Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Этот заманчивый и увлекающий яхтинг
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 62;

Вероятно, у каждого человека время от времени возникает осознанная или неосознанная потребность «отправиться в плавание», пусть даже ненадолго. И если необходимость покупки очередного автомобиля – чтобы угнаться за ритмом жизни – подсказывает разум, то купить плавсредство требует душа. Она же выберет размер и «повадки» водоплавающей «игрушки», а личные предпочтения продиктуют требования к внешнему виду (на вкус и цвет, как говорится…). Но одно можно сказать наверняка: если ваш имидж требует солидности и респектабельности, то этим плавсредством обязана быть яхта.
Сразу оговоримся: речь идёт о НЕСПОРТИВНЫХ яхтах, как МОТОРНЫХ, так и ПАРУСНЫХ.

Какие они, яхты?
Итак, что же такое яхта? Если ко¬ротко, то это сочетание свободы по¬родистого рысака и комфорта уютного жилища. Остальное — по вкусу: боль¬шая или малая, парусная или моторная, скоростная или неторопливая, роскошно или спартански оборудованная...
«Современные яхтсмены не имеют времени на степенные курсирования под парусами, им нужно вовремя вернуться к бизнесу», — говорят одни. И выбирают моторную яхту: «Как прекрасно лететь навстречу волнам, подставив лицо солёному ветру...»
«Мотор? Это примитивно и неинтересно, — услышите вы от других. — Ну что это за удовольствие: ревёт, вибрирует, топливо вёдрами уничтожает. Другое дело — парус: единение с природой, настоящий отдых для души».
И те, и другие правы по-своему. Но всех объединяет одна философия: яхты созданы, чтобы умножить удовольствие от путешествия.
Итак, моторная яхта. Почти всегда это однокорпусное судно с развитой надстройкой и обязательным, довольно стандартным, джентльменским набором удобств: несколько просторных кают, изолированный санузел, удобный развитый камбуз, сан-дэк (для загорания), широкая кормовая площадка (для купания), холодильник, CD-аудио... Всё это есть даже на самой малой моторной яхте (кстати, практически невозможно определить чёткую границу между ней и "просто комфортабельным катером" — грубо оперируют длиной 10 метров и наличием отдельных от салона кают). С ростом длины на яхте быстро множатся элементы роскоши: VIP-каюты, отдельные душевые, гараж для гидроцикла, второй камбуз (на флайбридже), TV с матричными экранами... Системы обогрева и кондиционирования кают — само собой разумеется. Внутренняя отделка — дорогими сортами ткани и дерева, с декоративными элементами; под ногами почти всегда тиковый настил. На мегаяхтах (свыше 24 метров длиной) элементы мебели (стулья, кресла, шезлонги) зачастую даже не отличаются от домашней — на нештормовом море дискомфортных кренов и рывков просто не бывает.
Экстерьер моторной яхты выбирается с учётом предназначения. Семейные круизёры и представительские яхты почти всегда имеют
флайбридж или даже открытую верхнюю палубу (это уже на мегаяхтах), где с удобством под открытым небом разместится компания. А вот более спортивные модели выполнены в стиле "хард-топ" или с открытым кокпитом — "зализанная" надстройка создаёт меньше помех движению.
То же можно сказать и о двигательной установке. Для скорости требуется очень мощный мотор и вместительные баки для горючего. Обводы корпуса обычно очень килеватые — больше расход горючего, но заведомо комфортнее ход на волне. Кстати, это нужно учитывать при выборе моторной яхты для
Днепра — чем больше заглубление корпусом, тем меньше «жизненный простор» за пределами фарватера...
Суммируем: моторная яхта — заме¬чательный вариант дачи на плаву: комфорт практически идентичный, место отдыха можно менять по желанию, а возвратиться «в цивилизацию» можно быстро и точно в намеченный срок. Ход всегда комфортный, шум и вибрация от двигателей, по сравнению с другими моторными судами, — минимальны.
Парусные яхты (точнее, парусно-моторные, ибо двигатель на круизной яхте есть всегда). Их виды (монокорпусник, катамаран, тримаран) и размерения варьируются гораздо свободнее. Сам факт наличия парусов «прощает» как скромность размерений, так и неприхотливость внутреннего убранства: даже на относительно небольшой яхте вы — из когорты настоящих яхтсменов, ибо «паруса — это статус, престиж и высшая философия». Кроме того, парусная яхта всегда явно дороже моторной того же размера.
Парусные яхты по своей идее чрезвычайно мореходны. Именно поэтому на них, как на самые безопасные транспортные средства, действуют самые низкие ставки страховок (!). Ещё отметим всегда очень высокую автономность — на паруснике запросто можно совершать переходы вплоть до океанских.
Как и моторные, все современные парусные яхты предназначены для комфортной жизни на борту. Внутренние помещения могут быть не менее роскошными, хотя и не столь разнообразны по вариантам планировки (никаких флайбриджев и многоярусных компоновок — всё на одном уровне). Одна особенность: монокорпусные яхты всегда рассчитываются на ход с креном, что почти исключает шезлонги и другие незакреплённые элементы мебели.
Современные системы и механизмы очень упростили все операции с парусами — лодка спокойно управляется тем же экипажем, что и сходная по размерам моторная. Да, скорость парусной яхты всегда ниже моторной и крен с непривычки может создать неудобства. Но зато на ходу, вместо надоедливого монотонного звука двигателя, экипаж наслаждается песней волн и ветра — чтобы понять разницу, надо хоть раз попробовать.
Парусный яхтинг привлекает людей активных, которых не удовлетворяет простое манипулирование рулём и рукоятками. Здесь нужно именно участвовать в движении — по-мужски «размяться" на шкотовой лебёдке, ощутить вибрацию туго набитого паруса, точной рулёжкой провести яхту -по кромке» ветра... Потерял контроль — и яхта забилась в агонии, захлопав крыльями-парусами... Сродни езде на свободолюбивом мустанге — истинно мужском занятии, подогревающем кровь. Самые азартные идут ещё дальше — участвуют в парусных регатах.
К философии слияния с природой при движении под парусом люди зачастую приходят, пресытившись скоростями моторных средств, да и нынешней бешеной жизнью в принципе. Именно поэтому 90% парусных круизёров в мире составляют пожилые пары: очень многие, передав бизнес наследникам, странствуют из страны в страну, спокойно созерцая мир и наслаждаясь природой. На парусной яхте вы вольны выбрать себе климатическую зону, экологическую ситуацию, даже политическую стабильность...
В развитых странах к покупке яхты (особенно парусной) относятся как к хорошей инвестиции — в отдых, в здоровье, в экономию на курортах и врачах. Причём инвестиции, финансово надёжной — выбор "правильной» яхты позволит минимизировать её удешевление с возрастом (реальный факт: «Свон» выпуска 88-го года, который в своё время купили за 350 тыс. фунтов, сейчас продают за 500 тысяч!!! Старение яхты оказалось меньше инфляции). Этим яхты радикально отличаются от автомобилей, которые, старея, удешевляются быстро и безвозвратно (если только не становятся музейной редкостью).

Украинский рынок яхт
Ещё несколько лет назад понятия «яхтенный рынок Украины» практически не существовало. Были эпизодические продажи импортных яхт (в основном из европейского секонд-хэнда), которые различными «тёмными» путями ввозились в Украину. Картину дополняли несколько отечественных производителей, фактически монополизировавших свои секторы продажи.
За последние два-три года начали активно работать официальные представители и дилеры ведущих мировых яхтенных компаний. Сегодня в Украине можно свободно приобрести почти любой из известнейших брэндов. Добавилось и местных производителей. Рассмотрим всё это подробнее по секторам.
Моторные яхты. Здесь почти полностью доминирует пластиковый импорт. Выбирать можно, начиная с относительно недорогих польских моделей (к примеру, «флайбриджевый» Galeon 330 обойдётся в 200 тыс. евро), продолжая более престижными марками (такими, как немецкая Bavaria, норвежский Skorgenes, американские Regal и Meridian, итальянские Sessa и Gobby...) и заканчивая яхтами представительского класса (британские Fairline, Princess, Sealine, итальянские Azimut и Baia, американские Hatteras...), стоимость которых исчисляется уже миллионами евро.
Украину в этом секторе представляют мариупольский завод «Плаз» (яхты из композита дерево/пластик), черкасский «Орион» и несколько николаевских предприятий, строящих из металла. Соотношение их продукции и импортной (в количественном исчислении) — порядка 10% к 90%.
Парусные яхты. Тут доля отечественных производителей гораздо выше. Выбор — от совсем маленьких пластиковых «Орияна 21» (киевская верфь "Орияна Шип Ярд") и чуть более солидных «четвертьтонников» от «Александр Яхтс» (Харьков) и СП "Мастер" (Черкассы), до солидных (12-16 м) комфортабельных металлических николаевских яхт и элегантной деревянной 20-метровой "Ностальджи" херсонской постройки.
Из импортных брэндов до недавних пор были представлены только X-yachts (Дания) и Hunter (США), с единичными случаями продаж. Что, впрочем, неудивительно: практика показывает, что с подъёмом экономики в стране рынок парусных яхт всегда
всегда отстает от моторных как минимум на несколько лет. Это уже на уровне менталитета потребителя.
Но эти «несколько лет», похоже, позади. Спрос на парусники растет, что сразу уловили бизнесмены: в этом году на рынок уже вышли Bavaria и Beneteau...
Динамику развития рынка можно проследить по данным Госкомстата: 2003 г. — импорт на сумму 2698 тыс. $ и 2004 г. — 4775 тыс. $. Но только динамику, не реальный оборот: сколько яхт было ввезено "хитрыми" путями — никто не знает. А то, что реальные цифры гораздо выше задекларированных, можно ощутить, окинув взглядом флот в украинских маринах.
Ещё яхту можно построить. Заказчик сам находит (или заказывает дизайнеру, обычно местному) проект, который ему нравится. Подыскивается верфь (их немного), привлекается конструктор для ведения строительства — и мечта начинает воплощаться. В зависимости от выбранных исполнителей и взаимоотношений с ними скорость исполнения и результирующие расходы бывают очень разные...
Потребители рынка сосредоточены в крупных городах (Киев, Днепропетровск, Донецк, Харьков) и приморском регионе (Одесса, Мариуполь). Но, если ещё несколько лет назад до 90% продаж приходилось на крупные приднепровские города, то сейчас до 50% продаж уже обеспечивает приморское побережье.
Ещё одна «тёмная» сторона рын¬ка: невозможно определить, сколь¬ко наших соотечественников обза¬велись яхтой в Европе и держат там же — в маринах Средиземноморья. Это и по цене дешевле (не надо платить немалую пошлину — 34%! — чтобы ввезти яхту в Украину) и по условиям приятнее — к примеру, в Турции и сезон длиннее, и море чистое, и сервис налажен, и добираться туда лишь несколько часов самолётом без визовых проблем. А главное — возможность походить на яхте «по-взрослому», ведь оттуда рукой подать до Греции, Мальты... Выбор яхт в каждой марине — огромный, и купить их можно, «не отходя от кассы». Обычно соотечественники покупают европейские б/у яхты в хорошем состоянии вдвое дешевле новых. Круизная 14-15-метровая парусная яхта 4—5 лет от «брэндового» производителя будет стоить $125—180 тыс.

Продолжение в следующем номере