Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
AIS в помощь штурману
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 106;

Ставший уже обязательным на больших судах навигационный помощник AIS доработан и для применения на малых. Насколько же он облегчит труд штурмана яхты или катера?

Что представляет собой AIS?
Это автоматическая система идентификации судов (от английского Automatic Identification System). Обмен информацией между судами происходит в автоматическом режиме, дабы оповестить их, кто и где находится. Власти на берегу в лице береговой охраны и начальника порта могут получать предоставляемую AIS информацию и пользоваться ею наравне с нами.
AIS вот уже несколько лет обязательна для больших коммерческих судов, по желанию ею оснащались и многие небольшие катера, особенно спасательные и лоцманские. Сейчас AIS становится практическим инструментом для прогулочных судов.

Как это работает?
Принцип действия AIS прост: информация с различных бортовых сенсоров, например, GPS и компаса, запоминается (включая имя, размерения судна, идентификационный код плавучего средства MMSI, характеристику груза и порт назначения) и преобразуется в цифровой код. Раз в несколько секунд закодированная таким образом информация передаётся по VHF радио. Получать её может любой желающий.

Всем ли нужна эта информация?
Капитанам больших судов – однозначно да. Судоводителям яхт и катеров – возможно, и нет, всё зависит от интенсивности судоходства в районе плавания. Последним можно смело проигнорировать большую часть информации, отбирая то, что реально необходимо: курс судна, его скорость, имеет ли оно особый статус при расхождении судов, его MMSI.

Могу ли я видеть другие суда, а они меня?
Если вы купите только AIS-приёмник, то будете иметь возможность лишь получать сигналы от других судов и наблюдать их отметки на картплоттере (или отдельном специальном дисплее). Но если приобретёте AIS-ретранслятор, тогда и другие суда смогут на своих экранах получать информацию о вас. Строго говоря, это совсем не ретранслятор, поскольку при ретрансляции подразумевается передача сигнала в ответ на полученный. Лучше назвать его приёмопередатчиком, поскольку он объединяет в себе обе функции, хотя может передавать и ничего не получая. Но поскольку термин «ретранслятор» широко (правда, некорректно) применяется в данном контексте, мы также будем его использовать.

А новая система не вытеснит радары?
Совсем нет. Система автоматической идентификации судов не лучше и не хуже радара. Она выполняет совершенно другие задачи. Основное преимущество AIS в том, что она чётко идентифицирует судно после каждого приёма сигнала и мгновенно выдаёт точную информацию о его курсе и скорости. Более того, сигнал AIS от небольшого судна, особенно деревянного или стеклопластикового, может быть получен на значительно большем расстоянии, чем если бы это судно было обнаружено радаром.
Радар хорош тем, что на нём вы увидите суда (и навигационные опасности), которое не передают никаких сигналов. И если сравнивать радар и AIS как инструментарий для предупреждения столкновений, то у радара обнаружится ещё одно важное преимущество: AIS даёт информацию о направлении движения судна, но не предупредит вас о возможном столкновении, а радар – может это сделать.

Всё-таки, зачем нужен AIS на моём 40-футовике?
Всё зависит от того, насколько оживлены водные пути, по которым вам приходится ходить, и от вашего опыта. AIS-приёмник, безусловно, не заменит вам глаза и хороший радар, но поможет определиться с тем, находится ли интересующее вас судно в движении или на якорной стоянке, совершает ли разворот, чтобы избежать вас, или хочет спутать ваш план расхождения. К тому же вы получите информацию о его MMSI номере, которая понадобится, если вы захотите выйти с ним на связь по радио.

Можно ли устанавливать AIS на катера?
Да, конечно. AIS-ретрансляторы обязательны для установки на грузовые суда водоизмещением свыше 300 тонн, для пассажирских судов, но любое частное лицо также может установить данное оборудование. Хотя во избежание перегрузки эфира морские власти предпочитают, чтобы малые суда имели только AIS-приёмник или выбрали более простую систему AIS B, которая только недавно стала доступна на рынке.

В чём разница между AIS A и AIS B?
AIS A – полностью «заряженная» коммерческая версия системы. Каждые несколько секунд, пока судно в движении, она выводит в эфир сообщение с массой полезной и не очень информации:

  • номер MMSI;
  • статус судна, например, «в движении под двигателем», «на якоре» или «без экипажа»;
  • скорость совершения разворота;
  • скорость над поверхностью Земли;
  • географические координаты (широта, долгота);
  • точность определения географических координат;
  • курс (на поверхности Земли);
  • назначение (направление, куда действительно направляется судно);
  • время.

Понятно, что нет необходимости постоянно передавать эту информацию, если судно на якоре. В этом случае судно выходит в эфир раз в три минуты.
Раз в шесть минут идёт дополнительная информация:

  • номер IMO (Международная Морская Организация);
  • радиопозывной;
  • имя судна;
  • тип корабля и груз;
  • тип устройства, определяющего координаты;
  • осадка;
  • пункт назначения;
  • расчётное время прибытия;
  • размерения корабля;
  • место расположения ретранслятора, поскольку от носа до кормы может быть несколько сотен метров (возможно, GPS антенна находится и посередине судна, но смещена к борту!).

Как видим, информации достаточно много, но вся она может быть передана электроникой за 1/40 секунды. Кроме того, AIS-передатчик может также зарезервировать время своей следующей передачи.
AIS В – урезанная версия для малых судов. Передача сигнала происходит на тех же частотах и используется та же кодировка, что и в AIS A, но через 30-секундные интервалы. Передаваемой информации значительно меньше. Большая часть «шестиминутного» сеанса опускается.
Наиболее важное различие между вариантами A и B то, что передатчики AIS В не резервируют заранее время своего следующего выхода в эфир, а в случае занятости эфирного окна ожидают. Как только окно освободится, тут же заполняют его своим сигналом.

Надо ли отдельно покупать приёмник и передатчик?
Нет. Если вы хотите лишь получать AIS-информацию от других судов, вам нужен только приёмник. Если хотите передавать ещё и свои AIS-данные, чтобы вас видели другие суда, то вам необходим AIS-ретранслятор, который включает в себя функции и приёмника, и передатчика.

Судя по всему, AIS-ретранслятор предпочтительнее?
Да, но он сложнее и дороже. Морские законы гласят, что любое судно, выходящее в море, должно быть оборудовано радиолокационным отражателем. По меньшей мере странный закон, поскольку споры о том, насколько на самом деле эффективны радиолокационные отражатели, не утихают до сих пор. Если вы передаёте AIS-данные, то можете быть достаточно уверены, что большинство судов в пределах 20-мильной зоны и все суда в пределах 5 миль будут знать, где вы и куда направляетесь. В настоящее время AIS-передатчик видится относительно дорогой добавкой к отражателю. Радиолокационные отражатели остаются обязательными, но по крайней мере вы можете быть уверены – AIS свои задачи выполняет.

Возможно ли сегодня приобрести AIS? И где?
Да, можно, хотя комплектации для малых судов пока ограничены. Первыми на рынке появятся ретрансляторы AIS В от компании Comar Systems (www.comarsystems.com) и от стокгольмской Trueheading (дистрибьютор в Великобритании EVO Distribution, www.trueheading.se, www.maptech-marine.com). Обе компании производят также и AIS-приёмники, которые появились раньше, поэтому их выбор больше и их легче найти. Nasa Marine (www.nasamarine.com) была одной из первых компаний, рекомендовавших AIS для небольших судов.
Большинство моделей представляют собой «чёрные ящики», которые подсоединяется к подходящему дисплею – картплоттеру. Единственное исключение составляет AIS Radar от Nasa Marine. Это, конечно, не радар, но он показывает похожую на радарную картинку судов поблизости.

Совместима ли AIS с существующими плоттерами?
Старые тяжеловесные зелёные экраны 80-х не подойдут, но большинство современных плоттеров AIS-совместимы, хотя для некоторых понадобится установить последние версии программного обеспечения. Почти любой плоттер, купленный в 2007 году, вероятней всего имеет необходимый софт. Стоит лишь обратить внимание (помимо фразы «AIS-совместимо» на коробке или в инструкции по эксплуатации) на соответствие спецификации AIVDM среди NMEA-сообщений, которые он принимает.

Будут ли крупные компании заниматься AIS?
Несомненно. Уже сейчас они производят картплоттеры, которые понимают и отображают AIS-информацию. Трудно ожидать, что Raymarine отправит вас к кому-либо другому для покупки заветной чёрной коробочки, обеспечивающей AIS. Поэтому, если сейчас они не производят свои AIS-приёмники, очевидно, что в будущем будет так. В Raymarine, кстати, нам сказали, что мы можем рассчитывать на их AIS-приёмники в этом году. Относительно AIS В-ретрансляторов в Raymarine пока ничего определённого не известно.

Будут ли снижаться цены?
Конечно. Когда впервые представляют электронные устройства, они дороги. После того, как не смущающиеся ценой приобрели своё, стоимость падает: ведь производители хотят получить кусок пирога и от массового рынка. В итоге цены выравниваются. У AIS-приёмников они уже достаточно скромные. AIS-ретранслятор вряд ли будет продаваться в таких масштабах, как VHF-радио или карманные GPS, поэтому и здесь цены со временем упадут. Вероятнее всего цены на AIS-приёмники медленно снизятся в течение двух лет. AIS В-ретрансляторы будут падать в цене быстрее, но потом выровняются. Хорошим сравнением может служить EPIRB (аварийный радиомаяк). Пять лет назад магазинчики, торгующие морскими товарами, даже не рекламировали их у себя. Два-три года назад стандартные 406MHz EPIRB появились у них за 500 фунтов стерлингов, ныне большие магазины выставляют их уже от 300 до 400.
В заключение можно предположить, что основным продуктом станут именно ретрансляторы. И будет совсем не удивительно, если в 2008 году мы увидим DSC VHF-радио с интегрированным AIS-приёмником.

По материалам английской печати.