, углепластиковым корпусом и рангоутом, 170 кв.м парусности и балластом в 50% общего водоизмещения (9,4 т) эта лодка претендует на звание одной из быстрейших в мире среди 52-футовиков.
Fanatek – 7,5-метровый румынский матч-рейсинговый монотип с подъёмным килем. "Фишка" лодки – парусное вооружение: на лишённой стоячего такелажа вращающейся углепластиковой мачте ставится один грот – это для одиночных матч-рейсов. А вышли с матросом – добавляем геннакер.
Azuree 33 от верфи Sirena Marine – удивительная яхта, которую журнал "Vela e Motore" уже наградил титулом "Boat of the Year". При 10 м длины судно оснащено парой штурвалов! А ещё у него 2 пера руля, глубокий бульб-киль, небольшой бушприт и плоская корма. В исполнении "быстрый круизер" лодка оснащается гротом с большим серпом и бакштагами, в таком случае лавировочная площадь парусов 72 кв.м, а на попутном курсе – 134 кв.м при водоизмещении 5,15 т. Внутри – 2 каюты, салон, камбуз и гальюн.
И напоследок пара сюжетов, созданных в рамках национальной программы Navigar m'è dolce. "Тренажёр на суше" – укреплённый на вертлюгах "Оптимист", с управляемыми компьютером приводами: каждое движение румпелем или натяжка шкота паруса (в него дует вентилятор) вызывает адекватную реакцию судна – поворот или крен. И выходы под парусом для всех желающих – на швертботе, прямо в акватории марины, среди выставленных судов. Другими словами, каждый посетитель выставки мог совершенно бесплатно попробовать себя под парусом сначала на суше, а затем и на воде. Отсюда и популяризация, и морская культура, и новые клиенты...

P.S. Встретился знакомый из Украины – приехал новую лодку себе присмотреть. Спрашиваю: «Какую?» Отвечает: «Главное, чтоб на душу легла!» Так что ежели ощущаете, что "на душу ложится" в первую очередь дизайн, – вам вполне резонно посетить Геную в следующем октябре.