Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Четыре Viknes-а и…
Тема: ------; Автор: Парфенюк Стас; Страница в журнале: 100;

Думаю, с продукцией скандинавских судостроителей украинский водномоторник если и не сталкивался воочию, то наверняка что-то где-то видел-слышал благодаря Интернету или, скажем, всё той же прессе. По крайней мере, «Фарватер» в лице главреда с нескрываемым уважением из номера в номер знакомит читателя с моделями Tristan, Askeladden, Buster, Aquador, Nord Star, Nimbus, Viknes…
Именно о последнем бренде сегодня и поговорим. Обо всех моделях (четыре лодки) сразу.

Они очень схожи: приземистая рубка с обратным (траулерным, если угодно) наклоном ветрового стекла, walk-around (палубные проходы вдоль рубки), круто разваленный к палубе острый нос, высокий, с имитацией клинкерной обшивки борт, вальный движитель... Эти отточенные временем элементы – типичные черты «скандинавов», издавна бороздящих северные воды. Бергенцы лишь добавили своим катерам высокую арку в транцевой плоскости: это и жёсткий тент на весь кокпит, и некая фирменная фишка, если хотите… Только у младшей модели её нет. (Подобное исполнение называется «Sjark» – акула. Вкупе с характерной для Viknes рубкой арка и впрямь как плавник морской зубоскалки...)

Палуба и кокпит
Особенность катеров Viknes – «пустой» кокпит и «голая» палуба. То есть – никаких стационарных диванов, столов и прочей мебели (мягкая угловая кушетка не в счёт – убирается в борт за секунды). Концепция верфи проста – мол, вот тебе, хозяин, «территория», распоряжайся ею как знаешь: мЕста должно быть достаточно (к примеру, на 770-й модели кокпит 2,3х2,7м!). Можно рыбачить с друзьями, а можно разложить шезлонги, кресла, столик… Палубы тоже белеют непокрытым пластиком: тиком вымощены исключительно кринолин и… внутренние пайолы и плоскости. Это упрощает уход за палубой, к тому же лодки получаются гораздо дешевле, а значит – интереснее, доступнее для «пересічного покупця».
Нос ограждает мощный высокий релинг с проходом по центру (для схода на пирс, другое судно). Солидные швартовные утки, якорный ящик с дренажом, рифлёная палуба… Даже на качке находиться на баке не страшно – проверено.
В центре полубака – герметичный люк в каюту. Он достаточных размеров, чтобы при необходимости служить и аварийным выходом. На крыше рубки – горн, ходовые огни, антенная стойка: всё «в стандарте». (В случае прохода под невысоким мостом последнюю можно быстро завалить.)
Walk-around (бортовые проходы) узкие, но безопасные: лодка остойчивая, поручней хватает, имеется невысокий фальшборт. К тому же до середины рубки (а на 1030-м и вовсе до кормы!) проходы защищены релингами – ОК!
Взбираться на лодки удобно не только с носа, но и с борта, с кормы. Для этого в нужных местах установлены поручни, на борта наклеены резиновые коврики… Все Viknes оснащены кринолинами. Это и кормовая «дверь» на борт, и купальная платформа, и защита винта и транцевых плит от рыбацких снастей или буксировочного фала воднолыжника. А ещё телескопический трапик для выхода из воды, добротные поручни, ниша с душем «гор./хол.»… И конечно – тик под ногами!.. А если владельцу нужно – устанавливается и кормовой якорь со штатными роульсом и лебёдкой.
В кокпит из кринолина ведёт крепкая дверца с соответствующей защёлкой (порожек при подъёме – против самых наглых волн, накатывающих с кормы).
По периметру кокпит защищён трубчатым релингом. Но гораздо важнее, что на всех Viknes его палуба даже при номинальной загрузке находится выше уровня моря – попавшая внутрь вода уходит самотёком. Воистину, неоценимая вещь! И в плане безопасности судна, и с позиций удобства использования… В случае дождя кокпит 770-го тентуется по классической схеме – с опорой на съёмные нержавеющие дуги. На остальных лодках («Sjark») тентовка гармошечная: раздвинул каретки, пристегнул молнией полотнище – всё, герметично! Можно закрепить боковины, можно поставить только стенку или же всё кроме кормовой части; в солнечную погоду можно убрать «крышу», но затентовать от любопытных глаз периметр. Тенты между рубкой и аркой натянуты так жёстко, что и на полном ходу стоят, как влитые. Они оснащены вентиляционными отдушинами, клапанами напротив швартовных уток; имеются большие окна, «дверная» секция на корме…
Справа от входа в салон – дублирующий пост управления. Рулевой смотрит как поверх рубки (на 770-м), так и сбоку (на остальных): удобно и на ходу, и на швартовке. Через окно виден экран картплоттера; под руками штурвал, джойстик подруливающего устройства, рукоятки «газ/реверс» (вторая – тонкая регулировка малого хода, для троллинга), пара подстаканников (народ туда мобилки суёт…). Всё смонтировано на высокой тумбе, внутри которой рундук для непромокаемой одежды (Это у Viknes 770, на других лодках этот рундук по левому борту. Но в любом случае – с возможностью подачи горячего воздуха, т.е. быстрой сушки!)
Рядом с кормовым постом – ступенька на шканцы с вделанными в неё аварийными ручными помпами. Ещё в кокпитах – вентилируемый рундук для газовых баллонов и оборудованный сливом – для хранения рыбы/швартовов.
Под кормовым козырьком – галогенный осветительный плафон. Яркость его регулируется: ночью можно убавить, чтоб только наживку видно было, а можно залить светом весь кокпит – лампа достаточно мощная.
В днище кокпита большие лючины. Под ними – двигатель, обогреватель, другие агрегаты (в стандартную поставку входят 2 аккумуляторные батареи, система горячего водоснабжения 220, опреснитель воды). Избыточные объёмы – в шкиперском распоряжении (кранцы, бухты троса, раскладные столы-стулья и пр.).
Кроме того, в подкокпитном пространстве может быть вмонтирован (опция) колодец доступа к гребному винту – т.е. намотавшиеся конец или сеть можно срезать не ныряя под днище! А ещё – специальные полости, в которых прячутся гидроцилиндры транцевых плит. Такая конструкция не боится ударов кормой, за неё не цепляются рыбацкие сети...

Рубка
Войдя из кокпита в салон, поражаешься резкой смене обстановки: из царства сплошного пластика – в обилие тёплого дерева и мягких тканей. Тиковый пол, мебель из натурального дерева и подобранная в тон обивка диванов прямо-таки радуют глаз!
В рубке стоишь в полный рост – 1,9 м. Круговое остекление предоставляет рулевому максимальный обзор. Плоские лобовые стёкла (3 шт.), прикрытые выступающим козырьком, установлены по-траулерному: для плохой погоды лучшего пока не придумали. Каждая секция обязательно снабжена «дворником» и обдувом тёплого воздуха (дефростер). Для вентиляции салона можно приоткрыть большие потолочные люки.
Пост управления (справа) оборудован просто, но функционально: штурвал с гидроусилителем, ручки управления в нише правого борта, приборы на панели перед глазами, у подволока – монитор радара-картплоттера, компас, магнитола... На всех лодках приборы установлены так, чтоб их экраны виделись с обоих постов управления.
В помощь рулевому – носовое подруливающее устройство (4 кВт, 2 позиции), компас. Мягкое рулевое кресло (боковая поддержка, регулировка) на стоянке можно развернуть «лицом» к столу.
Планировка салонов весьма разная. Но «в стандарте» все оборудованы:

  • обеденным уголком со столом и сидушками минимум на четыре персоны;
  • полноценным камбузом (даже на 770-м он оснащён 2-конфорочной газовой плитой, мойкой, холодильником, посудной тумбой, продуктовыми рундуками…);
  • изолированным гальюном с электроунитазами, умывальниками (гор./хол. вода), полочками, зеркалами, душем – всё в стандерте… (только 770-й «бездушный», но и там стоишь в полный рост);
  • дизель-обогревателем мощностью 4 кВт (на 880 и 1030 – стандарт, для 770 и 830 – опция).

На 1030-м картплоттер крепится в нише торпедо, а у подволока – большой матричный телеэкран: на стоянке он откидывается вниз и виден всем сидящим за обеденным столом.

Каюты
У Viknes 770 носовая каюта, по сути, продолжает салон, ибо не отделена от него даже шторкой. Но поскольку ниже уровнем, воспринимается как отдельное помещение: «полуторная» кровать в носовом треугольнике, под ней достаточно ёмкий рундук, ещё один рундук (одёжный) – под сидением рулевого. Шкафа с вешалками нет – это рабочая лодка... Есть и вторая «двуспалка» – для этого надо поднять и зафиксировать сиденье рулевого. Детям такое нравится!
Viknes 830. В нише под обеденным уголком (рубка) с комфортом устроятся двое. Ещё одно-два места – в носовой пульке («одно-два», потому что лежать поперек, а корпус здесь сужается – разве что с ребёнком…). И одно место – на узковатом диванчике левого борта. Впрочем, возможны и другие варианты планировки – как говорится, на выбор...
Viknes 880. Две каюты: одна в носу (классическая V-конфигурация), другая на миделе (широкое двуспальное ложе под салоном). Приватность хоть и не полная, но выше, чем на «американцах»: каюты здесь разделены дверью. К обеим «прилагаются» приличных объёмов шкафчики, рундуки, полки. В изолированном санузле – уже вакуумный унитаз, душ…
Viknes 1030. В носовом помещении находится каюта владельца: большая двуспальная кровать на подиуме, шкафчик для одежды, полочки вдоль бортов. По левому борту – одиночная каюта, с кушеткой и полками. А вход в третью (полноценную «двуспалку») – из кормовой части салона.

На ходу
Все Viknes-ы основательно протестированы «Фарватером», причём в весьма свежую погоду (главред, как обычно, в своей манере поиздевался над лодками: на полном ходу выкручивал им штурвалы, резко давал или сбрасывал «газ», внезапно переключал на задний…). И вот резюме: лодки идут ровно, мягко встречают волну, высокие гребни проходят спокойно – лишь тучи брызг по бортам. Все почти без крена входят в резкий разворот на полном ходу: винт не «хватает» воздух, корму не заносит – никакого «экстрима»... То есть, лодки 100% безопасны даже с новичком на руле. (А всё благодаря вальной схеме!..)
При любом режиме движения здесь вы не услышите в кокпите или салоне нудного дребезжания лючин, хлопающих дверец… – всё зафиксировано. Да и шум в салоне при закрытой двери сравним с шумом на люксовых мотояхтах.
Второй пост управления незаменим при швартовке, особенно при подходе в одиночку: в корме у борта гораздо проще «прицеливаться», а когда кранцы коснулись причала, достаточно накинуть швартов на ближайший рым и заложить его на ближайшую утку (их 3 пары).
Из-за того, что винт под корпусом, защищён килем и мощной шпорой, риск его повреждения при реверсе или наскоке на мель мизерный. Но у вальной одновинтовой схемы есть и недостатки: занос кормы на заднем ходу, слабая маневренность на малых оборотах – катер нужно хорошо прочувствовать, прежде чем швартоваться в сложных условиях. Поэтому капитану-новичку настоятельно рекомендуется дооборудовать свой Viknes кормовым подруливающим устройством (носовое уже есть «в стандарте»).

Эпилог
Если вам нужна скорость – ищите в другом месте: эти катера даже до 30 узлов не разгоняются (см. «ТТХ»). Viknes – для безопасного, «безэкстримного» плавания в любых погодных условиях. Они – для души!
1030-й хорош своей универсальностью, он достаточно просторен и солиден, чтобы пригласить на борт бизнес-партнёров. Да и остальные – прагматичные, безопасные и комфортные катера для семьи и дружеских круизов. Надёжные товарищи, которые выручат из любой передряги…
К тому же это отличное вложение денег: не подверженные капризам корабельной моды лодки с годами очень медленно теряют в цене!

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Viknes в Украине – компания «Фьорд-Марин».