Статьи
Авторизация
В продаже - № 4(84) 2018
Тест-драйв
>

 

 

 

ЗберегтиЗберегти

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Новости
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 0;

Опасный буксир
Субботним вечером 19 октября в нью-йоркском канале Амброуз буксир Melvin Lemmerhirt на почти 500-метровом тросе тянул большую баржу с грунтом. Команда буксира заметила моторную яхту задолго до столкновения. Тут же стали подавать сигнал горном, раскачивать луч прожектора. Но трагедии избежать не удалось. 24-футовый прогулочный катер на всём ходу влетел в натянутый струной буксирный трос. На катере погибло два человека. Ещё двое отделались травмами различной тяжести. Оставшихся в живых подобрали суда, находящиеся поблизости и получившее информацию о происшествии от капитана буксира. Все находящиеся на борту были без спасжилетов, впрочем, закон этого, к сожалению, и не требует. Один из пострадавших держался за перевёрнутый катер, троих изнутри извлекли водолазы. Были вызваны и традиционные американские спасательные вертолёты. Почему же капитан катера не распознал буксир? Ответ прост: судно, идущее как буксир с другим судном на тросе, несёт три белых огня, расположенных вертикально в линию, вблизи друг от друга. Это и есть специальный сигнал о буксировке. Рулевой катера понадеялся на современную электронику, но она никогда не заменит бдительного капитана и вахтенного.
www.myboatus.com

P1 чемпионы
В начале октября завершился емпионат мира в классе катеров P1. После консультаций с экипажами участников и спасателями гоночный комитет решил не проводить второй этап португальского Гран-при. Неблагоприятная погода с ветром 4-5 баллов по Бофорту и высокие волны в районе марины Портимао не позволили обеспечить адекватных мер безопасности. При таком раскладе в классе Supersport победителем стала итальянская команда Roscioli Hotels Roma, уже выигравшая в Португалии первый этап. Анджело Тедеши, Фабио Магнани и Уго Пеллигрино на 100 очков опередили британских гонщиков из Buzzi Bullet. В течение сезона на чемпионство претендовало сразу три команды, но благодаря восьми финишам в тройке и четырём безоговорочным победам № 44 Roscioli Hotels Roma (серийный корпус от Chaudron, два 500-сильных Mercruiser) была недосягаема. Англичане Джеки Хант и Майк Шелтон на Extremeboat были третьими. Среди прототипов, класс Evolution, чемпионами стали всё-таки британцы. King of Shaves – оптимизированный под гонки Fountain с двумя Ilmor Marine по 625 л.с. каждый, доминировал на чемпионате. Джеймс Шеппард и Крэг Уильямс в этом году установили новые стандарты, опередив серебряных призёров на 170 очков. Британцы были столь сильны, что не оставили итальянцам на Donzi 38ZR под двигателями Sterling никаких шансов. Неплохо выступили и новички сезона – полностью американская команда Lucas Oil Outerlimits. Они третьи.
www.powerboatp1.com

Из чего выбирать?
На рынке модных моторных яхт сейчас царят композитные материалы и алюминий, благодаря своим преимуществам по соотношению вес/характеристики. Судостроение использует композитные материалами около сорока лет. За это время понимать в них стали значительно больше, чем на заре «пластиковой» эры. Под термином «композит» обычно понимаются разные материалы и технологии. При обычной формовке создаётся ламинатный слой, состоящий из двух компонентов: матрицы и смолы. Для обеспечения прочности всей конструкции увеличивают толщину панелей, используя сэндвичи: в качестве «начинки» закладывают пену или сотовый наполнитель. В зависимости от важности того или иного элемента конструкции он может быть изготовлен по разным рецептам, с бОльшим или меньшим усилением, толщиной и т.д. Идёт оптимизация по весо-ценовым показателям.
Изготовление композитного корпуса также может производиться по-разному, здесь главенствующие факторы – цена и время. Сейчас для укладки композита применяют вакуумное формование, инжекцию смолы и препреги – уже подготовленные полуфабрикаты из волокон, пропитанных смолой. В итоге получается качественный ламинат с известным соотношением смола-волокно, без пустот и ослабления структуры. Ещё один плюс за композитами – нет коррозии. Ни обычной, ни электрохимической.
Проблемы первых стеклопластиковых корпусов – осмос: так или иначе происходит абсорбция воды корпусом, что инициирует химические процессы в композитном слое. Считается, что современные смолы непроницаемы для воды.
Алюминий – второй по распространённости в мире металл. В судостроении алюминий обычно используется в сплаве с медью, кремнием, магнием и марганцем. Получается более прочный и устойчивый к коррозии материал. Если вы будете использовать вполне современный композитный набор, то в сравнении с равнопрочным алюминиевым аналогом сэкономите около 10% веса. Алюминиевые корпуса можно не красить, не опасаясь коррозии. В плюсе у алюминия простота и скорость исполнения одноразовых проектов – варим и всё. На алюминии легко что-либо потом переделать, не нужны новые матрицы и пр., одноразовые проекты получаются дешевле. Впрочем, обслуживание алюминиевого судна выходит дороже. На покрашенном корпусе надо следить за отсутствием повреждений краски. Солёная вода, попав между корпусом и краской, может вызвать специфическую очаговую коррозию. Также надо избегать контакта разнородных материалов, иначе – электролитическая и гальваническая коррозия. Если изоляционный слой вблизи фитинга из нержавейки повреждён – жди гальванической коррозии.
Большие спецзаказы традиционно строят из алюминия. Частично по причине того, что алюминиевые моторные яхты исторически лучше держат остаточную стоимость, в отличие от композитных. К тому же конструктора и производители композитных судов всё ещё не до конца научились предсказывать свойства различных своих материалов. Лодки получаются перетяжелённые или, наоборот, слабоватые и непрочные. Со всё возрастающим пониманием композитного материаловедения и развитием таких материалов, как карбон и кевлар, современные композитные яхты не страдают тем букетом проблем, как их предшественницы. Низкая стоимость обслуживания композитной яхты может перевесить первоначальное различие в стоимости изготовления корпуса. Так, экономия в весе позволяет устанавливать более лёгкие двигатели – меньше расход топлива, деньги экономятся не только напрямую. Запас необходимого топлива также уменьшается, что опять же ведёт к снижению веса. Такая экономика современного композитостроения в дальней перспективе делает композитную моторную яхту достаточно интересной в плане инвестиций. Учтите ещё получаемое удовольствие от лучших скоростных характеристик более лёгкого корпуса. Неудивительно, что самолёт-мечта Boeing 787 Dreamliner с карбоновыми крыльями и фюзеляжем – самый экономичный (на 20%!) современный пассажирский лайнер.
www.oceanmagazine.com.au

Гибрид
Фактически гонка за «озеленение» морской индустрии началась. В конце октября компания Scout Boats Inc, специализирующаяся на катерах 14-29 футов, объявила о разработке стеклопластикового гибридного катера 145 Hybrid. Он может эксплуатироваться в течение дня на одних батареях, если день начать с полными аккумуляторными «баками». Для электротранжир тут же имеется и подвесник Yamaha в 20 л.с. Президент Scout Boats Стив Поттс говорит, что компания всегда на передовой линии внедрения новинок. Не исключение и 145 Hybrid. Два 36-вольтовых электропривода Lenco управляются джойстиком, расположенным на пульте управления, – он заменяет традиционное штурвальное колесо. Реально приводы могут работать до 8 часов на одной полной зарядке батарей. Зарядка производится тремя 30-амперными зарядными устройствами. В сравнении с обычным немудрёным Scout145 для «Гибрида» в качестве дополнительных опций идут бортовые релинги, сидения поудобнее и алюминиевый топ-бимини. Только поможет ли это сменить тенденцию всеобщего потепления? По статистическим данным во времена Петра I среднегодовые температуры росли даже быстрее нынешних.
www.boating-industry.com

Парусные роботы
В начале сентября в Ирландском море спущен новый вид роботов. Это совсем не военные дроны или кораблики-шпионы. Дебютировали полностью автономные парусные яхты с программным навигационным обеспечением для хождения по морям. Пока необитаемые «выжиматели ветра» недалеко отходят от баз, однако уже на следующий год новое поколение роботов примет участие в запланированной трансатлантической гонке. Назвали этот пока непросоленный челлендж MicroТransat – в отличие от популярной человеческой Mini Transat. Авторы идеи – француз Ивз Бриер и британец Марк Нил. С 2006 года проводятся ежегодные собрания участников будущей регаты. Появились и новые участники – команды из Канады, Австрии и Португалии. Правила образца 2007 года достаточно свободны. Яхты-роботы могут управляться компьютером по одному из компьютерных протоколов или просто по обычному в нашем понимании дистанционному управлению, но в этом случае «рукоприкладство» наказывается большим количеством штрафных очков. По размеру яхта-робот не должна превышать 4 м. Она обязана самостоятельно проходить дистанцию без помощи человека, не используя никакой другой энергии, кроме солнечной и ветра, хотя можно брать на борт и аккумуляторы. Окончательная цель сих упражнений – создать океанскую яхточку, способную находиться в автономке до 6 месяцев, вероятно, прокладывая себе курс под парусами в определённые зоны интереса. Такие лодки смогут отправлять информацию своим владельцам через спутниковую систему, периодически самостоятельно возвращаться на ремонт, если возникнет такая потребность. Их цена, тем не менее, должна быть достаточно демократичной, дабы потеря была незначительной… Для оценки: существующие в настоящее время океанографические буи стоимостью 10 тысяч долларов могут около года продержаться без обслуживания.
На нынешние микрогонки была определена виртуальная треугольная дистанция вблизи Аберистуит. Большинство стартовавших были чрезвычайно отягчены тяжёлыми погодными условиями и техническими проблемами. Без сучка и задоринки выступил только австрийский робот. Остальные будущие винджаммеры были подобраны лодками поддержки. У французского участника GPS могла, как оказалось, работать только к востоку от Гринвича (нулевого меридиана). Однако это типичная ошибка, от которой страдают порой и современные истребители стоимостью сотни миллионов долларов – залетел не туда и потерялся.
Но обычно из строя выходят механические части. Для солнечных батарей большую проблему представляет помёт птиц. Есть проблемы и со столкновениями с другими судами – предполагается применить радар-рефлекторы. При таком количестве сходов за год до намеченной трансатлантической гонки возникают пессимистические мысли. Но только не у организаторов, ведь это лишь начало столь интересного проекта. Встречайте MicroTransat в следующем году на Карибах!
www.sail-world.com

Сила в драконе
Неожиданно сильно в нынешнем сезоне выступили украинские драконисты. Возродившиеся словно феникс из пепла «Драконы» под украинским флагом произвели настоящий фурор: они едва не выиграли чемпионат мира и стали чемпионами Европы, попутно блестяще выступив и в ряде других регат. Чемпионат мира проходил в Дублине (Ирландия) в конце августа – начале сентября. Возглавлявшие флот из 68 «Драконов» после четырёх гонок Сергей Пугачёв, Маркус Визер и Томас Аурэчер на Bunker Queen (под номером UKR 777) в предпоследний день оказались на фальстарте и потом были 55-е. А тут ещё в последний день гонки отменили. В итоге они только одиннадцатые. В то же время более ровно выступающий экипаж в составе Евгения Браславца (бывший олимпийский чемпион в классе 470), Игоря Сидорова и Сергея Тимохова на просто Queen под номером UKR 88 занял четвёртое место с одной выигранной пятой гонкой и был в трёх очках от подиума. Видимо, всё в один год не бывает хорошо: почти месяцем ранее на чемпионате Европы UKR 777 был первым с невероятным отрывом 36,3 очка до ближайшего преследователя (в семи гонках!). В конце сентября Евгений Браславец со своим экипажем вторые на каннской регате Régates Royales – Trophée Panerai (76 яхт). И была ещё победа экипажа Сергея Пугачёва в конце апреля на престижной Princess Sofia Trophy в Пальма де Майорка.
www.sailing.org

Рекорд фермы
Катамаран Extreme 40 установил рекорд «вокруг фермы» – стоящих в воде больших ветрогенераторов. Так был основан новый маршрут для любителей парусных гонок. По времени рекордное плавание нового скоростного двухкорпусника совпало с Амстердамским бот-шоу, самым большим в Нидерландах. Курс вокруг парка Egmond aan Zee из 36-ти морских ветрогенераторов, установленных компаниями Shell и Nuon, занял официально 2 часа 19 минут и 19 секунд. Парк этот расположен в 10-18 км от берега, занимает площадь около 27 кв. км и обеспечивает «зелёной» энергией более 100 тысяч окрестных потребителей. Экипаж катамарана состоял из пяти известных голландских яхтсменов, воглавлял его известный специалист по гоночным многокорпуснкам Герберт Дерксен. В своём интервью на берегу Дерксен сказал: «Можно было пройти дистанцию и быстрее. На старте мы не могли набрать достаточно скорости из-за сильного ветра и высокой волны. Тем не менее нам удавалось достичь 25 узлов (50 км/ч). Обогнув последнюю «мельницу», мы под спинакером уже на полной скорости пошли на финиш. Максимальная скорость по GPS была зафиксирована в 29,7 узла». Рекорд установлен, теперь его смело можно пытаться побить. Приживётся ли сей необычный маршрут у яхтсменов-рекордсменов, посмотрим. Может, скоро «вокруг фермы» будут проходить и международные регаты?
www.extreme40.org

По старинке
Известно, что викинги на своих утлых по нынешним меркам судёнышках плавали-догребали до Гренландии и, возможно, до Америки ещё до Колумба. Норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал в 1970 году повторил путь древних египтян на папирусной лодке через Атлантику курсом на Центральную Америку, где они научили местных жителей строить пирамиды. В 2007 году другой норвежец, известный любитель экстремальных лыжных спусков с Эвереста Тормод Гренхейм, решил принять участие в трансокеанском плавании для проверки возможностей древних людей за тысячи лет до Колумба и викингов. Десять человек команды, такие же сорвиголовы, как и Тормод, под шкиперством археолога и ботаника Доминика Горлитца, решили пересечь Атлантику на лодке из камыша, представляющей собой вполне реальное доисторическое плавсредство. Бытует мнение, что 14 тысяч лет назад такое было невозможно, но если это не так, то, вероятно, существовала регулярная коммерция между двумя континентами – очень древний бизнес сигар и кокаина. О некогда существовавшей морской связи континентов говорят одни и те же культивируемые растения по обе стороны Атлантики. Следы никотина и кокаина (ставшими популярными в Старом Свете только после плавания Колумба) были найдены в мумии Рамзеса II в Египте.
ABORA III изготовлена из камышей, собранных в Боливии на высокогорном озере Титикака. В принципе, это плот из камышей, но его заостренные нос и корма подтянуты вверх тросами, что сильно улучшает мореходность. Отбытие из Нью-Йорка курсом на Испанию состоялось 11 июля. До входа в Гольфстрим суточный переход составлял около 40 миль при скорости около 4 узлов. По достижении Гольфстрима отчаянные путешественники стали проходить больше – до 70 миль. Удивительно: ABORA III пережила множество штормов. Однако экстремальную научную экспедицию пришлось закончить в 550 милях от Азорских островов. После 56 суток и 2000 миль последний шторм сломал аварийный руль и было решено покинуть доисторическое судно. Весь экипаж благополучно добрался до Азор. Тур Хейердал тоже не сразу пересёк Атлантику – для этого пришлось строить вторую лодку, Ра II. Тормод Гренхейм мечтает об ABORA IV.
www.abora3.de

На 90% китаец
Китайская команда-участница Кубка Америки China Team запустила проект небольшой спортивной лодки – видимо, для перспективной подготовки китайских яхтсменов. Longtze Premier разработана яхтсменами и инженерами China Team по оригинальному проекту новозеландца Стива Томпсона. Лодка была представлена общественности в международном аэропорту Шеньчжень. Яхта длиной 6,8 м, трейлерная, с подъёмным килем, убирающимися крыльями-наплывами по бортам (чтобы вписаться в ширину 2,35 м) и двухсекционной карбоновой мачтой. Осадка Longtze 1,8 м, грот почти 21 кв.м, стаксель 13,4 кв.м, геннакер 60 кв.м, экипаж 3-5 человек (330 кг). Доступны четыре опции энергичной расцветки. Ожидается производство пяти лодок в месяц. В общем, всё очень современно и на дальнюю перспективу.
www.longtze.org

Встреча веков
В сентябре яхт-клуб Costa Smeralda отмечал 40 лет эксклюзивного яхтинга. Как водится – регатой. Чрезвычайно редко когда удаётся увидеть на стартовой линии одновременно ультрамодерновый макси-шлюп Alfa Romeo от Reichel-Pugh и 30-футовую Tuiga, спущенную в 1909 году, проекта известного шотландского конструктора Файфа. Пятьдесят яхт, представляющих практически всю историю и размеры мирового яхтинга, собрались в Порто Керво. Несмотря на то, что флот разделили на дивизионы, старт был общий. Дистанцию выставили 22-мильную. Участие в юбилейной регате приняли многие представители знаменитых 12-метровиков, участников Кубка Америки прошлого века, с 1957 по 1987 годы. Двукратный обладатель Кубка Courageous (США) уверенно лидировал среди одноклассников. Через 4 секунды финишировала бразильская Wright on White (бывшая новозеландская KZ3 – первый спущенный на воду 12-метровик), австралийская Kookaburra II была третьей, а волшебный алюминиевый киви Kiwi Magic Билла Коха, также с 87-го Кубка, по исправленному времени оказался лишь пятым. Абсолютным победителем регаты с учётом гандикапа был признан итальянский шлюп Bottadritta 5. Alfa Romeo проявилась в итоговых протоколах только третьей. Действительно, эксклюзивный яхтинг.
www.regattanews.com

За кофе
120 участников и все – шкиперА. Каково?! Именно такова реальность трансатлантической гонки 2007 года Transat Jacques Vabre по маршруту Гавр–Сальвадор, из Франции в Бразилию. Восьмая регата для экипажей из двух яхтсменов с шестью десятками зарегистрировавшихся яхт переводит её уже в разряд классических. Ещё два года назад (гонка проводится через год) участников было 38, в 1993 – всего 13. Основанная в 1993 году, Jacques Vabre проложена по историческому маршруту торговой перевозки кофе. В ней традиционно принимают участие знаменитые яхтсмены. 3 ноября на старт вышли однокорпусники (60-футовики Open 60 – 17 яхт, набравшие популярность и ставшие уже самостоятельным явлением 40-футовики Class 40 – 38 яхт), чуть позже стартовали многокорпусники (50- и 60-футовые ORMA 60 – пять и восемь соответственно). В этом году приходилось не столько бороться со стихией, сколько постоянно маневрировать, работать на палубе, ища малейшие порывы или усиления ветра. Поработали на славу и штурманы. Под конец многим пришлось урезать рацион: гонка затягивалась. Через 10 дней ? часов 38 минут и 43 секунды Франк Каммас и Стив Равуссин на Groupama 2 первыми пересекли финиш. Эта третья победа Каммаса в его пятой кофейной гонке. Рекорд трассы 2003 года был улучшен на сутки и двадцать два часа. Ещё через неделю стали подтягиваться первые 60-футовики. Первыми финишный створ пересекли Мишель Дежуайа и Эммануил Ле Борн (Fonica). Несмотря на то, что Дежуайа выигрывал Vendee Globe, Transat и Route du Rhum – это его первая золотая Transat Jacques Vabre. На 22-й день финишировали первые «тихоходы» – 40-футовики. Лидерство, начиная ещё с подходов к Бискайскому заливу, удерживал экипаж Telecom Italia Джованни Солдини и Петро Д’Али. Ветеран одиночных кругосветок и Кубка Америки Солдини с напарником безукоризненно провели гонку. Единственное, где они понервничали, так это в непредсказуемых экваториальных штилевых зонах, когда сзади накатывала армада преследователей.
…Ну а те, кто не любит кофе, рванули вокруг света в безостановочную кругосветную гонку Barcelona World Race (экипажи также из двух яхтсменов). Любителей кругосветок оказалось меньше – восемнадцать, на девяти 60-футовых однокорпусниках IMOCA, однако состав участников подобрался достаточно боевой. Желающие могут, зайдя на сайт гонки, записаться в виртуальные шкиперы и помериться силами с профессионалами, правда, только на экране монитора.
www.jacques-vabre.com
www.barcelonaworldrace.com

Второй приход «динозавров»
В Кубок Америки возвращаются 90-футовые яхты – именно такой длины они были в конце XIX – начале XX века. Тогда 90-футовики посчитали уж чересчур дорогими, да и опасными, игрушками и перешли на менее затратные проекты J-класса, а потом, после Второй мировой, и на 12-метровики. Но жизнь постепенно налаживается, мы наблюдаем второй приход «динозавров». Если, конечно, суд первой инстанции славного города Нью-Йорка не решит иначе. В крайнем варианте нас ожидает битва 90-футовых тримаранов – уж очень воинственно настроены американцы с BMW Oracle Racing. Но пока суд не состоялся, организаторы с Alinghi предложили вполне приличную схему, причём большинство кубковых команд её поддержали: гонки за обладание Кубком пройдут 18 июля 2009 года, победитель будет определён по большему числу побед в девяти матчевых гонках. А лодки, на которых будут сражаться участники благороднейшего турнира, станут ещё быстрее и сложнее, да и заметно дороже.
Итак, длина яхты 33-го Кубка Америки 90 футов (27,4 м), осадка в гоночном состоянии 6,5 м, при поднятом киле – до 4,7 м, ширина 5,3 м (в предыдущем издании было до 3,5 м). Водоизмещение 23 тонны, высота мачты над палубой 37,9 м, грот 300 кв.м, стаксель 171 кв.м, максимальное выдвижение бушприта, считая от мачты, – 15,5 м, а вот площадь парусности на попутном курсе не ограничена! Экипаж – не более двадцати человек, которым, похоже, придётся очень быстро перемещаться, поскольку площадь парусности увеличилась на 50% процентов, а добавили только трёх человек. Интересно, что ограничений на вес команды нет. Приблизительное расписание таково: ожидается несколько предварительных этапов, начиная с июля 2008 года, гонки как матчевые, так и флотом; в мае 2009 года пройдёт два раунд-робина, должные урезать количество претендентов на Кубок до шести (пока ожидается 10 участников); практически сразу же полуфиналы в три раунда. С этого момента начинаются так называемые Серии гонок по выбору претендента. Яхта, занявшая в них первое место, ожидает, пока пройдут «утешительные» гонки 2-го и 3-го места. Определившийся таким образом из первой тройки самый «зубастый» претендент встретится с теперь уже двукратным обладателем Кубка Америки – командой Alinghi, которая также, для разогрева, может принять участие в гонках претендентов, если они не дошли до стадии Серий. Времени осталось мало: уже меньше чем через год 90-футовики могут начинать набирать зачётные очки в предварительных гонках… Правда, менеджер Кубка уже успел заявить, что всё откладывается на неопределённый срок, поскольку американцы так и не забрали исковое заявление, несмотря на предложенный достойный компромиссный вариант. Хочется надеяться на благоразумие сторон, ведь Кубок Америки – не просто кувшин для перетягивания, а настоящий спортивный трофей, хоть и разыгрывается в гонках миллиардеров.
www.americascup.com

Ищите женщину
Изабель Джошке на Degremont-synergie выиграла первый этап трансатлантической гонки Transat 6.50 Charente Maritime-Bahia (или попросту Mini Transat), 89 участников. Она стала первой женщиной-победительницей этой гонки за всю её тридцатилетнюю историю! Этап Форт Байярд (Франция) – Фуншал (о. Мадейра) был длиной в 1100 миль. Второй этап, до бразильского порта Сальвадор, протянулся на 4200 миль, и на нём Изабель была, как ни жаль, 38-й. Видимо, переволновалась, а так бы могла легко выиграть и всю гонку, на зависть мужикам. Первым в общем зачёте (гонялись как серийники, так и заряженные прототипы) стал победитель второго этапа, бывший третьим на Мадейре, Ивз Ле Блевек на Actual. На весь маршрут у него ушло 23 дня 3 часа и 51 минута. Сами яхты довольно маленькие – всего-то 6,5 м, ширина 3 м, мачта высотой 11 м, площадь парусности до 130 кв.м. Но именно в этом успех их популярности и массовости регат. Поскольку лодка махонькая, то и затраты на технические хитрости вроде качающихся килей и винг-мачт посильны для многих яхтсменов-любителей. Здесь можно встретить хай-тек против «домашних» технологий, карбон-номекс против фанеры, лодки «поджаривают» в автоклавах и строят во дворе под дождём, качающиеся кили выступают против водяного балласта, карбоновые вращающиеся и наклоняющиеся мачты – против алюминиевых «карандашей». Строят их и серийно, под отдельный зачёт, и по спецпроектам – у прототипов свои разборки. Но главное внимание обратите на число участников: раз их так много, значит, это доступный и увлекательный гоночный класс.
www.transat650.org



Статьи