Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Изъять нельзя конфисковать!
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 72;

В новостных выпусках нередко звучат сообщения об изъятии или конфискации таможенными органами очередной яхты в одном из портов Украины. Причем два этих термина нередко путают, хотя отличить изъятие от конфискации просто. Первое — это лишение собственника его имущества на время, а второе, за редким исключением, — навсегда.

Ответы на вопросы: когда в Украине яхту могут задержать (изъять), а когда конфисковать, в законодательстве Украины существуют, но в них мало приятного для собственников яхт. Применительно к эксплуатации яхт в Украине, ошибки или недосмотр со стороны владельца или экипажа, в результате которых яхта может быть изъята таможенными органами, можно разделить на 3 категории:
Ошибки при таможенном оформлении яхты: действия, связанные с перемещением яхты через таможенную границу Украины с сокрытием яхты от таможенного контроля или неверным таможенным оформлением.
Ошибки при операциях с яхтой: изменение состояния, использование и распоряжение яхтой, которая находится под таможенным контролем без разрешения таможенного органа; нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе.
Ошибки с ввозом/вывозом товаров и предметов: ввоз/вывоз экипажем или пассажирами запрещённых или незадекларированных предметов.
Во всех указанных случаях, если судом будет подтверждено нарушение таможенных правил, вслед за изъятием может быть применено наказание в виде конфискации яхты в пользу государства.
При этом за ошибки экипажа и/или пассажиров наказан (а конфискация – это вид ответственности) может быть, в том числе, и собственник яхты, неосмотрительно решивший или разрешивший включить в план путешествия один из портовых городов Украины.
На вопрос "Почему?" отвечает формулировка, содержащаяся в ч.2 ст. 326 Таможенного кодекса Украины (ТКУ), согласно которой конфискация транспортных средств, перечисленных Кодексом, применяется независимо от того, являются ли эти транспортные средства собственностью лица, совершившего правонарушение.
Данная норма противоречит положениям Конституции и законов Украины, в соответствии с которыми юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер. Однако практика свидетельствует о неоднократных примерах конфискации яхт в случаях, когда виновником нарушения таможенных правил был признан капитан или иное лицо, не являющееся собственником транспортного средства.
«Спасением» для собственников яхт в случае, если ошибка экипажа или действия пассажиров привели к нарушению таможенных правил, может стать рассмотрение дел не в административном, а в уголовно-процессуальном порядке. Данная процедура применяется, если стоимость яхты (товара) превышает установленный законом минимум (сегодня 434500,00 грн.). В таком случае закон ограничивает круг имущества, подлежащего конфискации в рассматриваемых случаях исключительно орудиями преступления или имуществом непосредственного нарушителя.
В настоящее время Служба безопасности Украины и таможня выступили с инициативой об исключении уголовной ответственности за экономическую контрабанду. По словам указанных служб это приведёт к ускорению рассмотрения соответствующих дел о нарушении таможенных правил и, таким образом, процедура конфискации товара (соответственно и транспортных средств) будет существенно сокращена.
Это – очередное подтверждение того, как хорошие инициативы искажаются в процессе реализации. Декриминализация экономической контрабанды действительно нормальная практика во многих цивилизованных странах, но цель её никак не упрощение возможностей по нарушению права собственности и наполнение за счёт этого бюджета страны.
С особым вниманием необходимо относиться к предоставлению документов при таможенном оформлении прибытия яхты, так как среди наказуемых деяний предоставление таможенному органу не только поддельных или полученных незаконным путём документов, но и документов, содержащих неправдивые данные.
Эта размытая формулировка позволяет таможенным органам использовать выявление любых неточностей в документах для длительного (как минимум 2 месяца) задержания яхты и настаивать на применении конфискации транспортных средств вне зависимости от характера нарушения.
При своевременном обращении за помощью и чётком выполнении рекомендаций нам, в большинстве случаев, удаётся защитить собственников яхт от конфискации либо отменить соответствующие решения судов. Однако известны и иные случаи, когда из-за незначительных и неумышленных нарушений, не влекущих за собой какого-либо ущерба для государства, владельцы яхт теряли свою собственность навсегда.
Стоит заметить: если меры, которые помогут существенно снизить вероятность изъятия яхты, существуют, то универсальных рецептов, как бороться с попыткой отобрать вашу собственность после включения государственной карательной машины, не существует. Каждый случай зависит от многих факторов и требует индивидуального подхода. Но ведь и каждая яхта неповторима для её хозяина и стоит того, чтобы к ней относились соответственно.