Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
VIVA 600: компактный семейный круизер
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 52;

Яхтсмены, которым часто приходится перевозить свою яхту с места на место – в поиске новых акваторий для отдыха или просто c места постоянного хранения до слипа – хорошо знакомы со всеми сложностями, неизбежно возникающими при этом. На протяжении многих лет конструкторы стремились достигнуть компромисса между удобством перевозки и хранения трейлерной яхты на суше – и комфортом и её ходовыми качествами на воде. Не утверждая, что известный польский яхтенный дизайнер Андрей Скржат достиг в этом совершенства, я попытаюсь продемонстрировать, как яхты VIVA 600, изготовленные по его проекту польской верфью Sasanka Yacht, совмещают в себе всё это.

Итак, начнём с этапа, когда яхта находится ещё на суше и её необходимо доставить на место для спуска на воду и вооружить для похода. Ключевые моменты при этом таковы:

  • Возможность полного подъёма шверта. Полностью спрятанный в корпус яхты шверт позволяет разместить её на трейлере как можно ниже к земле: уменьшается высота центра тяжести, перевозка за автомобилем стала более безопасной. Кроме того, полностью убранный шверт даёт возможность спустить яхту на мелководье и потом отбуксировать на более глубокое место. Основной балласт, находящийся под пайолами, позволяет уменьшить массу собственно шверта, так что сложная система талей для его подъёма и опускания не нужна.
  • Небольшой собственный вес. Пластиковый вкладыш корпуса и внутреннее заполнение материалом Airex дают конструкцию, которая не уступает по прочности более традиционным, и в то же время значительно легче. Масса яхты VIVA 600 составляет всего 920 кг, а вместе с трейлером – около 1300 кг. Буксировать её любым семейным автомобилем довольно легко.
  • Простота установки мачты и вооружения. Мачта и штаг соединены специальной штангой («воротами», как их называют поляки). Отстегнув штаг от точки крепления на носу лодки, при помощи системы блоков (6:1) и одной из шкотовых лебёдок мачту можно положить на специальную опору в кокпите и потом снова поднять, как говорится, «одной левой». И очень быстро.
  • Высокое качество трейлера. Особенности отечественных дорог известны всем. И в этом отношении яхта VIVA 600 имеет большой плюс: опционально она поставляется в комплекте с прицепом, который специально разработан для её корпуса и позволяет легко справиться с перевозкой лодки даже тем, у кого нет опыта буксировки лодок за автомобилем.

Не секрет, что корпус яхты не предназначен для того, чтобы прыгать по дорожным ямам на жёстких опорах прицепа. Поэтому для трейлерной лодки прочность конструкции имеет особое значение. И в этом плане конструкция яхты VIVA 600 также имеет ряд достоинств.
Во-первых, полностью ручная укладка стеклоткани и наполнителя на всех этапах изготовления корпуса. Некоторые производители используют для укладки стекловолокна специальные пистолеты, которые позволяют одному рабочему быстро выложить всю форму рубленым стекловолокном, однако такая технология требует большего количества смолы, что в итоге приводит к увеличению веса конструкции и никак не повышает её прочность. Кроме того, при таком способе укладки толщина корпуса будет неоднородной. На верфи Sasanka Yacht при строительстве яхт VIVA 600 используется методика ручной укладки листового стекловолокна, которая не так эффективна с точки зрения производительности и стоимости, но зато обеспечивает стабильно высокое качество каждого корпуса.
Немаловажную роль в обеспечении прочности корпуса играет его внутренняя силовая структура, которая в традиционных лодках создаётся системой стрингеров и шпангоутов. В яхтах VIVA аналогом этой структуры служит пластиковый внутренний вкладыш, который закладывается в готовый корпус ещё до того, как к нему будет приклеена палуба. Этот вкладыш выполняет сразу две функции – создаёт мощную силовую структуру, которая противостоит всем нагрузкам на корпус независимо от того, в каком направлении они приложены, а также служит фундаментом для всего интерьера – мебели, коек, рундуков и прочих элементов.
Для того, чтобы обеспечить прочность палубных элементов конструкции, некоторые производители используют деревянные вкладки – например, из бальзы. В яхтах VIVA вместо этого применяется полимерный наполнитель Airex, который в отличие от дерева не впитывает воду, не подвержен гниению и сохраняет свои прочностные свойства на протяжении многих лет эксплуатации.
Теперь – о том, как ведёт себя яхта на воде и насколько комфортно у неё на палубе и в каюте.
Кокпит VIVA 600 ориентирован на управление лодкой в одиночку, но в то же время достаточно велик – в нём может разместиться целая компания. Нескользящее покрытие на сиденьях кокпита и на палубе обеспечивает безопасность при ходьбе и удобство при сидении. Управление лодкой не вызывает сложностей даже у тех, кто делает только первые шаги в яхтинге. Общее ощущение: лодка как будто бы снисходительно прощает ошибки начинающих, не окуная их сурово в воду, но вместе с тем указывает на эти ошибки явными изменениями в своём поведении.
Высокие ходовые качества и удобство управления обеспечиваются следующими элементами:

  • Грот с фиксированной нижней шкаториной хорошо держит форму как в свежий, так и в слабый ветер. Две полки рифов присутствуют даже в стандартной комплектации, а в качестве опции можно заказать систему автоматического рифления грота с проводкой в кокпит.
  • Дробное вооружение 7/8 и система регулировки натяжения ахтерштага позволяют настраивать вооружение непосредственно во время движения яхты.
  • Низкое размещение балласта и его высокий удельный вес относительно массы всей лодки обеспечивают безопасность плавания независимо от положения шверта (лодка сохраняет стабильность и при полностью поднятом шверте). Даже в относительно свежий ветер VIVA 600 с уверенностью несёт все свои паруса, и только при значительном увеличении крена площадь грота и стакселя приходится уменьшать взятием рифов.
  • Даже при посадке на мель лодка продолжает сохранять свою безопасность. Этому способствует конструкция шверта (при «выезжании» на отмель он автоматически убирается внутрь корпуса). В отличие от килевых лодок, которые при посадке на мель заваливаются на борт, VIVA 600 сидит на корпусе ровно, так что есть возможность спокойно обдумать план действий по снятию с мели.
  • Опционально поставляемый асимметричный геннакер на выдвижном бушприте будет интересен любителям «погоняться» и тем, кто стремится выжать из своей лодки максимально возможную скорость.

Комфорт и безопасность управления лодкой под парусами обеспечиваются следующими особенностями:

  • Стандартно поставляемая жёсткая оттяжка гика устраняет необходимость в топенанте. Меньше верёвок в кокпите – меньше вероятность запутаться.
  • Проводка всех шкотов и фалов в кокпит даёт возможность управлять лодкой в одиночку, что немаловажно для семейных экипажей.
  • Широкие боковые палубные проходы позволяют при необходимости свободно перемещаться из кокпита на бак и обратно.
  • Мгновенно осушающийся кокпит обеспечивает комфорт и безопасность при плавании на волнении и в плохую погоду – вода свободно выливается через широкий проход в задней части кокпита.

Наконец, о каюте. Когда я впервые оказался внутри VIVA 600, она показалась мне визуально даже больше, чем каюта её «старшей сестры» – семиметровой VIVA 700. Под палубой этой лодки (не забывайте, её общая длина – всего 6 м!) хватает места для полноценного камбуза с мойкой и газовой плитой, внушительных размеров стола на четырёх человек и отдельного гальюна с ещё одной мойкой и биотуалетом (или прокачным унитазом – по выбору). И при этом остаётся ещё три спальных места (двуспальная носовая койка и койка вдоль одного из бортов). Интересно, что ощущения тесноты при этом не возникает: то ли за счёт удачной планировки, то ли за счёт подбора отделочных материалов и оформления, но каюта кажется просторной и полной воздуха. Воздух, кстати, поступает не только через входной люк, но также через открывающийся люк в носу (над двуспальной койкой) и через открывающийся иллюминатор в комингсе кокпита. Впрочем, даже когда все люки и иллюминаторы задраены (например, в сильный дождь), душно в каюте не будет – в лодке предусмотрена система пассивной вентиляции (её решетки совмещены с плафонами внутреннего освещения).
При желании можно отказаться от отдельного гальюна и заказать на верфи вариант с четырьмя спальными местами. При этом немного уменьшится размер камбуза, а биотуалет придётся прятать под трапом в каюту, но спальные места будут вполне комфортабельными – в полный рост, да ещё и с запасом.
Верфь предлагает несколько вариантов отделки деревом (светлый дуб, красное дерево махагони или ясень) и множество расцветок ткани для диванов и обивки бортов, так что подобрать оформление на свой вкус не составит труда.
С точки зрения судовых систем у VIVA 600 тоже всё в порядке – в качестве стандартной комплектации поставляется газовая плита, две мойки с подачей воды из бака электрическим насосом (сам бак расположен под палубой и заполняется через палубную горловину), трюмная помпа, аккумулятор и три светильника в каюте, а также большое количество шкафов и рундуков для хранения необходимого снабжения и припасов. А уж в качестве опций можно заказать вообще практически всё, что душе угодно – от радиоприёмника с MP3 и электрического холодильника до плазменной панели и системы климат-контроля (кондиционирование и отопление каюты).
Повторюсь: автор проекта VIVA 600 – Андрей Скржат, один из наиболее известных и уважаемых европейских яхтенных дизайнеров («морских архитекторов» – naval architects). Его проекты завоевали множество призов на яхтенных выставках, и по этим проектам строят лодки на верфях нескольких европейских стран. VIVA 600 был разработан в 1999 году и оказался настолько успешным, что за все эти годы в него не потребовалось вносить никаких изменений, несмотря на то, что яхты VIVA 600 эксплуатируются в 13 различных странах и отзывов от владельцев было собрано более чем достаточно. (Как любит говорить один мой знакомый капитан, «не нужно чинить то, что не поломано»). Благодаря этому, верфь Sasanka Yacht сконцентрировалась над совершенствованием технологии производства, и с момента спуска на воду первой VIVA 600 требования к качеству и надёжности этих лодок непрерывно возрастали.
Любая польская чартерная компания (а условия эксплуатации яхт в Польше и в Украине во многом совпадают) обязательно имеет в своём флоте несколько яхт VIVA 600 и VIVA 700 – достаточно посетить любой польский яхтенный сайт, чтобы в этом убедиться.

Алексей МЕРЗЛОВ.

Материалы предоставлены представителем Sasanka Yacht в Украине – компанией Чайка Яхтинг.