Статьи
Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Новости
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 134;

Экранопланчик
Экранопланы – это на самом деле воздушные суда, использующие в полё-те эффект аэродинамического экрана, в данном случае земли или воды. Па-рят они всего в нескольких метрах над поверхностью. Подъёмная сила соз-даётся не нагнетающими двигателями, а за счёт особенностей аэродинами-ческого обтекания. Наибольшее распространение экранопланы получили в СССР, когда был разработан и успешно испытан 75-метровый и 400-тонный ракетоносец «Лунь» с восемью турбовентиляторными двигателями НК-87 и дальностью действия 3000 км. Однако рынок малых экранопланов оказался более живучим. Компания Universal Hovercraft, основанная бывшим авиаин-женером Бобом Уитни, выводит на рынок небольшой экраноплан UH-19XRW. Паря в двух метрах над землёй, он привлекает любителей водного отдыха именно своей необычностью. Поскольку не имеет значение происхождение экрана (это может быть и суша), можно легко преодолевать препятствия на скорости около 90 км/час. Раз аппарат движется вблизи земли, то лицензия пилота не требуется, и во многих странах маленькие экранопланы регистри-руют как катера. Небольшие крылья выполнены съёмными, без них получает-ся судно просто на воздушной подушке (СВП), способное перевозить 4-6 пас-сажиров. В режиме СВП радиус действия 322 км, в режиме экраноплана – 225, бензобак на 45 л. Длина 7 м, ширина 2,3 м, сухой вес 386 кг. Правда, в режиме экраноплана есть ограничение на ветер – не более 12 м/с. Полутора-метровый двухлопастной пропеллер для создания тяги и четырёхлопастной вентилятор диаметром 0,9 м (расположен в носу) для создания подъёмной силы приводятся в действие четырёхтактником Weber в 135 л.с. Для изготов-ления корпуса применялись полиэстеровый пенный наполнитель, дерево и ручная укладка стекловолокна. Экранопланы Hovercraft производят в городке Гарвард американского штата Иллинойс. В целом все это смотрится действи-тельно оригинальной альтернативой традиционному катеру – одновременно плавает и летает. Стоимость такого гибрида порядка 10 тысяч долларов.
www.hovercraft.com

Личная подлодка
Хотя люди и живут на земле, всё же 5/6 поверхности нашей планеты по-крыты водой. И интерес к подводному миру не угасает. Спустя столетия по-сле появления первой подводной лодки и 50 лет после изобретения аквалан-га голландская компания U-Boat Worx представляет на рынок средство пер-сонального передвижения под водой – C-Quester. За 2,5 часа на глубинах по-гружения до 50 м можно вдоволь насмотреться подводных красот. Первая лодка была передана заказчику в марте 2007 года. Вообще удивительно, по-чему на рынке за последнее столетие бурного развития подводного военно-морского флота до сих пор не появилось надёжной серийной и доступной по цене небольшой подводной лодки. Это очень и очень реальная альтернатива аквалангу. Персональные подлодки поставляются в двух модификациях: си-ние CQ1– на одного подводника, жёлтые CQ2– на двоих. Жёлтые подлодки могут брать на борт 200 кг полезной нагрузки, а сами тянут на 1,6 т. Скорость как надводная, так и подводная составляет 4 узла. В стандартной комплекта-ции лодки оснащены защитным Х-образным стальным куполом. C-Questers относятся к так называемым атмосферным сухим автономным подводным лодкам. И любители подводного мира буквально сухими выходят из воды, не боясь кессонной болезни. Для управления лодкой, однако, необходим серти-фицированный пилот-подводник. Особенное внимание уделено безопасно-сти. В лодке имеется система контроля глубины погружения. При превыше-нии 50 м автоматически начинают продуваться балластные цистерны, воз-вращая лодку к поверхности. Имеется и система рекуперации воздуха. Кроме прочного несущего корпуса имеется и внешний – для предохранения первого от возможных повреждений. Вдобавок к балластным цистернам – пять сис-тем предотвращения падения на глубину: двигатели, мягкие балластные тан-ки, заполняемые воздухом при нажатии кнопки. Если вы проигнорируете аварийную сирену, компьютер автоматически будет заполнять мягкие танки. Есть гидравлическое дублирование управления и, наконец, возможность избавиться от свинцового балласта. Плюс автоматически поддерживается необходимый уровень кислорода по четырём независимым датчикам. А на случай чрезвычайной ситуации имеется всё необходимое для жизни на 36 часов. Вроде всё предусмотрено, только бы система безопасности не вывела из строя все остальные системы.
www.uboatworx.com

Фантом
Компания International Maritime Flight Dynamics (Флорида, США) разрабо-тала прототип судна, названного морским фантомом – Sea Phantom. Уни-кальный аппарат базируется на разработанных в NASA специальных гидро-динамических плоскостях, обеспечивающих плавность хода при различных погодных условиях – фактически применён эффект экрана. Sea Phantom ос-нащен встроенной системой стабилизации, включая системы дистанционного контроля на базе нескольких компьютеров. В настоящее время 30-футовый прототип весит 800 кг и может брать на борт пять пассажиров, разгоняя их до скорости в 85 узлов (двигатель 300 л.с.). Серийный образец предполагается вывести на 150 узлов и до 16 пассажиров, что уже действительно интересно. Современное высокоско-ростное управление, низкое потребление топлива, дополнительный эффект экрана обеспечивают всепогодные характеристики катера. Низкая эффективная отражающая поверхность делает Sea Phantom малозаметным на экранах корабельных радаров, а значит нужным в военных приложениях. Когда Sea Phantom летит над гребнями волн, в воде остаются только несущие плоскости. Пропульсивная система заимствована от проверенных временем оффшорных гоночных катеров. Разработчики в перспективе хотят исключить с панели управления гидроплоскости – для упрощения работы пилота. Компьютеризованная система стабилизации на гироскопе сделает аппарат доступным любому, имеющему опыт управления высокоско-ростными оффшорными катерами. Высота парения над поверхностью кон-тролируется опросом датчиков 400 раз в секунду, автоматически балансируя аппарат, пока не поступит сигнал о вмешательстве пилота. Надо отметить, что Sea Phantom разработан по гидродинамически устойчивой схеме, то есть его удерживает в «полёте» не работа электроники, а имеется запас пассив-ной устойчивости. Системы дистанционного управления позволяют лишь об-легчить нагрузку на пилота, не являясь системой, обеспечивающей безопас-ность движения. Стоимость гражданских вариантов оценивается в 400-600 тыс. долларов. Международная академия наук выбрала Sea Phantom победи-телем в категории «выдающиеся технологические достижения 2007».
www.seaphantom.com

M-корпус
Компания M ship из Сан-Диего продвигает на рынок суда оригинальной конструкции Чака Робинсона с двумя продольными желобами на днище. По-лучается подобие М-образного корпуса. Благодаря тому, что каналы распо-ложены выше уровня воды, поток набегающего воздуха смешивается с во-дой, вытесняемой судном, образуя пенные вихри в туннелях корпуса. В ре-зультате уменьшается трение корпуса о воду, а значит и снижается расход топлива. В M-флоте компании особый интерес вызывает 80-футовый M80 Sti-letto шириной 40 футов и водоизмещением 45 тонн. Осадка при полной за-грузке всего 3 фута. Палубное пространство эквивалентно судну обычной компоновки длиной 160 футов. M80 проектирован на скорости 50-60 узлов. Для снижения веса и увеличения жёсткости при постройке применялся ис-ключительно карбон. Геометрия M-образного корпуса состоит из центральной водоизмещающей секции с «глубоким V» на входе и плоской кормовой ча-стью; двух туннелей глиссирования для создания аэродинамической и гидро-динамической подъёмной силы (входное сечение большой площади посте-пенно уменьшается к корме); жёстких скегов, подхватывающих носовую вол-ну и закручивающих её в туннели. Стоит отметить заметное невооружённым глазом снижение волнового сопротивления – энергия носовой волны частич-но преобразуется в подъёмную силу в туннелях глиссирования. Сжатая аэри-рованная вода, пена в туннелях обеспечивают плавность хода. Интересна идея конструкторов в мультипликации М-корпусов для больших судов. Созда-ние мульти-M корпуса добавлением одного или нескольких M в ширину даёт большим судам надежду на преодоление предела скорости в водоизмещаю-щем режиме. Горб сопротивления при переходе от водоизмещающего режи-ма к глиссирующему заметно сглажен и происходит без существенного изме-нения дифферента. У Stiletto в водоизмещающем режиме работает только центральный корпус, рассчитанный на эффективную работу при низких ско-ростях. С увеличением скорости туннели начинают «накачивать» пенную по-душку, осуществляя плавный переход на глиссирование. Благодаря пенной массе, снижается и акустическая заметность судна. Потенциал М-корпусов был продемонстрирован на коммерческом 65-футовом пароме и высокоско-ростном прототипе длиной 38-футов. Ведётся разработка концептов длиной до 200 футов. И всё же, если присмотреться повнимательнее, то можно сде-лать вывод: M-корпуса являются удачной вариацией известных схем обводов глиссирующих катеров на гидролыжах типа саней Фокса или двухкилевых морских саней Хикмана. Отличие – в новых материалах и аэрогидродинами-ке, в частности компьютерном моделировании.
www.mshipco.com

Корабли Саддама
Ушёл в небытие режим Саддама Хусейна, но след его ещё глубок в исто-рии. На продажу выставлена прекрасная моторная яхта диктатора – 269-футовая Ocean Breeze, бывшая Qadisiyah Saddam. На её борту – госпиталь с операционной, плавательные бассейны, сауны, бронированное остекление, мечеть, противоракетная защита и небольшая подводная лодка. Как указано в объявлении: один хозяин. Торг начинается с 35 млн. долларов. Сейчас яхта ошвартована среди яхт миллиардеров в заливе Ниццы (французское Среди-земноморье). Сей дворец из красного дерева и мрамора пытается продать некая компания с Каймановых островов. Однако будущее Ocean Breeze ту-манно. На яхту претендует правительство Ирака, в рамках преследования исчезнувших миллиардов диктатора уже выигравшее суд в Ницце, и пока на неё наложен арест.
Ocean Breeze была сконструирована Ианом Флемингом и построена в 1981 году в Дании на верфи Helsingor Vaerft. Яхта была наречена Qadisiyah Saddam в честь победы арабов над персами в VII веке. Водоизмещение почти 2,3 тысячи тонн, два винта, одна мастер-каюта, девять двухместных кают (скорее спален) со сдвоенными кроватями (четыре на две персоны и 13 од-номестных номеров), серебряная посуда на 200 персон. Жилые помещения богато отделаны: гигантские ТВ-экраны, сдвоенная кровать мастер-каюты увенчана позолоченным балдахином. С падением режима, да и до этого, точ-ное местоположение Ocean Breeze оставалось загадкой. Нет никаких доку-ментальных данных, что Саддам Хусейн когда-либо вступал на борт яхты. Последние четыре года правительство Ирака тщательно отслеживало пере-мещение яхты. Когда та бросила якорь в Ницце в ноябре 2007 года, было за-явлено в полицию. Греческая команда особо не сопротивлялась и француз-ским полицейским удалось отыскать на борту документ лондонского Ллойда, что Qadisiyah Saddam раньше принадлежала правительству Ирака. Это судно должно было стать близнецом второй яхты Саддама – Al Mansur, затонувшей от попадания авиабомб в заливе Басры во время англо-американского втор-жения в Ирак в 2003 году. В 1986 году, когда Qadisiyah Saddam была достав-лена в Ирак в разгар ирано-иракского конфликта, её перегнали в порт Джид-да, от греха подальше. По одной из версий обладателем Qadisiyah Saddam стала королевская семья Саудовской Аравии, после вторжения иракцев в Ку-вейт в 1990 году переименовавшая её в Al-Yamamah. Далее яхта с греческой командой вроде бы находилась в Аравии, выходя раз в два года на обслужи-вание. Al Mansur был подарен Саддаму королевской семьёй за войну с Ира-ном. Саддам за пять дней до начала Иракской войны нашёл время, чтобы пе-регнать его в Басру. Al Mansur бомбили 16 раз, 8 прямых попаданий. Покры-тый копотью Al Mansur держался на плаву ещё несколько дней, пока навсегда не исчез с экранов радаров. Участь Qadisiyah Saddam ожидается более счастливой.
The Independent of London, Февраль, 2008

Игрушки века
В австралийском Национальном морском музее в марте открылась уни-кальная выставка, представляющая 100 лет игрушечного судостроения. Иг-рушечные кораблики от Bateaux Jouets 1850-1950 годов представлены фран-цузами. Посетителей должны порадовать около 200 разноцветных вымыш-ленных кораблей. Стиль выставки – от простых бумажных корабликов до впе-чатляющих механических игрушек, которые могут передвигаться не только по коврам, но и в бассейне или открытом водоёме. Это игрушки своего времени, отражающие перипетии быстрой индустриализации Западной Европы и эво-люции прогулочных судов, пассажирских лайнеров и военных кораблей. Ba-teaux Jouets – очаровательная экспозиция просто выдающегося качества. Иг-рушечные кораблики были наиболее популярными французскими игрушками, начиная с середины XIX века. Интерес к ним постепенно возрастал с развитием городов и появлением парков с фонтанами и бассейнами, где капитаны игрушечных кораблей с удовольствием запускали своих любимцев. Многие семьи стали на праздники выбираться к морю. В движение кораблики приводились разными приспособлениями – от банальных закрученных резиновых жгутов до часовых механизмов. Специальные горелки отвечали за разводку пара в трубах пароходов, ну и, конечно, свою лепту внесло прочно вошедшее в нашу жизнь электричество. Одна из замечательных моделей – пушечный Nowik: когда игрушка описывала на воде полный круг, палил из всегда готовых пушек, приводимых в действие специальной вспомогательной системой, связанной с часовым механизмом.
www.musee-marine.fr/public/virtuel/bateauxjouets

Солнечный танкер
При нынешних ценах на нефть и неутешительных прогнозах на будущее «чёрного золота» веер альтернативных предложений растёт. Австралийская компания предлагает проект Aquatanker – концепцию «зелёного» супертанке-ра для перевозки больших объёмов питьевой воды (проблема надёжной по-ставки питьевой воды в поражённые цивилизацией районы мира становится достаточно актуальной). Предполагаемая длина судна 400 м, ширина 31 м. С использованием «парусов», представляющих собой вертикальные плоскости солнечных батарей, акватанкер должен двигаться со скоростью около 15 уз-лов. Фактически солнечные батареи работают и как вертикальные крылья – жёсткие паруса. При этом потребление топлива (а соответственно и выбро-сы) должны сократиться приблизительно на 50% в сравнении с танкером тра-диционной схемы. Правда, простота запуска кайта на этом фоне выглядит более привлекательной. В машинном отделении танкера будет стоять гиб-ридная двигательная установка, приводимая в действие как электричеством от батарей, заряжаемых солнцем, так и углеводородным топливом. В рамках этой же концепции разрабатываются и полностью автономные беспилотные океанские суда для нужд не только военных. В таких проектах предполагается дополнительно использовать энергию волн, что для массового применения достаточно футуристично.
www.solarsailor.com

Среди айсбергов
Ещё в начале 2004 года «Фарватер» писал об Antarctic Cup – вызове для профессиональных яхтсменов и любителей приключений. Заявки принима-ли тогда на 2005 год. В этой уникальной гонке могут участвовать флоты и от-дельные яхтсмены, многокорпусные или однокорпусные суда, серийные и прототипы – старт был открыт для всех. Но желающих обогнуть безостано-вочно ледовый континент не находилось. Поэтому особенно приятно, что первым решился на столь отчаянный шаг Фёдор Конюхов на 85-футовой яхте «Алые паруса». Antarctic Cup – единственная большая трансокеанская гонка протяжённостью 14 тыс. морских миль, проводимая Австралией. Обогнуть Антарктиду не так просто. И дело не только в постоянных штормах с ветром 60-80 узлов: добавьте сюда холод, снег, туманы, сильную влажность, 18 раз-бросанных по курсу островов, а самое главное – постоянный риск столк-нуться с айсбергом или небольшими ледяными глыбами, и станет понятно, почему смельчаков не было. Айсберги-сверхгиганты видны из космоса и могут простираться на добрую сотню километров. Ориентируясь на данные космической съёмки, оргкомитет гонки открывает или закрывает определённые коридоры в поясе между 45-60 градусов Южной широты (около 900 миль), в котором обязан держаться яхтсмен на протяжении всего плавания. Старт открыт с декабря по март каждого года. Федор стартовал 26 января из порта Албании. Был произведен выстрел из старинной пушки образца 1880 года, по иронии судьбы отлитой для обороны форта от воз-можного нашествия русского флота. Среди провожающих Фёдора яхтсменов был и Джон Сандерс, известный в мире тем, что 25 лет назад совершил три безостановочных кругосветных плавания без захода в порт. Как и ожидалось, маршрут оказался нелёгким, но Фёдору не привыкать к труднейшим испытаниям. 12 марта в 13.45 яхта «Торговая сеть Алые паруса» обогнула мыс Горн и вышла в Южную Атлантику – пройдена половина пути и начался обратный отсчёт.
www.konyukhov.ru
www.antarcticacup.com

Красный свет
За неделю до катастрофы в далёких от берега южных водах Индийского океана на тримаран Groupama 3 сел альбатрос. Это уникальное событие для тех широт, где пролегал курс шкипера Франка Каммаса и его команды, иду-щих на покорение кругосветного безостановочного рекорда Кубка Жюля Вер-на. На борту были единодушны: «Исключительно редкий случай, ради этого действительно стоило идти на столь рискованный старт». Согласно морскому фольклору альбатрос таит в себе души погибших моряков. Он может принес-ти как удачное спасение, так и катастрофу… Ночью 23 февраля в 23.43 по Гринвичу гигантский 105-футовый тримаран перевернулся… Произошло это в достаточно, если так вообще можно сказать, благоприятных условиях – всего в 80 милях от побережья Южного острова Новой Зеландии. Никто из команды не пострадал, но одна из самых дорогих и красивых яхт превратилась в обломки. Сразу же после катастрофы Каммас докладывал на берег: «…Успешно завершили поворот через фордевинд, немного спустя подветренный левый аутригер разломился на две части, что привело к поломке обоих поперечных балок и последующему перевороту. Экипаж временно расположился в центральном корпусе. Никто из десяти членов команды не пострадал. Во время катастрофы ветер был 25-30 узлов, волна 5-7 м». Всех потерпевших крушение спасли вертолётом, а впоследствии и обломки перевёрнутого тримарана отбуксировали в порт. Перед случившимся Groupama 3 на 600 миль опережал оставшийся нетронyтым 50-дневный рекорд макси-катамарана Orange II. Характеристики самого Groupama 3 впечатляли: длина почти 32 м, высота мачты 39 м, площадь парусности грота 356 м2, стакселя 201 м2, геннакера 472 м2. До фатального события Франку Каммасу уже подчинились три новых рекорда. Первым пал в мае рекорд 3900-мильного трансатлантического маршрута по пути первооткрывателей: Кадис–о.Сан-Сальвадор – 7 дней и почти 11 часов. Через месяц не устоял 947-мильный маршрут Майами–Нью-Йорк. Уже в середине июля был дан зелёный свет на Нью-Йорк–мыс Лизард (Великобритания). Атлантика была пересечена менее чем за 100 часов (3 дня 3 часа и 57 минут). Попутно был установлен рекорд суточного перехода под парусом в 784 мили (чуть меньше 1,5 тыс. км!). Но вот в кругосветном плавании зелёный свет сменился красным. Однако уже начались восстановительные работы, и осенью планируется вновь штурмовать главный рекорд вокруг планеты.
www.cammas-groupama.com

Хэт-трик
Для желающих попасть в Рио-де-Жанейро есть достаточно оригинальный способ – стартовать в гонке Буэнос-Айрес–Рио-де-Жанейро. Первая офф-шорная гонка Буэнос–Рио стартовала в 1947 году и стабильно проводилась раз в три года. Уже второй раз гонка проходит под покровительством компа-нии Rolex. В этом году выиграл 90-футовый Rambler Джорджа Дэвида. При-чём в нынешней, 22-й, гонке Rambler не только был первым на финише, но и с учётом исправленного времени уменьшил предыдущий абсолютный рекорд маршрута из Аргентины в Бразилию. 1123 мили было пройдено американ-ским скороходом за 4 суток 9 часов и 55 минут – проект конструкторского бюро Reichel Pugh не оставил ни единого шанса соперникам. Любопытно, что за четвёртое место боролись современный Beneteau 40.7 и Giles 52 образца 1958 года. Предыдущий рекорд маршрута держался с 1987 года за яхтой бразильских ВМФ Cisne Branco. Шкипер Rambler Кен Рид после гонки был сам впечатлён не меньше остальных членов команды: «Это наш третий хэт-трик за последний год. Невероятная вещь, но у многих яхт уходит вся их жизнь на исполнение хотя бы одного». Действительно, выиграть по абсолютному времени, с учётом гандикапа и установить новый рекорд скорости дано не многим. Всего четыре месяца назад Rambler проделал то же самое в классической средиземноморской гонке вокруг остров Rolex Middle Sea. Тогда 90-футовая макси показала время в 47 часов и 55 минут на 607 милях. Следующие гонки, в которых Rambler не намерен спускать соперникам – Antigua Sailing Week, Cork Week, Maxi Yacht Rolex Cup и потом вновь в Средиземное море на защиту титула абсолютного чемпиона Rolex Middle Sea. Правда, в последнюю гонку Кен Рид не пойдёт: его ждёт «малень-кий» новый 70-футовик PUMA Racing – участник стартующей в ноябре Volvo Ocean Race 2008-09.
www.regattanews.com

Парусная лихорадка
Хорошо известно, что «нормальные герои всегда идут в обход». Гонка против времени Нью-Йорк–Сан-Франциско предназначена именно для них. Добраться любым другим видом транспорта от восточного к западному побе-режью США не составляет никакого труда – те, кто любит водные просторы, могут воспользоваться Панамским каналом. 28 февраля 33-метровый макси-катамаран Gitana 13 через 43 дня и 38 часов в море пересёк финишный створ вблизи острова Алькатрас залива Сан-Франциско. Время Ива Парле 1998 го-да на 60-футовом однокорпуснике было улучшено более чем на две недели, и это с учётом вынужденной пятидневной стоянки у мыса Горн: при 60-узловом ветре лавироваться навстречу врывающемуся в пролив Дрейка Тихому океану было равносильно самоубийству. Экипаж из девяти человек и шкипера Лионеля Лемончоиса под флагом потомков Ротшильдов LCF Roth-schild Group прошли 14 тыс. миль известного клиперного маршрута со сред-ней скоростью 15,9 узла. Чуть более сотни лет назад наикратчайших путей, кроме водных, для искателей счастья в калифорнийской золотой лихорадке не было. Интересно, что в 1998 году условия больше благоприятствовали Парле, мыс Горн не запер его на пять суток. Надо сказать, что до этого макси-многокорпусники не решались на полный опасностей длинный переход. Мно-гокорпусные претенденты большей частью выступали неудачно, включая пе-ревернувшихся в 1984 году Чея Блайта и в 1990-м Рича Уилсона. Как ни странно, но Gitana 13 – не новый катамаран. За его плечами несколько круго-светок. Команда Gitana Team после покупки катамарана бароном Ротшильдом в 2006 году модернизировала лодку, улучшив скоростные характеристики. В дальнейшие планы Gitana Team входит покорение ещё одной известной па-русной вершины Сан-Франциско–Йокогама.
www.gitana-team.com



Статьи