Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Polaris-765 – возвращение Конрада
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 66;

Этот материал – больше, чем презентация: мы провели полноценные ходовые испытания новой яхты. Но, во-первых, опробовать удалось «нестандартную» версию, с аскетичной отделкой каюты (так хозяин пожелал). А во-вторых, сама идея «реинкарнации» весьма необычна и в таких случаях всегда интересно узнать мотивацию её авторов. Поэтому решили: дать слово представителям польской верфи, дополнить его мнением редакции по результатам тест-драйва, а к ходовым снимкам (сделаны под Киевом, в г.Украинка) приложить фото каюты «стандартной» версии (вторая яхта, в Киеве).

Главред.

В любом виде человеческой деятельности, будь то спорт, наука, искусство, изобретательство или что угодно ещё, есть свои имена-легенды. Каждое такое имя не требует долгой расшифровки – сразу же по его произнесении оно вызывает целый ряд эмоций, ассоциаций и воспоминаний. Для огромного большинства яхтсменов стран бывшего СССР одно из таких имён-легенд – Конрад-25. Почти в каждом яхт-клубе есть одна или несколько яхт этого типа: в своё время на основе межправительственного соглашения между Польшей и СССР в рамках СЭВ их ввозили в Советский Союз до 200 штук в месяц. Регатные (Р) и регатно-туристические (РТ), постарше и помоложе годами, – эти лодки пользуются неизменной любовью как у спортсменов-гонщиков, так и у любителей спокойного отдыха под парусом.
Чем же объясняется, помимо массовости, столь искренняя всенародная любовь? В первую очередь – великолепными ходовыми качествами и лёгкостью в управлении. Большая часть этих лодок была построена в 80-х годах прошлого века на судоверфи имени Джозефа Конрада в Гданьске (Польша) по проекту известного конструктора Петерсона. Напомню, что до этого проекта (более известного за рубежом под названием Петерсон-25) американец Дуг Петерсон спроектировал две самых успешных макси-яхты своего времени – Stormvogel и Ticonderoga – и уже имел репутацию одного из ведущих «морских архитекторов» (naval architects) того времени. Польская реализация проекта Петерсон-25 оказалась на редкость удачной как с точки зрения качества яхты, так и с точки зрения удобства управления и обитаемости. Достаточно отметить, что за все годы существования проекта не отмечено ни одного случая гибели яхты типа Конрад-25 из-за конструктивных недочётов.
Вместе с тем нельзя не учесть, что оригинальному проекту Петерсона уже более 30 лет, и с современной точки зрения он обладает рядом существенных недостатков, основной из которых – низкий уровень комфорта внутри яхты. Время не стоит на месте, появляются новые гоночные классы яхт, и многие яхтсмены задумываются не только о победах в гонках, но и о повседневном комфорте на борту. И вот в начале нового тысячелетия хорошо известная польская верфь «Полярис» предлагает своим заказчикам новую модификацию Конрада-25 – Полярис-765. Приветствуйте новое воплощение легенды!
В основу нового проекта положен всё тот же Петерсон-25. Вернее, характерные IOR-овские обводы этого проекта – за многие годы эксплуатации корпус Конрада доказал свои высокие ходовые качества в любых условиях – как в слабый ветер на озере, так и в шторм в открытом море. Сохранив обводы, специалисты «Поляриса» добавили 10 см высоты к надводному борту Конрада и полностью изменили конфигурацию рубки – она стала выше и занимает бОльшую площадь палубы, оставляя вместе с тем достаточные для комфортной работы проходы по бортам. Парусное вооружение осталось неизменным по площади, но работа с ним упростилась – мачта с двумя парами развёрнутых в корму краспиц (чтобы избавиться от бакштагов), 33 квадратных метра парусов (грот и стаксель) плюс спинакер.
Верные своим традициям, поляки предусмотрели систему завала мачты, при помощи которой положить мачту на палубу и потом снова её поднять можно за 15 минут при помощи одной фаловой лебёдки. Помимо фаловых (10х) лебёдок на крыше рубки, в кокпите установлены ещё две шкотовые самостопорящиеся лебёдки 16х. Палубные организаторы, погоны с каретками, стопоры, блоки – всё польское, но высокого качества.
Проект Полярис-765 предусматривает три варианта осадки: классический килевой, с двумя типами фальшкиля и компромисс. Все три имеют примерно одинаковую остойчивость и отличаются только углами заката диаграммы. В килевом варианте осадка яхты составляет 1,55 м или 1,15 м в компромиссном – от 0,7 до 1,55 м в зависимости от глубины опускания шверта.
Основное отличие «Поляриса» от «Конрада» – под палубой, в интерьере каюты. Достаточно беглого взгляда на фотографии, чтобы заметить – от аскетической обстановки классического Конрада-25 в новом проекте не осталось практически ничего. Типовая конфигурация Поляриса-765 предусматривает четыре полноразмерных спальных места, большой стол, за которым с комфортом могут пообедать пять человек, отдельный гальюн и внушительных размеров камбуз с мойкой и множеством шкафчиков и полок. В гальюне нашлось место не только для умывальника и душа, но и для шкафа-сушилки (будет куда сложить мокрую одежду в дальнем походе).
Вход в каюту состоит из трёх ступеней, которые закрывают шумоизолированный отсек для стационарного двигателя. Нижняя ступенька – съёмная, под ней находится трюмная помпа и система откачки душевого поддона. Пластиковый бак для воды (Plastimo) расположен под носовой койкой и имеет ёмкость 100 л. Под кокпитом, рядом с двигательным отсеком, – топливный бак (42 л) и бак для сточных вод (60 л).
Носовая койка отделена от основной каюты полупереборкой, над которой при желании можно задёрнуть занавеску, обеспечив комфортные условия для отдыха уставших членов экипажа. Опционально на яхте может быть установлена переборка полной высоты с дверью, которая обеспечит полную «приватность» носовой каюты.
Интерьер Поляриса-765 заполнен светом и воздухом. Их обеспечивают два люка в палубе (один над койкой в носовой каюте, второй – над столом в кают-компании), остекление комингсов рубки и открывающиеся иллюминаторы – над камбузом, в гальюне и ещё один – в стенке кокпита (для освещения и вентиляции кормовой каюты). Общее ощущение – внутри яхта кажется больше, чем снаружи. Минимум пластика, только комингсы рубки, все остальные поверхности, включая подволок каюты, закрыты деревом – даже борта зашиты ясеневой рейкой. Пайолы покрыты тиковым шпоном и при помощи встроенных петель могут быть легко подняты для доступа в трюм. Над спальными местами в кормовой и носовой каютах – индивидуальные светильники, ещё один светильник с дополнительным режимом «ночника» – над столом в кают-компании.
Отдельного упоминания стоит система заземления, которой иные производители почему-то пренебрегает, хотя в пресной воде опасность удара молнии в мачту особенно велика. На «Полярисе» не просто соединили мачту с килем, а реализовали полноценный контур заземления, обеспечивающий максимальную защиту лодки и экипажа в случае прямого попадания молнии. Все релинги и леерные стойки соединены под палубой в один контур медным проводом сечением 16 кв.мм, а провод сечением 25 кв.мм соединяет с килем носовой и кормовой релинги, вантпутенсы и собственно степс мачты. Таким образом, система заземления полностью отвечает рекомендациям американской береговой охраны по защите лодок от удара молнии.
Верфь предлагает постройку Полярисов-765 по индивидуальному заказу – в этом случае интерьер могут изготовить именно такой, какой вам необходим. И варианты касаются не только выбора шпона или ткани для матрасов, но и планировки вообще – расположения спальных мест, количества и мест установки шкафчиков и полок, высоты диванов и т.п.
Кстати, диваны в кают-компании – раскладывающиеся. При необходимости их можно превратить ещё в два спальных места для детей или взрослых небольшого роста. Вместо второго спального места в кормовой каюте может быть выгорожен дополнительный рундук со сдвижной дверцей – между топливным баком и палубой кокпита достаточно пространства для хранения двух комплектов парусов, дополнительного аккумулятора, инструментов, ремонтного набора и другого необходимого снабжения.
Весь объём под сиденьем кокпита по левому борту яхты занимает огромный запирающийся рундук, в котором с лёгкостью можно разместить подвесной мотор, канистры с топливом и даже надувную лодку в сложенном состоянии. Кстати, лодка на этой яхте будет весьма кстати – осадка килевого варианта накладывает определённые ограничения на выбор места для стоянки у берега.
Несмотря на значительно увеличившийся внутренний объём и, как следствие, обитаемость, Полярис-765 сохранил великолепные ходовые качества «Конрада». Лодка легко управляется, а длинные погоны гика- и стаксель-шкотов дают возможность эффективно настроить паруса на любом курсе. Ну и, конечно же, на килевой яхте значительно спокойнее ощущаешь себя при ухудшении погоды на крупной акватории – в этом отношении килевой вариант «Поляриса» значительно выигрывает у популярных в последнее время озёрно-речных швертботов аналогичного размера.
Резюмируем: польский производитель создал качественную яхту, отвечающую всем современным требованиям – по комфорту, безопасности, надёжности и ходовым характеристикам. Если добавить к этому ещё и вполне адекватную стоимость яхты на украинском рынке, то выбор хорошей лодки для комфортного отдыха под парусом становится не таким уж и сложным.

Андрей ГАНИН, «Чайка Яхтинг».


Polaris-765: разведка боем
О том, как на ходу и на стоянке ведёт себя Конрад-25, яхтсменам Украины рассказывать не нужно – большинство знает получше меня. Мне осталось лишь определить, «та ли это яхта», т.е. не превратили ли конструктивные изменения Полярис-765 в совершенно другое судно.
Представлялось, что уместнее всего сравнивать новое судно с модификацией Конрад-25RT – у обоих дробное вооружение, развитая рубка и защищённый, закрытый с кормы кокпит. Самое существенное отличие (именно визуальное: в яхт-клубе «Південний» г.Украинки мы ошвартовались борт-о-борт с R-кой) – уже упомянутый Андреем 10-сантиметровый подъём борта. И рубка повыше и подлинее, чем даже у RT, а её передняя часть плавнее «уходит» в палубу – дань эстетике. В остальном видимые изменения несущественные. Впрочем, нет – Полярис-765 явно более «семейный»: тут и полноценное двойное леерное ограждение, и кокпит поуютнее (его комингсы повыше), и уже упоминавшаяся разница в вооружении – нет чисто гоночных бакштагов.
Добавлю, что существенное изменение конфигурации палубы не сказалось на удобстве работы на ней: я уверенно ходил по периметру, ставил паруса, крепил и отдавал швартовы – всё распланировано вполне функционально.
Выходим из клуба – яхта рулится весьма уверенно, большое перо в сочетании с длинным узким плавником позволяют выполнять манёвры «на пятке». Действительно, «Конрад»…
Эта же мысль не покидала меня на просторе под парусами (отметим идеальную погоду: солнце, свежий бриз, гладкая вода). На малейшее движение румпеля яхта реагирует мгновенно, споро набирает ход на порывах, ощутимо кренится при усилении – лодка быстрая, приёмистая, динамичная и чуткая. Подобно чисто гоночному предшественнику Полярис-765 остро лавируется и хорошо берёт волну. И точно так же, разогнавшись, начинает «тянуть» кормой волну – издержки IOR-овских обводов.
Кто оценит новую яхту? Во-первых, азартные яхтсмены, обожающие участвовать в гонках. Во-вторых, те, кто получает удовольствие от процесса «тонкой» рулёжки и «острой» лавировки. И, конечно, те, кто «вырос» на старом-добром «Конраде-25» и ностальгически обожает присущую этой лодке динамику и послушность.
Важно, что после финиша гонки или перехода экипаж Поляриса-765 будет наслаждаться вполне современным комфортом, о чём «25-ники» не могли и мечтать…

«Фарватер» информирует: официальный представитель Полярис-765 в Украине – компания «Чайка Яхтинг».