Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Паруса «Трансбункера»
Тема: ------; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 100;

В этом году деятельности компании «Трансбункер» в парусном спорте Украины и мира исполнится 5 лет. И эта работа настолько значительна, что в одной публикации трудно охватить все её направления. Здесь и детский спорт, и олимпийский, и профессиональный, и международные связи, и ещё много чего. А началось всё когда-то с одного телефонного звонка...

«Мы встретились с человеком, с которым не виделись 25 лет, — Пугачёвым Сергеем Александровичем. Мы говорили о том, насколько благодарны одесскому яхт-клубу, парусному спорту Украины. Вспомнили спортивную роту Черноморского флота, которую прошли. После этого решили встретиться в Одессе и начать сотрудничество. Это было ровно 5 лет назад», — рассказывает государственный тренер сборной Украины по парусному спорту Владимир Ильич Болотников.
Одной из первых задач было возрождение детского паруса в Одессе. Интересно, что она стала одной из самых комплексных и трудных в решении. Другой бы отступился, но не компания «Трансбункер» в лице Сергея Пугачёва и Игоря Сидорова. К моменту открытия школы летом этого года компания уже громко заявила о себе и могла бы спокойно почивать на лаврах. Но работа по школе не останавливалась.
Каков был парусный спорт совсем недавно? Спортсмены, подготовленные в СССР, ещё показывали результаты, но всё отчётливей зияла дыра в поколениях, и молодёжь больше проводила времени в поисках средств для тренировок, чем на самих тренировках. Подобные проблемы испытывали РФ, Беларусь и Прибалтика. К тому же передовые тренеры страны ушли работать на другие федерации.
Вто время все направления были в упадке: и детский спорт, и олимпийский, а профессиональный парус вообще не существовал. Ситуация требовала сиюминутного вмешательства. И вот компания «Трансбункер», чтобы хоть немного помочь юным спортсменам, закупает паруса для тренировок и выступлений первым 20-ти номерам в классе «Оптимист» Украины, России и Беларуси!
Далее внимание было обращено на олимпийский спорт: приближалась Олимпиада в Китае. В 2007 году представители сборных команд России, Украины, Беларуси и Эстонии под патронатом компании «Трансбункер» провели обширный семинар. Были приглашены и победители прошлых Олимпиад – для обмена опытом между поколениями, для поддержания духа у тех, кто шёл на Олимпиаду впервые. «Это помогает готовиться молодым спортсменам и детям к выступлениям на серьёзных соревнованиях. В свою очередь, опытным олимпийцам также важно знать, что их труд нужен и востребован», – говорит Болотников.
Параллельно создавалась профессиональная команда «Трансбункер» в классе «Дракон». Компания становится спонсором Золотого Кубка 2007 года в Финляндии. Там же команда Сергея Пугачёва впервые заявляет о себе и Украине, как о серьёзном сопернике в этом сверхконкурентном классе: UKR77 завоёвывает бронзовую медаль!
«Работа в классе «Дракон» была начата для поддержки опытных украинских спортсменов, которые после распада СССР остались без внимания государства. Чтобы воспитать такого яхтсмена, нужны десятилетия и огромные средства, а Украине просто не было до них дела. Нам удалось вернуть Браславца из Австралии, мы привлекли Руслану Таран, Георгия Леончука, Сергея Тимохова, Игоря Матвиенко, Сергея Пичугина, Дмитрия Ярмоленко, Романа Садчикова и других», – вспоминает Владимир Ильич.
Далее победы украинцев в «Драконе» только множились. Команда выросла с одного борта до трёх. С «Трансбункером» под флагом Украины выступали все известные украинские яхтсмены-олимпийцы. Экипажи команды «Трансбункер» трижды становились чемпионами Европы (экипаж Сергея Пугачёва – 2007, 2009 и 2010), побеждали в «Золотом Кубке» (2009 – Таран/Садчиков/Стасенко), а также были вице-чемпионами мира (2009 – экипаж Сергея Пугачёва). В разные годы «Трансбункер» также побеждал в открытых чемпионатах Италии, Швеции и Дании. Трижды команда была первой на «Гран-При» Германии и на престижной Кильской регате, на многих других региональных соревнованиях.
Победа в флоте, подобном чемпионату мира в классе «Дракон», требует много времени и сил. Но, кроме подготовки парусной школы в Одессе, компания «Трансбункер» не оставила без поддержки и юниорский парус. Международная парусная федерация приняла решение проводить первые Олимпийские игры для юниоров на швертботе класса Byte CII. Этих лодок в Украине не было, и для тренировок первых номеров украинской сборной «Трансбункер» приобрёл в Италии три швертбота. На них будущие участники сингапурской Олимпиады 2010 готовились к квалификационным соревнованиям.
«Считаю, что в классе Byte CII работа была проведена грамотно. Мы подготовили наших юниоров и они показали хорошие результаты, – говорит Владимир Болотников. – Но лодки были не новые и не подходили для выступлений на высшем уровне. Здесь подключился Олимпийский комитет (за что ему большое спасибо) – и на чемпионате Европы, а потом и на самих юниорских Играх Украина выступила достойно!»
На чемпионате мира 2010 в классе Byte CII, который состоялся во Франции в апреле этого года, Павел Бабич и София Ларичева получили олимпийские лицензии для выступления в Сингапуре. Затем, уже на новых лодках, украинские юниоры в июле прошли контрольные соревнования на итальянском озере Гарда в рамках чемпионата Европы 2010. Паша Бабич стал седьмым, а София получила «бронзу». Впереди был главный старт – Олимпиада.
Сингапур испытал спортсменов очень сложными условиями акватории: сильное течение, слабый ветер и дожди. Однако украинские юниоры выступили достойно: Павел Бабич занял 5 место, а София – 14.
16 августа состоялось торжественное открытие школы при Черноморском яхт-клубе в Одессе. Наконец-то главная задача была решена: «В мире сегодня не существует таких школ, как у нас в Одессе! – с гордостью говорит Болотников. – Там есть классы, музей, библиотека, раздевалки на 40 человек с индивидуальными шкафчиками. Душевые раздельные. Для детей выделено 6 номеров гостиницы с двухъярусными кроватями. Во всех номерах имеются санузлы…». А ещё в школе есть вся необходимая инфраструктура для проведения занятий и тренировок. Для школы закуплены 100 бортов класса «Оптимист». Часть приобретена в Аргентине, часть – в Харькове и Николаеве. «Мы хотим, чтобы дух одесской школы влиял на развитие всего парусного спорта в Украине. Мы поддерживаем лучшие начинания во всей стране. Например, Днепропетровская федерация может стать примером того, как должна быть поставлена работа с детьми!» – сказал Владимир Ильич.
Вероятно, впервые в Украине парусная школа была задумана и реализована с учётом потребности в самообразовании. Ничто так не поможет юному спортсмену, как его собственные знания, которые он может почерпнуть из литературы. Библиотека одесской школы пополняется через централизованные закупки и подаренные книги. Лично Сергеем Пугачёвым была выделена специальная статья расходов на закупку литературы. Кроме этого, в 2009-м Сергей Александрович открыл в издательстве «Друк» (Одесса) книжную серию «Парусный спорт». В том же году была переиздана настольная книга многих поколений яхтсменов «Искусство плавания под парусами» Пауля Эльвстрема! Книга вышла большим тиражом и разошлась по всем яхт-клубам и школам Украины бесплатно!
«На базе школы мы скоро откроем центр олимпийской подготовки. Посмотрим, как нынешнее руководство профильного министерства отнесётся к парусному спорту. Считаю, что он может принести медали для Украины» – делится планами Болотников.
Сейчас украинский парус готовится к квалификационным выступлениям, связанным с Олимпиадой в Лондоне. Помощь компании «Трансбункер» в этом направлении достаточно заметна. В своё время «Трансбункер» помог олимпийскому экипажу 49er Лука/Леончук приобрести лодку, которая позволила обновить матчасть олимпийцев согласно новым правилам класса. Уже с новой мачтой ребята вошли в десятку на чемпионате мира 2010 года. «Трансбункер» поддерживает первых номеров сборной в классах Finn, 470, RSX, Laser, Star. Владимир Болотников: «Сейчас мы рассматриваем возможность помочь экипажу Журавлёва/Мацуева в 470. Они неплохо выступили на последнем чемпионате Европы, и если тренерский коллектив не будет возражать, «Трансбункер» поддержит этих ребят».
При поддержке «Трансбункера» Андрей Гусенко стал в 2009 году бронзовым призёром чемпионата Европы среди юниоров, а Алексей Борисов на лодке, купленной в своё время Василием Гуреевым, и с парусами от «Трансбункера», выиграл серебро в престижнейшей Кильской регате-2010. В апреле этого года на европейских кубковых соревнованиях наши юниоры в классах Laser и Laser 4.7 с парусами от «Трансбункера» также занимали места в десятке и в «золотом» флоте.
Кажется, нехитрое дело: есть компания-меценат, есть спортсмены и школы. Бери и помогай. Но помощь спорту иногда натыкается на совершенно непреодолимые препятствия. Одно из главных – законодательство. «Мы хотим, чтобы в стране был парусный спорт. Это очень большая задача для одной компании. Мы должны привлечь ещё спонсоров, изменить законодательство. Сейчас, благодаря Олимпийскому комитету, у нас принимаются новые законы. Мы участвовали в процессе разработки этого документа, и новый закон «О физкультуре и спорте» вступит в силу с января 2011 года. Мы надеемся, что благодаря этому закону спонсоры повернутся лицом ко всем видам спорта!» – говорит Владимир Болотников. – Далее мы сможем реализовать давнюю идею создания попечительского совета, в состав которого войдут представители властей, Федерации и меценатов. Это переведёт работу со спортсменами и спортом уже на совершенно другой уровень!»
Известно, что парусный спорт развивается в той стране, где он является массовым. Примеры Британии, Скандинавских стран, Испании, Франции, Хорватии говорят сами за себя. Одесса также обладает всем необходимым для того, чтобы стать одним из центров международного парусного движения. Когда-то компания «Трансбункер» закупила флот из 15 современных лодок класса «Laser SB3», который стремительно растёт в мире. На базе этого флота город развивает свои международные связи: на регату «Дружба» съезжаются команды из Германии, Британии, Беларуси, Эстонии и России! «В своё время для развития этого направления я много общался с меценатами из России и других стран, которых приглашал участвовать в одесской регате. И вот в прошлом году у нас были спортсмены из 7 стран! Игры доброй воли должны приносить дивиденды городу и стране. Это поможет нам в развитии», – рассказывает Владимир Ильич.
В свою очередь, и украинские команды получили возможность выступать в этом классе на международном уровне. Одесская команда на чемпионате мира 2010 в Италии заняла третье место в «серебряном» флоте. «Команда Валерия Полового обратилась к нам за лодкой, мы её предоставили. Ребята сами подготовились к выступлению, сами поехали в Италию и достойно там представили нашу страну!» – вспоминает Болотников. – Такие инициативы должны поощряться, и спасибо нашим меценатам, которые делают этот спорт доступным для всех!»