Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
«Зелёный» DSe Hybrid
Тема: ------; Автор: Парфенюк Стас; Страница в журнале: 100;

«4 месяца в году без запуска двигателя!», «Солнечные амбиции!» Американская водномоторная пресса на заголовки не скупится. А ведь «герой» её восторженных статей – новое судно с гибридным движителем, эффективно использующим энергию солнца.

Яхтенный чартер с каждым годом всё популярнее. Но не всякому по душе адреналиновые крена, захватывающая работа со шкотами… По-прежнему найдётся немало приверженцев спокойного круиза под мотором – когда не зависишь от ветра, всё размеренно и по графику. Именно для таких и создан DSe Hybrid.
Конструкторам «солнечного» круизёра предстояло построить лёгкое и вместительное судно, с возможно большей площадью плоского перекрытия (чтобы «выжать» из него максимум солнечной мощности). 13-метровый катамаран с обтекаемыми поплавками и большой прямоугольной надстройкой как нельзя лучше отвечал этим требованиям.
Конечно, ночью на одних фотоэлементах далеко не уйдёшь. Потому для запаса энергии на судно поставили 48 аккумуляторов, а оба 7-киловаттных электромотора (катамаран же – здесь всего по два) вращают свои винты совместно с 75-сильными дизелями. Собственно, эти гибридные движители и обусловили название проекта.
В безоблачный день энергии солнечных батарей (в среднем 3 кВт) вполне достаточно для неспешного хода и работы навигационного оборудования, телевизора… Став на якорь, днём аккумуляторы можно подзарядить «солнцем». Ночью либо в случае спешки запускается дизель: скорость до 13 узлов, аккумуляторы опять же заряжаются – теперь уже от двигателя (каждый «гибрид» оснащен 5-киловаттным генератором). Наконец, стоя в марине, подключаемся к понтонной розетке (как и прочее оборудование, 30-амперные кабели включены в «стандарт»): лодка залита светом, аккумуляторы тоже «наливаются» береговым электричеством. В случае пропажи берегового питания два 3,6-киловаттных инвертора тут же подключаются к аккумуляторам, обеспечивая бесперебойное напряжение в бортовой сети.
Как видим, аккумуляторы и солнечная батарея – важнейшая часть, «сердце» DSe Hybrid. 48 надёжнейших Enersys AGM (12 вольт, 100 ампер-часов) размещены в поплавках, по 24 в каждой носовой оконечности. Из-за того, что даже полной мощности солнечной батареи (6 кВт) недостаточно для заряда всех аккумуляторов, обе их части разбиты на 5 подгрупп: каждая управляется отдельным MPPT-зарядником, а все вместе – единым контроллером, оптимизирующим работу комплекса. В итоге выделенные пары солнечных элементов (каждая по 210 Вт, 35 А) периодически «кормят» каждый из 48 аккумуляторов – равномерным зарядом батарей управляет электроника.

Испытания
… проводились при полной загрузке – чтоб по-честному!

1. Электричество:

  • средний ход («солнце», 3 кВт) – 4,6 узлов;
  • полный ход («солнце», 6 кВт) – 5,9 узлов;
  • полный ход («солнце + АБ», 10 кВт) – 7,25 узлов.

2. Дизель:

  • крейсерский ход 7 узлов – 1 галлон на 10 миль (литр на 4,9 км);
  • крейсерский ход 7,25 узлов – 1 галлон на 9 миль (литр на 4,4 км);
  • полный ход 13 узлов – 1 галлон на 2,3 мили (литр на 1,1 км).

3. Гибрид:

  • дизель+3 кВт «солнце», скорость 7,25 узлов – 1 галлон на 12 миль;
  • дизель+6 кВт «солнце», скорость 7,25 узлов – 1 галлон на 17 миль.

Поскольку топливные баки вмещают 120 галлонов (454 л), под дизелем при 7-узловой скорости катамаран пройдёт 1080 миль (10% топлива – резерв). А при помощи солнца продвинется дальше на 325…864 мили. Если не спешить, можно отдыхать вообще без траты горючего!
Впрочем, DSe Hybrid и не создан для спешки: даже под дизелем идти быстрее 7-8 узлов невыгодно – резко возрастают затраты. Аккумуляторы же могут поддерживать 7-узловой ход лишь немногим более двух часов – затем подзарядка обязательна. А если хотите, чтобы аккумуляторы работали долго, не следует разряжать их более чем наполовину – тогда вместо гарантированных 400 циклов батареи прослужат все 1000.
Что до интерьера, DSe Hybrid – вполне достойный круизёр.
30-дюймовые панорамные окна обеспечивают мастер-каюте (она в носу) прекрасный обзор; есть гардероб, двуспальная кровать. Гостевая (в корме) – не меньшей комфортности.
В центре катамарана расположена большая кают-компания: камбузный уголок со всем необходимым, в центре – обеденный стол, окружённый диванами; 26-дюймовый LCD-экран дополняет комфорт отдыхающих. (Душевые и туалеты вынесены в поплавки-коридоры – так оказалось удобнее).
Ходовая рубка – сверху. Два кресла штурмана-рулевого, 8-местный диван в корме, с двумя сегментными столиками по углам. Рулевой пост: Garmin 15" touchscreen + Garmin HD радар, Tecnautic “Fly by Wire”-контроллер, гиро-автопилот… Судно оборудовано 4-зонным кондиционером, на кормовой шлюпбалке – динги…

Конечно, вся эта «зелёная» энергетика – удовольствие не из дешёвых. Но особо выбирать не приходится: «при теперешних темпах потребления невозобновляемых энергетических ресурсов Человечеству хватит до 2050 года» (экспертный прогноз). Так что задумываться надо уже сейчас.

P.S.
В сентябре 2008-го планируются испытания под биодизелем.
Построен также и 18-метровый DSe Hybrid.

P.P.S.
За последние два года нефть подорожала более чем вдвое.

По материалам www.dsehybrid.com.