Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
«Мade in Nikolaev» - это бренд!
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 0;

«Приезжайте к нам на праздник! Спускаем на воду две новые лодки..,» – позвонили из Николаева. Мы лихорадочно сгребаем аппаратуру в сумки и – бегом на вокзал.

16 сентября 2006 г, Николаев. На пирсе солнечно и людно. Приподнятое и радостное настроение. Телевидение, пресса…
«Лодки» оказались двумя яхтами-красавицами 18 и 20-ти метров, ожидающими перед спуском на воду традиционного крещения. «СОФИЯ» построенная компанией – «АСКО-Марин» и «ЛАНА» - детище верфи «Флагман». Яхты совершенно разные как по конструкции, так и по назначению. «Лана» – настоящий круизёр (длинный неглубокий фальшкиль; невысокие мачты; мощный, на 350 «лошадок», двигатель; 3 тонны горючего; цистерны пресной воды на 1500 л; опреснитель…). «СОФИЯ» – «морская гончая»: красивые обводы, два рулевых пера и самоскладывающийся винт; 90-сильный мотор здесь лишь вспомогательный.
Подходим к приятно-озабоченному Сергею Юрьевичу ШАБУНИНУ, руководителю «АСКО-Марин»:
Честно говоря, не ожидали, что будет так многолюдно!..
Николаев город судостроителей и спуск каждого нового судна традиционно–событие!
«АСКО-Марин» сбрасывает свою первую лодку?
Да, это наш первый проект «Штандарт-59» от чертежей и до спуска на воду.
А какие яхты сейчас самые востребованные?
Круизные парусники. Вон, типичный пример – «Лана»: комфортное судно, с мощным двигателем и шикарно обставленное. Ходовые характеристики в откры-том море под парусами – вторичны.
Это типовой проект?...
Нет! Каждое судно – индивидуальное, в нём заказчик реализует все свои мечты. А конструкторский потенциал Николаева более чем достаточен для во-площения любых желаний заказчиков в конкретные проекты. Сейчас пошли заказы, причём 18 – 24 метровые лодки и больше. И что для нас особенно отрадно – интерес прежде всего к парусным, а не моторным яхтам!
Два слова о «Софии»…
Конструктор этой яхты – Пётр Петрович ШИРМАНОВ (Сергей Юрьевич указал на коллегу, энергично командовавшего расстроповкой), фанат парусного су-достроения с огромным опытом! Когда заказчик захотел быстроходную, мореходную и комфортабельную яхту, Пётр Петрович воплотил в «Софии» но-вейшие веяния в строительстве океанских круизно-гоночных яхт.
Так и дизайн полностью ваш, николаевский?
Да, интерьеры, обводы, конструкция корпуса, расчёты… – это всё наше.
Тем временем плавкран натянул стропы: «ЛАНА» зависла в воздухе, а по-том медленно поплыла к воде. Снизу хорошо было видно её продолговатый фальшкиль. Шабунин поясняет:
При проектировании «Ланы» одним из основных условий была осадка до 2 м – чтобы иметь возможность входа не только в марины, но и к «диким» берегам рек и лиманов . Отсюда такой неглубокий и длинный киль. Обратите внимание, как сделаны рымы – в фальшборте они прекрасно вписались в общий вид судна!

Обе яхты спущены на воду и своим ходом «разошлись» по местам стоянки: «Лана» – в яхт-клуб, «Софию» же перешвартовали к достроечному причалу для установки мачты. А публика потянулась на территорию «АСКО-Марин» – на фуршет.
Яхтенная верфь обставлена скромно, но видно, что развивается она дина-мично: совсем недавно подготовлены два участка под постройку и два под достройку, над ними сооружен большой эллинг. Здесь же стоит уже сваренный корпус очередной яхты. Внимательно его изучаем – аккуратная работа, ничего не скажешь (причём, металлические листы подогнаны и сварены тщательнее, чем на именитых верфях Италии, поверьте, мне есть с чем сравнить – Б.П.)
Между тем все собрались за столом. Фужеры наполнены... Руководитель «АСКО-Марин»:
Спасибо всем, кто участвовал строительстве нашей первой яхты «София», спасибо за ваш профессионализм и честное отношение к работе! Ещё раз спасибо!
Пока шум да гам, протискиваемся к главному конструктору:
Пётр Петрович, расскажите, пожалуйста, о своих проектах! Их ведь не-мало?
Да. 2 мая 1970 года был спущен первый мой проект – яхта «Паллада». Она была флагманом Москвы и много лет - участвовала в гонках на Кубок Балтики.
Потом я работал в Польше от «Судоимпорта», где занимался проектировани-ем и постройкой яхт для СССР. «Таурус», например. Этот однотонник с велико-лепными ходовыми качествами «перевернул» представление яхтсменов о крейсерской яхте. В создании «Арктуруса» тоже удалось поучаствовать на Ще-цинской верфи им. Леонида Телиги.
…Что касается «Софии»: классная яхта получилась. И самой лестной для меня оценкой стали слова заказчика: «лодка очень понравилась, прошу начать рабо-ту над новым проектом»…

Нас уже «поджимает» время, поэтому беседу с этим интереснейшим человеком, скрепя сердце, откладываем. А напоследок снова подходим к Шабунину:
Сергей Юрьевич! Пожалуйста, коротко – о вашей компании.
Задумали мы её с Пером Петровичем в 2000-м. До 2004 года занимались в основном подготовкой проектов от 35 до 64 футов. Совместно с компанией «Флагман» модернизировали яхту проекта «Арктурус II» (яхта «Альбатрос»), сейчас она одна из самых красивых яхт в Болгарии. А потом взялись и за полностью новый проект. Результат – «София».
На сегодня мы имеем собственную небольшую, но оборудованную всем необходимым верфь способную строить яхты размером до 30 метров (100 футов). Объём накопленных за эти годы проектов позволяет удовлетворить практически любые пожелания заказчика, наш коллектив – высококвалифицированные про-фессионалы судостроители …
Качество наших яхт гарантируется как потомственными традициями города, так и конкуренцией – в Николаеве работает целый ряд яхтостроительных компа-ний. К примеру, продукцию «Флагмана» вы сегодня видели.
За яхтенным оборудованием тоже не приходится далеко ездить: изделия местных фирм не хуже – лучше зарубежных!
Да, собственно, незачем много говорить – зайдите на яхты и сами увидите, на что способны наши яхтостроители. Вот и выводы делайте сами…

Эпилог.
Бывший министр Червоненко как-то заявил, что он себе заказал яхту во Франции, потому что в Украине такие делать не умеют.
Так вот мы теперь точно знаем: плохо министра проинформировали. Видимо, потому, что его советники до Николаева - города, где яхты строят давно и хорошо, не добрались.

Богдан и Станислав ПАРФЕНЮК.


Николаевские корабелы более 200 лет на хорошем счету. Город был одним из основных поставщиков морских и океанских судов для СССР, его главный слип (тот, на котором «Варяг» строили…) – второй по величине в Европе. Местный конструкторский и рабочий потенциал был огромным...
Но с обретением Украиной независимости былые производственные связи распались, государственные заказы исчезли – для города наступили тяжёлые времена. Огромные территории постсоветских судоремонтных предприятий оказались неэффективными в условиях рыночной экономики, работа на них постепенно замирала. И николаевцы стали потихоньку искать новое приложение своим знаниям и умению. В первую очередь – в постройке малых судов.
Новые судоверфи («Навигаль», «Маим», «Лиман», потом и другие) поначалу брались за ремонт и модернизацию старых баркасов, и списанных спасательных судов. Затем начали строить новые. Постепенно в яхтостроение перешла большая часть конструкторов и дизайнеров, сварщиков, плотников и краснодеревщиков с «больших» верфей. И, спустя некоторый период «адаптации» к специфике, Николаев начал производить яхты одну краше и совершеннее другой…