Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
«Wiatr i Woda» посреди Варшавы
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 110;

Варшавское бот-шоу: строгие деловые костюмы соседствуют с джинсами и непромоканцами, улыбчивые седые балтийские капитаны и тут же школьники от семи лет, подростки с огромными рюкзаками и нарядные девушки – огромная толпа, неспешно двигающаяся по трём вместительным павильонам экспозиции.
В кассу за билетами – огромная очередь. От пресс-центра выставки мы направляемся в главный зал. Здесь на стапелях с драпировками застыли сверкающие величественные корабли, которые можно и нужно трогать руками, взбираться на палубы по специальным трапам (что посетители и делают).
Наша цель – именно польское судостроение, представленное сегодня в Варшаве тремя «китами» – компаниями Delphia, Galeon и Balt yachts. Немного отстают от них Stratus boats (принципиально новые катера) и яхтостроители вроде Laguna. Польша – страна винджаммеров. Это доказывают мачты изящных лодок, несущие на себе паруса, установленные прямо в павильоне.

Сегодня мы выставляем две абсолютно новые яхты, – говорит пан Войцех Кот, идеолог и руководитель компании Delphia. – Это спортивная Delphia 24 и молодежная круизная лодка Phila 880, сконструированная специально для польского покупателя!
Пан Войцех, неужели сейчас выгодно конструировать и строить гоночные лодки?
Вы знаете, – улыбается собеседник, – Delphia 24 сейчас заменит в Польше гоночный класс 730. Мы продаем достаточно много круизных яхт, чтобы позволить себе работать на престиж фирмы, запуская в серию «гонщика». И, кроме того, наша компания выступает спонсором олимпийской команды 49er: Павел Кузьмицкий и Томаш Станчик принимали участие в Олимпиадах Сиднея и Афин...
(Невольно думаю о том, что автомобильные компании тратят уйму средств на изготовление и эксплуатацию болидов «Формулы 1». Похоже, такая ситуация уже наблюдается и в польском яхтинге).
Стенд Delphia yachts – один из самых популярных. На выставке установлены гоночная 24-ка (ее представляет непосредственно экипаж), новая Phila 880 и популярнейшая среди любителей круизных плаваний Delphia 37.
– Мы выпускаем примерно 3000 лодок в год, – не без гордости продолжает пан Войцех. – Всё потому, что наша особенность – именно морские яхты. Кроме того, особенность яхт Delphia – это скорость. Наши дизайнеры в каждом проекте стараются объединить скорость «гонщика» с комфортом круизной яхты. И наши яхты, испытанные на Балтике, с легкостью выдерживают условия океана! В результате парусниками Delphia заинтересовались японцы...
Вы хотите сказать, что скоро польские яхты появятся и в Тихом океане?
– Уже сейчас можно сказать, что лодки Delphia есть в каждом океане планеты!
Менеджер по продажам пани Ива проводит меня непосредственно по яхтам. "Зачехляем", как в музее, обувь и поднимаемся на борт Phila 880.
– Эта лодка создана специально для водного туризма молодых людей, –
говорит пани Ива. – Она очень проста в управлении и требует минимального ухода.
Действительно, лодка – очень удачный «гибрид» спортивного гонщика и круизера вроде Feeling (пан Войцех когда-то выпускал Feeling – неудивительно, что лодки Delphia взяли лучшее от этих яхт). Снаружи Phila – явный «гонщик»: самоотливной полностью пластиковый кокпит, без транца, рулевая колонка заменена большим румпелем, покрытым также пластиком. Хорошо, а что же внутри? Интерьер неожиданный – классическая шестиместная лодка с каютами в носу и в корме. С душем по правому борту и камбузом по левому – напоминает тот-же Feeling. Цена такой лодки тоже «молодёжная» (поляки потратят на неё не более 36 тыс. евро), причём есть вариант судна для восьми человек.
Рядом с Phila 880 – популярнейшая круизная яхта Delphia 37. О востребованности модели говорит толпа посетителей вокруг. К трапу – очередь. Пока что осматриваем корпус яхты снаружи. Налицо воплощение принципов Delphia – скорость и круизная мореходность: почти вертикальный форштевень, «утопленная» рубка, «раскосые» бортовые иллюминаторы – яхта, я бы сказал, смотрится дерзко и хищно. Эта лодка длиной почти 11 метров несет 33 квадрата грота и 39 квадратов генуи. Двигатель – Volvo, стационарный, 30 л.с., что более чем достаточно для такой модели.
37-я внутри кажется очень широкой, даже «развалистой» – в кают-компании чувствуешь себя уютно и надёжно. Поражает обилие света в каюте. Это – заслуга вышеупомянутых «раскосых» иллюминаторов и дополнительных световых лючков. Оригинально решена обитаемость: лодка выпускается в двух вариантах – 8- и 10-местном, и покупатель может сам решить – нужна ли ему дополнительная 2-спальная каюта или более развёрнутый штурманский уголок. Кстати, в отличие от спортивно-туристической «молодёжки» здесь все условия для семейного круиза – тик, комфортабельные диваны уголком, более расширенные камбуз и душевая. Добавим, что в этом же ряду стоят Delphia 29 (поменьше) и Delphia 40 (12 метров, на 10 персон). Ценовая политика фирмы такова, что самая дорогая в ряду Delphia 40 стоит немного больше 100 тыс. евро.
В ряду производителей парусников рядом с Delphia можно поставить верфь Balt yachts (уже из названия видно, для какого водного бассейна производятся лодки). Именно эта верфь представила на выставке столь необходимую для сегодняшнего украинского рынка модель – 5-метровый речной (если хотите, морской-прибрежный) однодневный круизер Balt 17. Однодневный-то однодневный, но в 5-метровом швертботе – каюта на 4 спальных места (!), высокий борт, «выстреливающийся» бушприт, способный нести спинакер. И – минимум ухода за яхтой. Это заслуга дизайнера – известнейшего в Польше «naval architector» – пана Яцека Центковского.
– Эта мини-яхта, –
говорит пан Яцек, – идеальна для круизов выходного дня. Но, в отличие от обычного открытого швертбота, в ней размещается семья или компания из четверых друзей! Длина яхты выбрана не случайно – по новому польскому закону яхту длиной до 5-ти метров можно не регистрировать и водить без каких-либо судоводительских документов!
Творчество пана Центковского – истинная находка для компании Balt yachts. В его досье – множество воплощенных проектов, сотрудничество с верфью Delphia, Benetau, Quicksilver, Jeannau. Авторские права на большинство проектов этих групп и сейчас принадлежат пану Центковскому.
– Кстати, –
продолжает конструктор, – интересующая вас мини-яхта Balt 17 раньше называлась Jeannau 17. Когда группа Jeannau перешла в Benetau, права на проект остались мои – и мы просто поменяли название, решив выпускать такую яхту для любителей коротких круизов уже под польским брэндом.
Уже представляю эту яхту на Днепре или в Чёрном море – минимальный размер в сочетании с максимумом удобств. Надеюсь, яхта, сконструированная для Балтики, отлично покажет себя у нас, в более мягких условиях.
Дополню, что в ряду выставленных моделей Balt yachts – моторные катера, в основном для туризма и рыбной ловли – большей частью небольшие, открытые или с небольшой рубкой (рыболовные).

Крупные моторные катера представлены на выставке широко – знакомые нам Regal, Cruiser yachts, Sunseeker.
Отдельно – огромный стенд польского Galeon. Кроме всего прочего, здесь красуется самая крупная на выставке моторная яхта Galeon 390 HT – «систер-шип» более известного у нас Galeon 390 FLY. Все отличие в том, что яхты Galeon с приставкой FLY несут большой флайбридж, HT («Hard Top») увенчаны мощной стеклопластиковой тонированной «крышей», которую при желании можно просто отодвинуть, превратив яхту в настоящий морской «кабриолет».
– Специфика наших яхт, –
делится со мной Мартин, менеджер по представлению этих моторных красавцев, – прежде всего прочные корпуса и большие флайбриджи. Это – почерк британского дизайнера Тони Кастро, автора яхт Galeon. Наши корпуса отличаются надёжностью – потому они пользуются большой популярностью у жителей Прибалтики и Скандинавии, которым приходится наматывать мили в сложных условиях.
Мартину лет 25, он держится с большим достоинством, рассказывая о своих яхтах:
– Сейчас в модельном ряду верфи – 21 лодка. В 2005 году, благодаря раскрученности брэнда, мы продали 160 больших яхт и около 1200 малых катеров. Это – отличный показатель, тем более что в самой Польше мы делаем только 5% продаж, остальные 95% лодок расходятся в Западной Европе и во всех странах мира.
Неудивительно, что при любви наших граждан к прочности корпуса и полной свободе, которую даёт огромный флайбридж, внушительная эскадра Galeon давно обосновалась и в Украине.

Кто ещё в Польше строит катера и лодки с мотором? Это – компания Stratus Boats, молодые, но уверенные ребята на водно-моторном рынке. Сначала мы прошли мимо, подозревая в лодках американскую или британскую модель. Но ответ, что Stratus Boats – польская верфь, подвигнул нас на небольшое интервью с директором представленного стенда Анджеем Тлага. Анджей полон энергии и энтузиазма – типичный европейский виндсерфер.
Анджей, насколько ваши катера конкурентоспособны на польском рынке?
– Мы сейчас и не соревнуемся с соотечественниками. Stratus Boats стремится создать легкие моторные катера, которые ни в чем не будут уступать американским – я думаю, у нас получится.
На катера стоит обратить внимание – легкие, современные обтекаемые формы, максимальная простота управления.
– Это и есть особенность нашей компании, –
говорит Анджей. – Вопрос сложности управления лодкой хочется свести до минимума – чтобы любая семья, выйдя покататься, не испытывала никаких проблем со сложными приборами и проч.
Мы обращаем внимание на панель управления, фотографируем действительно небольшое число приборов и возвращаемся к разговору.
– В этом году мы хотим попробовать выйти на украинский рынок, –
продолжает Анджей, – и у нас есть чем порадовать украинцев. Заметьте, мы стремимся сделать лодки как можно более «Luxury» («люксовый»). То есть, оборудовать удобные сидения и диваны, широкий выбор расцветки борта и кокпита – делать катер, учитывая индивидуальность его владельца.
После больших яхт осматриваем кучу мелких гребных яликов, надувнушек, каноэ, моторов и моторчиков, кончиков, цепей и пр. Для всего этого существует отдельный зал с массой довольно оригинальных стендов.
Все можно перечислить в нескольких категориях:
Дерево – гребные лодки, лодки со шпринтовым парусом. Рядом с ними – бородатые мастера в фартуках, долбящие доски долотом, несмотря на вспышки фотоаппаратов вокруг.
Весла, багры, деревянные рейки для палубы – в ассортименте. Рядом с деревом – неизбежные поделки-сувениры, те же, только короткие, вёсла, багры, брелки, судомодели.
Резина-пластик – надувные лодки всех форм, фирм, габаритов. Каноэ как в фильмах с Гойко Митичем (почему-то нездоровая колористика – темно-бордовый или хамелеоново-зеленый урбанистический цвет).
Детали – дельные вещи, рулевые колонки, навигационная аппаратура давно знакомых в Украине фирм.
Бумага – СМИ, пишущие о яхтинге в Польше и во всём мире. Давно известный в Польше журнал «Жагле» («Парус») и принципиально новый Yachting (главный редактор – известнейший польский яхтсмен пан Кшиштоф Барановский, но о нём разговор отдельный)...
Большое количество мелких, но полезных аксессуаров. В частности, ножи – появляются так необходимые «боцманские», с лезвием типа «копыто» и хорошей длинной свайкой. Яхтенные фонари. Спасательное оборудование, в частности легкие яхтенные жилеты. Одежда с логотипами самых известных фирм – именно в такую одета большая часть посетителей выставки.
И (если кому интересны тенденции рынка) – это всё-таки неотвратимо надвигающийся парус... Судите сами: в Польше на внутренних водных путях среди зарегистрированных 82 тыс. единиц – 72 тыс. парусных лодок и только 10 тыс. моторных ниже 8 метров. Комментарии излишни. Может быть, подобное будет вскоре наблюдаться и в Украине?
В общем, польской выставкой мы остались довольны.Что же мы будем наблюдать на отечественных весенних выставках? Слово – за нашими производителями и дилерами.

Константин КОНОВАЛОВ, Варшава-Киев.