Статьи
Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Новости
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 128;

Солнечный скат
Американский Институт автономных подводных морских систем под руководством Ричарда Блидберга в сотрудничестве с рядом исследовательских групп разработал подводный аппарат на солнечных батареях SAUV II. Он предназначен для длительного подводного мониторинга, оценки качества воды, обеспечения связи с подводными роботами. В перспективе планируются варианты для служб прибрежной безопасности. SAUV II нет необходимости каждый раз извлекать из воды для зарядки аккумуляторов. Он способен передвигаться в надводном положении со скоростью до 3 узлов, максимальная глубина погружения 500 м (с подзаряжаемой литий-гидридной батареей), вес 170 кг. Программа работ может быть заложена заранее в энергосберегающую память аппарата или, если необходимо, будет поддерживаться двусторонняя связь с базой. Предполагается, что такие SAUV могут работать в реальном времени в распределённой сети датчиков, роботов и себе подобных устройств. Это, безусловно, должно повысить эффективность мониторинга сложных акваторий. Главное преимущество SAUV – в возобновляемом бортовом источнике энергии. Ключевые технологии, применённые в аппарате, – интегрированные сенсорные микросистемы, новейшие вычислительные технологии, современная беспроводная связь.
www.thefutureofthings.com

Рекордный биодизель
Успехом увенчалась вторая попытка экологичного Earthrace в экваториальной (через Суэцкий и Панамский каналы) кругосветной гонке протяжённостью 24 тысячи миль. Установлен новый мировой рекорд, причём в качестве топлива использовалось полностью возобновляемое биодизельное. Первая попытка была прекращена на 75 сутки, после ¾ пути. Второй раз 78-футовый Earthrace стартовал 27 апреля 2008 года из Сагунто (Испания). Вновь испанцы вновь увидели Earthrace через 60 дней, 23 часа и 49 минут. Рекордное время 115-футового британского катера Cable & Wireless Adventurer (1998 г.) улучшено на две недели. В отличие от британского рекордсмена, выполненного из стеклопластикового сэндвича, Earthrace полностью карбон-кевларовый. Но двигатели также от Cummins. Шкипер и вдохновитель проекта, новозеландец Пет Бетьюн, в своём интервью на финише сказал, что всё, чем ему и его семье пришлось пожертвовать ради осуществления амбициозного проекта, стоило того – лодка не подвела и удача им улыбнулась. Предполагается, что теперь Earthrace совершит двухгодичный тур по Европе, Карибскому бассейну, США, Австралии и вернётся в Новую Зеландию, откуда всё и началось.
www.earthrace.net

Алюминий сбережёт
BoatTest провёл тестирование дюжины алюминиевых и стеклопластиковых катеров популярного в Штатах сегмента 16-20 футов. Оказалось: «дюральки» весят аж на 90-250 кг меньше стеклопластиковых аналогов. Получается, что владелец стеклопластикового катера выкладывает свои кровные за дополнительную мощность двигателя, расплачиваясь впоследствии лишними литрами топлива. Десять протестированных 18-футовых катеров показали: на алюминиевых установлены движки на 30 л.с. слабее (120 против 150 л.с.), при этом расход топлива в среднем на 32% ниже – 7,46 против 5,64 миль на галлон. При цене 4 доллара за галлон миля на алюминиевом катере стоит 54 цента против 71 на стеклопластиковом.
За последние 65 лет, когда стоимость галлона топлива не сильно заботила американцев, они больше ориентировались на скоростные характеристики, а не на топливную эффективность. Но времена меняются… В последние полгода американцы начали приспосабливаться к новым ценам на топливо и начинают закладывать их в свой бюджет. Европа же, не избалованная дешёвым топливом, давно выбирает небольшие катера, автомобили и двигатели. Пусть на дорогу из пункта А в пункт Б уйдёт больше времени, но оно будет потрачено на красоту моря. А так ли это плохо?
www.boattest.com

Опередить Америку
В штате Нью-Йорк – 400 тысяч миллионеров, а в мире более 85 тысяч обладателей тридцати с лишним миллионов. Но как бы нас эти цифры ни впечатляли, не стоит забывать, что пока совсем небольшая часть китайского населения подключилась к гонке миллионеров и при этом быстро набирает обороты. Если десять лет назад, чтобы попасть в топ-пятьдесят богатейших китайцев, надо было иметь не менее 6 миллионов долларов, то сейчас планка возросла до 100 миллионов. В яхтенном сегменте рост за счёт Восточной Европы, Азиатско-тихоокеанского региона и Ближнего Востока составит 14%. Учитывая всё это, известный яхтенный брэнд Azimut срочно открывает китайское подразделение роскошных яхт Azimut China. За последний год через четырёх дилеров Azimut получил заказы на 4 мегаяхты, включая 98-футовый Azimut 98 Leonardo – это самая большая моторная яхта, проданная до сих пор в Китае. Владелец должен вступить на борт перед открытием олимпийской парусной регаты в Циндао. Один из отцов мегаяхтенного бума Джордж Николсон как-то сказал: «Только постройте марины для роскошных яхт – и они начнут заполняться». Китай планирует построить 50 марин. Учитывая это, к 2012 году Azimut Yachts собирается продавать 50 мегаяхт ежегодно – по яхте на марину.
www.azimutyachts.com

Экспресс-круизер будущего
В США владельцы моторных экспресс-круизеров делятся на две категории: 2/3 предпочитают лучший вариант плюс новейшие технологии за все имеющиеся деньги, остальные экономят и ищут оптимальные варианты. Посмотрим в деталях. От тиковых палуб давно уже отказались, но 30% экспресс-круизеров приветствуют новый композитный «под тик» FlexTeak и только 20% скучают по настоящему дереву. 6% предпочитают фабричную установку электроники, 30% хочет выбирать приборы по своему вкусу. 70% с удовольствием готовы заплатить за джойстик, остальным такая технология не по вкусу. 90% согласны доплатить за 5-летнюю, что называется «от носа до кормы», гарантию производителя. Половина владельцев заинтересована в дополнительных опциях от производителя, вроде ТВ-экранов, люков, подстаканников и других «ненужностей», делающих жизнь на борту приятней и веселей. Но 40% всё же хотели выбрать опции из предлагаемого меню, а не метаться среди невыбираемых вариантов комплектаций. Оказывается, 60% «экспресс-круизёрщиков» хотят обладать цветными и красиво раскрашенными корпусами, только 40% процентов предпочитают традиционный белый. Для 85% важен имидж производителя. 97% владельцев хотели бы иметь экспресс-круизер побольше – как обычно, на яхте не хватает одного лишнего метра. Несмотря на сложившуюся ситуацию с топливом, только 30% владельцев раздражены прожорливостью своих моторных яхт, тогда как 70% находят другие сопутствующие расходы более тяжёлым бременем. Так готовы ли американцы довольствоваться на катере одним двигателем, дизельным? К удивлению, пока нет! 45% мечтают нестись 30-45 миль/час на своём новом экспресс-круизере, а 20% – и ещё бы подразогнались. ¾ опрошенных хотели бы перейти на новые материалы, вроде карбоновых и кевларовых композитов – естественно, для повышения скорости и экономичности. Как видим, американцы всё ещё стремятся к новому, даже если это будет дороже.
www.boattest.com

1-й класс в Москве
6 июля Мохаммед Аль Марри и Надир бен Хенди на Victory 1 выиграли драматичный российский Гран-при на Химкинском водохранилище. Победа в третьем этапе первенства позволила им сделать серьёзную заявку на защиту мирового и европейского титула. Второе место у команды Qatar 96. После старта Victory 1 доминировала до самого финиша, выиграв у преследователей целую минуту. Мохаммед Аль Марри, подменивший травмированного Ариф Аль Зафина, встал на высшую ступень в 11-й раз в своей карьере, у Надир бен Хенди – третья победа. Qatar 96 Шейха Хасана и британца Стива Кертиса, несмотря на второе место на этапе, занимает четвёртую строчку в общем зачёте. Всё могло быть и лучше, если бы Victory 7 не оттеснила их на пятую позицию. Правда, последняя поплатилась сломанным винтом и четвёртой строчкой в финишном протоколе. К сожалению, в гонке зрители не увидели новый катер команды Qatar 9 постройки итальянской Nicolini Offshore. Первый тест-заезд выполнил сам Николини. Послушность катера, балансировка, управляемость в поворотах и на волне других катеров его вполне удовлетворили. У Qatar 9 – аэро- и гидродинамически доработанный корпус катера Victory конструкции Майкла Петерса, на котором Николини выступал четыре года. Снижен боковой профиль, палуба более искривлена, туннель шире на 100 мм, изменён угол спонсонов. Лодка должна лучше и быстрее проходить сложные повороты, быстро разгоняться – вот требования, ставшие актуальными в современных гонках. Но удачного старта не получилось из-за сломанного винта на первом круге гонки EDOX поул-позишн.
www.class-1.com

Вокруг Британии
С 21 по 28 июня в Великобритании была проведена морская водномоторная гонка Round Britain Offshore Powerboat Race 2008 (первый челлендж стартовал в далёком 1969 году). Минимальная длина катеров-участников 21 фут (это для РИБов), максимальная для всех категорий – 50 футов. Допускались только однокорпусные суда. Все стартовавшие должны были развивать скорость более 40 узлов, дабы не тормозить гонку, «классике» разрешалось не превышать 30 узлов. Все лодки с открытой кабиной, экипаж на каждом этапе ограничивался шестью. Гонка привлекла 45 вымпелов, как спортивных, так и серийных. Стартовали в восемь этапов по маршруту Портсмут–Портсмут, по часовой стрелке. Север Шотландии «срезали» по Каледонскому каналу. После 1000 миль и 6 дней гонки лидировал катер Blue FPT под греческим флагом. Заявленный в классе серийных катеров и двигателей, Buzzi FB 55 RH с тремя стационарными Fiat Powertrain Technologies FPT N60-480 общей мощностью 1440 л.с. «дал прикурить» и спортивным катерам. Пилоту Патеру Вассилису, тротлмэну Паносу Цикополосу, механику Вазилоу Лефтересу и британскому штурману Дэгу Пайку удавалось поддерживать максимально возможную скорость и обогнуть остров за 20 часов 36 мин 47 секунд. Второй финишировала Vilda (Швеция), а пятёрку замкнули британские катера Braveheart III, Hot Lemon и Hardleys. Не обошлось и без проблем – отказывали двигатели, приходилось устранять течи от длительных ударных нагрузок на волнах. Интересна была вторая половина дистанции: спускаясь по восточному побережью, экипажи должны были определиться: уходить ли далеко в море к нефтяным платформам или искать оптимальный курс на мелководье вдоль берега. Второй вариант выбирали более опытные экипажи, уверенные, что смогут избежать песчаных банок и других неожиданных препятствий, проявив незаурядные навигационные навыки. Последний этап Лоустофт–Портсмут подарил участникам солнце и спокойное море, как награду за высокоскоростную 1500-мильную гонку.
www.roundbritainrace.co.uk

Суперкавитация
Четыре года назад австралийский любитель скоростных радикальных «скифов» и килевых яхт Шон Лангман решил, что сможет преодолеть 50-узловой рекорд скорости под парусом и побить достижение французских виндсерфингистов – 49,09 узла или 90,9 км/ч. Для этого совместно с конструктором Энди Довеллом была специально разработана 9-метровая Wot Rocket, мудрёная комбинация планера и лёгкого швертбота на подводных крыльях Moth. Корпус выполнен в стиле удлинённого каноэ с двумя небольшими подводными крыльями, 9-метровый жёсткий парус-крыло, поперечно на балке закреплена аэродинамически выверенная двухместная гондола экипажа. Вес полностью карбоновой Wot Rocket около 400 кг. Передняя плоскость-крыло обеспечивает подъёмную силу, удерживающую аппарат над поверхностью воды, заднее крыло отвечает за управление и «угол атаки» плоскостей, то есть дифферент. Wot Rocket парит над водой на высоте 50 см. Один из пилотов контролирует управление, шкот и парус, второй – угол атаки. Изюминкой аппарата должно стать применение эффекта суперкавитации, досель не используемого на парусных судах. Одно из известных применений суперкавитации – на российской торпеде «Шквал», достигающей скоростей до 200 с лишним узлов (270 км/ч). Торпеда несётся фактически среди газовых пузырьков, генерируемых специальными носовыми дефлекторами, используется выхлоп от работы двигателя. Хотя у парусных судов нет возможности использовать двигатель, роль генераторов могут играть подводные несущие плоскости. По задумке, Wot Rocket выходит на режим суперкавитации на малых скоростях, а затем уже разгоняется, насколько возможно. Но соперники не дремлют: 16 июля вблизи Марселя вышел в море 60-футовый тримаран на подводных крыльях L'Hydroptere Алена Тебо, разрабатываемый ещё с 1975 года и достигший в конце января прошлого года 47,2 узлов. Всемирный комитет по скорости под парусами срочно ввёл ограничение на минимальную глубину зачётной дистанции в 50 см, чтобы исключить влияние донного эффекта на движение столь скоростных парусных судов.
www.wotrocket.com

Пришёл, увидел, победил
Новенькая яхта класса TP52 с номером USA-17 американского магната Лари Эллисона под шкиперством трёхкратного обладателя Кубка Америки Рассела Коутса в начале июня выиграла свой первый и последний этап чемпионата Audi MedCup 2008. Пропустив открытие серии регат в Испании, белоснежная TP52 не будет принимать участие в последующих четырёх. Причина одна – команда BMW Oracle концентрируется на своей главной цели – выиграть 33-й Кубок Америки. В последний день регаты на приз города Марселя знаменитый Мистраль в 28 узлов стал причиной отмены последних запланированных гонок. С тремя выигранными гонками USA-17 на 5 очков опередила Artemis шведов, у которых идентичная яхта от конструкторского бюро Reichel/Pugh. Из двадцати заявленных яхт по сумме трёх этапов лидирует американская Quantum. Гонки флота TP52 омрачены потерей в буквальном смысле испанской Andalusia, которая затонула на одной из регат побережья. При 16-узловом ветре и 2-метровой волне из-за усталостного разрушения в носовой части яхта пошла ко дну в считанные минуты. Какова же прочность других участников Audi MedCup 2008, жёстко оптимизированных под слабые ветра Средиземноморья?
www.medcup.org

На воде – «Касатка»
7 июня в заливе Портсмута подняла паруса новая российская 70-футовая яхта класса Volvo Ocean Race «Касатка». Руководитель и вдохновитель единственного частного проекта в предстоящей гонке – совладелец петербургской торговой сети гипермаркетов «Лента» Олег Жеребцов. Старт кругосветной гонки с полными экипажами намечен на ноябрь. Главный конструктор проекта Роб Хамфрис всегда отличался инновационными идеями. Вот и в этот раз из эллинга верфи Green Marine выкатили не совсем обычную лодку. Нос яхты достаточно затуплен, но большее внимание на себя обращают два ряда продольных реданов в носовой части корпуса. Причём это не просто брызгоотсекатели: они крупно интегрированы в корпус и резко заканчиваются через 7 метров. Как пояснил шкипер команды Андреас Ханакамп, была проведена большая исследовательская и поисковая работа по использованию реданов на парусном судне, ранее применявшихся только на скоростных катерах. Правда, и скорости яхт VOR 70 в 30-40 узлов наводят на эту мысль. Весь вопрос заключался в том, насколько радикально можно вложиться в реданные обводы. Реданы не погружаются в воду в слабый ветер, что позволило сделать более подходящий для таких условий корпус с меньшей ходовой ватерлинией в носовой части. Да и нос будет меньше зарываться в сильный ветер на попутных курсах. Кроме того, надо помнить, что уже при 10-узловом ветре яхты класса VOR 70 идут с полным использованием балласта. Одной из главных решаемых конструктором задач было повышение надёжности судна в целом. Как показала предыдущая Volvo Ocean Race, проблемы с матчастью могут оказать серьёзное влияние на итоговый результат. Рангоут «Касатки» изготовлен в США компанией HallSpars. Стоячий такелаж от Future Fibres PBO менее инновационен, но проверен временем, в отличие от карбонового Southern Spars C6 у конкурентов. Среди поставщиков оборудования отметились Lewmar, Ronstan, Harken, Navtec. Рулевым «Касатки» после многоуровневого отбора приглашён украинский серебряный призёр афинской Олимпиады и чемпион мира в классе 49er Родион Лука. После пекинской Олимпиады он вплотную займётся подготовкой к предстоящей кругосветной гонке.
www.teamrussia.org

Революция?
Возможно, парусный мир – на грани новой эпохи, и обязан этим британцу Хью Велбурну и его системе динамической стабилизации (DSS) парусного судна. Суть предложения проста: с подветренной стороны параллельно поверхности воды выдвигается подводное крыло. Выдвигаемая несущая плоскость генерирует подъёмную силу и соответствующий восстанавливающий момент. Плоскость погружается в воду только при крене. При смене галса необходимо её просто передвинуть на другой борт. При ударе о препятствие плавником обычно жертвуют, оставаясь со штатным килем. Дополнительный плюс DSS заключается в уменьшении качки и создании более комфортабельных условий на борту, в улучшении обтекания парусов, не совершающих колебаний на волне. В Австралии переоборудованный под DSS 23-футовик при 12-узловом ветре показывал 9 узлов, с DSS скорость возросла до 12 узлов. Обнадёживающие результаты. По оценкам Велбурна скоростные характеристики при ветре более 20 узлов в галфвинд должны возрасти на 25%. Стоить отметить, что плавник при этом должен быть заглублен не менее чем на длину своей хорды. А на супер-яхтах, постоянно страдающих ограничением осадки в маринах, можно экономить около 30% на весе бульба и высоте килевого плавника, да и сложный механизм отклонения киля не нужен. Применение DSS должно изменить и форму корпуса. DSS уже монтируют на некоторые серийные гоночные яхты, а обмерщики начинают оценивать поправки к гоночному баллу.
www.dynamicstabilitysystems.com

Через Атлантику
Витторио Малингри провёл в море 13 дней, 17 часов и 48 минут, прежде чем завершил одиночный переход через Атлантику на 20-футовом пляжном катамаране. Маршрут Дакар (Сенегал) – Гваделупа (Антильские острова) простирается на 2545 миль. Катамаран Royal Oak вышел из Дакара 15 апреля. Несмотря на все трудности и проблемы, лодка выдержала испытание океаном. Наибольшие неприятности пришлись на счёт солнечных элементов, что отразилось на работе автопилота и связи. Без автопилота Малингри приходилось всё делать одной рукой, вторая была всегда на румпеле. Royal Oak специально спроектирован для рекордного плавания. Катамаран выполнен полностью из карбона. Совместно с компанией Neil Pryde были разработаны паруса, использовались многие наработки из мира больших океанских многокорпусников и гоночных «скифов». Максимально был снижен риск переворачивания и повреждения, но если всё же катамаран перевернулся, его можно было восстановить в одиночку. В корпусах предусмотрены водонепроницаемые отсеки для пищи, спасательного оборудования, одежды, воды и запчастей. На трамплине два водонепроницаемых объёма позволяют держать всё необходимое под рукой. Небольшая солнечная батарея запитывает спутниковый телефон, портативную GPS, VHF-радио, небольшие автопилоты, навигационные огни, компас и цифровую видео/фотокамеру. На борту был также дистиллятор, EPIRB, радар-транспондер. Малингри шкипер и конструктор, имеет тридцатилетний опыт океанского яхтинга, он – первый итальянец, принявший участие в нон-стоп кругосветке одиночек Vendée Globe. В его полной приключений биографии есть и эпизод 2005 года, когда вместе с Джованни Солдини на 60-футовом тримаране TIM Progetto Italia они возглавляли трансатлантическую гонку, но перевернулись и были спасены российским нефтяным танкером в 450 милях от Дакара. Сравниться по времени Малингри можно, пожалуй, только с французами: Ивес Морео и Беноит Лекуин совершили аналогичный подвиг в декабре прошлого года и уложились в 11 дней и 11 часов.
www.vittoriomalingri.it

Классика
В июне классические яхты, построенные по проектам Вильяма Файфа, вернулись на родную верфь вблизи Фэрли (Ирландия) для участия в юбилейной регате, посвящённой 100-летию 50-футового гафельного тендера Viola. Все яхты-участники входят в одну из наиболее престижных в мире классических групп The Fife Yachts. Яхты возвращают нас в прошлое, в историю парусного спорта периода его великого становления и мастерства. В регате The Fife Yachts принимали участие яхты длиной от 19 до 107 футов. Гонки проходили по гандикапу в двух классах. Сводки новостей с дистанции весьма колоритны: «…в субботу в первом классе яхт 70-футовая 96-летняя The Lady Anne обошла великолепную 105-летнюю Moonbeam III… Во время второй гонки владельцы и страховщики облегчённо вздохнули – обещанный прогнозом сильный ветер не материализовался… Яхты Altair, Mariette, Maraquita и Moonbeam суммарным возрастом в 400 лет в облаках парусов парили впереди своих младших сестёр…». Средний возраст яхт составил 90 лет, но при этом старты «старушек» по зрительскому впечатлению могли бы поспорить с работами лучших студий Голливуда. В конце позапрошлого века индустриальная революция подняла со «дна» класс людей, обративших своё пристальное внимание на отдых под парусами и яхтенные гонки. Среди них был и сэр Томас Липтон, для которого Файф построил двух претендентов на Кубок Америки – Shamrock I (1899) и Shamrock III (1903). За плечами Файфа – прекрасные проекты яхт метрового класса, особенно 6-метровики, множество монотипов, круизных яхт и океанских гончих. Умер он в 1944 году, после войны верфь была продана. Долговечность и элегантность яхт Файфа сделала их предметом культа во многих странах Европы.
www.fiferegatta.com

Круиз длиной в жизнь
Когда их называют королями круиза, они смеются… Линн и Лэрри Пардей оставили под килем около 200 тысяч морских миль. Похоже, их можно без натяжки назвать первой круизной парой. Большую часть круизов они прошли на самодельных бездвигательных тендерах Seraffyn и Taleisin. И не только всё прошли сами: они помогают и другим прийти в увлекательный мир круиза – своими невероятно полезными книгами, видеофильмами и семинарами. Их девиз: «идите на малом, идите просто, идите сейчас» многих вытянул из домашнего уюта в море. Самая известная их книга со зловещим названием Storm Tactics выдержала третье издание и, немного «подобрев», теперь в продаже по всему миру. «Если вы не испуганы, значит вам не известны все факты», – отшучиваются Линн и Ларри на вопрос о том, как бороться со страхом.
www.yachtpals.com



Статьи