Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
И снова о регистрации яхт под иностранным флагом
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 122;

Гость редакции – партнёр юридической фирмы «Международная Юридическая служба» Николай МЕЛЬНИКОВ. И мы продолжаем тему регистрации яхт.

- Скажите, Николай, как Вы пришли в яхтинг?
- Мы являемся чуть ли не единственной юридической фирмой, предоставляющей комплекс услуг в области яхтинга, начиная от регистрации яхт и заканчивая сопровождением создания яхт-клубов. В эту область мы пришли из шиппинга, можно сказать, от общего – к частному: от регистрации и сопровождения покупки судов – к яхтам, от терминалов – к яхт-клубам. Но это не только профессиональный юридический интерес. Шиппинг и яхтинг для нас ещё и увлечение.
- Зачем регистрируют яхты под иностранным флагом?
- Здесь логика проста. Если вы покупаете яхту (или катер) стоимостью до 50 тыс. долларов, то вам выгоднее и проще её растаможить, заплатить таможенные пошлины и налоги (примерно 30% стоимости) и ввезти в Украину для регистрации под украинским флагом. А если ваше приобретение более крупное, то есть смысл задуматься о легальной экономии на платежах и вопросах конфиденциального владения. Именно эти причины и побуждают регистрировать яхты под иностранным флагом.
- Не могли бы продемонстрировать это на примере?
- Возьмем, к примеру, яхту ориентировочной стоимостью в 300.000 долларов США. Если вы решите её продать через какое-то время, то в Украине при нотариальном оформлении договора продажи придётся заплатить 5% государственной пошлины плюс 15% подоходного налога. Если не учитывать различные трюки по уменьшению официальной стоимости яхты (которые с каждым днём удаются всё труднее и труднее), то при продаже в Украине такого объекта собственности придётся выложить около 60.000 долларов. Притом, что бизнесом здесь и не пахнет… Это именно траты из кармана, по сути за хобби. Согласитесь, есть смысл задуматься, а нельзя ли как-то сэкономить эти $60000? И это только частность.
- Какие юрисдикции используют клиенты чаще всего для регистрации яхт под иностранным флагом?
- На сегодняшний день для регистрации яхт и катеров наиболее часто используются Панама, Белиз и Британские Виргинские острова (БВО). На мой взгляд, самая удобная юрисдикция – Панама. Здесь нет требований к классификации и сертификации прогулочных судов. Следовательно, нет необходимости предоставлять какие-либо документы Классификационного общества, заказывать сюрвейерские осмотры и т.д.
- Что входит в базовый комплект документов для регистрации яхты в Панаме?
- Давайте по порядку:

  1. Согласование названия яхты.
  2. Оригинал нотариально заверенного и легализованного Сертификата судостроителя на яхту (Builder’s Certificate) – если яхта новая или оригинал нотариально заверенной и легализованной купчей (Bill of Sale) – если яхта не новая.
  3. Оригинал нотариально заверенной и легализованной доверенности на имя агента в Панаме.
  4. Копия сертификата Good Standing компании – если собственник – юридическое лицо, или Копия паспорта и адрес Собственника, если это физическое лицо.
  5. Оригинал легализованного Сертификата об исключении яхты из предыдущего Реестра (Deletion Certificate) – если яхта не новая.

- Боюсь, самостоятельно справиться с таким пакетом документов сложновато?
- Здесь нет ничего сложного. Это стандартные документы. И, конечно же, мы помогаем клиентам в их подготовке.
- Как быстро можно получить регистрационные документы?
- Копии временных (на 6 месяцев) регистрационных документов предоставляются в течение 5-ти рабочих дней. Оригиналы приходят потом почтой ещё примерно через 5 дней. Затем документы переводятся, заказывается судовая печать. Постоянные документы приходят примерно через 1,5-2 месяца.
- А чем различны страны регистрации?
- Например, по БВО и Белизу процедуры в общем-то те же, но добавляются согласования в части классификации. Из-за этого точные сроки назвать сложнее, но в любом случае процедура регистрации не занимает больше одного месяца. Это с учётом времени на сюрвейерский осмотр.
- Кто его может осуществлять?
- Перечень признаваемых классификационных обществ известен. Добавлю, что достаточно активно себя позиционирует Бюро Веритас, с которым у нас сложились добрые партнёрские отношения.
- Сколько стоит регистрация в Панаме?
- Общие расходы составляют примерно $3000, включая платежи за яхту за 2 года. Если яхта регистрируется на панамскую компанию, то дешевле на 500 долларов. Наше вознаграждение оплачивается отдельно.
- Можно ли зарегистрировать яхту на каком-нибудь острове? Общеизвестно, что существует много таких реестров.
- Зарегистрировать можно в принципе где угодно. Скажем, в некоторых штатах США тоже можно получить флаг за каких-то 100 долларов. Но по своему статусу ваша яхта будет приравнена к стоимости надувной резиновой лодки, которые на самом деле в таком реестре и регистрируются. Регистрация в США на самом деле не является таковой в понимании международного морского права и право собственности в этом случае не защищено. Это лишь предоставление бортового номера. Из неожиданных юрисдикций хочу отметить регистрацию под флагом Молдовы, что может быть вполне удобно. Однако там имеются свои региональные особенности. Зато расходы по регистрации составляют немногим более $1000.
- А за границей яхту можно зарегистрировать на физическое лицо?
- Если она не заходит в Украину, т.е. яхта ходит в Турции или где-нибудь в Средиземном море, то да. А если вы будете заходить в Украину, то столкнётесь с массой организационных проблем таможенно-пограничного характера. В таких случаях лучше регистрировать яхту на оффшорную компанию.
- И сколько стоит такая компания?
- Мы не продаём оффшорные компании. Мы их регистрируем под конкретные цели. Когда речь идёт о регистрации дорогого катера или яхты, видимо, нет смысла экономить на компании, которая будет выступать зарегистрированным собственником. Мы работаем с юридическими фирмами и уверены, что эти компании правильно и полностью регистрируются, их статус должным образом поддерживается, в любой момент мы можем получить любую информацию или запрашиваемый документ (доверенность, копии документов и т.д.).
- А где они регистрируются?
- Практически в любых юрисдикциях, по выбору клиента. На сегодняшний день для регистрации яхт и катеров наиболее часто используются те же Панама, Белиз и Британские Виргинские острова. Это примерно равные по рейтингу юрисдикции среднего уровня.
- Какие документы получает владелец яхты?
- Полный комплект нотариально заверенных и легализованных документов. Причём это полный номинальный сервис (адрес, секретарские услуги, номинальные акционеры и директора). Клиент может сам выступить директором компании, но это не всегда удобно. Есть особенности. Например, в Белизе возможно издание акций на предъявителя. В Панаме и БВО компании выпускают именные акции, но Реестр ведёт сама компания, т.е. обеспечивается идентификация акционера при соблюдении достаточного уровня конфиденциальности.
- Какие документы надо предоставить для регистрации?
- От клиента необходимо получить ксерокопию паспорта и информацию:

  1. о подтверждении наименования компании;
  2. об адресе бенефициара (если нет в паспорте);
  3. о лице (лицах), на имя которых должна быть издана генеральная доверенность и специальные доверенности (например, на капитана яхты) от имени компании (ФИО, паспорт, адрес).

- Как долго регистрируется компания?
- Срок регистрации обычно 2 недели, с учётом курьерской доставки.
- Сколько может стоить создание такой компании с целью дальнейшей регистрации на неё яхты?
- Окончательную стоимость вряд ли можно спрогнозировать, но в целом расходы с учётом содержания компании на год вперёд составляют около 3000 долларов.
- А для чего ещё можно использовать такую компанию?
- Для ведения бизнеса. Если в шиппинге существует правило single shipping company (т.е. на каждое судно отдельная компания-собственник), то в яхтинге подобные риски, как правило, не существуют, и такие компании можно использовать для различных целей. Например, как холдинг, как компанию, владеющую объектом недвижимости (земельный участок или здание) и т.д.
- Благодарим Вас, как постоянного автора нашего журнала, за предоставленное интервью. Надеемся на новые материалы в области яхтинга.
- Спасибо. Удачи. И чистого фарватера!