Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
34 Кубок Америки: большие перемены
Тема: ------; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 106;

13 сентября стало поворотной датой в современной истории Кубка Америки. За полтораста лет его существования такие потрясения случались всего несколько раз. И вот на наших глазах происходит одна из этих революций. Мир, как всегда, разделился: одни поддерживают изменения, другие готовы назвать их смертью для старейшего спортивного трофея планеты.

Как только закончился 33 Кубок Америки, сразу начался процесс подготовки следующего. На катере, который следовал за соревнующимися Alinghi 5 и BMW Oracle USA17, сидели представители команды Mascalzone Latino и Golden Gate Yacht Club (GGYC) с готовыми к подписи документами.
Что же было дальше?
Когда стало понятно, что USA17 выигрывает и яхт-клуб Сан-Франциско станет обладателем самого желанного трофея в парусном спорте, команда BMW Oracle приняла заявку Претендента 34 Кубка Америки от команды из Римского яхт-клуба. И в ближайшие 3 года всё будет развиваться по сценарию, согласованному между этими командами.
24 марта 2009-го Лари Эллисон (владелец команды BMW Oracle) дал интервью CNN, в котором описал, каким он видит будущее Кубка Америки. В первую очередь Лари обещал снизить порог входа в Кубок (бюджет команды) до 5-10 млн. долларов. По сравнению со 100 млн., которые были потрачены каждой командой на 33 Кубок, это звучало фантастически. Далее Лари говорил о необходимости вернуть Кубку спортивный дух, а также широкое ТВ-освещение. «Кубок Америки должен нравиться детям!» – сказал он.
К тому же была создана World Sailing Team Association (WSTA), которая активно проводила соревнования на АСС5 лодках. Вернулись к жизни Luna Rossa, Azzurra, Emirates Team New Zealand (ETNZ). В круг избранных вошли и новые команды – Synergy, Artemis, Aleph, All4One, Team Origin...
6 мая в Риме состоялась долгожданная пресс-конференция, где Рассел Кутз (руководитель BMW Oracle) и Винсенто Онорато (президент Mascalzone Latino) озвучили основные принципы организации 34 Кубка Америки:

  • ТВ-покрытие и доступ болельщиков – важнейшая часть организационной работы по подготовке 34 КА.
  • Кубок пройдёт в 2013-2014 годах. До этого будет проведен отбор уже на яхтах нового класса.
  • Для управления КА будет создана новая, независимая структура.
  • В качестве организатора отборочных гонок будет привлечена WSTA.

Далее Рассел Кутз огласил ключевые даты подготовки 34 Кубка Америки:
2010, 31 августа будет обнародован Протокол.
2010, 30 сентября станет известно, на чём будут ходить в 34 Кубке.
2010, 1 октября – подача заявок на участие.
2010, 31 декабря опубликуют Положение о регате и Гоночную инструкцию.
2010, 31 декабря назовут место проведения 34 КА.
2011, 31 января заканчивается время подачи заявок на участие.
СЕО BMW Oracle подтвердил продолжение сотрудничества с компанией Morrelli & Melvin, которые проектировали и строили катамаран Дениса Коннера и USA17. M&M сообщила, что приступает к разработке дизайна нового класса многокорпусников, которые могут стать новым классом для Кубка Америки. Параллельно идёт работа и над концептом для однокорпусных яхт, над которыми работает компания из Сан-Диего – Nelson/Merek.
В конце мая в Валенсии собрались ведущие яхтенные дизайнеры планеты, чтобы обсудить, каким должен быть новый класс лодок Кубка Америки, призванный заменить устаревший класс АСС5. Рассел пообещал, что такие встречи будут проводиться регулярно до принятия решения по классу. Однако до сегодняшнего дня ни одна из них не состоялась.
24 июня, с опережением графика на 1 месяц, появился проект Протокола будущего Кубка Америки. Защитник объяснял это стремлением «вернуть Кубок Америки к жизни как можно быстрее». Но в 50-страничном будущее соревнование было очерчено в общих контурах. Для сокращения расходов предлагается лимитировать количество корпусов, мачт, парусов и дополнительного оборудования, которое могут создавать команды. Ограничивается и персонал команд как на воде, так и на суше. Утверждалось, что силами WSTA будет проводиться предварительный тур не более восьми регат в год (что уже может «забить» весь календарь профессионального яхтсмена!). Однако формат этих соревнований не описан. И ни слова не сказано о том, какие будут использованы яхты. Самые спорные моменты: высокая цена участия (1,5 млн. евро, тогда как Alinghi требовали всего 500 тысяч!); во-вторых, BMW Oracle предлагают провести 34 КА в 2013 году, а это для большинства команд нереально. Так что, по всему: Протокол обслуживает интересы "друзей" BMW Oracle – Mascalzone Latino и Artemis.
Параллельно появлялись пресс-релизы от BMW Oracle о том, как продвигается работа над новой лодкой Кубка. На основании прототипов, которые разработали дизайнеры студий Morrelli & Melvin и Nelson/Merek, Защитник привлёк два ведущих рейтинговых офиса для создания правил класса лодок будущего соревнования. Для однокорпусной яхты – британская RORC Rating Office (создатели IRC), US Sailing – для многокорпусных яхт. И много-, и однокорпусная яхты должны быть не более 22 м длиной, водоизмещением 4000-4200 кг, ходить в ветрах от 5 до 35 узлов, со скоростью ветра на лавировке и в 1,4 раза быстрее ветра на полных курсах, нести геннакер, не перекрывающую геную и грот. Количество членов команды – не более 13 (+1 гость), средним весом по 95 кг. На однокорпусном судне предполагалось наличие качающегося киля, двигателя, который будет отвечать за наклон киля (не более 50 градусов) и производство электричества. В многокорпуснике двигатель будет помогать рулевому управлению и поднимать-опускать шверты.
Что важно: концепт будущего многокорпусника требовал создавать катамаран, а не тримаран! Скорость его на лавировке должна быть 1,2 скорости ветра, а на полных курсах – в 1,4 раза больше. Количество парусов на полных курсах не ограничено, длина бушприта – 26,5 м от транца. Передние и задние части корпусов должны быть съёмными для быстрой замены. Также лодка должна легко собираться и разбираться.
13 сентября стало поворотным днём в истории Кубка Америки! На базе BMW Oracle собралась масса журналистов и ещё сотни участвовали через телемост. Было объявлено:

  • 34 Кубок Америки пройдёт на 72-футовых катамаранах с "твёрдым" гротом. Правила класса обнародуют в октябре.
  • С марта 2011 года состоится новое соревнование America's Cup World Series. Но непонятно, будет ли оно отборочным и как и где будет проводиться.
  • С 2012 года планируется Юниорский Кубок Америки. Здесь вообще ничего не понятно.
  • Дополнительно будет создан класс АС45 (тоже катамараны с "крыльями", но по 45 футов длиной) для Юниорского КА и для первого года America's Cup World Series, пока команды не построят свои 72-футовые катамараны. Сейчас в Новой Зеландии уже заканчивается строительство двух первых АС45.
  • 34 Кубок Америки будет проведен в 2013 году!
  • Все команды должны разместить свои странички на официальной странице КА и постоянно их обновлять!
  • Будет применён новый формат телевизионного и он-лайн освещения соревнований.
  • Сейчас уже назначен директор регаты – австралиец Ян Мюррей, который возглавит ACRM. Мюррей был задействован в Кубках с 1983 года.
  • Реорганизуется America's Cup Property Inc – компания, владеющая авторскими правами на логотип КА.
  • Соревнования пройдут по специальной версии правил ISAF.
  • Дистанция гонок будет короткой и насыщенной, задержки минимизированы.

А вот каков будущий класс АС72:

  • длина корпуса: 72 фута (22 м)
  • ширина наибольшая: 46 футов (14 м)
  • водоизмещение: 5700 кг
  • вес вооружённого: 7000 кг
  • площадь крыла: 260 кв. м
  • высота крыла: 130 футов (40 м)
  • управление парусами: ручное
  • команда: 11 человек
  • рифление: съёмные секции крыла
  • перья: не более двух перьев руля и двух швертов
  • материал корпуса: карбон, плотность обшивки 600 г/кв.м.

Эти новости произвели эффект взорвавшейся бомбы: шкиперы команд-потенциальных участников стремительно пересаживаются на катамараны всевозможных классов. Самая популярная серия регат – Extreme Sailing Series, которая проводится в Европе с 2007 года. Она использует очень динамичные и современные катамараны Extreme 40 и числится единственным профессиональным соревнованием на многокорпусниках, которое выжило после удаления Tornado из олимпийской программы. Ожидается, что в сезон 2011 флот Extreme Sailing Series увеличится как минимум вдвое.
Что касается количества команд, которые могут выступить в 34 КА, то и тут никакой ясности. Многие команды заявили, что BMW Oracle сделали Кубок ещё дороже: постройки новых лодок, тренировки новых команд и всё остальное обойдётся минимум в 100 млн. долларов. BMW Oracle потребовали внесение вступительного взноса в миллион долларов и депозита для участия в America's Cup World Series в 2011 и 2012 годах. Депозит в 3 млн. долларов возвратят, если команда будет участвовать во всех этапах года. Правда, команды-участницы WSTA считаются заявленными во все соревнования априори.
Сроки подачи командами заявок на участие в 34 Кубке и предварительных мероприятиях будет открыт, по последней информации, с 1 ноября 2010 до 1 марта 2011. Но французская Aleph со шкипером Бертраном Пасе уже публично высказала готовность участвовать, а новозеландцы и шведская Artemis считаются 100% участниками, хотя официально об этом не заявили. Появляются также и совершенно неизвестные претенденты, подобные Venezia Challenge, которые не имеют ни истории, ни спонсоров, ни команды, но всё равно хотят участвовать. Но есть и потери. Из игры уже вышла итальянская Luna Rossa, а 1 октября о своём неучастии заявили и британцы Team Origin. Безусловно, это большой удар для 34 КА.
Уже три города сделали официальные предложения по проведению Кубка. Это Валенсия, Сан-Франциско и один из городов Италии (он пока не называется). Борьба за право принимать Кубок у себя развернулась нешуточная, но о ней отдельно.