Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Route du Rhum: драг-рейсинг гигантских тримаранов
Тема: ------; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 110;

Как известно, у океанских гонщиков сезон начинается осенью и длится до весны. Главное событие осени-2010 — трансатлантическая одиночная гонка Route du Rhum («Ромовый рейс»). Она проводится раз в четыре года и отличается от других трансатлантических тем, что в ней принимают участие как много-, так и однокорпусники.

Дистанция гонки проходит через Атлантику из Франции в Гваделупу. Флот стартует в городке Сен-Мало (Бретань) и держит путь (3500 миль) на Пуэнт-ла-Питр во французском заморском регионе Гваделупа, что в Карибском море. Старт намечен на 31 октября.
Route du Rhum проводится с 1978 года, он ровесник Whitebred Round the World. Но своим появлением «Ромовый рейс» обязан другой британской гонке — ОСТАР. Эти гонки конкурировали между собой и представляли две школы океанских соревнований — британскую и французскую.
Англичане постоянно выступали против «гигантизма» французов, выставлявших всё более крупные, технически сложные и дорогостоящие яхты (достаточно вспомнить 39-метровую «Вандреди трез» и 72-метровую «Клуб Медитерранэ» в ОСТАР-76). Борьба эта закончилась принятием правила, согласно которому в последующих гонках ОСТАР могут принимать участие яхты длиной не более 56 футов (17,07 м). Это решение сильно уязвило французов – потенциальных участников гонки 1980 года и спонсоров, усмотревших в нём «антифранцузскую» направленность. Ведь яхтсмены этой страны чувствовали себя героями ОСТАР: они выиграли три из пяти проведенных гонок.
Итак, «обиженные» при полной поддержке правительства и общественного мнения страны решили провести (и провели, подготовив в исключительно сжатые сроки) свою, «на 100% французскую» гонку через океан от одного французского порта – Сен-Мало в Бретани – до другого, славящегося производством первосортного рома Пуэнта-Питра на Гваделупе. «Наконец-то французский ТРАНЗАТ! Теперь нам незачем пересекать Ла-Манш, чтобы присутствовать на старте крупных океанских гонок!» – восклицали патриотически настроенные энтузиасты «Ромового рейса».
Правила «рейса», в пику англичанам, коренным образом отличались от правил ОСТАР: «Полная свобода выбора и воображения, никаких ограничений размеров, типов и оборудования!».
Другим «новшеством», опять-таки в пику экономным англичанам, стало учреждение крупных денежных призов: за 1-е место – 200 000 франков, за 2-е – 100 000 и т. д., вплоть до 20 000 за 6-е. А ведь тогда 200 000 франков стоила великолепная, хорошо экипированная яхта длиной 9,5 м, пригодная для любого океанского рейса.
Естественно, что и организаторы, и большинство болельщиков были преисполнены веры в победу французских яхтсменов. Ведь за минувшее десятилетие во Франции выросла целая когорта первоклассных гонщиков на сверхдальние дистанции. Первым фаворитом считался национальный герой, гордость парусного флота страны Эрик Табарли, дважды (в 1964 и в 1976 г.) выигрывавший гонки ОСТАР.
Однако прославленный ветеран заявил, что не располагает судном, подходящим для участия в «Ромовом рейсе», так как спроектированный им новый скоростной тримаран на подводных крыльях (длина 16,5 м; ширина 17 м; парусность – около 195 кв.м) может быть завершён только к лету 1979 г. Шансы на успех, казалось бы, имел победитель ОCТAP-72 Алан Кола, но его судно, дважды обогнувшее земной шар и дважды пересёкшее Атлантику в гонках, морально устарело. В числе реальных претендентов на победу в «Ромовом рейсе» называли также опытных яхтсменов-одиночек: Жана-Ива Терлена, Ивона Фоконье, Оливье де Керсосона, Жана-Клода Паризи, Алэна Гликсмана, Жака Тимзита, Жоэля Шарпантье, Ива Оливо и, наконец, новую звезду – Мишеля Малиновски.
Подчеркнём: Малиновски одним из немногих выступал на построенной специально для «Ромового рейса» яхте. Это был 21-метровый шлюп «Крите-V» известного яхтенного конструктора того времени Андрэ Морика. Большинство яхтсменов шли на старых судах, чаще всего арендованных у владельцев на деньги фирм, субсидирующих предприятие.
К концу октября 1978 в оргкомитете собралось 50 заявок от потенциальных участников, имевших за плечами совершённые в одиночку рейсы дальностью не менее нескольких тысяч миль. 37 из них поступили от французских яхтсменов (в том числе 4 от женщин), а 13 – от иностранных (3 из Италии, 2 – Испании, 2 – Голландии и по 1 из Великобритании, Ирландии, ФРГ, Швейцарии, Канады и США).
Среди 15 многокорпусных судов (из них 13 – тримараны), специально спроектированных для достижения максимальных скоростей в трансокеанских гонках, крупнейшими были: 24,4-метровый тримаран швейцарца Пьера Фелмана «Диск д'Ор» (бывший «Грейт Бритн III»); знаменитый 20,8-метровый тримаран Алана Кола «Манурева» (бывший «Пан Дюик IV», на котором в 1972 г. установлен рекорд ОСТАР – 20 суток 13 часов); новый 23-метровый тримаран О. де Керсосона «Крите-IV», а также 23-метровые катамараны «Люнди-16» Ж.-И. Терлена и «Поль Рикар» М. Пайо.
Из иностранных участников наиболее опасными считали известного английского яхтсмена Чэя Блита (тримаран «Грейт Бритн IV»), швейцарца Фелмана, 65-летнего американца Филипа Уэлда (18,3-метровый тримаран которого «Роуг Уэйв» расценивался как «очень быстроходный») и канадца Майкла Бирча (11,5-метровый тримаран «Олимпус Фото»).
В той гонке многие вынуждены были приостановить участие либо вообще сойти с дистанции. Но исчезновение Алана Кола 16 ноября стало центральным событием, на годы вперёд изменившим правила проведения океанских гонок. Его последние координаты были в 350 милях от Азорских островов. Поиски продолжались до 11 декабря, но безуспешно. Эта потеря затмила даже тот факт, что победил в первом «Ромовом рейсе» совсем не француз, а канадец Майкл Бирч. Он всего на 98 секунд опередил Мишеля Малиновски!
Последующие сезоны Route du Rhum также проходили драматично, но тем более впечатляющими выглядят победы в этой гонке. Дважды второе место в Route du Rhum занимал Бруно Пейрон (1982 и 1986) – организатор The Race 2000 и дважды обладатель Кубка Жюля Верна. Дважды побеждал, установил рекорд дистанции 2002 года и однажды был третьим француз Лоран Бурьен. В Route du Rhum впервые проявил себя нынешний обладатель Кубка Жюля Верна Франк Камм: он был третьим в гонке-1998 и пятым в 2006-м. Мишель Дежуа, участник гонок на IMOCA60, начинал с многокорпусников: на тримаране ORMA60 Geant он победил в Route du Rhum-2002 и был вторым в 2006-м. Томас Ковиль с Sodebo трижды участвовал в Route du Rhum и в 2006 году был третьим. Впервые в прошлом сезоне выступил будущий шкипер суперскоростного тримарана Banque Populaire V Паскаль Бидегори. Тогда на 60-футовом ORMA Banque Populaire он был вторым.
В 2006-м Лионнель Лемонсуа установил новый рекорд дистанции Route du Rhum, улучшив предыдущий рекорд Лорана Бурьена 1998 года на 4 дня и 15 часов. Теперь рекорд дистанции, установленный Gitana 11, – 7 дней 17 часов и 19 минут.
В Route du Rhum участвовало достаточное количество женщин. В 2002-м мадам Элен МакАртур победила в IMOCA60 на знаменитой лодке Kingsfisher. В прошлом сезоне пришла восьмой Анне Лиардет на Roxy. Блистательная яхтсменка из Великобритании Лия Диттон участвовала в прошлом сезоне с Open40 Dangerous When Wet и сумела финишировать в своём классе, тогда как трое из пяти стартовавших сошли с дистанции. Лие было всего 24 года! В гонке-2010 будет три женщины-шкипера: Серван Эскофье на тримаране Saint-Malo 2015, Кристин Монлуиз в Rhum Class и Анне Казенюв – опытный шкипер тримарана Naviguez Anne Caseneuve из флота Multi50.
К старту в октябре этого года уже готов ряд тримаранов. Route du Rhum как нельзя лучше отображает степень развития современного дизайна гоночных судов. Если в 1978 году Майкл Бирч победил в гонке, преодолев дистанцию за 23 дня, то в 2006-м Лионнель Лемонсуа на Gitana 11 был почти в три раза быстрее – 7 дней и 17 часов! Не стоит сомневаться, что в этом сезоне мы станем свидетелями новых рекордов.
Уже сейчас получены заявки от 86 шкиперов из 10 стран, и это рекорд «Рейса». В 2010 году флот будут составлять следующие классы и дивизионы: тримараны Multi50, однокорпусники IMOCA60 и Class40, а также сборный дивизион лодок от 39 до 59 футов, который называется Category Rhum. И, конечно, самый зрелищный и многообещающий дивизион – ULTIME – многокорпусники длиной более 60 футов. Флот таких машин затмевает даже «Формулу-1»!
Теперь – о шкиперах гигантских многокорпусников и их судах. Барон Бенджамин де Ротшильд, страстный поклонник и меценат парусного спорта, уже 2 года готовит шкипера и тримаран Gitana 11 к новому сезону. После публикации Положения о регате «Ромового рейса 2010» стало очевидным, что 60 футовый Gitana 11, построенный ещё в 2001 году, будет одним из старейших участников среди фаворитов нового сезона.
Для модернизации лодки общую длину тримарана довели до 77 футов, немного увеличив при этом ширину и оставив прежней площадь парусов. Изменили форму поплавков – их строили в Новой Зеландии и переправляли во Францию для тестирования. Обновлённый Gitana 11 был спущен на воду в конце прошлого года и уже прошёл несколько испытаний.
Что касается шкипера, то Лионнель Лемонсуа передал «эстафету» Яну Гишару. А сам будет участвовать на тримаране Prince de Bretagne в классе Multi50. В свои 36 лет Ян Гишар уже трижды выступал в классе Tornado на Олимпиадах и дважды был бронзовым призёром чемпионатов мира; дважды приходил вторым в «Транзат Жак Вабр»; дважды был рекордсменом пересечения Атлантики по классическому маршруту от Нью-Йорка до мыса Лизард. Сам Лионнель с 2007 года наблюдал и тренировал будущего шкипера. С уходом Tornado из олимпийской программы Гишар уже второй сезон участвует в европейском цикле регат на катамаранах Extreme 40 от имени компании Ротшильдов. В 2009-м катамаран Gitana Extreme стал вторым, а в этом году после 4 из 5 этапов Ян претендует на победу в общем зачёте. По всему видно, что Бенджамин де Ротшильд всерьёз рассчитывает повторить успех своего тримарана и в новом сезоне «Ромового Рейса». Его не пугает, что соперники намного новее и длиннее.
Например, легендарный тримаран IDEC Франсиса Жуайона. Эта «ракета» была построена в 2007 году и уже в 2008-м Жуайон установил на ней новый рекорд одиночной кругосветки, пройдя вокруг планеты по ветру за 57 дней. Это был второй Кубок Жюля Верна, который завоевал Франсис. Впервые он стал самым быстрым шкипером, обогнувшим планету в одиночку без остановок в 2004 году на Breton. Но в 2006-м мадам Элен МакАртур на B&Q/Castorama улучшила рекорд француза (опять соперничество между странами налицо!) более чем на сутки. Через год уже построенный к тому времени IDEC вернул Франсису его Кубок. И на сегодняшний момент этот рекорд не побит!
Франсис дважды участвовал в «Ромовом рейсе» (1990 и 1998). Но никогда не был даже в пятёрке победителей. Он занимал призовые места в «Транзат Жак Вабр», побеждал в «Фастнете», но «Рейс» ему не покорялся. Сейчас он самый возрастной шкипер макси-флота и в свои 52 всё ещё стремится попасть в призёры гонки. После насыщенного 2008 года IDEC ушёл в тень, чтобы появиться только в начале лета-2010, когда «красная ракета» приняла участие в гонке вокруг острова Уайт и пришла первой из флота многокорпусников.
Другим громким возвращением на мировую арену океанских гонок стало заявление об участии Томаса Ковиля, обладателя рекорда одиночного пересечения Атлантики 2008 года на тримаране Sodeb’o. Кстати, этот рекорд он «стащил» у Жуайона, который обладал им с 2006 года. Соперничество между этими шкиперами тем более интересно, что их машины в один год проектировали одни и те же дизайнеры – Найджел Айренс и Бенуа Кабаре. Sodeb’o построен в 2007 году в Австралии. Его длина 105 футов, а высота мачты 32 м. Он способен нести до 650 кв. м парусов, хотя боевое вооружение редко превышает 530 кв. м. В этом он близок к своему прямому сопернику IDEC. Но в целом две машины достаточно разные. В своё время разница в бюджетах, которыми располагали Томас и Франсис, привела к тому, что Sodeb’o был напичкан всякой техникой и стал на 1 т тяжелее соперника. Франсис, наоборот, придерживался минималистского подхода и его машина очень проста. Например, у него даже нет обогревателя жилых помещений!
Но это было давно, и сравнивать те параметры с нынешним Sodeb’o нет смысла. Всю зиму 2010 года тримаран проходил подготовку к «Ромовому рейсу», а сам шкипер вышел с командой Франка Камма на Groupama 3 в погоню за кругосветным рекордом. Обновленный Sodeb’o был спущен на воду в мае этого года. Ему добавили перья гидрофойлов, а также, по словам Ковиля, он значительно облегчён. Шкипер уверен, что скорость Sodeb’o возросла на 10%.
Самым новым во флоте гигантских многокорпусников станет арабский Oman Sail Majan A100. Этот 105-футовый монстр построен в Австралии, а собран и спущен на воду в Омане. Арабский мир активно входит в международное парусное движение и султанат Омана здесь идёт впереди остальных. Сейчас два катамарана Extreme 40’s успешно выступают в рамках Extreme Sailing Series в Европе под руководством Люка Пейрона: команда Oman Sail Masirah в прошлом году стала победителем этого цикла регат со значительным отрывом, а в этом году The Wave Muscat соперничает с катамараном Гишара от Ротшильдов за победу в сезоне!
Параллельно организация Oman Sail развивает активность и в макси-многокорпусниках. Majan A100 в прошлом году прошёл тестирование маршрутом вокруг Индийского океана вдоль Африки, 40-й параллели и Малайзии. А в 2010-м британский шкипер Сидни Гавинье – победитель Volvo Ocean Race с командой ABN Amro1 – на Majan установил новый рекорд огибания Британских островов в одиночном плавании! Oman Sail при поддержке Oman Air заявили свою супер-машину к участию в «Ромовом рейсе», и сейчас это один из реальных претендентов на победу.
Какими бы грозными ни казались соперники, команда тримарана Groupama 3 всегда будет выделяться из массы. Не только потому, что весной этого года Франк Камм стал обладателем Кубка Жюля Верна за самую быструю кругосветку с командой (48 дней!), но и потому, что этот шкипер очень универсален. Франк Камм ходит на макси-тримаранах, на Extreme 40 катамаране, а также будет участвовать в следующей VOR. Весной его команда приобрела победную лодку прошлого сезона Ericsson 4, и на ней Франк Камм победил Telefonica Blue в гонке Round Britain and Ireland race в августе этого года. Причём ему удалось установить новый рекорд огибания Британии для однокорпусных яхт!
Тримаран Groupama 3 уже испытан океанской стихией. Построенный в 2006 году, он стал обладателем множества рекордов Атлантики и Средиземноморья. Но рекорд кругосветки дался команде тяжело. На протяжении двух лет Франк Камм трижды выходил на дистанцию и только один раз смог победить Океан. А две остальные попытки закончились плачевно: в 2008 Groupama 3 перевернулась у берегов Австралии, а в 2009-м возле Африки начал отваливаться один из поплавков. Команда чудом дотянула до Кейптауна и оттуда Groupama 3 была возвращена во Францию на ремонт.
Сейчас обновлённый тримаран снова в строю. Кроме титулов, Groupama 3 угрожает соперникам ещё и своей мощью – он способен нести больше парусной площади, чем остальные участники. Если добавить к этому двукратное участие Франка Камма в «Ромовом рейсе», получится команда, способная и на победу, и на рекорд дистанции.
Кроме пяти описанных выше на старт в Сен-Мало выйдут ещё три гиганта, однако все они построены в 80-х и сейчас служат скорее как тренировочные снаряды для начинающих шкиперов. Например, 28-летняя французская морячка Сервант Эскофье только начинает свою карьеру в океанских гонках на тримаранах, хотя за её плечами участие в Barcelona World Race 2007 и в «Ромовом рейсе» 2006. А впервые она пересекла Атлантику в 2003-м с отцом Бобом в рамках Jacques Vabre! Сейчас Эскофье выходит на старт на 22-метровом Saint-Malo 2015, построенном в 1984 году (ранее назывался Crédit Agricole и Club Explorer).
Очень жаль, что в Route du Rhum 2010 не участвует вице-победитель прошлого сезона Паскаль Бидегори. Он не уступает участникам ни в мощи своей машины, ни в опыте океанских плаваний, ни в количестве титулов. Достаточно сказать, что летом 2009 года Паскаль на 105-футовом Banque Populaire V установил рекорд пройденной дистанции за сутки и рекорд пересечения Атлантики от Нью-Йорка до мыса Лизард. За день этот шкипер прошёл более 900 миль (аналогичный рекорд для однокорпусных яхт составляет только 600 миль)! А пересечь Атлантику ему удалось за 3 дня! Но команда отказалась участвовать в «Ромовом рейсе» по очень благородной причине: Banque Populaire V собирается отобрать Кубок Жюля Верна у Франка Камма и ждёт в Бретани подходящего погодного окна для старта своей кругосветки как раз осенью этого года.
Остальные классы «Ромового рейса» не менее интересны. В первую очередь это 9 шкиперов IMOCA60, среди которых победитель прошлого сезона Ролан Жардин на Veolia Environnement; дважды победитель Vendee Globe «Профессор» Мишель Дежуа на Foncia2; победитель Vendee Globe 2004 Винсент Риу на PRB; победитель недавней Figaro 2010 молодой талантливый шкипер Армель «Шакал» ле Кле; победитель «Транзат Жак Вабр» 2009 Марк Жильмо на Safran. Если этих титулов недостаточно, чтобы следить за гонкой онлайн на официальном сайте, то можно добавить, что здесь также и Жан-Пьер Дик – победитель Barcelona World Race 2007 и дважды победитель «Транзат Жак Вабр» на Virbac Paprec 3. Кроме этого, следует обратить внимание, что во флоте участвует 3 лодки, которые ещё не ходили в такие серьёзные гонки. Это Foncia2, PRB и Virbac Paprec 3. Каждая из трёх новинок воплотила в себе самые передовые дизайнерские разработки, и будет крайне интересно увидеть их в действии. Ведь для флота IMOCA60 «Ромовый рейс» – это первый и единственный тест перед новым сезоном Barcelona World Race, которая стартует в новогоднюю ночь 2010!