Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Самые лёгкие в мире шкотовые лебёдки, или В гостях у ВИНДа
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 86;

Год назад ("Фарватер" №2/2005) мы представили аудитории николаевское предприятие ВИНД. Напомню: это крупнейший в Восточной Европе изготовитель яхтенно-катерного оборудования и дельных вещей (почти всё – из нержавейки). В его каталоге – мачты, якоря, шкотовые и якорные лебёдки, закрутки стакселя, палубные каретки и погоны (в т.ч. для автоматического стакселя), блоки, органайзеры, и пр. Под маркой ВИНД предприятие работает с 2002 года, но реальный конструкторский и производственный опыт коллектива исчисляется с 1995-го (в составе «Темикс»).

И вот я снова на выставке «Яхт Профи» и снова беседую с директором предприятия Анатолием ЩЕРЕДИНЫМ и главным конструктором Александром КОКОЛОВЫМ:
Что нового приготовил ВИНД к открытию навигации?
Вот они, новинки, перед вами. Весь ряд больших лебёдок (49-я и выше) принципиально изменён. Это уже 5-е поколение, они, как и предыдущие – с подвесными барабанами. Все опоры на подшипниках качения, ни одной трущейся пары, и барабан не касается стойки вообще. Кроме того, они самые лёгкие в мире, включая аналоги из алюминиевых сплавов!
Скажите, что толкает конструктора изобретать новое поколение лебёдок? Отзывы клиентов, технические изыски конкурентов или собственные исследования?
Всё понемногу. Заказчики действительно многое подсказывают, описывают, чего хотят. Плюс – жизнь не стоит на месте, и зачастую к окончанию проектирования лебёдки уже видно, как можно сделать ещё лучше. Какое-то время собираются идеи (из головы плюс из практики эксплуатации) и когда их накапливается «критическая масса», мы снова садимся за чертежи и создаём новое поколение изделий.
Все изделия – продукт интеллекта ваших конструкторов? Кстати, кто они?
На заре нашей деятельности мы пытались копировать изделия ведущих компаний, но потом пошли своим путём. И несколько последних поколений – кинематические схемы, придуманные Александром Коколовым и Константином Чубом (ведущий конструктор).
Рекордно малый вес лебёдок – требование яхтсменов-гонщиков?
В том числе. Но, что гораздо важнее: уменьшив металлоёмкость готовых изделий мы снизили их себестоимость. Причём, экономия металла достигнута именно за счёт конструкторских и технологических находок. А регулярные испытания и постоянная связь с клиентом помогают экономить только там, «где можно», а там, «где надо», оставляем необходимый запас, чтобы не сказалось на надёжности.
У вас есть абсолютная гарантия, что сокращение объёма металла не скажется на длительности жизни изделия?
Абсолютную гарантию даёт лишь Господь. А мы даём гарантию производителя и готовы бесплатно исправить всё, что выйдет из строя. Впрочем, лебёдки с подвесными барабанами в эксплуатации уже третий год – ни от кого ни одной рекламации. Нам пишут благодарственные письма из Москвы, Байкала, Сахалина (!). На Байкале вообще других лебёдок не знают – большинство яхт оснащены именно нашим оборудованием. В Ялте – аналогично: лебёдки, закрутки, якоря на тамошних яхтах – всё ВИНД.
Экономить металл позволяет именно концепция подвесного барабана?
Не только. Ещё – концепция нашей кинематической схемы. Она – тоже наше ноу-хау. Хотя и предыдущие наши изделия бессбойно работают уже 5 и больше лет, мы опять изменили схему, и лебёдка стала ещё надёжнее и дешевле.
По большим лебёдкам – понятно. А остальные?
Большинство из них (43-я и меньше) – просто модернизированные. В скором времени модернизируем 20-ю, 16-ю, 12-ю – они тоже станут легче, удобнее, надёжнее предыдущих. При этом увеличим рабочую поверхность барабана – для удобства пользования.
А это зачем?
Снова-таки, по отзывам. Обычно яхтсмены набрасывают на барабан 3 шлага, под это и подогнана его высота. Но в обиходе появляются троса совершенно разные, иногда очень скользкие. Мы пробовали специально под такие троса сделать другую накатку – работает хорошо, но уж больно жёстко она с тросом обходится, быстро его изнашивает. Вот тогда и пришли к необходимости увеличить высоту барабана: обычный трос – 3 шлага, скользкий – 4-5 шлагов. И «щадящая» накатка, чтобы троса долго служили.
А что, ваши лебёдки действительно легче даже алюминиевых аналогов?
Судите сами: «Harken 74» (легкосплавная) – 32 кг, а «Винд 77» – 17 кг (!). «Andersen 110» (нержавеющая) – 70 кг, а наша 92-я – 19 кг (!!!).
Кстати: Andersen позиционирует свои изделия как полностью нержавеющие, хотя таковыми они по сути не являются – есть детали из лёгких сплавов, пластмассы…
У нас – всё из нержавейки. Мы начали работать и над композитной программой – лебёдки станут ещё легче. Но – пока технологическая заминка.
- А принципиально новые изделия в каталоге появились?
- Да, целый ряд. Прежде всего – «Винд-Кар» (аналог харкеновского Batt-Car). Эта система подъёма-спуска грота позволяет оперировать парусами большой площади, у которых обычны проблемы из-за большого трения в ликпазе. На «Винд-Кар» оперирует один человек – усилия минимальны. Плюс в процессе рифления убранная часть передней шкаторины не выдувается, что очень важно. Даже если грот «упал», он всё равно остаётся полностью пристёгнутым к мачте и за борт не уйдёт. Системы двух модификаций: на площадь грота от 30 и до 100 кв.м. Цены гораздо ниже харкеновских.
«Винд-Кар», как и другие системы с каретками, собраны полностью на шарикоподшипниках, причём с американскими шариками. Шарики в системе циркулируют по кругу. Мы не стали слепо верить американцам: создали испытательный стенд и проверили прочность шариков сами. Убедились в большом запасе и теперь спокойно проектируем на основании этих данных.
Ещё придумали интересную альтернативу дорогостоящей уборке грота в мачту – систему закрутки паруса возле мачты (параллельно ей). Уже поставляем. Готовим систему закрутки в гик. Проблемы этих систем – паруса должны быть без лат, впрочем, тут по определению иного не дано.
Герметичные задрайки типа Rondoll на большие люки делаем – естественно, нержавеющие. И более дешёвые, и с двойным уплотнением (оригинал – с одинарным).
Швертовую лебёдку вот сделали. Под заказ, единично. Но решили на стенде выставить – если будет спрос, поставим на поток.
Якоря. Лапы «плугов» теперь «выкатываем». Испытывали их на держащую силу, убедились лично, что «плуги» лучше «данфортов». А один из наших заказчиков купленный «плуг» весом 45 кг испытал лично. В результате трос 22-мм порвали и трактор чуть не сломали.
Остальное – по мелочам: буквы из нержавейки, шкивы на роликовых подшипниках для всех типов фалов в мачту и гик, вертикальные органайзеры 1-3х шкивные и т.д. На сегодняшний день изготавливаем более тысячи наименований палубного оборудования.
В ближайшей перспективе – закрутка геннакера, и – совсем маленькие закрутки, под трос 4-5 мм. Для минитонников – их у нас много…

Не устаю восхищаться основательными николаевскими мастерами, которые без излишней рекламной помпы уже 10 лет создают добротные изделия для яхтсменов и мотороводников. Эти вещи годами работают и хлопот не приносят – а что ещё нужно?! Гарантия спокойствия боцмана – клеймо «ВИНД», выбитое на нержавейке всей палубной оснастки.