Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Boot-Dusseldorf 2008. Наблюдения и рассуждения
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 18;

Легко писать об украинских выставках: каждый год что-то новое как в организации, так и в продукции, бот-шоу меняются и «взрослеют» синхронно с нашим молодым динамичным водным рынком – словом, сплошные информационные поводы. Другое дело – Boot-Dusseldorf. Сама стабильность: брэнды всё те же, даже представляют их давно знакомые лица; большинство компаний закрепили за собой «штатные» места в павильонах; организация доведена до совершенства… Так что, если появляется принципиально новое имя, судно или опция – большое событие. В целом же – совершенно логичное отражение давно «устаканившегося» плотного и стабильного мирового рынка (чем, собственно, эта выставка и ценна).

Впрочем, всё вышесказанное – правильно «в общем и целом»: изучив выставку внимательнее, изменений и тенденций можно найти немало. К примеру, в самом престижном 6-м павильоне: итальянские «супер-» явно теряют интерес к выставке. На стенде Azimut было выставлено всего 2 (две!) модели. И представителей дилеров на стенде всё меньше (только россиян в прошлом году было 6 человек, а сейчас – всего двое). Сами они утверждают, что за итальянскими (и не только) супер-яхтами клиенты всё больше в Геную ездят (тем более, и заказывать лодки такого «калибра» сподручнее осенью). Вот почему именно на бот-шоу в осенней Италии был, к примеру, полный ряд Azimut, а на стенде Ferretti Group работало ни много, ни мало 400 человек! Здесь же и те, и другие больше для имиджа…
Впрочем, «свято место пусто не бывает»: явно выросли стенды англичан (Princess и особенно Sunseeker), увеличил выставочные площади германский Drettmann, появились Majesty (ОАЭ) и даже поляки (греющее душу ретро Classic 58 от Conrad). Явно добавилось и голландских стальных люкс-яхт (правда, это уже павильон №15, второй по престижности) – к примеру, на Linssen красовалось уже 5 судов против обычных 3-х… Всё идёт к специализации бот-шоу: «южный рынок» (Генуя) и «северный» (Дюссельдорф)? Вполне вероятно.
Ещё ярче изменения в парусных павильонах (№№16-17). Уже год назад журналисты за чашечкой кофе в пресс-центре цокали языками: мол, «слишком плотно там лодки расставлены, тесновато уже». Так вот: в этом году крейсерских яхт добавилось ещё и… вместе они «выдавили» швертботы и прочую парусную «мелкоту» (150 компаний, на минуточку!) в павильон №2 (соответственно потеснив тамошних рыбаков) и даже в чисто моторные №№10-11, где необычными островками гордо противопоставляли себя окружающим катерам и моторам. Просто-таки наглядное подтверждение ежегодного роста статистики проданных в Европе парусных яхт.
И, наконец, самые заметные тенденции в катерно-лодочных павильонах. Во-первых, явно добавляется катеров, доступных по стоимости среднеевропейскому семейству (примерно до 70000 Евро) – похоже, это реакция на оздоровление конкретно немецкой экономики. Во-вторых, явно активизировались американцы – перекос курса Евро к доллару удешевляет их продукцию для европейцев (на многих стендах транспаранты: «цены в долларах!»). В-третьих, явно больше стало гидроциклов (ренессанс вида?). А в-четвёртых, насколько же выросли в размерах и «навороченности» RIB-ы – пожалуй, самое сильное впечатление нынешнего года.
Как обычно, новинки и «интересности» представленных в Украине брэндов – в отдельных материалах. А здесь пройдусь по принципиально новому, оригинальному и непривычному. С упомянутых последними RIB-ов и начнём.

Катера и лодки
К примеру, 8-метровый Nauma Tec: приземистый удлинённый боурайдер явно спортивного вида, но с тиковым настилом и большими рундуками для пикникового снаряжения («прилетел» на отдалённый остров – отдыхаешь). Рядом – здоровенный Lomac: 10,3 м в длину, 3,48 в ширину, вес 2,6 тонны, двигатель от 515 до 700 л.с., стол с круговым диваном в кокпите, в развитой центральной консоли – дверь в кадди-каюту с изолированным санузлом, огромные площади сан-дэка. Ничего так «надувнушка»? А вот ещё более люксовый по исполнению Solemar 32 – примерно тех же размеров и обстановки, но с тиковым настилом, холодильником, декоративной обивкой в каюте… Но ещё больше потряс их буклет: в модельном ряду, как оказалось, есть 44-футовая модель («брэнд-нью», в Генуе презентовали)!
Конечно, можно спорить, зачем нужна «надувнушка» личного пользования, которую даже на трейлере не перевезёшь (габариты совсем не дорожные, да и вес не трейлерный). И в чём смысл её «люксового» исполнения? Видать, рынок «попросил», скорее всего как «приложение» к супер- и мега-яхтам.
Причём, не одни итальянцы этим занялись: вот китайский El Toro от Nautic Star, с виду напоминающий лоцманский катер с солидным «пайлот-хаусом». Ан нет – судно для семейного отдыха, с камбузом, носовой каютой и тиковым настилом.
Но и в более сподручном для «надувнушек» рабочем применении – масса интересных новинок. К примеру, жёлтое российское такси от EK-Marine – нечто вроде маршрутки с кормовым выходом (два ряда сидений в закрытой каюте). Предусмотрен «крышный» кондиционер, вентиляционный люк, стационар с колонкой; швартоваться можно быстро и без опаски – по периметру ведь «кранец». Не понял только, как именно можно на нос пройти, чтоб, к примеру, швартов набросить.
А вот другой вариант «маршрутки» – RIB с двумя рядами удобных сидений, но полностью открытых «природе». На подобных лодках мои компаньоны по поездке в Стокгольм тамошние шхеры обследовали – были в восторге. А перспективность сервиса такси или экскурсионного в городах вроде Киева лично мне кажется несомненной.
О RIB-ах закончили, обратим внимание на Professional 18 (от Jet-eeXX GmbH) – лодку-приставку (длина 5,55 м, ширина 2,48 м) к гидроциклу. Обстановка на борту: 4 кресла, сан-дэк, аккумулятор, аудиосистема, тент-бимини. В корме – швартовочное «гнездо» для гидроцикла. По задумке, гидроциклист буксирует это судно, допустим, на облюбованный остров, где компания отдыхает и по очереди «рысачит» на освобождённом от «упряжки» снаряде. Разумно.
И очень любопытную лодку выставили ирландцы – нечто вроде каяка со стационарным двигателем. Лодка очень остойчива (утверждают, что стоя можно блеснить), ножная рулёжка, все рукоятки управления двигателем – под руками. Самое любопытное: крышка «машинного отделения» снимается, мотор (моноблок с водомётом) вынимается двумя движениями и ложится в багажник автомобиля, сама лодка (45 кг без двигателя) – на верхний багажник. Полный газ – 24 км/час, лодке достаточно 10 см глубины, а бака на 11 л хватает на 9-10 часов полного хода! Представляю, как интересно было бы на ней исследовать днепровские плавни, где никакая лодка не пройдёт!..

Парусные яхты
В тени флагмана парусного флота выставки – величественного Oyster 655 – у стены скромно стояла прелюбопытнейшая голландская Marina 85 (8,65 м х 3,10 м): классические штевни, длинная килевая линия, изящная погибь борта, псевдоклинкерная (корпус пластиковый) обшивка, вельботная корма. Необычное решение – очень сильно вырезанный вход в салон. Если дождь – он перекрывается козырьком-брызговиком, зато в тёплый день яхта более чем открыта для воздуха и солнечных лучей. Большим тентом-кабиной можно и кокпит сделать жилым и уютным в любую погоду. Внутри и снаружи – царство дерева: исполнение «для души». Судно укомплектовано солидным стационаром и поставляется в двух вариантах – парусном и чисто моторном. Сами производители считают, что их судно «для семьи или пожилой супружеской четы, у которых не слишком много денег, но они любят природу и неспешные путешествия, а ещё – благородную классику». Насчёт денег – это по голландским понятиям, и цену есть смысл сравнивать с их же стальными круизёрами или парусниками…
Ещё один проект (даже два) универсального использования (моторное или парусное) привезли поляки. Это Haber 660 и Haber 800 – оба с высокими «траулерными» рубками и тяжёлыми швертами. Из «изюминок»: внутренний рулевой пост (в непогоду под мотором рулевой может даже непромоканец не одевать), гафельное вооружение (без гафеля надводный габарит всего 7,3 м – счастье для «трансднепровца»!) и глиссирующее исполнение корпуса (в корме отформован «ласточкин хвост» по типу итальянских гоззо). Приятное исполнение, умная планировка, изолированные санузлы…
Ну и, конечно, нельзя было пройти мимо тримаранов Corsair и Dragonfly (9-11 м). «Фишка» всех трёх моделей – складывающиеся поплавки (чтобы на стоянке и транспортировке ширину уменьшить). Внутри у всех – расположение и объёмы больших четвертьтонников (только по длине вольготнее, конечно), зато площади сеток-палуб и (главное!) скоростные характеристики поражают воображение. В поплавке Dragonfly 35 ниша-гараж для хранения байдарки/каяка. По периметру кокпита декоративные спинки диванов (добавляют удобства и «люксовости»), а вот большой углепластиковый штурвал, как по мне, при такой ширине смотрится странновато.

Системы и механизмы
Наконец-то MerCruiser презентовал свой собственный «джойстик», в противовес Вольво-Пентовскому – Axius Change Course. По виду и принципу действия – полный аналог. Но преимущество его в том, что хоть и разрабатывался Axius в паре с днищевыми движителями Zeus (опять же, аналог IPS), он вполне «дружит» с привычными транцевыми Z-колонками от MerCruiser. Что означает большую гибкость при заказах, возможность дооборудования уже работающих двухприводных катеров и т.п. Конечно, колонки нужны «продвинутые» (на базе обычных Bravo 3 + электроника и гидравлика), но, согласитесь: одно дело специально конструировать днище (с плоскими участками, как для Volvo Penta IPS), а совсем другое – поменять колонки на любом обычном.
А сама Volvo Penta презентовала очередные (по мощности) привода IPS – на 575 и 670 л.с.
Понравился стенд, на котором демонстрировали действие системы автоматического выравнивания крена – небольшую мотолодку вручную наклоняли на левый или правый борт. И, с секундной задержкой, гидравлика перенастраивала транцевые плиты – выглядело впечатляюще.
Моторы Torqeedo за год прилично «возмужали»: топ-модель уже в состоянии толкать 3-тонное судно! Её вес – 18,5 кг, питание 24 вольта.

Несмотря на очень неприятную для многих экспонентов накладку (первые дни Boot-Dusseldorf совпали с последними днями работы London boat-show), с количеством и разнообразием выставленных судов проблем не было. Именно потому, что выставка работает на производителя весьма эффективно. К тому же все, кому это нужно, через год снова приедут в Дюссельдорф, поскольку увидеть ПОЧТИ ВСЁ, что есть на мировом рынке, можно только здесь. И в этом – главная ценность немецкого бот-шоу.

Фото автора, а также из официальной коллекции Messe Dusseldorf (Tillmann).


Бот-Дюссельдорф в цифрах и фактах
1699 участников (на 55 больше, чем год назад), 279000 посетителей. Общая площадь, занятая стендами – 112060 кв. м (2007-й – 106191 кв. м, 2006-й – 104230 кв. м). Павильоны уплотняются, однако…
Любопытно, что бот-шоу становится всё более интернациональным: 739 «импортных» (из 56 государств) стендов против 960 немецких (для сравнения: в 2007-м соотношение было 653/988, в 2006-м – 648/1006). По количеству и занимаемой площади многолетний «зарубежный» лидер Италия (103 стенда, 10203 кв.м) уступила первую позицию Нидерландам (147/10598), затем идут Франция (64/8343) и Великобритания (24/3273).
В целом выставка подтвердила статус мирового лидера (для эрудитов: да, в Майами экспонентов на полсотни больше, но вот посетителей почему то вдвое меньше).