Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Кондиционер для Вашего судна
Тема: ------; Автор: Маляренко Владимир; Страница в журнале: 102;

Это – первая из статей, посвящённых кондиционированию воздуха на круизных катерах и яхтах. Начнём с наименьших, поэтому здесь дан обзор оборудования для 5-8-метровых судов, на которых генератор обычно отсутствует. Приведенные ниже кондиционеры можно установить самостоятельно и без использования специнструмента, не прибегая к услугам специалистов. Заметим, кстати, что почти все представленные производители делают системы охлаждения воздуха и для более крупных лодок, включая супер-яхты.
Мы давно привыкли к кондиционерам воздуха в автомобиле, дома, в офисе. Так давайте смелее внедрять их на катерах и яхтах! Тем более, что в последнее время появился большой их выбор для маломерных судов, а цены существенно снизились. Автор надеется, что этот материал поможет читателю разобраться в «тонкостях» кондиционирования воздуха и сделать правильный выбор.

Как работает кондиционер
Полная аналогия холодильнику: тот же хладагент, циркулирующий по замкнутому (испаритель + конденсатор) контуру, те же компрессор и электроника, контролирующая весь процесс…
В начале цикла жидкий хладагент поступает в испаритель (он похож на автомобильный радиатор), где, резко расширившись, закипает. Образовавшийся газ (низкого давления) имеет значительно меньшую температуру – ведь часть теплосодержания хладагента ушла на его испарение. Холодные пары хладагента проходят испаритель, обдуваемый теплым влажным воздухом из каюты. Тот охлаждается, отдавая тепло парам хладагента, избыточная влага конденсируется на испарителе и стекает в дренажный поддон. А охлаждённый и осушенный воздух возвращается в каюту.
Нагревшиеся в испарителе пары хладагента сжимаются компрессором и подаются в конденсатор, где и конденсируются в жидкий хладагент: лишнее тепло уносится либо атмосферным воздухом (вентилятор), либо забортной водой (насос). Потому кондиционеры так и обозначаются: «с воздушным» или «водяным» охлаждением.
Понятно: чем выше температура и влажность воздуха, тем больше энергии надо затратить на его охлаждение и конденсацию «лишней» воды, тем выше нагрузка на кондиционер. Но и простая осушка воздуха без заметного его охлаждения уже даёт ощущение комфорта. К тому же более сухой воздух препятствует образованию грибков и плесени на судне, продлевает срок службы деревянных деталей.

Холодопроизводительность
Кондиционеры не «делают холод». Они откачивают из помещений тепло. Поэтому их характеризуют не электрической, а тепловой мощностью – то есть количеством тепла, которое кондиционер способен «изъять» из охлаждаемого воздуха за 1 час. Это и есть холодопроизводительность. Она выражается в киловаттах (кВт), килокалориях в час (ккал/ч) или в британских тепловых единицах в час (БТЕ/ч). Для ориентировки: 1кВт = 860 ккал/ч = 3413 БТЕ/ч. То есть для пересчёта в киловатты надо число БТЕ/ч разделить на 3413, а число ккал/ч – на 860. (1 ккал = 4 БТЕ) Поскольку техника у нас сплошь импортная, для простоты будем оперировать британскими единицами – ведь обычно в них указана холодопроизводительность бытовых кондиционеров.
Нужно помнить, что указанная в проспекте холодопроизводительность замерена при определённых параметрах окружающей среды и температуры в каюте. Например:
а) Для кондиционеров с воздушным охлаждением –

  • температура наружного воздуха 27 градусов (здесь и далее – как обычно, по Цельсию – Ред.);
  • температура обрабатываемого воздуха 24 градуса;
  • относительная влажность обрабатываемого воздуха 70%;
  • питание – 220В, 50 Гц.

б) Для кондиционеров с охлаждением забортной водой –

  • температура забортной воды 24 градуса;
  • температура обрабатываемого воздуха 24 градуса;
  • относительная влажность обрабатываемого воздуха 70%;
  • питание – 220В, 50 Гц.

Посему не удивляйтесь, если кондиционер «холодит» слабее обычного – в сильную жару его к.п.д. ощутимо падает. И, скажем, в насыщенных влагой тропиках только четвёртая часть холодопроизводительности будет использована на охлаждение воздуха, а три четверти – на его осушку.

Расчёт холодопроизводительности кондиционера для вашего судна
Понятно, что кондиционер с недостаточной холодопроизводительностью – только лишняя трата денег. Но и большой её запас тоже ни к чему: сверхмощный «кондишн» только и делает, что, быстро охладив в помещении воздух, тут же выключается, и тот остаётся недоосушенным. К тому же такой режим работы лишь перегружает электросеть, частые щелкания пусковых контактов раздражают окружающих...
Ориентировочные цифры холодопроизводительности кондиционера, потребной для современного судна в зоне умеренного климата, такие:

  • длина лодки 7-8 м – 5000 БТЕ/ч,
  • длина лодки 8-9 м – 7000 БТЕ/ч,
  • длина лодки 9-10 м – 9000 БТЕ/ч.

(На случай особо жаркого лета или с учётом гостей на борту нужно прибавить 10-15%. Для тропической зоны – «сверху» приплюсовать ещё процентов двадцать.)
Более точный расчёт холодопроизводительности лучше доверить профессионалу. Но если всё же хочется самому, тогда по формуле:
Q = S (tH - tВ) * К
(Q – теплоотводящая мощность кондиционера, Вт;
S – площадь помещения, кв.м;
tH – температура наружного воздуха, град.;
tB = температура воздуха (необходимая) внутри помещения, град.;
К = коэффициент теплонапряжённости помещения.)
Примечания:
а) разность (tH - tВ) не должна превышать:

  • для умеренной климатической зоны – 8-10 градусов;
  • для тропиков – 15 градусов.

б) Коэффициент теплонапряжённости К:

  • для носовой и каюты владельца – 20-22;
  • для салона или кают-компании с небольшой площадью остекления – 28-30 (если площадь остекления большая – 35);
  • для рулевой рубки с большой площадью остекления (моторный катер) – 40.

Для судов, находящихся в регионах, где температура воздуха постоянно превышает 30 градусов, к рассчитанной холодопроизводительности нужно прибавить 20%; а если температура забортной воды выше 25 градусов – прибавить ещё 20%...

Типы кондиционеров для катеров и яхт
Все кондиционеры, предлагаемые к использованию на катерах и яхтах, можно разделить на три типа:

  • портативные (переносные);
  • стационарные (крышного типа) с воздушным охлаждением;
  • стационарные системы с забортным охлаждением.

Портативные (переносные) кондиционеры
Эти простые, надежные, практически не требующие обслуживания и относительно недорогие аппараты выпускаются с воздушным и водяным охлаждением конденсатора. Устанавливаются за считанные минуты. Предназначены для маломерных, стоящих у причала лодок, поскольку работают только от берегового электропитания. Большого выбора в этой категории нет, всего два типа: моноблочный, встраиваемый в люк (конструктивно выполнен как обычный оконный кондиционер) и чемоданного типа.
Под маркой Carry-On (производитель – Dometic Еnvironmental Corp.) в США запатентован единственный в мире портативный кондиционер, специально предназначенный для установки в квадратный люк размерами от 305х305 до 610х610 мм (стандарт) или в круглый люк с минимальным диаметром 394 мм. Он идеально подходит тем судам, на которых установка стационарного агрегата с охлаждением забортной водой экономически невыгодна или попросту невозможна ввиду нехватки места.
Кондиционер (см. снимки) снабжён двумя ручками, облегчающими его переноску и установку на люк (монтажные рейки входят в комплект, есть регулируемые опоры для выравнивания системы). Затем при помощи водонепроницаемого воздуховода аппарат плотно соединяется с люковым проёмом и – можно включать! (Управление кондиционером – из каюты.)
Достоинства Carry-On:

  • относительно недорог, надёжен и долговечен;
  • быстро устанавливается и снимается;
  • для его монтажа не нужно ставить судно в сухой док;
  • в электрооборудовании судна ничего не надо менять.

Недостатки Carry-On:

  • повышенный уровень шума;
  • при работе угол наклона (крен) не должен превышать 10 градусов;
  • невозможно использовать кондиционер на ходу, от бортового питания;
  • холодопроизводительность может изменяться в широких пределах;
  • несколько утомляет монтаж-демонтаж при частых заходах в гавань (чтобы не уронить кондиционер за борт – ведь он нисколько не плавает! – устанавливать его лучше вдвоём).

Но, несмотря ни на что, на сегодняшний день Carry-On – самый простой, надёжный и недорогой кондиционер для маломерных судов, он пользуется большой популярностью у владельцев катеров и яхт, стоящих у причала. При выходе в плавание кондиционер можно забрать с собой, упаковав в рундуки, а можно оставить в багажнике автомобиля, на территории марины…
Фирма производит системы двух типоразмеров: Carry-On 5020 (4800 БТЕ/ч) и Carry-On 7020 (6720 БТЕ/ч; обе модели работают от сети 220В). Carry-On 7020, к примеру, может обеспечить прохладой 7-метровое судно даже в тропиках. Его габариты: высота над палубой – 371 мм, длина – 775 мм, ширина – 406 мм. Хранится в коробке размерами 838 х 406 x 483 мм. Масса нетто – 30,8 кг. Пусковой ток – 10 А, рабочий – 3,4 А.

Портативный кондиционер чемоданного типа охлаждается забортной водой, потому поставляется в комплекте с насосом и шлангами.
На фото – Coolmaxx, производимый английской HFL Industrial & Marine Power Ltd. У этой фирмы только одна модель чемоданного типа – CMM6KCZ (с заявленной холодопроизводительностью 6500 БТЕ/ч, массой 25 кг и габаритами 530 х 210 х 430 мм; органы управления – на верхней панели; питание – от береговой сети 220 В. А докупив компактный воздушный конденсатор, можно использовать CMM6KCZ не только на судне, но и в загородном доме, кемпинге и т.п.). Кондиционер ставят в любом удобном месте: главное, чтобы располагался он выше ватерлинии, а его наклон при работе не превышал 20 градусов. К штуцерам «IN» и «OUT» подсоединяют 6-метровые шланги, свободные концы которых выводят за борт. Важно одно: всасывающий шланг (тот, что с электронасосом на конце) должен быть погружен в воду минимум на полметра.
Под маркой Krusin Kool (на снимке) подобные агрегаты делают и в США. Этот кондиционер (производитель – Aqua Cal) собран на базе прочного чемодана известной марки Samsonite, его холодопроизводительность - 7000 БТЕ/час (этого обычно достаточно для судов длиной до 8 м). Фирма уверяет: при желании (если аккуратно – по инструкции!) извлечь устройство из чемодана, можно устанавливать Krusin Kool полустационарно и даже стационарно.
Достоинства кондиционеров чемоданного типа:

  • лёгкость переноски и транспортировки;
  • малые габариты и масса, удобство хранения;
  • отсутствие какого-либо монтажа, мгновенное подключение;
  • холодопроизводительность почти не зависит от температуры наружного воздуха, поскольку температура забортной воды меняется очень медленно.

Недостатки:

  • занимает некоторое место в каюте, что не есть хорошо;
  • шланги водяного охлаждения – под ногами, наступать нельзя;
  • работает только выше ватерлинии;
  • периодически необходимо посматривать за насосом забортной воды;
  • угол наклона при работе не должен превышать 20 градусов.

Кондиционер крышного типа
Конструкция судового SeaMach, выпускаемого отделением RV Products американской корпорации AIRXCEL, Inc., основана на хорошо отработанном крышном кондиционере для популярного в США дома-автоприцепа, но с учётом эксплуатации в море. SeaMach состоит из палубного агрегата и внутреннего блока, врезаемого в подволок так, чтобы охлаждённый воздух выдувался в носовую и кормовую части помещения (например – кают-компанию) параллельно подволоку. Для монтажа такого кондиционера надо лишь проделать отверстие (356 х 356 мм) и подвести кабель питания.
SeaMach легко включается даже при высокой температуре и влажности. Это исключительно надёжный и долговечный аппарат. Плохо лишь то, что выпускается он только одного типоразмера (13500 Бте) и только для американских электросетей (110 В, 60 Гц). Габариты палубного агрегата: высота – 337 мм, длина – 1092 мм, ширина – 737 мм. Габариты внутреннего (подволочного) блока: высота – 75 мм, длина – 660 мм, ширина – 560 мм. Масса кондиционера 47,2 кг. Органы управления – на внутреннем блоке.
Подобный же кондиционер аналогичной холодопроизводительности (13500 БТЕ/ч), но в менее дорогом «универсальном» исполнении предлагает именитая фирма Carrier (её основатель, инженер Уиллис Кэрриер, в 1928 году создал первый в мире бытовой «кондишн»). Этот Carrier, правда, имеет некоторые ограничения в эксплуатации, но зато гораздо дешевле «чисто судового» SeaMach’а.
Достоинства кондиционеров крышного типа:

  • качественная, надёжная и долговечная конструкция;
  • быстрый, несложный монтаж на плаву, не требующий специалистов;
  • не отнимает внутреннего пространства;
  • комфортное – без сквозняков – воздухораспределение;
  • возможна эксплуатация на ходу (если есть бортовой генератор, конечно).

Такой кондиционер – отличное решение для яхт, служащих в основном для проведения вечеринок.
Недостатки:

  • обслуживает только одно, хоть и большое помещение;
  • крепления палубного агрегата не рассчитаны на штормовую погоду;
  • ввиду значительной мощности, возможно, придётся заменить источник берегового питания и бортовой генератор.

Стационарные системы с охлаждением забортной водой
Стационарные системы кондиционирования воздуха (СКВ) рассчитаны на работу в любых условиях: как на ходу, так и во время стоянки судна на якоре; как от бортового генератора, так и от береговой сети. СКВ – это бортовая микроклиматическая система, конструктивно вписанная в судно так, чтобы при минимуме приносимого дискомфорта работать максимально эффективно. Среди владельцев катеров и яхт, применяющих кондиционеры, большинство используют именно СКВ. И это легко объяснимо: многие пользователи портативных кондиционеров со временем приходят к тому, что всё-таки нужна стационарная система. Да – она заметно дороже портативной, да – для неё нужен достаточно мощный генератор. Но зато СКВ не портит интерьер и всегда готова к работе (а то и постоянно работает в автоматическом режиме – в тропиках, например).
В последние годы значительно расширился модельный ряд СКВ небольшой холодопроизводительности (5000 БТЕ/ч), ориентированных как раз на маломерный флот. Системы разнообразнейшие: с малой площадью основания, с малой высотой, с малой глубиной, для электропитания от бортовых аккумуляторных батарей и т.д. Поэтому теперь подобрать для малого судна подходящую модель СКВ – не проблема. Часто такие системы поставляются в наборе типа «сделай сам»: все необходимые для монтажа элементы и крепёжные детали входят в комплект поставки.
Но куда это всё? Ведь наша статья – о кондиционере для небольшой лодки, не имеющей генератора!.. Однако теперь и для таких имеется: американские Glacier Bay, Dometic, AIRXCEL, британская HFL Industrial & Marine Power недавно стали производить СКВ холодопроизводительностью около 5000 БТЕ/ч, питающиеся от бортовых аккумуляторных батарей. А американская Dometic вдобавок ещё выпустила аккумуляторную модель холодопроизводительностью всего 3500 БТЕ/ч, её экономичная Сuddy DC – пока единственная на рынке.
СКВ Cuddy DC – полный комплект оборудования типа «сделай сам» (см. фото). Система сравнительно маломощна, поскольку ориентирована для установки на мини-яхты и «кадди» – лодки с небольшим носовым кубриком.
Кроме показанных на фото узлов в комплект также входят 3-метровый гибкий воздуховод диаметром 75 мм, выпускная и рециркуляционная пластиковые решётки (белого или чёрного цвета). Для монтажа системы понадобятся ещё водозаборный фитинг, 2-позиционный шаровый вентиль, фильтр забортной воды и линия слива забортной воды и конденсата. Монтаж, кстати, как и любой другой стационарной СКВ, можно выполнить только в сухом доке!
Габариты агрегата (l x b x h): 381 х 204 х 235 мм; полный вес – 14,5 кг. Хладагент – R-417, разрешён к применению в любой стране. При питании от 12-вольтового аккумулятора аппарат потребляет 29 ампер (проспектные данные). Надо заметить, питается Сuddy DC не напрямую от аккумулятора, а через инвертор (идёт в комплекте), так что на стоянке можно и кондиционер в береговую сеть включить, и аккумулятор подзарядить.
Аккумуляторы в комплект поставки не входят. Dometic рекомендует герметичные необслуживаемые аккумуляторы гелевого типа (глубокого цикла или типа AGM). При испытании системы использовали аккумуляторы 27-й и 31-й групп (по SAE, американская классификация). Скажем, на двух Group 27 Сuddy DC проработала 4 часа, а с тремя Group 31 – 8,5 часов.
Достоинства аккумуляторных СКВ:

  • автономная работа без генератора на борту;
  • монтаж несложен;
  • малые габариты и масса системы;
  • надёжность и долговечность кондиционера.

Недостатки:

  • относительно высокая стоимость: цена аккумуляторных кондиционеров пока что намного выше цены обычных судовых.

Заключение, или Что нужно помнить при выборе кондиционера

  1.  Б/у кондиционер, конечно, дешевле нового, но только кто с ним будет возиться, если вдруг что не так? Ведь авторизованный сервис-центр обычно отказывается иметь дело с оборудованием, приобретённым и установленным неофициально. Так что кондиционер лучше покупать у дилера, который и рекомендации даст грамотные, и сервисную поддержку обеспечит.
  2. Кондиционер – штука энергоёмкая. И хотя на заводской табличке потребляемый ток указан всегда, этого мало. Есть ещё пусковой ток, который как раз указывают не всегда. Вот он-то и определяет параметры сетевой проводки, кабелей питания, генератора. Посоветуйтесь со специалистом-электриком.
  3. Строго соблюдайте указания прилагаемой к кондиционеру инструкции. Правильный монтаж – главное условие надёжной работы кондиционера, да и в случае возникновения гарантийных обязательств у дилера не будет к вам никаких претензий. И если кондиционер подобран и установлен правильно, единственное, о чём Вы пожалеете – это о том, почему не сделали это раньше.